Особенности формирования связной речи у детей с нормой и с общим недоразвитием речи
Развитие связной речи происходит поэтапно. Она развивается вместе с мышлением, с усложнением детской деятельности, а также со способами общения с окружающими людьми.
Основа связной речи закладывается в процессе эмоционального общения со взрослыми еще в подготовительном периоде развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_for-ya_svyaznoy_rechi_u_detey_s_onr.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования связной речи у детей с нормой
и с общим недоразвитием речи
Основа связной речи закладывается в процессе эмоционального общения со взрослыми еще в подготовительном периоде развития речи.
К концу первого начало второго года жизни у ребенка появляются первые осмыслительные слова. Они сначала выражают потребности ребенка, только со временем слова начинают выступать в роли обозначения предметов. Затем дети используют слова для обращения ко взрослому. К концу второго года жизни у детей речь грамматически оформляется. Дети выражают мысли более точно и ясно.
Активная речь, понимание речи развиваются на третьем году, словарный запас увеличивается, структура предложения усложняется.
Детям трех лет доступна простая форма диалогической речи, в основном она подразумевает собой ответы на вопросы. Речь детей ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.
«В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной» [1, с.258].
«В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия — для обозначения временных и пространственных отношений. Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения» [23, с.116].
В диалогической речи дошкольники 4-5 лет чаще всего используют короткие неполные фразы, даже если вопрос требует развернутой формулировки. Часто вместо того, чтобы сформулировать ответ самостоятельно, они неправильно используют формулировку утвердительного вопроса. Они не всегда умеют правильно сформулировать вопрос, сделать необходимое замечание, дополнить и исправить высказывание товарища.
Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картинке, по игрушке. Однако их рассказы в большинстве своем копируют модели взрослого, они еще не могут отличить существенное от второстепенного, главное от деталей. Ситуативность речи остается преобладающей, хотя идет развитие и контекстной речи, т. е. речи, которая понятна сама по себе.
У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня.
Развитие детских представлений и формирование общих представлений - основа совершенствования умственной деятельности: умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. В диалогической речи дети используют достаточно точный, короткий или развернутый ответ в соответствии с вопросом. В определенной степени проявляется умение формулировать вопросы, давать уместные замечания, исправлять и дополнять ответ друга.
«Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно устаивают свое мнение убеждают товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные при-знаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления» [23, с.117].
Возникающая способность устанавливать связи, зависимости и регулярные отношения между предметами и явлениями напрямую отражается в монологической речи детей. Развивается умение отбирать необходимые знания и находить более или менее подходящую форму их выражения в связном повествовании.
Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.
У детей с ОНР раннее речевое развитие чаще всего протекает без отклонений. Своевременно происходит смена крика гулением, гуления - лепетом. В возрасте около одного года в их речи появляются отдельные слова из повторяющихся слогов: «папа», «мама», «ляля» - и звукоподражания: «мяу» (кошка), «аф-аф» (собака) и другие. Но далее речь не развивается и остается примерно на том же уровне.
В речи детей появляются слова-заменители, которые они используют универсально, вместо многих слов. Так, «атиня» и здравствуйте, и до свидания, и спасибо, и пальто, и ботинки, и яблоко. Из-за ограниченного словарного запаса дети широко пользуются в общении мимикой и указательными жестами. Например, вместо слова "дай" они показывают на тот предмет, который хотят получить. При недоразвитии речи количество слов и звукоподражаний у детей оказывается иногда не более 10-20. Фразовая речь большинства из них отсутствует, общение осуществляется за счет слов-предложений.
При общем недоразвитии речи детям младшего дошкольного возраста характерен выраженный аграмматизм. Это показывает, что речь ребенка недостаточна для нормального общения с окружающими.
У дошкольников старшего возраста с ОНР связная речь развита недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одних и тех же звучащих слов с разными значениями делают детский язык бедным и стереотипным.
Дошкольники в основном используют простые фразы, которые мало распространенные. При построении полных, развернутых предложений, включающих более пяти слов, а также предложений из сложных синтаксических структур, они допускают несколько ошибок в согласовании, предложении и управлении падежами.
Связная речь обычно характеризуется следующими характеристиками: расширенность, произвольность, последовательность, непрерывность и программируемость. Детей дошкольного возраста с недоразвитием последовательного высказывания отличает: недостаточная способность отражать причинно-следственные связи между событиями, узкое восприятие действительности, отсутствие средств выражения, сложность планирования монолога.
Ребенок почти не знает категорий причинности и связывает в одну цепочку и причины, и следствия в цепочку и разделяет события, не имеющие к ним никакого отношения.
Таким образом, мы рассмотрели как развивается связная монологическая речь детей с нормой и у детей с ОНР.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
- Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений В.С. Безрукова. М.: Феникс, 2013. 381 с.
- Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. Нарушение речи у дошкольников Р.А. Белова-Давид. М.: Астрель, 2012.
- Боровских Л.А. Формирование готовности к школьному обучению детей с незначительными отклонениями коммуникативной функции Л.А. Боровских. М.: 1999.
- Валявко С.М. К вопросу о мотивации к логопедическим занятиям старших дошкольников с речевой патологией. Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития С.М. Валявко. Т. 2-М, М.: 2015. 43-50 с.
- Валявко С.М. Из опыта создания методики оценки мотивации дошкольников к исправлению недостатков речи. Дефектология С.М. Валявко. М.: No 6, 2015. 54-63 с.
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие В.К. Воробьева. М.: ACT: Транзиткнига, 2016. 158 с.
- Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова. М.: Просвещение, 2011. 384 с.
- Визель Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка Т.Г. Визель. М.: Секачев, 2012. 48 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детскойречи А.Н. Гвоздев. СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2007. 472 с.
- Гербова В.В Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Пособие для воспитателей. В.В. Гербова. М.: Просвещение, 1984. 175 с.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно: конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. О.С. Гомзяк. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. 128 с.
- Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. М.: Астрель, 2005. 351 с.
- Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. Дефектология № 2 1994. 56-73с.
- Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология / О.Е. Грибова. М.: 2011. № 6.
- Ефименкова JI.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с ОНР). Пособие для логопеда / JI.Н. Ефименкова. М.: Просвещение, 1999. 122 с.
- Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. М.: 2010. 567 с.
- Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте / М. Зееман. М.: Астрель, 2002.
- Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко. М.: Гном и Д, 2001. 261 с.
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина и др. М.: Альянс, 2013. 366 с.
- Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. О.С. Павлова. М.: 1999.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Ф.А. Сохина 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1979. 223 с
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб: Издательство «Питер», 2000. 712 с.
- Селиверстова В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / В.И. Селиверстова. М.: Владос, 1997.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. Е.И. Тихеева. М.: Просвещение, 2000. 140 с.
- Ткаченко, Т. А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет. Т.А. Ткаченко. М.: «Ювента», 2008. 24 с.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. Т.А. Ткаченко. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2003. 112 с.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. №10.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. 256 с.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. С.Н. Цейтлин. М.: ВЛАДОС, 2000. 240 с.
- Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Специальная дошкольная педагогика: учебн. Пособие. Г.В. Чиркина, Е.А. Стребелевой. М.: Академия, 2001. 159. 182 с.
- Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика. Издательство: Эксмодетство, 2017. 608 с.
- Башмакова С.Б. Кошкина О.Н. Психолингвистические основы формирования связной речи у детей. В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии, 2015. (https://cyberleninka.ru/article/n/psiholingvisticheskie-osnovy-formirovaniya-svyaznoy-rechi-u-detey 18.03.2021)
- Елкина Н.В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста. Ярославский педагогический вестник, 2009. (https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-razvitiya-svyaznoy-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta 18.03.2021)
- Муминова М.Г. Медведева Е.Ю. Проблемы современного педагогического образования, 2019. (https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sformirovannosti-navyka-svyaznoy-rechi-u-doshkolnikov-s-onr 18.03.2021)