РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

В статье рассматривается проблема формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии. Раскрываются вопросы, связанные с ролью семьи в формировании здорового образа жизни данной категории обучающихся. Делается вывод о том, что соблюдение семьей всех рекомендованных правил и предписаний поможет сформировать здоровый образ жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

Н. В. Уткина

ФГБОУ ВО «Тверской государственный

университет», г. Тверь

В статье рассматривается проблема формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии. Раскрываются вопросы, связанные с ролью семьи в формировании здорового образа жизни данной категории обучающихся. Делается вывод о том, что соблюдение семьей всех рекомендованных правил и предписаний поможет сформировать здоровый образ жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, роль семьи в формировании здорового образа жизни, дети младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии, семейные ценности, воспитание здорового образа жизни.

Ребенок младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии нуждается в особом подходе, заботе и внимании со стороны семьи, общества и государства. Семья играет первостепенную роль, является основой формирования и становления личности ребенка, образцом, который прививает и формирует привычки, основные ценности и моральные установки, передает знания и умения. Насколько пример семьи будет положительным и правильным зависит и формирование личности ребенка как новой социальной единицы общества.

Семьей в социологии называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По своей сути, семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве имеющую исторически определенную организацию [2, с. 89].

Семейные ценности – это важные, значимые вещи для всех членов семьи, общие интересы. Для большинства людей семейные ценности приблизительно одинаковы: любовь, взаимопонимание, поддержка, наличие детей, верность, доверие, связь со своими корнями, дом.

К основным функциям семьи по отношению к детям младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии можно отнести следующие:

-создание условий для развития членов семьи, главным образом ребенка с интеллектуальным нарушением, которые реализуются в процессе воспитания;

-обучение детей правилам поведения, моральным и культурным нормам, обеспечивать всестороннее развитие, подавать личный пример;

-способствование интеграции детей с нарушением в интеллектуальном развитии в общество, их стремлений, действий;

-адаптация детей с нарушением в интеллектуальном развитии к меняющейся социальным условиям [7, с. 50].

Образ жизни – деятельность личности, протекающая в конкретных условиях жизни и зависящая от них [13, c. 27]. Образ жизни оказывает непосредственное влияние на здоровье, закладывается и формируется в семье. Очень важно, чтобы он был правильным, формировал основы физического, психического и нравственного здоровья, поддерживал каждого члена семьи, способствовал всестороннему развитию взрослых и детей с нарушением в интеллектуальном развитии.

Н. Г. Соколова выделяет следующие основные составляющие здорового образа жизни: активная жизненная позиция, физический, духовный комфорт, удовлетворение от деятельности, полноценный отдых, сбалансированное рациональное питание, регулярная физическая активность, благоприятная эмоциональная обстановка и взаимоотношения в семье, личная гигиена, рациональный режим дня, наличие у человека положительных эмоций.

Все эти показатели влияют на качество жизни, здоровье и степень удовлетворенности человеком жизнью [13, с. 30].

Академик Н. М. Амосов писал: «Здоровье ребенка складывается из четырех основных компонентов жизни: физических нагрузок, закаливания, питания и психологического комфорта, включая сон» [1, с. 240].

Главное условие, которое будет формировать здоровый образ жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии является личность родителей. А.С. Макаренко так говорил о роли родителей в процессе воспитания детей: «родительское требование к себе, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания [6, с. 59].

Задачи, стоящие перед родителями по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии, очень обширны и многогранны, включают в себя все сферы деятельности их ребенка. Родителям необходимо следить и укреплять здоровье ребенка (организовать правильный режим дня, сна, прогулок, игры, адаптировать к школьной программе, поддерживать правильность питания, закаливание, занятие зарядкой, спортом, ограничение просмотра телевизора и увлечения компьютером), способствовать формированию психологического здоровья у детей (любить, уважать и полностью принимать ребенка, учитывать его нужды, потребности, желания), поддерживать и развивать семейные традиции (в том числе традиции, касающиеся формирования здорового образа жизни). При этом важно учитывать состояние здоровья ребёнка и его возможности, проводить профилактику вредных привычек и формировать правильные (труд, желание помочь, умение общаться с другими людьми). Одной из первостепенных задач для родителей будет являться подтверждать всё личным позитивным примером, постоянное развитие (изучение необходимой литературы, беседа со специалистами, посещение дополнительных развивающих мероприятий, направленных на помощь семьям, имеющих детей с интеллектуальной недостаточностью, общение с другими родителями, при необходимости или затруднениях в воспитательной работе, проводимой родителями дома с ребенком, обращаться за помощью к специалистам за консультацией) [3, с. 174-175]. Следующей задачей семьи является обучение детей безопасному поведению в быту, на улице, природе, в обществе, в учебном заведении, объяснить правила дорожного движения, развивать умения самообслуживания. Необходимым является научить ребенка определять состояние своего здоровья (здоров или болен), назвать и показать, что именно болит, какая часть тела [4, с. 46].

Реализация этих задач важна и обязательна в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуальном развитии, выполнение которых обязательно положительным образом скажется на формирование личности ребенка.

Важным для полноценного здорового развития детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии является поддержание родителями строгого соблюдения режима дня, труда, учебы, отдыха, питания, сна, физического развития и закаливания. Необходимо, чтобы дети знали, понимали и выполняли эти требования, осознавали их важность для собственного здоровья.

Рассмотрим отдельно основные механизмы, которые будут лежать в основе формирования, сохранения и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии.

Во-первых, отнесем сюда рациональный, соответствующий возрасту и особенностям развития детей режим дня, включающий следующие обязательные элементы: режим питания, сна, организация учебного дня, прогулки на воздухе, свободное время. Режим дня каждая семья подбирать должна индивидуально, из учета индивидуальных особенностей развития ребенка. Режим должен быть разумным, целесообразным, последовательным, понятным для ребенка и обязательным для ежедневного выполнения, быть в семье правилом (дети должны понимать, почему родители требуют от них соблюдать режим сна, отдыха, выполнения домашних заданий, приема пищи, закаливания и какое значение эти правила имеют для здоровья).

Правильно организованный родителями младших школьников режим должен характеризоваться определенностью, точностью и не позволять исключений, кроме таких случаев, когда исключения действительно необходимы и вызываются важными обстоятельствами, болезнью ребенка или его плохим самочувствием, нахождением в больницы и т.п. Важным условием является то, чтобы в каждой семье, имеющей детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии, любое нарушение режима было обязательно замечено [6, с. 77].

Представим основные требования по организации рабочего дня для ребенка младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии, на которые родителям следует обратить внимание. Огромное значение для детей имеет сон. Академик Н. М. Амосов подчеркивает важность сна для ребенка: «Сон – важнейший компонент не только физического здоровья, но и психического равновесия». [1, с. 376] Суммарная продолжительность дневного и ночного сна у детей младшего школьного возраста с нарушение в интеллектуальном развитии 10-11 часов.

Следующим важным фактором режима дня детей при формировании здорового образа жизни является пребывание на открытом воздухе (прогулки). Для детей младшего школьного возраста время нахождения на улице в зимнее время около 4-4,5 часов, а летом по возможности весь день.

Основными составляющими режима должны быть школьные занятия, которые регламентируются учебным планом, и домашние занятия по подготовке к урокам. В настоящее время санитарными правилами установлена следующая предельная нагрузка на школьников при 5 дневной учебной неделе: 1-е классы – 20 часов, 2-4-е классы – 22 часа [12, с. 8]. Любое увеличение учебной нагрузки вызывает утомление школьников и снижает их адаптацию к школьной программе.

Приступать к выполнению домашних заданий желательно после 1,5-2 часов отдыха и прогулки на открытом воздухе, продолжительность выполнения домашних заданий: в 1 классе - до 1 часа, во 2 классе - до 1,5 часов, в 3-4-м классах – до 2 часов [12, с. 8]. Важной для ребенка младшего школьного возраста с нарушением интеллекта является игровая деятельность и отдых, согласно собственным интересам. Общее время просмотра телепередач не должно превышать 1,5 часа в день, так как это создает повышенную нагрузку на глаза и нервную систему.

Важную роль в формировании здорового образа жизни является соблюдение правил личной гигиены. Необходимо помнить о том, что нужно мыть руки, умываться и чистить зубы 2 раза в день, содержать в чистоте одежду, обувь, ногти. Ежедневно следует принимать душ, расчесывать волосы

Вторым компонентом здорового образа жизни является здоровое питание. Пища – это главный источник энергии для жизнедеятельности и развития ребенка. Если ребенок будет получать полезную, разнообразную пищу, то и самочувствие у него будет хорошим, организм будет иметь устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды, в том числе к инфекционным заболеваниям.

В-третьих, важным фактором формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии является двигательная активность и физическое воспитание. Профилактика дефицита движения включает в себя: выполнение рекомендаций по режиму дня, утренняя зарядка, пропаганду активного образа жизни и физического воспитания детей в семье [5, с. 37-41]. По мнению академика Н.М. Амосова «Мало упражнений в детстве не только вредят здоровью, но тормозят физическое развитие. Движение – это первичный стимул для ума» [1, с. 372]. Занятия физкультурой и спортом необходимы, они помогают ребенку поддержать физическое здоровье, развивать ловкость, активность, а также повышает защитные силы организма, помогает противостоять болезням [8, с. 63]. Ребенок младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии по согласованию с тренером и при необходимости с медиками может посещать различные спортивные секции и кружки (по художественной гимнастике, фигурному катанию на коньках, плавание и др.), либо занятия по общей оздоровительной физкультуре [5, с. 54].

Полезным для формирования правильного представления у ребенка о важности спорта для здоровья будут совместные занятия с родителями, проведение зарядки, подвижные игры, семейные старты, посещение спортивных мероприятий, походы в лес, прогулки на открытом воздухе, экскурсии, посещение бассейна, оздоровительный совместный бег и ходьба, велоспорта [3, с. 83].

Чрезмерная двигательная активность (гиперкинезия), повышенное эмоциональное напряжение также неблагоприятно влияют на младших школьников с нарушением интеллекта, она приобретает характер чрезмерного раздражителя [5, с. 42]. Не следует много бегать, кричать, при необходимости ребенка нужно тормозить. Желательно в комнате не допускать излишней двигательной активности, необходимо приучать ребенка, что для этой деятельности подходит больше игровая площадка, улица. Также необходимо учить ребенка контролировать громкость своего голоса: крик, плач – все это действия говорят о нездоровом проявлении психики ребенка, а не о какой-либо действительной потребности в этом [6, с. 77].

Четвертым важным аспектом формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии является закаливание. Закаливание – это комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма. Основные его задачи – развить выносливость организма при меняющихся факторах окружающей среды, повысить его сопротивляемость к различным заболеваниям. Основные принципы закаливания детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии: постепенность, систематичность, регулярность, учет индивидуальных особенностей ребенка: состояния его здоровья, физического и психического развития, особенности нервной системы, чувствительности ребенка к закаливающим процедурам, проводить закаливание только при положительном отношении ребенка к этой процедуре, контролировать состояние здоровья.

Виды закаливания: воздушные ванны, световоздушные ванны, солнечные ванны. Выделяют также специальные водные процедуры, они могут быть местными и общими. К местным закаливающим процедурам относят полоскание горла и обмывание стоп. Общие водные процедуры: влажные обтирания, обливание, купание [5, с.43-45].

Необходимым условием для формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта является формирование у него привычки здорового образа жизни. Э. Сеген писал о том, что «привычка для ребенка с умственной отсталостью все для его спасения или для его окончательной гибели» [10, с. 25].

Хорошие и плохие привычки возникают в результате определённого образа жизни ребёнка младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Основой формирования вредных привычек у детей с умственной отсталостью лежат отрицательные средства компенсации, а воспитание положительных привычек способствует формированию положительной компенсации. Наиболее действенным путем для формирования здорового образа жизни для младшего школьника с нарушением интеллекта является воспитание привычек. Для детей с такими нарушениями необходимы особые условия формирования положительных привычек, многократные повторения и разъяснения, обезопасить детей от случайно действующих вредных впечатлений. Важной работой является профилактика вредных привычек у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта (сосать пальцы, грызть ручки, карандаши, ковыряться в носу, зависеть от гаджетов).

Но одного повторения действий будет недостаточно для того, чтобы они закрепились у ребенка и перешли в привычку. Необходимо, чтобы для повторения этих действий ребенок испытывал потребность, которая будет подкреплена положительным результатом. От набора таких привычек зависит образ жизни и характер ребенка. Родители должны знать о важности формирования положительных привычек у детей и использовать их компенсаторные возможности [9, с. 245-246, 251, 254]. Сами родители должны понимать свою главенствующую роль в процессе воспитания и важность формирования у них здорового образа жизни, как основы благоприятного развития, здоровья и социализации своих детей. Им необходимо постоянное саморазвитие, изучение научно-педагогической литературы по формированию здорового образа жизни и воспитанию детей [11, с. 134], придерживаться здорового образа жизни, правильно питаться, заниматься спортом, иметь свои увлечения и интересы.

Соблюдая все приведенные выше рекомендации, родители смогут сформировать здоровый образ жизни у своих детей, без которого сложно жить полноценной жизнью.

Таким образом, сформировать здоровый образ жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии необходимая и важная задача. Развитие ребенка и формирование у него здорового образа жизни напрямую зависит от семейного благополучия, от взаимоотношения родителей между собой и отношения каждого из родителей к ребенку, от уровня их знаний, образованности, желания развиваться и учиться, от умения сформировать для ребенка правильный, соответствующий возрасту и состоянию здоровья режим дня, от участия их в физическом и духовном воспитании. Важно, чтобы семья, в которой воспитывается ребенок младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии, полностью принимала и понимала все потребности и особенности своего ребенка, способствовала его физическому и психическому развитию, социализации, интеграции и формировала его здоровый образ жизни с помощью положительного личного примера и постоянного саморазвития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амосов Н. М. «Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. – СПб.: ООО «Диалектика», 2019. – 672 с.

2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Из-во МГУ. 2003, 304 с.

3. Воронова Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе: программа, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 245 с.

4. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.: ил.

5. Жданова, Л. А. Основы формирования здоровья детей / Л. А. Жданова [и др.]; под ред. Л. А. Ждановой - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 416 с.

6. Макаренко А. С. О воспитании в семье. Избранные педагогические произведения, Москва, 1955 Книжная фабрика им. Фрунзе Главиздата Министерства культуры УССР, Харьков 320 с.

7. Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974, 170 с.

8. Полтавцева Н. В., Стожаров М. Ю., Краснова Р. С., Гаврилова И. А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. – М.: ТЦ Сфера, 2013, - 128 с.

9. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. ИОИ, 2016. – 228 с.

10. Сеген Э. Воспитание, гигиена нравственное лечение умственно ненормальных детей, 1905, 319 с.

11. Сергеева В. П. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник / под ред. В.П. Сергеевой. - Москва: ИНФРА-М, 2022. - 197 с. - (Среднее профессиональное Образование).

12. Силаев А.А, Попова О.Л., Бобрищева-Пушкина Н. Д., Кузнецова Л. Ю., журнал «Практика педиатра», «Гигиенические аспекты организации режима дня дошкольников и школьников», гигиена. Май, 2008г., кафедра экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО "Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова" Росздрава. - 8 с.

13. Соколова Н. Г. Здоровый человек. Сохранение здоровья в различные периоды жизни: учеб. Пособие /Н. Г. Соколова, И. А. Пономарева. – Ростов н/Дону: Феникс, 2020. – 559 с.: ил. – (Среднее медицинское образование).

THE ROLE OF THE FAMILY IN FORMING A HEALTHY LIFESTYLE IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH INTELLECTUAL DEVELOPMENT DISTURBANCES

N. V. Utkina

Tver State Universit, Tver

The article deals with the problem of the formation of a healthy lifestyle in children of primary school age with intellectual disabilities. The issues related to the role of the family in the formation of a healthy lifestyle for this category of students are revealed. It is concluded that the observance of all the recommended rules and regulations by the family will help to form a healthy lifestyle in children of primary school age with intellectual disabilities.

Keywords: healthy lifestyle, the role of the family in the formation of a healthy lifestyle, children of primary school age with intellectual disabilities, family values, education of a healthy lifestyle.

Об авторе:

Уткина Наталия Валерьевна – студентка магистратуры института педагогического образования и социальных технологий, специальность – специальное (дефектологическое) образование ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» (170021, г.Тверь, ул. 2-я Грибоедова, д. 24.), e-mail: class="c25 c5">

Об авторе на английском языке:

Utkina Natalia Valerievna - Master's student of the Institute of Pedagogical Education and Social Technologies, specialty - special (defectological) education Tver State University (170021, Tver, 2nd Griboedova St., 24.), e-mail: