Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"

Здравствуйте, Дорогие читатели! Данная научно-исследовательская работа предназначена для родителей, воспитателей, а также для студентов. В данной работе вы можете ознакомиться с происхожением театрализованной деятельности, с методами и приемами которые помогут через данную деятельность всесторонне развить детей старшего дошкольного возраста. А также ВЫ можете ознакомиться с приложениями А и Б, в которых представлена картотека театрализованных игр для каждой возрастной группы, а также методические рекомендации для воспитателей и студентов, которые помогут более продуктивней развить детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность с учетом возрастных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессионально образовательное учреждение

Саратовской области

«Энгельсский колледж профессиональных технологий»

МДК Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста

КУРСОВАЯ РАБОТА

ГАПОУ СО «ЭКПТ» КР 117 12 00

Выполнял студент группы: ДО-386 Оралина Елизавета Сергеевна

Специальность: Дошкольное образование

Форма обучения: очная

Руководитель: Корнилова Татьяна Сергеевна

Энгельс 2024 г.

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретические основы театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Понятие и особенности театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Виды театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитии детей старшего дошкольного возраста

Глава 2 Методические аспекты использования театрализованной деятельности во всестороннем развитии детей старшего дошкольного возраста.

Методы и приёмы реализации театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия организации театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Список использованных источников

Приложение А «Методические рекомендации педагогам в организации проведения театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Приложение Б «Картотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста»

3

5

5

8

11

16

16

21

26

Введение

Театр — это уникальное искусство, способное оказывать глубокое влияние на эмоциональное, социальное и творческое развитие детей. В последние годы театрализованная деятельность становится все более популярной в системе дошкольного образования, так как она предоставляет возможность детям не только проявить свои творческие способности, но и развить важные социальные навыки.

Старший дошкольный возраст — это период, когда закладываются основы личности, формируются коммуникативные навыки и эмоциональная сфера. Ценность театрализованной деятельности в дошкольном воспитании состоит в том, что она отражает мир социальных отношений, обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями. Она помогает детям научиться выражать свои чувства, понимать эмоции других, а также развивать воображение и креативность. Также развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, совершенствует эмоциональную сферу, способствует нравственно-этическому воспитанию. Через участие в театрализованных мероприятиях дети учатся работать в команде, принимать решения и решать конфликты, что является важными аспектами их всестороннего развития.

Актуальность данной темы сформирована тем, что в условиях быстро меняющейся жизни возрастает важность эмоционального интеллекта и социальных навыков. С помощью театрализованной деятельности ребёнок получает основы базовой культуры личности, развивает психические и физические качества в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а также у него формируются нравственные качества, что особенно важно в дошкольном возрасте. Данная деятельность помогает детям развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде. Это критически важно для их социальной адаптации и взаимодействия с окружающими.

Цель исследования: изучить значение театрализованной деятельности на всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.

Проблема исследования: определение эффективных применение театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если знать понятие, виды и влияние театрализованной деятельности, а также владеть методами и приемами в образовательном процессе, создавая при этом педагогические условия, то всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным.

Исходя из данной гипотезы, были выявлены следующие задачи исследования:

1. Изучить понятие и особенности театрализованной деятельности в дошкольном образовании;

2. Проанализировать виды театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

3. Рассмотреть влияние театрализованной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста;

4. Определить методы и приёмы реализации театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;

5. Рассмотреть педагогические условия организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования.


Глава 1 Теоретические основы театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Понятие и особенности театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях — это важный компонент педагогического процесса, который способствует развитию детей через игру, творчество и представление. История этой деятельности уходит корнями в древние времена и проходит через различные этапы в развитии общества, культуры и образования.

В XIX веке театрализованная деятельность постепенно начинает внедряться в образовательный процесс, особенно в дошкольных учреждениях. Детей знакомят с народным театром и фольклором, что помогает развивать их художественные восприятия и прививает интерес к культуре своей страны. Известный российский педагог К. Д. Ушинский подчеркивал важность игры и театра в воспитании. Он отмечал, что театрализованные методы помогают детям развивать эмоциональный интеллект и социальные навыки, а также способствуют формированию уверенности в себе. После Октябрьской революции театр стал рассматриваться как важный инструмент пропаганды и образования. Выполнялись реформы в системе образования, направленные на устранение неграмотности и формирование нового сознания. Театр стал неотъемлемой частью детского досуга, кукольные театры и народные игры были популярны среди детей, помогая им учиться и развиваться в игровой форме.

В 1930-х годах театрализованная деятельность приобрела важность в детских садах и школах. Педагогические методики того времени активно внедряли театрализованные занятия как часть эстетического воспитания. Воспитатели уделяли внимание развитию фантазии, артистизма и речевых навыков у детей[1].

Театрализованная деятельность для детей старшей группы представляет собой многогранный процесс, который влияет на развитие личности ребенка на различных уровнях. Этот вид активности не ограничивается только игрой или развлечением, а охватывает широкий спектр навыков и качеств, необходимых для успешной социализации и самореализации в обществе.[2]

1. Развитие творчества. Театрализованные игры являются спонтанным и свободным способом самовыражения. В процессе актерской игры дети учатся:

- Создавать образы: через ролевые игры они могут примерять на себя разные персонажи, что требует от них воображения. Представление о каком-либо образе помогает развитию креативного мышления.

- Импровизировать: дети учатся адаптироваться к различным ситуациям, оперативно реагируя на изменения в ходе игры. Это развивает их способность к творчеству и нестандартному решению задач.

- Производить интерпретацию: необходимо понимать не только текст, но и его подтекст, что формирует способность к аналитическому и критическому мышлению.

2. Социальные навыки. Театрализованная деятельность способствует формированию ключевых социальных навыков:

- Взаимодействие с окружающими: в процессе игры дети учатся действовать в коллективе, что включает в себя активное слушание, обмен мнениями и поддержку других участников.

- Проявление эмпатии: играя разные роли, дети получают возможность понять и почувствовать эмоции других. Это позволяет развивать эмпатию и сопереживание.

- Управление конфликтами: на практике дети сталкиваются с ситуациями, требующими разрешения конфликтов. Такой опыт помогает им понимать, как находить компромисс и вести конструктивный диалог.

3. Эмоциональное развитие. Театр является прекрасной средой для эмоционального роста:

- Выражение эмоций: с помощью театра дети могут открыто говорить о своих чувствах, что способствует снижению уровня стресса и повышенной тревожности.

- Управление своими эмоциями: дети учатся контролировать свои реакции на различные ситуации, что для них становится ценным опытом нахождения в эмоционально сложных ситуациях.

- Формирование самосознания: через ролевые игры они могут осмысливать свои чувства и действия, что важно для осознания своей идентичности.

4. Когнитивное развитие. Театрализованная деятельность является мощным стимулятором когнитивных процессов:

- Развитие внимания и памяти: дети должны внимательно следить за действием, помнить свои реплики и действия, что развивает их память и внимание.

- Аналитические навыки: обсуждение сюжета, персонажей и их мотивов способствует формированию аналитического мышления и критического восприятия информации.

- Способности к решению проблем: столкновение с сюжетными поворотами требует от детей разрабатывать стратегии поведения и решения проблем в рамках ролевой игры.

5. Уверенность в себе. Театрализованная деятельность способствует повышению уверенности и самооценки ребенка:

- Преодоление страха: выступления на сцене помогают детям справляться со своим страхом перед аудиторией и учат их публичной самопрезентации.

- Развитие навыков самовыражения: дети учатся открыто выражать свои мысли и идеи, что необходимо для социальной активности и взаимодействия с окружающими.

- Достижение успехов: положительная обратная связь от сверстников и взрослых поощряет детей, формируя у них уверенность в своих силах.

Виды театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений[3].

Самым любимым видом развлечения является театральное представление. Оно переносит малыша в красочный, волшебный мир сказки, где гармонично сочетается реальное и вымышленное. Дети верят персонажам, и любят подражать тем героям, которые им больше всего понравились. Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы:

- режиссерские игры (к ним можно отнести настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе)

- игры-драматизации. (Приложение Б)

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.

В режиссерской игре ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр.

Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук Показ сопровождается соответствующим звучанием. Виды игр-драматизаций дошкольников.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. В традиционной педагогике игры-драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

Каждый из видов театрализованной деятельности не только развивает творческие способности детей, но и способствует социализации, коммуникации, а также развитию критического мышления и уверенности в себе.

Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитии детей старшего дошкольного возраста.

Театральная деятельность – самый распространенный вид детского творчества, является мощным психотерапевтическим средством, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Она понятна ребенку и находит свое отражение потому, что связана с игрой. Благодаря творчеству, театральной игре мы развиваем в детях высшие психические качества, такие как память, внимание, фантазию; целеустремленность, решительность, трудолюбие – волевые черты характера. Занятия театральной деятельностью, выступления перед зрителями в процессе обучения позволяют ребенку научиться правильно реализовывать свои творческие силы и духовные потребности, раскрепощаться и отстаивать свои позиции в обществе. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. [4]

В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить самооценку ребенка, самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. [5]

Театральные мероприятия: способствуют к познанию богатства родных языков и их выражений, появляются самостоятельные мысли, развивается артикуляционный аппарат, речь становится насыщеннее различными фразеологизмами, дети достигают эмоциональной высоты, помогает развивать речевые элементы (мимика, жесты, интонация, модуляция голоса), позволяет сформировать социальный опыт. Использование в работе разнообразные виды театрализованной деятельности оказывают существенное влияние на обогащение и развитие речи, творческую фантазию ребенка. Значительно повышается речевая активность, развивается связная, диалогическая речь. В ходе игры, которую ведут дети на площадке, используя костюмы, маски и другие элементы театральной техники, каждый ребенок может улучшить свою речь.

Также важным аспектом является то, что театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии. В основе эмпатии лежит умение проникнуть во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям, распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия. Наряду с этим театральная игра учит адекватно выражать свои чувства, произвольно контролировать эти чувства и манеру их выражения в обществе. Еще древние мыслители говорили, что человеку следует властвовать над своими чувствами и не допускать, чтобы чувства властвовали им.[6]

Занятия по театральной деятельности в ДОУ дает возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, развивают их способности в различных видах деятельностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и пр. Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образовательной, эмоциональной стороны речи. Это говорит о том, что в театрализованной деятельности решаются задачи всех образовательных областей и не только через воздействие на ребенка, но и через игру, в которой ребенок получает знания непроизвольно через практику действий. А также происходит и развитие интегративных качеств дошкольников. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил установить, что театрализованная деятельность способствует эмоциональному раскрепощению ребёнка, а самовыражение посредством искусства – существенный компонент творчества, способ эмоциональной разрядки[7].

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу[8]. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Роль театра в эстетическом развитии дошкольников является неоценимой, что доказано в исследованиях А.М.Виноградовой, С.И.Мерзляковой. В процессе восприятия художественного произведения у детей возникает особый вид познания в форме эмоциональных образов (Л.И.Божович, А.В.Запорожец). В них, с одной отражается внешняя, картина окружающего мира, с другой стороны, внутренний компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу побудительный, активизирующий характер отражения окружающей действительности.[9]

Основные способы развития эмпирического обобщения у детей – наблюдение и экспериментирование, утверждает Н.Н.Поддъяков. Взрослый помогает анализировать и обобщать этот опыт, устанавливать объективные зависимости, определять его важность, затем фиксировать результаты в виде условных знаков. Другим способом развития обобщения у ребенка является «проживание» им различных ситуаций, когда взрослый предлагает ребенку выражать впечатление от музыки языком движений. Театрализованная игра представляется именно такой формой «проживания», хотя и в процессе игры имеется возможность понаблюдать за выделенными автором в сценарии объективными закономерностями действительности и экспериментировать вместе с автором над реальностью, описанной в сценарии.

Плавная трансформация ребенка от созерцания взрослого театрального спектакля к собственной импровизации; от собственной игры и «игр рядом» до игры в подгруппах. Ребенок учится соединять передачу важных эмоций героя и овладение ролями, как создание простого образа в спектакле. В старшем дошкольном возрасте углубляется театральный опыт, освоив различные виды театрализованной игры. Этот действия связаны с тем, что дошкольник становится активным и самостоятельно выбирает игры, использует свой маленький опыт и творческий подход. Ребенок дошкольник, может сам организовать сценку, включающую в себя знакомые ему литературные произведения. Дошкольники начинают создавать более сложные спектакли, содержащие более глубокие нравственные смыслы и скрытые подтексты.

Некоторые исследователи (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.) выделяют две группы способностей, важных для развития детей: моделирование и символизацию. В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования. К первому типу таких действий относятся действия замещения. Игровое употребление предметов – замещение является важнейшей характеристикой сюжетно-ролевой, а следовательно, и театрализованной игры. Основу игры, по словам Л.С.Выготского, составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций, т.е. расхождение видимого и смыслового поля. Ключевая функция воображения заключается в способности мыслить образами и структурировать образ мира (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия). Особенность игры состоит в том, что в ней используется воображение в наглядно-действенной форме: употребляя один предмет в качестве заместителей реальных предметов, ребенок осуществляет символизацию. Таким образом, происходит дифференциация означаемого и означающего и рождение символа.

Современная педагогика уделяет особое внимание пониманию ребенка и идет на его встречу, говоря на его языке. Сегодняшние методы развития и обучения дошкольников представляют собой гибкую и творческую систему, которая основана на взаимодействии педагога с ребенком и активном участии последнего в процессе обучения. Концепция, которая ранее была связана с громкими штампами и ограничениями, теперь превращается в возможность дать ребенку все необходимые знания и навыки, которые будут не только полезны на практике, но и доставят массу удовольствия.

Глава 2 Методические аспекты использования театрализованной деятельности во всестороннем развитии детей старшего дошкольного возраста.

Методы и приёмы реализации театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она также является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношениями моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые[10].

Основными методами реализации воспитателем театрализованной деятельности являются[11]:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть — один из основных методов ознакомления детей с художественной литературой в старшей группе. Это дословная передача текста, при которой читающий, сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя и воздействует на ум и чувства слушателей.

Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, менее эмоционально выражено, чтобы не помешать самостоятельному усвоению ими содержания. Нельзя навязывать свои оценки, отношение к прочитанному. Педагог должен следить, чтобы своей актерской активностью не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Недопустимо разделение детей на «артистов» и «зрителей», т.е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Нельзя допускать страха перед ошибкой, чтобы дети боялись выйти «на сцену». Предлагая «сыграть» что-либо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей.

2. Метод рассказывания воспитателя при театрализованной деятельности является важным инструментом в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Этот метод помогает не только донести до детей сюжет и содержание театрализованного представления, но и развивает их воображение, внимание и коммуникативные навыки.

Основные элементы метода рассказывания

1) Выбор сюжета

Воспитатель выбирает интересный и понятный для детей сюжет, учитывая их возрастные особенности и предпочтения. Это может быть как известная сказка, так и оригинальная история, созданная воспитателем.

2) Структурированное повествование

Рассказывание должно иметь четкую структуру: завязка, развитие событий, кульминация и развязка. Важно, чтобы дети могли следить за ходом истории и были вовлечены в ее развитие.

3) Эмоциональная выразительность

Воспитатель использует интонацию, мимику и жесты, чтобы сделать рассказ живым и увлекательным. Эмоциональная подача истории помогает детям лучше понять персонажей и их чувства.

4) Вовлечение детей в процесс

Воспитатель может задавать вопросы, предлагать детям представить себя на месте главных героев, обсуждать эмоциональные реакции персонажей. Это активирует мыслительную деятельность и развивает эмпатию.

5) Использование визуальных и аудиовизуальных средств

Для повышения интереса к рассказу можно использовать картинки, куклы, кукольный театр или музыкальное сопровождение. Эти элементы помогут визуализировать сюжет и сделают его более запоминающимся.

6) Рефлексия после рассказывания

После завершения рассказа важно обсудить с детьми услышанное: выяснить, что им понравилось, какие вопросы у них возникли и чему они научились. Такой анализ помогает закрепить материал и развивает критическое мышление.

3. Инсценирование — это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов и отношений с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики.

Выделяется несколько этапов подготовки инсценировок:

Подготовительный. Выбирается инсценировка, доступная по возможностям детей, обговариваются необходимые атрибуты, маски, костюмы.

Первый этап. Воспитатель заинтересовывает детей содержанием произведения, кратко передаёт художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки, затем анализирует события, которые описаны в произведении.

Второй этап. Проводится работа подгруппами в музыкальном зале. Музыкальный руководитель очерчивает границы «сцены», напоминает, куда должен быть направлен взор детей при выступлении, распределяется пространство зала. Обсуждение с детьми заканчивается выразительным чтением инсценировки педагога с участием детей. Затем музыкальный руководитель предлагает ввести музыку, оживить сказку. Так обыгрывается вход и выход каждого героя под музыку, предлагается изобразить танец героев или разучить песню.

Третий этап — выступление на празднике. Ведущий называет произведение с указанием автора, рассказывает о том месте, где происходит действие инсценировки. По окончании инсценировки ведущий называет каждого героя и его исполнителя.

4. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.

В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом.

При заучивании с детьми стихов перед педагогом стоят две задачи:

1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т. е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.

2. Учить детей читать стихи выразительно.

При выборе текстов для заучивания важно учитывать интересы и уровень развития детей. Это могут быть короткие стихотворения, отрывки из сказок, диалоги из простых пьес или песни. Материал должен быть простым, доступным и эмоционально насыщенным, чтобы дети легко его воспринимали и запоминали.

Заучивание текста лучше проводить поэтапно:

- Первый этап: читать текст вместе с детьми, обращая внимание на интонацию и выражение.

- Второй этап: повторять текст по фразам и словам, с акцентом на понимание смысла.

- Третий этап: создавать игровые ситуации, в которых дети используют заученные фразы в диалоге.

Включение игры в процесс заучивания поможет сделать его более увлекательным. Например, можно разыгрывать сценки, где каждая реплика или действие связано с определенным текстом. Это помогает не только запомнить слова, но и понимать их контекст.

При работе с театрализованной деятельностью педагог может использовать следующие приемы[12]:

1. Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.

2. Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.

3. Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.

4. Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.

5. Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.

6. Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).

7. Проигрывание отрывки из сказок, передающие различные черты характера героев сказки.

8. Проигрывание этюдов (сценки из жизни), передающие черты характера различных знакомых людей.

9. Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»)

10. Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.)

Педагогические условия использования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Для проведения театрализованных занятий в детском саду необходима соответственная организация работы. Только разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т.д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театральную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому, при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театральную деятельность детей, следует учитывать:

- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

- особенности эмоционально-личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес, творческие способности;

- возрастные и поло-ролевые особенности.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремления ребят участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театральной деятельности детей в каждой группе должны быть оборудованы «уголок сказки», а также «тихий уголок», где ребенок может побыть один.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонности и потребности дошкольников пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть представлены: перчаточный театр, костюмы, маски, различные куклы и игрушки, книжки, составляющие репертуар, рисунки детей и т.д. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей.

Развитее любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций, костюмов. Для этого в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный материала, бросовый материала, различные ткани для изготовления костюмов и декораций.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений[13].

Во время НОД педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, используемые на занятии, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием жесткой регламентации деятельности, излишней сухости в изложении материала.

Еще К.Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок пассивен, не выражает интереса к играм, играет стереотипно и примитивно, то такой ребенок требует особого внимания со стороны взрослого. Современные исследователи пишут, что игра может быть диагностическим средством психического состояния ребенка, его личностного развития. Игра может выступать и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Действительно, наблюдение за игрой детей дает педагогу массу информации как об игре ребенка, так и о нем самом. Это предоставляет пищу для размышления о направленности педагогического руководства детской творческой игрой.

Педагогическое руководство игровой деятельностью в наиболее общем плане касается следующего:

- воспитания у ребенка основ общей культуры,

- приобщения детей к искусству театра,

- развития творческой активности и игровых умений детей.

Рассмотрим это подробнее:

М.Б. Зацепина рассматривает основы общей культуры дошкольника как многозначный термин, который следует понимать как культуру внутреннюю и внешнюю, как культуру познания окружающего мира, нравственную культуру, культуру общения, физическую культуру, игровую культуру и т. д. Это память и духовный мир, мораль и поступки, отношения друг к другу, к родителям и старшему поколению, а также восприятие материальных и духовных ценностей и то, как они ими умеют пользоваться.

Роль педагогического руководства в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребенка потребности духовного свойства, которые выступают главной побудительной силой поведения личности, источником ее активности, основанием всей сложной системы мотивации, составляющей ядро личности[14]. Культурные потребности включают в себя потребности в художественно-эстетической деятельности, в освоении и созидании ценностей искусства, в расширении кругозора, потребности в творчестве. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно-ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы: в музыке, в изобразительном, хореографическом и театральном искусстве, в архитектуре, литературе, а также привитие навыков общения и взаимодействия с партнером в разного рода деятельности (игровой, трудовой, учебной и др.).

Культурные потребности в художественной деятельности проявляются и как потребности в театральном искусстве. В этом смысле педагогическое руководство состоит в приобщении детей к искусству театра через знакомство с самим театром и через высокохудожественные произведения. В дошкольном образовательном учреждении дошкольников знакомят с театром как храмом искусства: его устройством, театральными профессиями, театральными постановками. Дети с самого младшего возраста воспитываются как чуткий зритель, который владеет навыками поведения в театре, знает внешние признаки театра:

- театр как культурное учреждение;

- специальное здание для постановки спектаклей;

- наличие рекламы (афиша, информация о спектаклях);

- внутренние помещения (фойе, гардероб, зрительный зал, буфет, гримерные, мастерские)[15].

Дети знакомятся с театральными профессиями: актер, режиссер, художник-декоратор, гример, сценарист, осветитель, хореограф, дирижер, художественный (музыкальный) руководитель, инструменталист (оркестрант).

В образовательном процессе детского сада педагогический театр знакомит детей с серией постановок. Составляется программа выступлений детей и взрослых в спектаклях. В течение нескольких лет пребывания в детском саду ребенок воспринимает различные виды театра (кукольного и драматического), разнообразное содержание спектаклей, оригинальные сценические решения. Все это обогащает художественное восприятие, оно формируется как активный творческий процесс, в результате которого развивается образное мышление, воображение, проявляются художественные наклонности детей.

Процесс театральной деятельности взрослых оказывает положительное эмоциональное влияние на развитие собственной театрально-игровой деятельности детей, которая проявляется как в играх, организованных взрослыми, так и в самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников. (Приложение А)

Заключение

В ходе исследования театрализованной деятельности как эффективного средства всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста мы пришли к нескольким важным выводам.

Театрализованные занятия способствуют гармоничному развитию личности ребенка, интегрируя в процесс обучения элементы искусства, творчества и игры. Эти занятия помогают формировать эмоциональную сферу, развивать воображение, способности к самовыражению и коммуникации, что особенно актуально в период дошкольного возраста. Дети учатся выражать свои чувства и эмоции, понимая и принимая эмоции окружающих.

Данная деятельность обеспечивает повышение речевой активности и развитие языковых навыков у детей. Через изучение текстов, ролевые игры и инсценировки, дети знакомятся с богатством языка, учатся не только произносить слова, но и понимать их смысл, использовать их в различных ситуациях. Это создает условия для полноценного общения и развивает уверенность в своих языковых способностях.

А также театрализованная деятельность формирует у детей социальные навыки, такие как умение работать в команде, согласовывать действия с партнерами и проявлять уважение к мнению других. Работа в группе во время театрализованных игр помогает детям учиться сотрудничеству, что в свою очередь, способствует развитию социализации и адаптации детей в обществе, а также укреплению дружеских отношений среди сверстников.

Хотим вам порекомендовать использовать методы и приемы работы с детьми, которые были описаны в данной курсовой работе, а также учитывать педагогические условия организации театрализованных занятий со старшими дошкольниками. Мы считаем, что использование данных критерий способствует более эффективному развитию и привлечению интереса детей к новому, расширяя их кругозор. Чтобы эта деятельность была более прогрессивной мы составили конкретные методические рекомендации для педагогов, а также картотеку тех игр, которые можно использовать с детьми на практике.

Считаем, что цель исследования, которая заключалась в изучении значения театрализованной деятельности на всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, нами достигнута.

Задачи, которые заключались в изучении понятия и особенности театрализованной деятельности в дошкольном образовании, анализе видов театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, рассмотрении влияния театрализованной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста, определении методов и приёмов реализации театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, рассмотрении педагогических условий организации театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, нами решены.

Гипотеза исследования о том, что если знать понятие, виды и влияние театрализованной деятельности, а также владеть методами и приемами в образовательном процессе, создавая при этом педагогические условия, то всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, подтверждена.

Таким образом, театрализованная деятельность является мощным инструментом всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста. Она не только обогащает их творческий потенциал, но и способствует формированию социальных, коммуникативных и эмоциональных навыков, необходимых для успешной жизни в обществе.

Список использованных источников:

1. Аль-Джебур, А. Р. Детский театр и его роль в воспитании и развитии детей / А. Р. Аль-Джебур. – Текст: непосредственный // Высшее образование сегодня. – 2023.

2. Беляева, Е. В. "Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности дошкольников." — автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук, 2022.

3. Боброва, О. В. Исследование театрализованной деятельности. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2020.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2021.

5. Виноградова, Е. П. Дошкольное образование и театрализованная деятельность. – Казань: Казанский гос. университет, 2019.

6. Голубева, Т. А. "Роль театра в развитии креативности у дошкольников." — Воспитание и образование, 2023, № 3, с. 44-48.

7. Зайцева, Л. Р. "Влияние театрализованных игр на эмоциональное развитие детей." — диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук, 2023.

8. Костина Е.В. «Искусство театра как средство формирования личности ребенка» — М.: Просвещение, 2022.

9. Кудрявцева, И. Н. "Современные подходы к театрализованной деятельности в дошкольном образовании." — Проблемы современного образования, 2024, № 2, с. 30-36.

10. Кузнецова М. В. "Театр и художественное восприятие у детей: практическое руководство" - 2021.

11. Малинина, А. В. "Театральные техники в работе с детьми старшего дошкольного возраста." — Дошкольное воспитание, 2020, № 5, с. 35-39.

12. Мигунова, Е. В. Педагогическое сопровождение театрализованной деятельности в детском саду: учебно-методическое пособие / Е. В. Мигунова. – 4-е издание, стереотипное. – Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2023.

13. Опарина, Н. А. «Педагогика детского театрализованного досуга». Учебное пособие, 3-е издание, стереотипное. Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2022.

14. Петрова, О. А. "Использование театрализованных методов в обучении и воспитании детей." — Журнал педагогики и психологии, 2022, № 10, с. 56-61.

15. Полежаевой Н.В. "Театральная педагогика в системе дошкольного образования" — М.: ВЛАДОС, 2020.

16. Полякова, Т. Н. «Основы педагогики театрально-игровой деятельности». Монография, Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2022.

17. Савельева, М. П. "Театрализованная деятельность как средство социализации детей." — Научные записки, 2021, № 8, с. 72-75.

18. Сергеев А.Н. "Театр в детском саду: Методические рекомендации" — СПб.: Питер, 2021.

19. Синякова Л.И. "Театрализованные игры для детей: Практика и методика" — Екатеринбург, 2023.

Интернет-источники:

Приложение А

Методические рекомендации педагогам в организации проведения театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

1. Определение целей и задач

Установите четкие цели и задачи театрализованной деятельности. Это могут быть развитие речи, социальные навыки, креативности и воображения, а также формирование эмоционального интеллекта.

2. Подбор материала

Выбирайте литературные произведения и сценарии, соответствующие возрастной группе. Учитывайте интересы детей, их культурный контекст и уровень развития. Это может быть адаптация сказок, стихов или даже создание оригинальных сценариев.

3. Организация пространства

Создайте уютную и безопасную театральную зону. Используйте простые декорации, которые дети могут легко переставлять и менять. Это поможет создать атмосферу игры и волшебства.

4. Подготовка детей

Проводите предварительные занятия, на которых познакомьте детей с основами театра: правилами поведения на сцене, основами актёрского мастерства и выразительной речи. Важно создать у детей уверенность и желание участвовать.

5. Интеграция движений и выразительности

Включайте в театрализованную деятельность элементы танца и хореографии. Помогите детям использовать своё тело как инструмент самовыражения: акцентируйте внимание на мимике, жестах и движениях.

6. Ролевое взаимодействие

Поощряйте детей брать на себя роли и активно взаимодействовать друг с другом. Устраивайте ролевые игры, где каждый может попробовать себя в разных персонажах. Это развивает навыки сотрудничества и понимания.

7. Обратная связь и рефлексия

После завершения театрализованной деятельности проводите обсуждение. Позвольте детям делиться своими впечатлениями, чувствами и мыслями о том, что они испытали. Такая рефлексия помогает углубить эмоциональный опыт и повысить осознание результата.

8. Работа с родителями

Включайте родителей в процесс театрализованной деятельности. Устраивайте открытые показы, мастер-классы или совместные сценки. Это создаст позитивный интерес внутри семьи и поддержит уверенность ребенка.

9. Документирование процесса

Ведите журнал наблюдений за развитием детей в ходе театрализованной деятельности. Записывайте достижения, интересные моменты и трудности, с которыми сталкиваются дети. Это поможет в дальнейшем планировании работы.

10. Постоянное самообразование

Педагогам следует продолжать повышать свою квалификацию в области театрализованной деятельности, посещая workshops, обучающие программы и семинары. Это позволит открывать новые горизонты в работе с детьми.

Следуя данным рекомендациям, вы сможете создать плодотворную и увлекательную среду для развития детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность, что в свою очередь обогатит их эмоциональный и творческий опыт.

Приложение Б

Картотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста

Игра № 1. «Лиса, заяц и петух»

Цель: побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.

Игровая задача для детей: развивать коммуникативные умения и самостоятельность.

Атрибуты: Сшитые на пальчик герои сказки (петух, собачка, медведь, бык, лиса, заяц); дом для лисы - голубой и домик для зайца; коса.

Предварительная работа: Изготовление домиков для лисы и для зайца, разучивание слов героев сказки и слов автора

Игровые правила: Дети распределяют роли и определяют очередность выступления героев. Играет 7-8 человек.

Игровые действия: стоят 2 избы: ледяная и лубяная. В ледяной живет лиса, а в лубяной живет заяц. Весной ледяная изба растаяла. Лиса выгоняет зайца из лубяной избушки и поселяется сама в ней. Заплакав, заяц жалуется собаке, медведю, быку. Они не смогли выгнать лису. А петух с косой выгоняет лису. Заяц и петух стали дружно жить.

Игра № 2. «Заяц - хваста»

Цель: развивать интерес к сценическому искусству.

Игровая задача для детей: развивать умения согласовывать действия с другими детьми – героями сказки.

Атрибуты: Сшитые на пальчик: заяц большой и 3-4 поменьше; ворона; 2 собаки.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Заяц - хваста», рассматривание иллюстраций в книге, разучивание слов героев.

Игровые правила: играет детей 8 детей. Дети распределяют роли и определяют очередность выступления.

Игровые действия: Игра начинается в лесу. Заяц хвастается перед другими зайцами, что он никого не боится. Узнала об этом ворона. Ворона пристыдила и попросила, чтобы он больше не хвастался. Заяц обещает больше не хвастать. Один раз собаки напали на ворону. Заяц спасает ворону. Ворона хвалит его и говорит, что он храбрец.

Результат: Инсценировка сказки

Игра № 3. «Лиса и кувшин»

Цель: учить детей исполнять средства выразительности мимикой и интонацией

Игровая задача для детей: расширять словарный запас детей.

Атрибуты: Сшитые из варежки герои сказки (лиса, кувшин, женщина, декорации: поле, река.

Предварительная работа: Знакомство с содержанием сказки, рассматривание иллюстраций, разучивание слов героев сказки.

Игровые правила: играют трое детей. Они определяют очередность выступления героев.

Игровые действия: Действие сказки начинается со слов автора. Лиса находит кувшин и засунув голову в кувшин кушает из него. Съев содержимое, лиса не могла сама достать голову из кувшина. Она долго уговаривала отдать голову. А потом решила его утопить и сама вместе с ним ушла под воду.

Игра № 4. «Крылатый, мохнатый и масляный»

Цель: развивать творческие способности детей.

Игровая задача для детей: развивать внимание и образную память.

Атрибуты: Сшитые из варежки воробей, мышь, блин и лиса; декорации в доме, в лесу.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки, разучивание слов героев и слов автора.

Игровые правила: играет 5 детей. Поиграв один раз, дети могут поменяться ролями. Очередность выступления определяют самостоятельно.

Игровые действия: Действие сказки начинается в доме, потом действие продолжается в лесу и заканчивается снова в доме у главных героев.

Результат: Инсценировка сказки.

Игра № 5. «Снегурушка»

Цель: способствовать развитию творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа своего героя.

Игровая задача для детей: тренировать память, наблюдательность.

Атрибуты: Сшитые из перчаток герои сказки (Снегурушка, дед, баба, медведь, волк и лиса); декорации двора и дома, леса.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Снегурушка», разучивание слов героев и автора. Оформление декораций.

Игровые правила: играет 7 детей, ведущий – ребенок.

Игровые действия: Игра начинается около дома. Снегурушка уходит в лес с подружками. Там отстает от подружек, а дорогу домой найти не может. Она залезает на дерево и плачет. Подходит медведь и предлагает отвести ее домой. Снегурушка с ним не идет. Потом приходит волк. И с ним девочка отказывается идти. А лисе она поверила. Лиса довела Снегурушку домой. Дед с бабой поблагодарили лису и подарили ей подарок.

Игра №6. «У страха глаза велики»

Цель: упражнять в развитии коммуникативных умений

Игровая задача для детей: учить изготавливать декорации в форме рисования.

Атрибуты: из черной бумаги: бабушка, внучка, курочка, мышка, заяц, печка, лавочка, яблоня, яблоко.

Предварительная работа: Знакомство с содержанием сказки, рассматривание иллюстраций, разучивание слов героев сказки.

Игровые правила: играет 6 детей (5 героев, автор - взрослый, декоратор - ребенок). Когда дети научатся, за автора может читать ребенок. Декоратор помогает с декорациями

Игровые действия: Игра начинается с того, как пошли бабушка, внучка, курочка, мышка за водой. Идут обратно через огород, а там яблонька росла. Под яблоней заяц сидел. Подул ветер, одно яблоко упало на лоб зайцу. Он испугался и покатился под ноги водоносам. Они тоже испугались, бросили ведра и убежали домой. Бабушка подумала, что на нее напал медведь. Внучка подумала, что на нее напал страшный волк; курочка - лиса, мышка - котище усатый. Заяц подумал, что за ним неслись 4 охотника и все с собаками. Вывод: у страха глаза велики.

Результат: Инсценировка сказки с помощью воспитателя

№7. Кукольный театр «Теремок»

Цель: развивать вербальную и пантомимическую выразительность; активизировать речь, развивать речевую выразительность

Ход инсценировки: Детям предлагается выбрать героя сказки, которого они хотят озвучивать; вспомнить последовательность действий. Воспитатель обращает внимание ребенка на особенности выбранного персонажа. Воспитатель предлагает превратиться в сказочных зверей и начать сказку. Воспитатель ведет основную линию сюжета, дети озвучивают персонажей. По завершении представления педагог благодарит детей за интересную инсценировку; у зрителей интересуется, кто из персонажей им больше понравился, почему.


[1] Полежаевой Н.В. "Театральная педагогика в системе дошкольного образования" — М.: ВЛАДОС, 2020.

[2] Костина Е.В. «Искусство театра как средство формирования личности ребенка» — М.: Просвещение, 2022.

[3] Синякова Л.И. "Театрализованные игры для детей: Практика и методика" — Екатеринбург, 2023.

[4] Беляева, Е. В. "Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности дошкольников." — автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук, 2022.

[5] Кузнецова М. В. "Театр и художественное восприятие у детей: практическое руководство" - 2021.

[6] Зайцева, Л. Р. "Влияние театрализованных игр на эмоциональное развитие детей." — диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук, 2023.

[8]Савельева, М. П. "Театрализованная деятельность как средство социализации детей." — Научные записки, 2021, № 8, с. 72-75.

[9] Голубева, Т. А. "Роль театра в развитии креативности у дошкольников." — Воспитание и образование, 2023, № 3, с. 44-48.

[11] Кудрявцева, И. Н. "Современные подходы к театрализованной деятельности в дошкольном образовании." — Проблемы современного образования, 2024, № 2, с. 30-36.

[12] Малинина, А. В. "Театральные техники в работе с детьми старшего дошкольного возраста." — Дошкольное воспитание, 2020, № 5, с. 35-39.

[13] Полежаевой Н.В. "Театральная педагогика в системе дошкольного образования" — М.: ВЛАДОС, 2020.

[14] Мигунова, Е. В. Педагогическое сопровождение театрализованной деятельности в детском саду: учебно-методическое пособие / Е. В. Мигунова. – 4-е издание, стереотипное. – Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2023.

[15] Аль-Джебур, А. Р. Детский театр и его роль в воспитании и развитии детей / А. Р. Аль-Джебур. – Текст: непосредственный // Высшее образование сегодня. – 2023.