Разработка методики реабилитации детей с нарушениями осанки на основе средств гандбола

Есть предположение, что использование средств гандбола в тренировочном процессе младших школьников приведет к коррекции нарушений осанки у младших школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2_pautova.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка методики реабилитации детей с нарушениями осанки на основе средств гандбола

Паутова Оксана Евгеньевна

МБУ СШ «Русич»

В современном мире проблема поддержания правильной осанки у детей становится все более сложной задачей, которую пытаются решить родители, с самого раннего возраста.  Приобретение правильной осанки - это длительный процесс, поэтому заботиться о ней рекомендуется с самого раннего детского возраста [11,12]. Различные изменения осанки имеются у 67 % школьников всех возврастов.  Сколиоз и нарушение осанки являются наиболее известными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков, здоровья в детстве и оказывает отрицательное влияние на течение и осложнения многих заболеваний во взрослом возрасте. [6]. Во время роста у ребенка осанка имеет пластичный характер, она легко поддается изменениям, в этот период времени и происходит множество нарушений осанки и они зачастую приходятся на младший школьный возраст. Это связано с неодновременным развитием суставно-связочного, костного аппаратов и мышечной системы тела ребенка. Кости и мышцы растут в длину, а связки не успевают, приспособилться к этим анатомическим изменениям. Состояние осанки зависит от степени развития спинных мышц «корсета», формы позвоночника. Дефектная осанка создает почву для проявления заболеваний позвоночника и других органов опорно-двигательного аппарата, приводит к расстройствам деятельности внутренних органов, общей функциональной слабости всего организма в целом.

Различают 3 степени нарушения осанки: 1 - степень включает в себя: минимальное изменение тонуса мышц, чуть заметную разницу в симметрии правой и левой части спины. Все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Нарушение легко исправляется при постоянных занятиях лечебной гимнастикой. 2 - степень характеризуется изменения в связочном аппарате позвоночника. Изменения могут быть видны лишь при длительных занятиях лечебной гимнастикой. 3 - степень характеризуется сильными изменениями в межпозвоночных хрящах и костях (дисках) позвоночника, изменения не исправляются лечебной гимнастикой, а требует специального ортопедического лечения с помощью специалистов.[12].

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости выявляются в виде неправильных изгибов позвоночника:

  • Сглаживание позвоночных изгибов (плоская спина у детей);
  • Увеличен поясничный лардоз, слабо выражен шейный лардоз и грудной кифоз (плоско – вогнутая спина);
  • Увеличен грудной кифоз и уменьшен поясничный лардоз (сутуловатость);
  • Увеличен грудной кифоз и почти полностью сглажен поясничный кифоз(круглая спина, кифотческая оснка);
  • Увеличены все физологические изгибы позвоночника(кругло – вогнутая спина, кифологическая осанка).

Таким образом, вопросы нарушений осанки у детей младшего школьного возраста подробно разработаны в трудах отечественных современных авторов [1, 2, 3]. Тем не менее, эта проблема остается актуальной и в настоящее время, вызывая интерес специалистов. Нарушение осанки на данный момент занимает одно из лидирующих мест среди патологий физического развития школьников. Большинство нарушений осанки у детей школьного возраста имеет приобретенный функциональный характер, связаны они с ненормированным распределением нагрузки, как на занятиях в школе, так и на дополнительных спортивных секциях.

Цель исследования: Разработать и оценить эффективность применения комплекса тренировочных упражнений на основе средств гандбола для младших школьников с нарушением осанки.

Задачи:

1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме реабилитации детей с нарушением осанки.

2. Разработать комплекс тренировочных упражнений на основе средств гандбола для младших школьников с нарушением осанки.

3. Оценить эффективность применения комплекса тренировочных упражнений на основе средств гандбола для для детей младшего школьного возраста с нарушением осанки .

Объект исследования: тренировочный процесс младших школьников с нарушением осанки с использованием средств гандбола.

Предмет исследования: влияние средств гандбола на состояние опорно-двигательго аппарата младших школьников с нарушениями осанки.

Исследование будет проводиться на базе МБОУ ДОД «Русич». В эксперименте будут принимать участие 30 детей младшего школьного возраста. Экспериментальная и контрольная группа составят по 15 человек. Для детей младшего школьного возраста из экспериментальной группы в тренировочный процесс будет включать комплекс тренировочных упражнений на основе средств гандбола.

Осмотр детей проводиться спереди, сбоку и сзади. Основными явными нарушениями осанки служат: лопатки их расположение и расстояние от позвоночника, отклонение остистых отростков позвонка от средней линии спины, выпуклая или вогнутая грудная клетка, отведение плеч вперед. Из 15 детей экспериментальной группы:2 имеют первую степень нарушения осанки,3 имеет диагноз сколиоз у одного из троих ярко выраженно плоскостопие, остальные 10 имею вторую степень нарушения осанки.

Дети контрольной группы будут получать традиционный комплекс лечебной физической культуры. ЛФК является наиболее универсальным методом лечения, при его использовании происходит воздействие на весь организм в целом, нормализация мышечного тонуса и развитие моторики.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, визуальный метод оценки осанки, врачебно-педагогические наблюдения, тестирование гибкости позвоночника, развития силы мышц брюшного пресса и спины, ягодичных мышц и мышц бедра.

Комплекс тренировочных упражнений на основе средств гандбола для младших школьников с нарушением осанки будет включает в себя симметричные упражнения, направленные на работу мышц спины таким образом, чтобы нагрузка распределялась равномерно как на правую, так и на левую стороны туловища, которые будут способствовать усилению «корсета» позвоночника:

1 упражнения на координацию движений: 

-«ласточка» - при выполнении ребенок медленно наклоняется вперед, сгибая одну ногу в тазобедренном суставе, одновременно вытягивает вторую ногу назад, чтобы она образовывала прямую горизонтальную линию с туловищем, руки вытянуты в стороны.

-дети делятся парами, становятся лицом друг к другу, зажимают гандбольный мяч лбами и начинают двигаться боком вперед (спина прямая, руки в стороны), так же это упражнение выполняется спиной друг к другу, но мяч удерживается спинами, главная задача при движении не выронить мяч.

2 упражнения на равновесие:

-ходьба на носках (спина прямая руки в стороны);

-ходьба на пятках (руки на бедрах);

-бег с ведением гандбольного мяча по линии (спина прямая);

-приседания парами (спина прямая, пятки не отрывать при поднимании с положения сидя);

-контроль осанки (облокотиться на стену, спина прямая, руки в стороны, ноги согнуты в коленях).

3Дыхательные упражнения:

-при беге дышать под счет, выдох должен быть в два раза длиннее вдоха;

-во время бега дышать через сжатые губы (выдох с препятствием).

4Упражнения на ловкость:

-дриблинг без зрительного контроля за мячом,

-жонглирование 2—3 мячами.

5Упражнения для развития прыгучести:

-приседания (и с отягощениями),

-выпрыгивания из полного приседа вперед,

-прыжки на одной и двух ногах со скакалкой,

-бег с ускорением ведением гандбольного мяча,

6Упражнения для развития силы и быстроты мышц:

Передачи гандбольного мяча:

- одной рукой от плеча, прямой рукой сверху, сбоку и снизу;

- двумя руками от груди, из-за головы, снизу, через спину назад.

Мы предполагаем, что использование средств гандбола в тренировочном процессе младших школьников приведет к коррекции нарушений осанки у младших школьников.

Литература

  1. Авокян Р.У., Манвелян А.А. Состояние пропорций тела и осанки // Материалы 1.Всесоюзной конференции по спортивной метрологии. - М., 1975. - С.5-6.
  2. Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 208 с.
  3. Алиев М.В. Формирование правильной осанки // Дошкольное воспитание.-1993.- № 2. - С.17-21.
  4. Бабенкова Е.А. Федоровская О.М. Игры, которые лечат.-М.:Сфера,2009.
  5. Гит В.Д. Исцеление позвоночника. – М.: Лабиринт Пресс, 2006. – 256 с.
  6. Горбачев М.С. Осанка младших школьников // Физическая культура в школе, 2005. – 8. с 25 – 28.
  7. Грачев В.И. Физическая культура. – М.: ИКЦ Март, 2005. – 464 с.
  8. Каштанова Г.В. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей школьного и младшего школьного возраста – М.: АРКТИ, 2006. – 104 с.
  9. Котешова И.А. Нарушение осанки: лечение и профилактика. – М.: ЭКСМО, 2004. – 207 с.
  10. Курумчина В.В. Позвоночный столб – основа здоровья // Физическая культура в школе. – 2003. – 6. – с. 34–36.
  11. Милюкова И.В., Едемская Т.А., Страковская В.Л Лечебная гимнастика и нарушение осанки у детей. – СПб.:Сова; М.: ЭКСМО, 2003. – 127 с.
  12. Мирская Н.Б. Нарушения осанки, типичные ситуации. – М.: Чистые пруды, 2005. – 30 -31с.
  13. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2005.