Курсовая работа по теме "Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью"

Тумат Севил Солун-ооловна

Курсовая работа по теме "Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_tumatsevil_nravstvennoe_vospitanie_detey_s_uo.doc67.57 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ФГБОУ ВО «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кызылский педагогический институт им. Народного писателя Республики Тыва А.А. Даржая

Кафедра педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Специальная педагогика»

на тему:

 «Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью»

Выполнила:

студентка  2 курса СДО_309 группы

Тумат С.С.

Проверил:

преподаватель кафедры педагогики  

Ооржак А. Б.

Работа

Сдана «___» ________

Оценка «____________»

________________

(подпись)

Кызыл 2021 г.


Содержание

Введение        3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ        6

1.1. Сущность, функции и методы нравственного воспитания        6

1.2. Особенности и характеристика детей с умственной отсталостью        11

Выводы по первой главе        16

Глава 2. ЭФФЕКТИВНОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ        17

2.1. Особенности нравственного воспитания детей с умственной отсталостью        17

2.2. Программа нравственного воспитания младших школьников с умственной отсталостью        20

Выводы по второй главе        24

Заключение        26

Список использованной литературы        28


Введение

Актуальным аспектом современной педагогики является переход от традиционной установки, преимущественно направленной на формирование знаний, умений и навыков к установке – «воспитание личности», которая предполагает умение самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, брать ответственность [1, с.76].

Воспитание личности предполагает становление ценностно-смысловой сферы и актуализацию общечеловеческих ценностей. Формирование ценностно-смысловой сферы личности продолжается на протяжении всей жизни, сензитивный период – детство и подростничество, в котором закладываются фундаментальные ценностные основы. Социализация личности происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации [20, с. 162].

В рамках образовательной организации воспитание осуществляется посредством урочной и внеурочной деятельности, позволяя ребенку проявить активность, инициативность и самостоятельность. Наибольшая эффективность воспитания обеспечивается целенаправленной деятельностью – организованным педагогическим процессом, который предполагает наличие цели и принципов воспитания, отбор содержания, наличие определенных методов, средств и форм воспитания. Р.И. Сафиулина (2015) отмечает, что за счет спланированного воспитательного процесса происходит обогащение жизненного опыта, развитие и становление ценностей [15].

Согласно статистическим данным, число «аномальных детей» - имеющих особенности развития в мире достигает 13 % (10 % детей с физическими и психическими недостатками; 3 % − с недостатками интеллекта). «Всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. Сегодня практически в каждой пятой семье рождается ребенок с физическими или умственными недостатками в развитии» [5]. С конца XX века детская инвалидность в Российской Федерации увеличилась в два раза, что составляет от 6 до 9 % несовершеннолетних, что требует их социализации и воспитания [5, с. 227]. Важным направлением воспитания, формирующим ценностно-смысловую основу нравственного поведения и общения является нравственное воспитание. Именно данная тематика представляет интерес для изучения. В связи с этим, нами выбрана тема исследования: «Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью».

Цель исследования: изучить нравственное воспитание детей с умственной отсталостью.

Объект исследования: нравственное воспитание.

Предмет исследования: нравственное воспитание детей с умственной отсталостью.

Анализ состояния вопроса в теории и практики коррекционного воспитания позволил сформулировать гипотезу исследования.

Гипотеза – нравственное воспитание будет проходить эффективно, если:

  1. Определены сущность, функции и методы нравственного воспитания.
  2. Изучено особенности и характеристику детей с умственной отсталостью.
  3. Выявлены особенности нравственного воспитания детей с умственной отсталостью.
  4. Разработана программа нравственного воспитания младших школьников с умственной отсталостью.

 В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:

  1. Изучить сущность, функции и методы нравственного воспитания.
  2. Охарактеризовать детей с умственной отсталостью.
  3. Изучить особенности нравственного воспитания детей с умственной отсталостью.
  4. Разработать программу нравственного воспитания младших школьников с умственной отсталостью.

Методы исследования:

1. анализ научной и методической литературы;

        Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

1.1. Сущность, функции и методы нравственного воспитания

Воспитание – это многофакторный процесс, протекающий под влиянием двух групп факторов: 1) объективные и 2) субъективные. К группе объективных факторов относят: генетическую наследственность и состояние здоровья человека; социальную и культурную принадлежность семьи; обстоятельства биографии; культурные традиции, особенности страны и исторической эпохи. Группу субъективных факторов составляют: психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы; организованные воспитательные воздействия [9, с. 71].

В процессе любого воспитания происходят следующие изменения личности:

  1. формируются новые положительные или отрицательные качества;
  2. дальнейшее развитие, усиление тех или иных уже существующих качеств (и положительных, и отрицательных);
  3. перевоспитание [3, с. 159].

В процессе воспитания формируется нравственная сфера, которая проявляется в нравственном поведении и сознании, нравственном отношении к миру, к окружающим людям и самому себе, происходит становление его духовности [10, с. 29]. В целом, функции воспитания состоят в воспитании человека: 1) способного духовно развиваться; 2) быть невосприимчивым к злу – формирование духовно-нравственного интеллекта.

Содержание воспитания определяется нравственными ценностями и смыслами, которые в него закладываются [14]. Нравственность – неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Они находят выражение в отношении к обществу, коллективу, отдельным людям, к труду, к самому себе и результатам труда. В педагогике под нравственным воспитанием принято понимать одну из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе [10, c.100].

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [6, с. 15]. Нравственное воспитание как социальное явление выполняет общественную функцию. Его задачей является передача подрастающим поколениям накопленного обществом нравственного опыта. В современных представлениях нравственного воспитания упор делается на преобладающую роль личности и ее ценностных установок.

С точки зрения организации практики воспитательного процесса формирование воспитанной личности и становление нравственной культуры отражено во ФГОС общего образования, в Стратегии развития воспитания (2025) [14]. Сущность воспитания состоит в формировании ценностно-смысловой основы личности. Ценность и необходимость воспитания как целенаправленного процесса определена на государственном уровне. Существуют государственные документы, в которых определено содержание воспитания, что свидетельствует о ценности нравственного развития современного поколения детей и молодежи и единстве в понимании таких ценностей как ответственность, человеколюбие, добро и зло. Положительное влияние и результат представлений о воспитании подтверждает, что все большее число детей и молодежи вступают в добровольческие объединения, готовы оказывать волонтерскую помощь в повседневности своему ближайшему социальному окружению.

В исследованиях И. В. Метлика, И. А. Галицкой (2016) выделен ряд сущностных характеристик нравственного воспитания: отношение к субъектному внутреннему миру человека; наличие мировоззренческой основы, опора на конкретную мировоззренческую и культурную традицию; интегративная роль в определении направленности воспитательной системы [11].

О.М. Потаповская (2015) отмечает: «Нравственное воспитание — это воспитание в ребенке доброты, уважения к старшим и сверстникам, любви, совестливости, честности, благородства, заботливости, ответственности, порядочности, патриотизма (любви к родному краю, родному языку, культуре, вероисповеданию, своему народу и своей семье), сопереживания, сострадания, отзывчивости, понимания, умения прощать и любить, трудолюбия, верности, благодарности» [13]. Совокупность нравственных отношений, характеризующих взаимосвязи ребенка с окружающим миром и другими людьми, составляет то социальное содержание, которое в процессе воспитания объективно присваивается им и определяет нравственную сущность его личности.

Ключевой характеристикой нравственного воспитания являются нравственные категории. Понятие «нравственность» раскрывается через нравственные категории, их общепринятые оценки — «хорошо» или «плохо»: добро — хорошо, безнравственность — плохо, порядочность — хорошо, трусость — плохо и т.д. Нравственные категории, к которым применима оценка «хорошо», называют ценностями. Только жизнь может быть вершиной иерархии ценностей. Все остальные ценности по отношению к ней занимают подчинённое положение [4, с. 121].

В процессе нравственного воспитания формируется нравственная сфера человека: нравственное сознание и поведение, а также нравственное отношение [10, с. 29]. В процессе духовного воспитания формируется духовная сфера личности. В богословии понятия «душа» и «дух» различаются: дух чаще всего понимается как высшая часть души, а душа обозначает ту область явлений, которая в современной психологии называется психикой. При этом если в современной науке психика понимается как функция тела, человеческого мозга (я сейчас не говорю, как именно понимается эта самая функция — она может пониматься и очень грубо, и очень тонко, но функция есть функция), то богословие понимает дух, душу как самостоятельную онтологическую реальность. Да, органично взаимосвязанную с телом, но самостоятельную реальность [10, с. 29].

Прямая функция нравственного воспитания состоит в решении двуединой задачи: с одной стороны, сформировать человека, способного духовно развиваться, а с другой — сформировать человека, невосприимчивого к злу, если более точно, — к греху, сформировать в человеке духовно-нравственный иммунитет [10, с. 29].

Говоря о содержании нравственного воспитания, следует разделять два ключевых аспекта: отдельно о содержании духовного и нравственного воспитания человека. Оптимальное содержание духовного воспитания — это, конечно, религиозная культура. Для своего духовного развития человек должен жить в пространстве религиозной жизни, точно так же, как для того, чтобы развиваться телесно, он должен взаимодействовать с физическим миром. Содержательной же основой духовно-нравственного воспитания в большинстве регионов России должно стать Православие (учитывая, что для ряда российских регионов — их традиционные религии: ислам, буддизм, иудаизм).

Проектируя пути развития современных детей и молодежи в аспекте духовно-нравственного воспитания отмечают, что ключевым в этом моменте является религиозность, а именно приобщение детей и молодежи к религиозной культуре. Так, Российская Конституция предоставляет все возможности для изучения религиозной культуры, поэтому ее можно ввести для изучения в школе, что осуществляется на региональном и федеральном уровнях. Во ФГОС общего образования второго поколения религиозная культура есть. Отсюда прямо следует, что был сделан правильный выбор содержания духовно-нравственного воспитания, а значит, есть шанс организовать живое духовно-нравственное воспитание [10, с. 48].

Методы и формы воспитания – это своеобразный инструмент в руках педагога. Их выбор определяется возрастом воспитанников, а цель/итог воспитания определяется чертами характера, социальным опытом, которые были актуализированы и сформированы в ходе целенаправленной воспитательной работы. Среди основных методов воспитания, использующихся в педагогическом процессе, можно выделить следующие (таблица 1.):

Таблица 1.

Методы воспитания

Методы формирования сознания

Рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример, личный пример

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Упражнение, поручение, воспитывающие ситуации.

Методы стимулирования

Соревнование, поощрение, наказание

В процессе воспитания могут применяться и вспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий воспитанников. Среди форм воспитания можно выделить: событие, проблемный семинар, клуб, студия, конференция, собрание, образовательная экскурсия, конкурс, фестиваль и отдельно следует отметить коллективное творческое дело и воспитательное дело.

Итак, воспитание как часть педагогического процесса и общественное явление играют ведущую роль по отношению к развивающейся индивидуальности, оказывают влияние на формирование и развитие системы ценностей личности, построение жизненных планов. Место воспитания в образовательном процессе определяется тем, что оно может быть выстроено как целенаправленный процесс с помощью методов и форм – основных структурных компонентов педагогического процесса. Нравственное воспитание направлено на формирование у воспитуемых нравственных категорий и представлений в отношении поведения и общения.

1.2. Особенности и характеристика детей с умственной отсталостью

В словаре по коррекционной педагогике дано следующее определение понятию «аномальные дети»: аномальные дети, имеют значительные отклонения в физическом и психическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения, задержка психического развития), речи, опорно-двигательного аппарата, анализаторов - зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие), слухового (глухие, оглохшие, слабослышащие).

К аномальным детям относятся также дети со сложными дефектами (например, слепоглухонемые, слабовидящие, умственно отсталые). Врожденные дефекты носят название «первичных» нарушений и в свою очередь вызывают ряд «вторичных» отклонений в развитии. Так, например, нарушения опорно-двигательного аппарата препятствуют предметно-практической деятельности, что вызывает отставание в развитии мышления. Одна из ключевых проблем «аномальных детей» - социальная адаптация и социализация. Проблемы развития, обучения и воспитания аномальных детей составляют предмет дефектологии [2].

Причины врождённых аномалий разнообразны. В ряде случаев важную роль играют генетические (наследственные) факторы, проявление или непроявление которых определяется факторами внешней среды. Возникновение врождённых аномалий может быть обусловлено непосредственным воздействием на развивающийся плод вредных химических, механических и температурных влияний (интоксикации, травмы, охлаждение), нарушением питания плода.

Причиной возникновения аномалий бывает также внутриутробная инфекция плода. Так, врождённый токсоплазмоз приводит иногда к тяжёлым нарушениям эмбрионального развития в виде микроцефалии, гидроцефалии, врождённой слепоты.

Причиной аномального развития может быть родовая травма. В возникновении приобретённых аномалий основную роль играют перенесённые в раннем детстве инфекционные болезни (эпидемический цереброспинальный менингит, полиомиелит, корь, скарлатина, грипп, туберкулёз и сифилис). Сравнительно меньшую роль играют травмы, интоксикации и другие причины.

В процессе изучения «аномальных детей» выясняется происхождение, характер и время появления дефекта, пути аномального развития ребёнка; даётся точная характеристика нарушения чувствительности (степень утери слуха, зрения, уровень остаточных возможностей), своеобразия процессов восприятия, мышления, чувств, целенаправленной деятельности.

Особенное значение имеет педагогическое исследование, при помощи которого определяются недостатки развития, выявляющиеся в процессе обучения, и вырабатываются педагогические приёмы для компенсации дефекта. Большую роль в установлении правильных путей компенсации менее выраженных отклонений физического и психического развития детей играет педагогическое изучение обучающихся школ, своевременное выявление этих отклонений учителями. Так, причина слабой успеваемости ребёнка может корениться в своевременно невыявленном снижении слуха или зрения, во временной задержке психического развития. Родители, замечающие те или иные отклонения в поведении, играх, работоспособности ребёнка, должны обращаться за консультацией к педагогам и врачам.

Согласно классической дефектологии умственно отсталые дети – дети с нарушением нормального развития познавательных процессов и вследствие этого с недостаточностью всей психики в целом. Основную группу умственно отсталых детей составляют олигофрены. Важный признак нарушения интеллекта — недоразвитие высших форм мыслительной деятельности, абстрактного мышления, образования понятий, низкий уровень обобщения.

Так, согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы: легкую (IQ 40–69), умеренную (IQ 35–49), тяжелую (IQ 20–34), глубокую (IQ ниже 20) [16, с. 81].

В отечественной специальной психологии под «умственной отсталостью» подразумевает стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. Говоря о психологических особенностях умственно отсталого ребенка, следует обратиться к трудам Л. С. Выготского, который подчеркивал, что психика умственно отсталого ребенка социально обусловлена. Ученый указывал, что высшие психические функции — высшие формы памяти, мышления, поведения — являются продуктом социального развития, а не биологического созревания. Однако, развитие высших психических функций у умственно отсталых детей ограничено ядерными симптомами. Плохая восприимчивость ко всему новому, недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности — ядерный симптом, обусловленный неполноценностью коры больших полушарий мозга. [16, с. 81]

Е.А. Стребелева, С.Б. Лазуренко, Л.М. Кузенкова (2018) отмечают, что к младшему дошкольному возрасту умственно отсталый ребенок без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в психическом развитии: развитие предметных действий и общение с другими людьми. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со своими сверстниками, он не вступает в сюжетную игру или какую-либо совместную деятельность с другими людьми. Все это отражается на накоплении социального опыта детей и на развитии высших психических функций — восприятия, мышления, произвольной памяти, речи, воображения, самосознания, воли [17].

У таких детей наблюдается целый комплекс проблем в развитии личности, что сказывается в первую очередь на их социальной адаптации, что становится причиной тревожности и агрессии во взаимоотношениях с окружающими.

Т.В. Панова (2019) исследуя личностные особенности младших школьников со сниженным интеллектом, описывает ряд причин-рекомендаций, которым могли бы способствовать социальной адаптации и развитию личностной сферы детей:

  • дети с умственной отсталостью не правильно определяют собственные эмоции и эмоции других людей, затрудняются как в определении и дифференциации эмоциональных состояний, так и в вербальном их обозначении, необходима работа по расширению словаря эмоций;
  • с умственно отсталыми детьми нужно постоянно общаться, сопровождая свои действия негромкой, плавной речью со спокойной, приветливой интонацией;
  • следует уделять внимание развитию дифференцированного восприятия;
  • развитие детей с умственной отсталостью не соответствует их возрасту, они не могут справляться со своим психофизическим напряжением, определить и выразить свое состояние. Задача обучения в этом случае – показать разницу между хорошим и плохим самочувствием, хорошим и плохим настроением;
  • необходимо учить детей чувствовать состояние других людей.

Автор считает, что умение эмоционально настраиваться на определенную ситуацию – одна из предпосылок успешного обучения навыкам общения:

  • умственно отсталый ребенок должен научиться чувствовать себя адекватно окружающей обстановке, переживать соответствующие настроения и чувства, распознавать ситуации, приятные для себя в школе, дома, при взаимодействии с другими людьми в разной обстановке;
  • одной из причин агрессии и тревожности является страх. Страх служит естественной реакцией на угрозу неприкосновенности. У некоторых учеников чувство страха выражено слабо, у других – сильно. Это происходит от того, что дети не в состоянии объективно анализировать ситуацию. Часто ученики оценивают ситуацию как угрожающую, хотя для этого нет оснований. Преодоление страха может достигаться на эмоциональном уровне через развитие доверия, приобретение чувства защищенности и уверенности в себе или на интеллектуальном уровне, когда происходит осознание, понимание ситуации;
  • некоторым школьникам нужно научиться адекватно оценивать свои возможности. Это важно, если имеется органическое нарушение, которое может прогрессировать, если ученик душевно страдает от своего нарушения, если есть комплекс неполноценности.

У детей с умственной отсталостью ограничены возможности переноса действий одной ситуации в другую, аналогичную. Часто случается, что в одном месте они ведут себя в соответствии с правилами, но, если место меняется, дети становятся беспомощными. Процесс обучения идет грамотно, если отрабатывается не каждая отдельная ситуация, а инварианты, т. е. выделяются общие признаки для различных случаев. Особенно это важно в опасных для жизни ситуациях, которые трудно предугадать и предупредить [12, с. 51-57].

Итак, дети с умственной отсталостью имеют особенности развития, которые проявляются в общей недостаточности психики, недоразвитии высших форм мыслительной деятельности, проявление ядерного симптома, трудности переноса действий из одной ситуации в другую и проблемы социальной адаптации.

Выводы по первой главе

  1. Воспитание есть часть педагогического процесса и общественное явление. Сущность воспитания состоит в формировании ценностно-смысловой основы личности. Место воспитания в образовательном процессе определяется тем, как выстроен целенаправленный процесс воспитания в рамках всего педагогического процесса.
  2. Сущность нравственного воспитания состоит в формировании у воспитуемых нравственных категорий и представлений в отношении нравственного поведения и общения.
  3. Дети с умственной отсталостью относятся к категории аномальных детей, имеющих специфические психолого-педагогические особенности (общая недостаточность психики, недоразвитие высших форм мыслительной деятельности, ядерный симптом, трудности переноса действий из одной ситуации в другую) и проблемы социальной адаптации.

Глава 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

2.1. Особенности нравственного воспитания детей с умственной отсталостью

Особенности нравственного воспитания детей с умственной отсталостью определяются природой их ментального расстройства и способностью воспринимать воспитательное воздействие. С этой точки зрения современные отечественные авторы (Г.Г. Зак, 2015; Е.Н. Трубина, 2016; Л.И. Кочина, Т.Н. Сенотрусова, 2017) выделили ряд аспектов, которые следует учитывать педагогам-практикам в нравственном воспитании детей с умственной отсталостью.

Так, Г.Г. Зак (2015), не делает разграничений между духовным и нравственным воспитанием, выделяя их в одно направление – духовно-нравственное воспитание – это «…педагогически организованный систематический процесс, направленный на усвоение и принятие обучающимися базовых национальных ценностей, которые имеют сложную иерархическую структуру и организацию; к носителям базовых национальных ценностей относят государство, многонациональный народ Российской Федерации, культурно-территориальные сообщества, объединения, мировое сообщество, семья» [7, с. 40].

Автор отмечает, что до настоящего времени, вопрос о духовно-нравственном воспитании детей с умственной отсталостью – не стоял; не было выделено отдельного предмета исследования, что вызывает значительные трудности при разработке программ воспитания и в других направлениях. Среди особенностей нравственного воспитания детей с умственной отсталостью автор выделяет необходимость «…приобщения обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, которые раскрываются в системе общечеловеческих нравственных ценностей в контексте формирования у них нравственных понятий, чувств, сознания и поведения» [17, с. 40]. К базовым национальным ценностям следует отнести: патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, семью, труд и творчество, науку, традиционные российские религии, искусство и литературу, природу, человечество.

Г.Г. Зак (2015) при разработке и реализации программы духовно-нравственного воспитания детей с умственной отсталостью предлагает использовать интегративный подход, позволяющий существенно повысить уровень нравственной культуры данной категории обучающихся и расширить содержание урочной и внеурочной деятельности [17, с. 40]. Результаты исследования ученого позволяют выделить ряд особенностей развития нравственной культуры у детей с умственной отсталостью.

В частности, автор считает, что младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для закладывания основ духовно-нравственного воспитания. Это период формирования нравственных установок, в котором следует демонстрировать и объяснять детям важность нравственных категорий поведения и общения [17, с. 41].

Л.И. Кочина, Т.Н. Сенотрусова (2017) в своих исследованиях особенностей нравственного воспитания детей с умственной отсталостью, отмечают для них характерно «недоразвитие высших эмоций и морально-этических качеств» [8, с. 97]. В качестве особенностей нравственного воспитания детей с умственной отсталостью, авторы рекомендуют обратить внимание на виды деятельности, позволяющие сформировать положительные привычки, необходимые для успешной социализации [8, с. 97]. Таким инструментом воспитательной работы авторы считают сказки. Нравственные идеи, заложенные в сказках являются идеалом для ребенка [8, с. 97].

Е.Н. Трубина (2016) в аналогичных исследованиях проблемы нравственного воспитания детей с умственной отсталостью считает, что уже «с первого класса специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида должно воспитывать у детей интерес к общественной жизни, желание, способность и привычку трудиться и соблюдать правила общественного поведения. <…> Следует обратить внимание не только на подготовку к жизни, но и непосредственную организацию повседневной жизни и опыта» [19, с. 152].

По мнению автора основной путь формирования нравственных знаний, мотивов и навыков поведения у детей с умственной отсталостью – это повседневное руководство их жизнью, деятельностью и поведением. Ключевая цель нравственного воспитания детей с умственной отсталостью состоит в том, чтобы они могли осознанно руководствоваться принципами и нормами нравственности, что предотвратит деформации их поведения [19, с. 152].

Итак, нравственное воспитание детей с умственной отсталостью имеет ряд особенностей, обусловленных психолого-педагогической характеристикой феномена ментальных нарушений у данной категории обучающихся. В частности, следует формировать минимальные представления детей о нравственности, искать подкрепляющие примеры из жизни, включать родителей (законных представителей) в реализацию программ нравственного воспитания.


2.2. Программа нравственного воспитания младших школьников с умственной отсталостью

Программа нравственного воспитания младших школьников с умственной отсталостью имеет следующую структуру: 1) пояснительная записка; 2) нормативно-правовое обеспечение программы; 3) цель и задачи программы; 4) участники программы; 5) модульная структура программы; 6) формы работы с обучающимися.

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана для ориентации обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью в формировании у них нравственных категорий любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию народа, формированию основ нравственного поведения.

Психолого-педагогические особенности младших школьников таковы, что обучающиеся испытывают большое доверие к учителю как носителю тех или иных норм, доверие к знаниям, которые он транслирует детям. В связи с этим большая роль в реализации данной программы ложится на педагога. Именно он, своими участием в социальной жизни умственно отсталого ребенка формирует у него минимальные представления о справедливости, нравственности и отношении к людям. Характер отношений между педагогом и детьми определяет качество нравственного воспитания обучающихся с умственной отсталостью.

При реализации настоящей программы рекомендуется участие родителей (законных представителей) для расширения представлений младших школьников о нравственности и закреплении положительных изменений, происходящих у детей в этом ключе. Роль родителей может быть пассивной и активной, в зависимости от такого какой функционал реализации настоящей программы может предложить им педагог.

При реализации настоящей программы рекомендуется организовывать обсуждение с детьми тех или иных ситуаций, имеющих нравственный контекст, приводить примеры из жизни, посильные для восприятия ребенком. Реализация программы может проходить в единстве урочной и внеурочной.

Нормативно-правовое обеспечение программы

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
  2. Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  3. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 22 декабря  2015 г. № 4/15.
  4. Письмо МО РФ «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» от 22.02.1999 г. № 220/11-12.

Цель и задачи реализации программы

Цель – социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования нравственных чувств, сознания и поведения.

Задачи:

  1. формирование мотивации «становиться лучше», проявлять активность в учебной, игровой и социально-ориентированной деятельности;
  2. формирование минимальных нравственных представлений о категориях «хорошо» и «плохо», о общечеловеческих ценностях;
  3. развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
  4. формирование положительного отношения к своему национальному языку и культуре;
  5. развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Участники программы: обучающиеся младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Модульная структура программы

п/п

Модуль программы

Базовые ценности модуля

1.

Модуль 1.

«Я – Гражданин»,

направлен на воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Патриотизм, гражданственность:

Любовь к близким, к образовательной организации, своему селу, городу, народу, России; стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города; уважение к защитникам Родины; положительное отношение к своему национальному языку и культуре; умение отвечать за свои поступки; интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России.

2.

Модуль 2.

«Я – человек»,

направлен на воспитание нравственных чувств и эстетического сознания.

Семья, социальная солидарность:

Различие хороших и плохих поступков; правила поведения в образовательной организации, дома, на улице; уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; установление дружеских отношений в коллективе; бережное гуманное отношение ко всему живому.

3.

Модуль 3.

«Я и Труд», направлен на

воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни.

Труд и творчество:

Уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе; элементарные представления об основных профессиях; навыки коллективной работы; умение проявлять дисциплинированность, последовательность, настойчивость; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей; умение соблюдать порядок на рабочем месте.

4.

Модуль 4.

«Я и культура», направлен на

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Традиционные российские религии:

Различие красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного; формирование элементарных представлений о красоте; формирование умения видеть красоту природы и человека; интерес к продуктам художественного творчества; представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.


Формы работы с обучающимися

Формы урочной деятельности: изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах (например, чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории; этика – культура диалога); индивидуальные и групповые занятия; уроки в библиотеке.

Формы внеурочной деятельности: познавательная беседа, кейсы проблемных ситуаций нравственного поведения и общения, сюжетно-ролевые игры нравственного и гражданско-патриотического содержания, конкурсы творческих работ, фестивали, праздники, спортивные соревнования, благотворительные акции, посещение государственных институтов – библиотека, музеи, театры, культурные комплексы.


Выводы по второй главе

  1. Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, он является переходным, от дошкольного детства к возрасту, в котором происходит кардинальная перестройка личности ребенка, обнаруживающая себя в специфических возрастных новообразованиях и особенностях развития эмоциональной сферы, формируются первые фундаментальные основы настоящей личности психологически готовой к обучению в школе.
  2. Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью имеет ряд особенностей, обусловленных их психическим развитием и характеристикой ментальных нарушений.
  3. Особенности нравственного воспитания детей с умственной отсталостью состоят в систематическом осуществлении педагогических действий, составляющих его содержание. Важно обеспечить реализацию правил поведения и общения в повседневной жизни детей, а не только в рамках воспитательного процесса. Следует использовать широкий арсенал педагогических приемов и методов, позволяющих осуществлять поэтапную воспитательную работу с детьми: развитие нравственных представлений, формирование нравственного поведения, развитие эмоциональной сферы и коммуникативных способностей.
  4. При разработке программы нравственного воспитания детей с умственной отсталостью следует учитывать передовой педагогический опыт воспитания данной категории детей, особенности их психического развития. Обеспечить реализацию программы не только в рамках специально организованного процесса, но и в повседневной жизни детей, что позволит успешно их социализировать и привить нормы нравственного поведения. В программу следует включать разнообразные методы и приемы воспитания, обеспечить развитие эмоциональной сферы – как основы для развития нравственных ценностей.
  5. Содержание программы воспитания младших школьников с умственной отсталостью направлено на формирование и закрепление минимальных представлений о нравственности.

Заключение

В рамках настоящего исследования была поставлена цель изучить нравственное воспитание детей с умственной отсталостью. Для достижения цели исследования были сформулированы задачи, предполагающие теоретическое исследование нравственного воспитания, психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. В практической части исследования разработана программа нравственного воспитания детей с умственной отсталостью.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

  1. Воспитание есть часть педагогического процесса и общественное явление. Его сущность состоит в формировании ценностно-смысловой основы личности.
  2. Сущность нравственного воспитания состоит в формировании у воспитуемых нравственных категорий и представлений в отношении нравственного поведения и общения.
  3. Дети с умственной отсталостью относятся к категории аномальных детей, имеющих следующие специфические особенности: общая недостаточность психики, недоразвитие высших форм мыслительной деятельности, ядерный симптом, трудности переноса действий из одной ситуации в другую, проблемы социальной адаптации.
  4. Младший школьный возраст – это переходный период в жизни ребенка от дошкольного детства к возрасту кардинальной перестройки личности ребенка. В этом возрасте формируются первые фундаментальные основы настоящей личности.
  5. Особенности нравственного воспитания детей с умственной отсталостью состоят в систематическом осуществлении педагогических действий, составляющих его содержание. Важно обеспечить реализацию правил поведения и общения в повседневной жизни детей и в рамках воспитательного процесса.
  6. При разработке программы нравственного воспитания детей с умственной отсталостью следует учитывать передовой педагогический опыт воспитания детей с умственной отсталостью, особенности их психического развития. Следует обеспечить реализацию программы в рамках специально организованного процесса и в повседневной жизни детей, что позволит их социализировать и привить нормы нравственного поведения. В программу следует включать разнообразные методы и приемы воспитания, обеспечить развитие эмоциональной сферы – как основы для развития нравственных ценностей.
  7. Структура программы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью включает: пояснительную записку, нормативно-правовое обеспечение программы, цель и задачи программы, участников программы. Программа имеет модельную структуру, представлено описание основных форм работы с обучающимися. Содержание направлено на формирование и закрепление у младших школьников с умственной отсталостью минимальных представлений о нравственности.

Список использованной литературы

  1. Авдеева А.Н. Формирование ответственности как качества личности младших школьников в условиях игровой деятельности / А.Н. Авдеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2017. – № 6. –С. 76-80
  2. Аномальные дети / Словарь по коррекционной педагогике. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/56302 (дата обращения: 24.05.2021).
  3. Байлук В.В. Воспитание и самовоспитание / В.В. Байлук // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 7. – С. 156-159
  4. Верин-Галицкий Д.В. Сущность нравственного воспитания подрастающего поколения // Социальная педагогика. - 2015. - №1.
  5. Винярка Ю.Т. Основные виды детей с ОВЗ и особенности их психолого- педагогической поддержки в начальной школе // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2018. – №1.
  6. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Воспитание в школе – 2015. - № 3.
  7. Зак Г.Г. Интегративный подход к духовно-нравственному воспитанию обучающихся с умственной отсталостью // Педагогическое образование в России. – 2015. – №9.
  8. Кочина Л.И., Сенотрусова Т.Н. Формирование нравственной культуры учащихся с умеренной умственной отсталостью через сказки // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2017. – №14.
  9. Кузнецов Д. А. Воспитание как вид деятельности и многофакторный процесс // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 4 (47). – С. 71-72
  10. Меньшиков В.М. Духовно-нравственное воспитание: предмет и содержание / В.М. Меньшиков // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – 2016. – № 30 (3). – С. 28-50
  11. Метлик, И.В. Понятие «духовно – нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Воспитание. Москва: Педагогика, 2016 – № 3-С.36 -46.
  12. Панова Т. В. Личностные особенности детей младшего школьного возраста со сниженным интеллектом // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2019. - № 2. – С. 51-57
  13. Потаповская, О.М. Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции //Вестник ПСТГУIV. - 2015. - №6
  14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
  15. Сафиуллина Р. И. Воспитательный потенциал музыкального искусства в развитии ценностно-смысловой сферы детей младшего школьного возраста // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2018 г.). — Уфа: Лето, 2018.
  16. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: 3-е перераб.изд. / Е.А. Стребелева. - М.: Владос. 2018.
  17. Стребелева Е.А., Лазуренко С. Б., Кузенкова Л. М. Дети с нарушениями интеллекта // Педиатрическая фармакология. 2018. - №6 – С. 80-84
  18. Суртаева О. Н. Деятельность учителя при обучении речемыслительной деятельности как средство профилактики дисграфии у младших школьников // Мир науки, культуры, образования. – 2017. - № 5. – С. 119-122
  19. Трубина Е.Н. Формирование нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью // Вестник ТГПУ. – 2016. – №4 (169).
  20. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология: Учебное пособие, 5-е изд., перераб., дополн. – 2018.- 333 с.