Курсовая работа по теме "Особенности развития памяти у детей с ЗПР"
Курсовая работа по теме "Особенности развития памяти у детей с ЗПР"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota_osobennosti_razvitia_pamyati.docx | 214.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ФГБОУ ВО «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кызылский педагогический институт им. Народного писателя Республики Тыва А.А. Даржая
Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Специальная психология»
на тему:
"Особенности развития памяти у детей с ЗПР"
Выполнила:
студентка 2 курса СДО_309 группы
Тумат С.С.
Проверил:
кандидат психологических наук, доцент
Ооржак Л. Н.
Работа
Сдана «___» ________
Оценка «____________»
________________
(подпись)
Кызыл 2021 г.
Содержание
Введение ................................................................................................................ | 3 |
1. Теоретические основы изучения развития памяти детей с ЗПР ................... | 5 |
1.1 Характеристика памяти .................................………..................................... | 5 |
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР ............................ | 10 |
1.3 Особенности развития памяти у детей с ЗПР ............................................... | 13 |
Выводы по первой главе ...................................................................................... | 16 |
2. Исследование памяти и коррекция ее нарушений у детей с ЗПР ................ | 17 |
2.1 Методика исследования памяти у дошкольников с ЗПР ............................ | 17 |
2.2 Особенности состояния памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР … | 22 |
2.3 Основы коррекционного развития памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР ...........................................................…………………………… | 28 |
Выводы по второй главе ...................................................................................... | 33 |
Заключение ............................................................................................................ | 34 |
Список литературы ............................................................................................... | 35 |
Приложения ........................................................................................................... | 37 |
Введение
В последнее время отмечается увеличение числа детей, страдающих задержкой психического развития. ЗПР является одной из самых распространенных форм психических нарушений. Это особый тип психического развития ребенка, для которого характерна незрелость отдельных психических функций или психики в целом. И поэтому проблема помощи детям с ЗПР приобрела актуальность.
Память – это одна из основных психических функций. А от них в свою очередь зависят и все остальные функции. Исследование развития памяти у детей с ЗПР – одна из наиболее актуальных задач дошкольной психологии, т.к. в старшем дошкольном возрасте уже идет подготовка к школе. И детям с ЗПР сложно будет в начальной школе если момент коррекционной работы будет упущен. Проблема развития памяти требует постоянного изучения и исследования.
Актуальность данной темы обусловлена важностью памяти для формирования личности ребенка. Учитывая, что правильно подобранные коррекционные мероприятия залог эффективного развития памяти, данное исследование является важным и своевременным.
Цель исследования: изучение особенностей развития памяти детей дошкольного возраста с ЗПР и методов ее развития.
Объект исследования: память детей дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: особенности развития памяти у дошкольников с ЗПР.
Гипотеза: память детей с ЗПР характеризуется рядом специфических особенностей.
При выполнении данной работы поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные понятия и виды памяти;
2. Определить особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР
3. Рассмотреть особенности психолого-педагогического развития детей с ЗПР.
4. Определить средства диагностики памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР.
5. Рассмотреть основы коррекции развития памяти у дошкольников с ЗПР, с учетом ее особенностей
Теоретические и прикладные аспекты развития памяти рассматривались в трудах: Черемошкиной Л.В., Гамезо М.В., Апчел В.Я., Цыган В.Н., Немов Р.С., Самыгин С.И., Штерн А.С. и другие. Вопросы развития памяти у детей с ЗПР изучали Деревянкина Н.А., Лебединский В.В., Мамайчук И.И., Никишина В.Б., Стребелева Е.Л., Трофимова Н.М., Власова Т.А., Лубовский В.И. и многие другие.
Работа состоит из двух глав. В первой главе представлены теоретические основы изучения развития памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР. Во второй главе дано описание методики исследования памяти у дошкольников с ЗПР. Проведен анализ полученных данных и даны рекомендации. Исследование проходило на базе дошкольного образовательного учреждения с детьми подготовительной к школе группы.
Практическая значимость данного исследования заключена в возможности его применения в работе с детьми с ЗПР по выявлению индивидуальных особенностей развития памяти и коррекционной деятельности.
Основными методами исследования явились: исследовательские методы (анализ специальной литературы, изучение документов), диагностические методы (наблюдение, тесты на развитие памяти), метод анализа полученных данных.
- Теоретические основы изучения развития памяти детей с ЗПР
- Характеристика памяти
Память является основой психической деятельности человека. Она связывает прошлое человека с его настоящим и будущим, память – важнейшая познавательная функция. Память характеризует человека, как индивида, субъекта деятельности, личность и индивидуальность. Человек как индивид обладает определенными способностями запоминать, сохранять и воспроизводить информацию. Мнемические процессы субъекта деятельности зависят от его взаимоотношений с окружающей средой и запоминаемым материалом. Личность обладает сознанием и самосознанием, она формирует отношения с окружающим миром и способна регулировать проявление своих мнемических процессов. Человек – индивидуальность отличается качественным и количественным своеобразием процессов запоминания, сохранения и воспроизведения. Память объединяет восприятие, воображение и мышление в единую систему, которая направлена на познание окружающей действительности.
Первым начал исследовать память немецкий психолог Г. Эббингауз. По его мнению, запоминание – возникновение ассоциативных связей между впечатлениями. Похожей точки зрения придерживались Э. Ли Торндайк, Б.Ф. Скинер и другие представители гештальтпсихологии. Роль личности в запоминании подчеркнул З. Фрейд. По его мнению, человек запоминает то, что соответствует его подсознательным влечениям. Если что-то не соответствует, то вытесняется из памяти. Экспериментального подтверждения эти утверждения не нашли. Социальную природу памяти изучал Л.С. Выготский. Его идеи разрабатывали П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, А.Р. Лурия и др.
"Память – это форма психического отражения действительности, психический процесс, заключающийся в запечатлении, хранении и воспроизведении следов прошлого опыта. Любой живой организм, соприкасаясь с внешней средой, получает некий опыт. И его дальнейшие действия базируются на этом опыте. Не говоря уже о высших сферах деятельности, такой опыт необходим организму хотя бы для того, чтобы выжить. Поэтому этот опыт должен откладываться, храниться, поэтому-то и необходима всякому живому существу память." [23; с.93]
Существует много разновидностей определения памяти, но все их можно свести к следующему определению: "Память – совокупность процессов, обеспечивающих восприятие, запечатление, хранение, воспроизведение и забывание информации."[1; с.7]
В процессе взаимодействия с окружающим миром, человек получает впечатления, которые оставляют свой след в его сознании и подсознании, они сохраняются, закрепляются, а при необходимости и воспроизводятся. Эти процессы все вместе и представляют собой систему памяти человека. Память составляет основу жизни человека. Благодаря ей происходит научение, приобретаются знания, умения и навыки. Именно благодаря совершенствованию свой памяти, человек выделился из животных. Память - это способность человека получать, сохранять и воспроизводить полезный жизненный опыт. Память есть у всех живых существ, но только у человека она достигает высокого уровня развития.
Из определений памяти можно сделать вывод, что существует три ее основных характеристики: запоминание, хранение и воспроизведение информации. Это основные мнемические процессы памяти.
"Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.
Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого."[14; с.55]
Память оказывает влияние на психическую деятельность в целом. Она является основой процессов обучения, мышления, основой личности. Главное значение памяти среди психических функций ученые видят в ее участии во всех видах функций. Т.к. ни одна из них не может быть осуществлена без участия памяти.
Память, благодаря накопленному опыту, играет важную роль в формировании личности.
Существуют различные подходы к классификации памяти, и соответственно, различные ее виды. Память подразделяется не генетическую, импринтинг и прижизненную. Генетическую память еще называют наследственной. Информация об анатомической строении и врожденном поведении хранится в клетках. Эта память меньше всего подвержена повреждениям.
Импринтинг или запечатление. Это промежуточная память между генетической и прижизненной. Она свойственна раннему периоду развития и представляет собой установление одномоментной связи между ребенком и окружающей средой. Прижизненная память хранит всю информацию, которую человек получает от момента рождения до самой смерти.
По типу запоминаемого материала прижизненная память делится на двигательную, эмоциональную и символическую. Выделяют несколько подвидов – зрительную, тактильную, слуховую и прочие виды памяти. Высший вид памяти – символическая, она подразделяется на словесную и логическую.
По времени хранения прижизненная память классифицируется на мгновенную, кратковременную, промежуточную и долговременную память. Мгновенная характеризуется коротким временем хранения информации, но большим объемом. Кратковременная формируется на основе информации, полученной из мгновенной памяти. Передается та информаций, на которую направлено внимание. Хранение информации от нескольких секунд до нескольких часов. Промежуточная получает информацию из кратковременной в закодированном виде и хранит ее несколько часов. Из промежуточной через кратковременную информация попадает в долговременную память, где и хранится.
В свою очередь долговременная память делится на произвольную и непроизвольную. Произвольная связана с участием произвольного внимания, с установкой на запоминание. Она характерна только для человека. Непроизвольная память не имеет цели и не связана с произвольным вниманием.
По модальности запечатлеваемой информации выделяют образную, абстрактно-логическую, механическую, эмоциональную, двигательную и условно-рефлекторную память.
Образная или сенсорная память воспроизводит образ ранее воспринятого сигнала. В свою очередь она подразделяется на зрительную, слуховую, слухоречевую, тактильную и обонятельную. Абстрактно-логическая или смысловая – это память на словесные сигналы и символы. Так, в предложении мы улавливаем смысл и тогда запоминаем его. К этому же виду памяти можно отнести и вербальную.
Механическая память – это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.
Эмоциональная память воспроизводит пережитое ранее эмоциональное состояние. Ее характеризуют высокая прочность и скорость запоминания.
Двигательная память воспроизводит характерные движения. Она характерна для спортсменов.
Условно-рефлекторная память возникает при повторных сочетаниях условного и безусловного раздражителей.
Зрительная память представляет собой сохранение информации в виде зрительных образов. Зрение является ведущим органом чувств и поэтому большой объем информации человек запоминает именно через зрение. Слуховая память связана с запоминанием и точным воспроизведением звуков. Осязательная память позволяет запомнить ощущения, получаемые с поверхности кожи. Обонятельной памятью является память на запахи. Вкусовая – это память на вкусовые ощущения.
Различают память на действие и на его название. Например, процедурная или то как надо действовать (память на действие). Декларативная память проявляется после двух лет. Это память на лица, места, факты, эпизоды, т.е. воспроизведение прошлого опыта. Бывает в свою очередь эпизодической и семантической. Эпизодическая – это память на датированные события из жизни человека. Семантическая – память на слова, понятия, правила и абстрактные идеи.
Процессы памяти тесным образом связаны с личностью человека, его особенностями, интересами, потребностями и эмоциональным настроем. Именно от потребностей зависит как человек запоминает, хранит и припоминает информацию.
В дошкольном возрасте память развивается значительно быстрее чем другие способности.
Память — это способность, которую можно и нужно развивать. В дошкольном возрасте хорошим средством развития памяти являются дидактические игры. Они в игровой форме учат детей.
- Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Нарушения памяти бывают по разным причинам и носят разный характер. К нарушению темпа развития отделов нервной системы приводят неблагоприятные факторы внешней среды.
"Задержка психического развития — это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии". [16; с.57] ЗПР довольно сложное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты деятельности: психической, психологической и физической. Основными характеристиками ЗПР являются: неравномерное формирование процессов познавательной деятельности, из-за недоразвития речи и мышления, присутствия расстройств в эмоционально-волевой сфере. Следовательно, ЗПР проявляется в эмоционально-волевой незрелости и в интеллектуальной недостаточности.
Причины возникновения ЗПР разнообразны, следовательно, и дети отличаются друг от друга. У одних детей ярко выражены проблемы в эмоциональном развитии и в произвольной регуляции поведения. При этом нарушения в интеллектуальной сфере у этой группы детей выражены не резко. При других формах ЗПР наиболее сильно выражено недоразвитие различных сторон познавательной деятельности. Бывают типы ЗПР, когда нарушения одинаково сильно выражены и в эмоционально-волевой, и в познавательной деятельности.
Психологи классифицирует детей с ЗПР следующим образом:
1) эмоциональная незрелость (психический инфантилизм);
2) низкий психический тонус (длительная астения);
3) нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов. [19; с. 14]
Наиболее тяжелая форма, граничащая с легкой степенью умственной отсталости третья. Общими чертами для детей с ЗПР являются: неравномерное и замедленное становление психических функций, неравномерная сформированность психических процессов, наиболее серьезные нарушения выявляются в эмоционально-волевой сфере, в работоспособности, в словесно-логическом мышлении. У данной группы детей присутствует легкое органическое поражение коры головного мозга. Рассмотрим особенности психического развития детей с ЗПР.
У детей с ЗПР не сформирована готовность к школьному обучению. Они отличаются сниженной умственной работоспособностью. Все дети этой категории имеют сниженное внимание. Психологи установили у них неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственные и временные нарушения, недостаточность планирования и выполнения двигательных программ. Этим детям необходимо много времени для приема и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений. У ребят с ЗПР недостаточно сформированы пространственные представления. Память у этих детей снижена. Особенно опосредованное запоминание и элементарные виды памяти.
В психолого-педагогической литературе используют другую терминологию для обозначения данной категории детей: "нервные дети", "отстающие в обучении", "с пониженной обучаемостью". Проблемой детей с ЗПР ученые занялись после того, как все больше детей с проблемами в обучаемости не попадали в категорию умственно отсталых, т.к. у них не было обнаружено специфических особенностей. В 50-60х гг. 20 века под руководством ученицы Л.С. Выготского, М.С. Певзнер, которая была специалистом в области клиники умственной отсталости, начались исследования неуспеваемости. Благодаря проведенным исследованиям и были сформулированы представления о детях с ЗПР.
По показателям психосоциального развития дети с ЗПР занимают промежуточное положение между нормально развивающимися сверстниками и умственно отсталыми. Дети с нарушением поведения также относятся к этой группе. В психологической литературе отмечается наличие у детей с ЗПР недостаточной сформированности произвольного внимания, дефицит концентрации, объема и распределения внимания. При анализе мыслительных процессов детей, также отмечается значительное отставание от сверстников. У них недостаточно высок уровень сформированности таких мыслительных операций, как анализ, обобщение, абстракция, перенос. Многие ученые отмечают специфику развития познавательной деятельности. У детей проявляются дефекты речи. Им свойственны эмоциональная неустойчивость, импульсивность или вялость и апатичность. Возникают проблемы в игровой деятельности, связанные с неумением развернуть игру по замыслу без помощи взрослого.
У детей ЗПР отмечается гиперактивность, импульсивность, повышенная тревога и агрессия. Память обладает специфическими особенностями. К детям с ЗПР относят детей, которые не имеют выраженных отклонений в развитии. У них отсутствуют умственная отсталость, тяжелые речевые недоразвития, первичные недостатки систем слуха, зрения, двигательной системы. Таким детям свойственны трудности в адаптации.
При своевременной коррекционно-педагогической, а иногда и медицинской помощи у детей с ЗПР возможно частичное, и даже полное преодоление отклонения в развитии. Именно поэтому своевременная диагностика, правильное диагностирование отклонений позволяют подобрать эффективную коррекционную программу.
- Особенности развития памяти у детей с ЗПР
По данным многочисленных исследований дошкольники с ЗПР обладают худшей памятью, чем их сверстники с нормой развития. Хотя по результатам ряда экспериментальных исследований эти различия иногда минимальны. Память детей с ЗПР отличается своеобразием. Выраженность дефекта зависит от причины задержки развития. У них ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Также им свойственна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. Больше всего страдает вербальная память.
Н.А. Деревянкина указывает, что в результате комплексного психолого-педагогического и нейропсихологического обследования детей с ЗПР, проведенного Л.М. Шипицыной и О.В. Зашириной были обнаружены следующие тенденции: "снижено количество запоминаемых предметов, предъявляемых как при произвольном, так и при непроизвольном запоминании; произвольное зрительное запоминание снижено в большей степени, чем непроизвольное зрительное; снижен объем слухоречевой памяти; у детей с ЗПР в 3 раза реже, чем у здоровых детей, "кривые заучивания" соответствуют норме. Кривая заучивания указывает на зависимость эффективности запоминания от количества повторений. В норме наблюдается прямая зависимость -- чем больше повторений, тем лучше результат. Ригидный тип кривой свидетельствует об очень медленном запоминании, требующем значительно большего количества повторений для достижения того же результата. Кривая истощающегося типа указывает на обратную зависимость -- чем больше повторений, тем хуже результат. Кривая типа "Плато" обычно свойственна умственно отсталым детям и указывает на отсутствие зависимости успешности запоминания от количества повторений; она имеет вид почти ровной прямой, параллельной горизонтальной оси. Л.М.Шипицына отмечает, что более чем у половины детей с ЗПР кривые заучивания соответствуют ригидному типу, а у одной пятой части детей -- истощающемуся типу."[3; с.23]
В целом отклонение в развитии памяти характерно для всех форм ЗПР. А вот степень тяжести нарушения как раз и зависит от формы задержки психического развития.
Так для детей с психофизическим инфантилизмом свойственно: меньшие объем и скорость запоминания, они не умеют рационально организовывать и контролировать свою работу, отмечают преобладание зрительной памятью над слуховой.
Детям с ЗПР соматогенного генеза свойственно недоразвитие кратковременной памяти, которая выражается в снижении скорости запоминания, в медленном нарастании продуктивности запоминания и снижении объема памяти.
У детей с ЗПР церебрально-органического генеза обнаруживаются разного рода нарушения памяти. Среди них повышенная тормозимость, неумение рационально организовывать и контролировать свою работу. Также им свойственны уменьшение скорости запоминания, недоразвитие зрительной или слуховой памяти, а также нарушение зрительно-пространственной памяти.
У детей с ЗПР психогенной формы нарушения памяти могут не наблюдаться. При этом память у них отличается высокой избирательностью продуктивности запоминания и зависит от мотивации.
Детей с любой формой ЗПР объединяет то, что они не умеют рационально организовывать и контролировать процесс запоминания. Также отсутствует умение применять мнемотехнические приемы.
Механическая память у детей с ЗПР характеризуется снижением эффективности первых попыток запоминания. Хотя при этом время необходимое для полного заучивания близко к норме. В отличие от умственно отсталых детей, дети с ЗПР хотя и испытывают трудности на начальном этапе запоминания, в итоге справляются с заданием.
У детей с ЗПР выявляют большие нарушения при опосредованном запоминании. Они испытывают трудности при применении интеллектуального приема. Для детей с ЗПР до конца начальной школы свойственно механическое заучивание. Произвольно опосредованное запоминание, которым пользуются их сверстники, отсутствует.
Таким образом, развитие памяти детей с ЗПР характеризуется рядом специфических особенностей.
Выводы по I главе
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что память является основой психической деятельности человека. Память — это способность человека получать, сохранять и воспроизводить полезный жизненный опыт. Основными характеристиками памяти являются запоминание, хранение и воспроизведение информации. Память — это основа процессов обучения, мышления, основа личности. Существуют различные подходы к классификации памяти.
ЗПР — это отклонение в психофизическом развитии. ЗПР проявляется в первую очередь в эмоционально-волевой незрелости и в интеллектуальной недостаточности. Дети с ЗПР по нарушениям развития занимают промежуточное положение между сверстниками в норме и умственно отсталыми. Память детей с ЗПР имеет специфически особенности развития.
- Исследование памяти и коррекция ее нарушений у детей с ЗПР
- Методика исследования памяти у дошкольников с ЗПР
Для подтверждения нашей гипотезы об особенностях развития памяти у дошкольников с ЗПР, нами было проведено экспериментальное исследование. В исследовании приняли участие 9 детей с ЗПР из подготовительной группы детского сада. Это дети, которые в анамнезе имеют диагноз "задержка психического развития" разного генеза.
Наше исследование состоит из 3х этапов:
- Знакомство с испытуемыми. Анамнез.
- Диагностическое обследование детей.
- Разработка методических рекомендаций по коррекции выявленных у детей с ЗПР нарушений.
Сначала нами была проведена беседа с воспитателями группы для получения общей характеристики испытуемых.
Методики диагностики были подобраны благодаря работам Никишиной В.Б., Фадиной Г.В. и Черемошкиной Л.В. [9; 19; 20]
Для диагностики дошкольников были использованы следующие методики:
Методика "Запоминание 10 слов" А.Р. Лурии
Цель обследования: изучение особенностей речеслуховой памяти детей.
Материал: набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу: стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
Инструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке».
Процедура проведения: Читать слова медленно и четко.
Обработка и анализ данных:
10 баллов – ребенок назвал 10 слов в правильной последовательности с первого раза.
8–9 баллов – ребенок назвал 8–9 слов в правильной последовательности с первого раза.
6–7 баллов – ребенок назвал 6–7 слов в правильной последовательности с первого раза.
4–5 баллов – ребенок назвал 4–5 слов в правильной последовательности с первого раза.
2–3 балла – ребенок назвал 2–3 слова в правильной последовательности с первого раза.
0–1 балл – ребенок за все время назвал не более 1 слова.
Оценка результатов:
10 баллов – очень высокий.
8–9 баллов – высокий
4–7 баллов – средний.
2–3 балла – низкий.
0–1 балл – очень низкий.
Методика "Запомни рисунки" Р.С. Немова
Цель обследования: выявить отклонения развития кратковременной зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи второго уровня и детей без речевого нарушения.
Стимульный материал: дети в качестве стимулов получают картинки, представленные ниже.
Инструкция: на этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок.
Картинки для выполнения задания представлены в Приложении 1.
Порядок работы: Ребенку представляется картинку. Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Оценка результатов:
10 баллов – ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.
8–9 баллов – ребенок узнал на картинке 7–8 изображений за время от 45 до 55 сек.
6–7 баллов – ребенок узнал 5–6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4–5 баллов – ребенок узнал 3–4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2–3 балла – ребенок узнал 1–2 изображения за время от 75 до 85 сек.
0–1 балл – ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий.
8–9 баллов – высокий.
4–7 баллов – средний.
2–3 балла – низкий.
0–1 балл – очень низкий.
Методика "Выучи слова" Р.С. Немова
Цель: определить динамику процесса заучивания; изучить долговременную память.
Порядок работы: Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.
Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.
Результаты заучивания ряда слов представляются на графике (Приложение 2), где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.
Спустя час детям предлагается повторить, выученные слова.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.
8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.
6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за
6 попыток 8-9 слов.
4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.
2-3 балла — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.
0-1 балла — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток менее 3х слов.
Выводы об уровне развития
10 баллов—очень высокий.
8-9 баллов—высокий.
4-7 баллов—средний.
2-3 балла—низкий.
0-1 балл—очень низкий.
Методика "Образная память" Л.Ф. Симоновой
Цель: изучение кратковременной памяти.
Порядок работы: в качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20с запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы (Приложение 3). Затем в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать).
Инструкция. Сейчас я покажу вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить, как можно больше из нарисованного. После того как я уберу таблицу, запишите или зарисуйте все, что успели запомнить.
Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов.
Очень высокий - 10 - 12 ответов, высокий уровень – 8 – 9 ответов, средний 4 – 7, низкий 2 – 3, очень низкий - 0 - 1.
Методика "Опосредованное запоминание" А.Н. Леонтьева
Цель: исследовать развитие смысловой оперативной памяти.
Ребенку зачитывается 7 слов, которые необходимо запомнить; предлагается набор карточек с картинками (Приложение 4), которые не являются прямой иллюстрацией к запоминаемым словам.
Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы их лучше запомнить, будешь выбирать карточку с рисунком, которая поможет тебе вспомнить названное мною слово».
Слова для запоминания: дерево, время, чай, волосы, работа, лес, сказка.
На выбор карточки отводится не более 30 секунд. Выбор картинки фиксируется.
Затем следует занять ребенка на 15 минут другим видом деятельности. По истечении этого времени ребенку демонстрируются картинки, которые были выбраны при запоминании слов. Ребенок должен назвать то слово, которое он запомнил.
Уровни развития памяти:
Очень высокий (5 баллов) - ребенок воспроизвел все 7 слов.
Высокий (4 балла) - ребенок воспроизвел 5-6 слов.
Средний (3 балла) - ребенок воспроизвел 3-4 слова.
Низкий (2 балла) - ребенок воспроизвел 1-2 слова.
Очень низкий (1 балл) - ребенок воспроизвел 0 слов
Таким образом, были проведены диагностические работы по каждому ребенку. Результаты представлены ниже.
- Особенности состояния памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР
В процессе проведенного экспериментального исследования были получены следующие результаты.
В беседе с воспитателями группы выяснилось, что дети экспериментальной группы плохо ориентируются в окружающей обстановке. Не называют дни недели, времена года. Они не знают день своего рождения, адрес, не понимают, чем отличается отчество от фамилии. У них возникают трудности при назывании животных, птиц, растений. Отсутствуют обобщающие понятия. Таким образом, сформированных знаний об окружающем у детей с ЗПР не обнаружено.
Рассмотрим результаты исследования детей по диагностическим методикам.
Методика "Запоминание 10 слов" А.Р. Лурии
В процессе выполнения задания максимально дети смогли запомнить 6-5 слов. Этот результат показали 2 ребенка. По 4 слов запомнил 1 дошкольник. Минимальный результат 3 слова показал 1 ребенок. Таким образом, 1 дошкольник имеет низкий уровень развития слуховой памяти, а у остальных - средний уровень. Результаты исследования представлены в Таблице 2.1
Таблица 2.1 Результаты исследования по методике "Запоминание 10 слов"
№ п/п | Имя | Количество слов | баллы | Уровень развития слуховой памяти |
1 | Ангыр О. | 5 | 4-5 | средний |
2 | Монге Д. | 6 | 6-7 | средний |
3 | Ай-Кыс Т. | 4 | 4-5 | средний |
4 | Сайсуу М. | 3 | 2-3 | низкий |
Методика "Запомни рисунки" Р.С. Немова
Результаты диагностики по данной методике представлены в Таблице 2.2
Таблица 2.2 Результаты диагностики по методике "Запомни рисунки"
№ п/п | Имя | время | Количество изображений | баллы | Уровень развития зрительной памяти |
1 | Ангыр О. | 65-75 | 3 | 4-5 | Средний |
2 | Монге Д. | 55-65 | 6 | 6-7 | Средний |
3 | Ай-Кыс Т. | 65-75 | 4 | 4-5 | Средний |
4 | Сайсуу М. | 75-85 | 2 | 2-3 | Низкий |
Один испытуемый показал низкий уровень развития зрительной памяти. Он смог воспроизвести 2 изображения. У остальных ребят средний уровень.
Методика "Выучи слова" Р.С. Немов
По данной методике дети показали низкую скорость заучивания. Эти результаты можно увидеть на рисунке 2.1
Рисунок 2.1 Динамика скорости заучивания
На рисунке отчетливо видно, что количество заученных слов увеличивается с каждой попыткой. Можно сделать вывод, что детям сложно заучивать. Запоминание слов после первого прочтения очень низкое. Можно предположить, что это происходит из-за рассеянности внимания.
Через час мы попросили детей повторить заученные слова. Результаты исследования по данной методике представлены в Таблице 2.3
Таблица 2.3 Результаты исследования по методике "Выучи слова"
№ п/п | Имя | Заучивание | Долговременная память | ||||
Количество слов | баллы | уровень | Количество слов | баллы | уровень | ||
1 | Ангыр О. | 7 | 4-5 | средний | 6 | 4-5 | средний |
2 | Монге Д. | 11 | 8-9 | высокий | 9 | 6-7 | средний |
3 | Ай-Кыс Т. | 6 | 4-5 | средний | 4 | 2-3 | низкий |
4 | Сайсуу М. | 6 | 4-5 | средний | 5 | 2-3 | низкий |
Таким образом, видим, что у детей дошкольного возраста с ЗПР средний уровень заучивания и при этом низкая скорость. Им требуется время, чтобы заучить. Только один ребенок показал высокий уровень заучивания. Долговременная память находится на низком уровне. Дети довольно быстро забывают часть информации. Объем запоминания не большой.
Методика "Образная память" Л.Ф. Симоновой
Анализ образной памяти дал следующие результаты. Два ребенка имеют низкий уровень развития данного типа памяти. Они воспроизвели не более 3х образов. Хорошим результатом является то, что один дошкольник показал высокий результат. Обратим внимание на то, что нет ни одного ребенка с очень низким или с очень высоким результатом. Результаты в Таблице 2.4
Таблица 2.4 Результаты диагностики по методике "Образная память"
№ п/п | Имя | Количество образов | Уровень кратковременной памяти |
1 | Ангыр О. | 2 | Низкий |
2 | Монге Д. | 8 | Высокий |
3 | Ай-Кыс Т. | 4 | Средний |
4 | Сайсуу М. | 3 | Низкий |
Методика "Опосредованное запоминание" А.Н. Леонтьева
В результате анализа смысловой оперативной памяти были получены следующие результаты. У двоих детей низкий уровень развития. У остальных детей высокий и средний уровень развития. Полученные результаты представлены в Таблице 2.5
Таблица 2.5 Результаты исследования по методике "Опосредованное запоминание"
№ п/п | Имя | Количество слов | Баллы | Уровень смысловой (логической) памяти |
1 | Ангыр О. | 3 | 3 | Средний |
2 | Монге Д. | 5 | 4 | Высокий |
3 | Ай-Кыс Т. | 2 | 2 | Низкий |
4 | Сайсуу М. | 2 | 2 | Низкий |
На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что у дошкольников с ЗПР средний уровень развития памяти. У них нет показателей с очень высоким уровнем, что часто бывает у сверстников без нарушений. И отсутствуют очень низкие показатели, что часто бывает у детей с умственной отсталостью. Оценка уровня развития памяти представлена в Таблице 2.6
Таблица 2.6 Сводные результаты, проведенного исследования
№ п/п | Имя | Слуховая память | Зрительная память | Заучивание | Кратковременная память | Долговременная память | Смысловая (логическая) память | Уровень развития памяти |
1 | Ангыр О. | средний | средний | средний | низкий | средний | средний | Ср |
2 | Монге Д. | средний | средний | высокий | высокий | средний | высокий | В |
3 | Ай-Кыс Т. | средний | средний | средний | средний | низкий | низкий | Ср |
4 | Сайсуу М. | низкий | низкий | средний | низкий | низкий | низкий | Н |
Наглядно уровень развития памяти у дошкольников с ЗПР можно увидеть на Рисунке 2.2
Рисунок 2.2 Уровень развития памяти
На основании проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:
- Уровень развития слухоречевой памяти у испытуемой группы практически одинаковый.
- Для увеличения объема кратковременной слухоречевой памяти необходимо учить детей мнемическим приемам, которые позволят увеличить время нахождения информации в кратковременной памяти.
- Развитие смысловой памяти у данных детей находится на низком уровне. Картинки-стимулы выбираются случайным образом.
- Отсутствуют приемы логического, опосредованного запоминания.
- Ошибки, которые допускали дети при запоминании имеют свою специфику. Испытуемые испытывают трудности в тех задания, где надо было найти в образах сходства и различия, или воспроизвести образ и сличить его с другим.
- Дети с ЗПР испытывают трудности при использовании опосредованных способов запоминания. У них снижена долговременная и кратковременная память, произвольное и непроизвольное запоминание, им свойственны низкая продуктивность и недостаточная устойчивость запоминания.
- Образы, которые вызывали у детей ассоциации по сходству, запомнились лучше и прочнее. Например, "Машинка, как у меня", "У нас тоже есть собака" и т.п.
- Из-за низкого объема кратковременной и оперативной слухоречевой памяти теряется большая часть воспринимаемого материала.
Коррекционная работа с дошкольниками с ЗПР должна носить индивидуальный характер и быть ориентирована на индивидуальные особенности ребенка. Она может осуществляться на всех занятиях в дошкольном учреждении. Мнемические занятия необходимо связывать с жизненным опытом детей. Необходимо мотивировать детей к припоминанию. Смысловая (логическая) память служит основой для последующей учебной деятельности и поэтому нуждается в большем коррекционном вмешательстве. Дошкольников надо обучать приемам логического запоминания и использованию этих приемов в учебной, игровой и других видах деятельности.
- Основы коррекционного развития памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР
С целью исправления или ослабления выявленных нарушений в развитии памяти у дошкольников с ЗПР необходимо проведение коррекционных мероприятий.
При организации коррекции нарушений памяти у дошкольников с ЗПР, необходимо:
- у детей с ЗПР большие потенциальные возможности в развитии мнемической деятельности;
- необходимо прививать интерес к предмету;
- нужно формировать различные приемы запоминания и сохранения материала;
- дети этой категории нуждаются в поощрении;
- необходимо усиление мотивации;
- использование наглядности для запоминания материала;
- формирование произвольности внимания;
- только нагружая и используя память можно ее развить;
- быстрее запоминается то, что соответствует потребностям ребенка.
Основной задачей коррекционной деятельности является улучшение развития произвольной и словесно-логической памяти у детей с ЗПР.
Коррекционная работа может проводиться как в групповых занятиях, так и в индивидуальной форме, и в виде дидактических игр.
Для нашей экспериментальной группы предлагаем провести ряд коррекционных мероприятий. В процессе составления коррекционной программы были использованы материалы Фадиной Г.В., Черемошкиной Л.В., Кругловой А.М., Жуковой О.С. и Светловой И.Е. [19; 20; 5; 4; 15]
Для улучшения слуховой памяти детей были проведены занятия на разучивание стихотворений русских поэтов о природе: А.С. Пушкина, И. А. Бунина, А.А. Фета, Ф. И. Тютчева, А.М. Плещеева, А.Н. Майкова.
Методика проведения занятия - беседа о временах года, рассматривание картин данной тематики.
Ход занятия: Стихотворение зачитывается 1 раз, после чего детям предлагается рассказать его. Затем его зачитывают второй, третий раз и так до полного заучивания. Затем детям предлагается нарисовать то, о чем шла речь в стихотворении.
Для развития логической памяти в коррекционную программу были включены занятия на обучение детей пересказу рассказов и сказок.
В процесс коррекционной работы вошли занятия, разработанные Г.В. Фадиной [19] и упражнения, разработанные Кругловой А.М. [5] Таблица 2.7
Таблица 2.7 Занятия для коррекции особенностей развития памяти у дошкольников с ЗПР
№ п/п | Цель | Задачи | Содержание |
1 | Развитие основных свойств внимания и памяти | коррекция зрительной памяти, тренировка распределения внимания, контроль эмоционального состояния | Упражнения: "Зеркало", "Сверхвнимание", "Запомни узор", "Кляксы" |
2 | Развитие смыслового запоминания | коррекция логического запоминания, развитие связной речи, развитие воображения | Упражнения: "Пиктограмма", "Почтальон", "Цветоощущения" |
3 | Развить зрительную память и внимание у детей | Коррекция зрительной памяти | Используются игрушки. Они расставляются на подносе. Дети должны запомнить их и определить какая игрушка исчезла |
4 | Развить зрительную память у детей; учить их запоминать информацию по ассоциациям | Коррекция зрительной памяти; ассоциативное запоминание | Дети должны вспомнить кто в каком домике живет и поместить фигурки сказочных персонажей каждую в свой домик. |
5 | Развить слуховое внимание у детей | Способствовать формированию быстрой реакции на стимул, развивать ловкость у детей | Игра с мячом. Съедобное - ребенок ловит мяч, не съедобное - не ловит |
6 | Развить слуховую память, речь, мышление | Развивать слуховую память | Суть упражнения - предложить ребенку запомнить и повторить слова, не связанные по смыслу. Через 15 минут ребенок должен повторить слова, которые запомнил |
7 | Развить кратковременную и долговременную память | Развитие кратковременной и долговременной памяти | Ребенку предлагается представить, что он в лесу и перечислить птиц |
8 | Развить слуховую кратковременную память | Развивать слуховую память и ассоциативное мышление | Ребенку зачитываются пары слов, связанные между собой по 3 раза. Через несколько минут повторяются только первые слова. Ребенок должен назвать вторые |
9 | Развивать у детей двигательную и зрительную память | Развивать двигательную и зрительную память, мелкую моторику рук | Показать ребенку карточку с фигурами и предложить внимательно их рассмотреть и запомнить. Затем убрать карточку. Ребенок должен нарисовать фигуры также как на образце |
10 | Развивать словесную память у детей | Развитие словесной памяти; формировать и закреплять такие нравственные качества как послушание | Воспитатель - мама, остальные участники - ее дети. Дети выполняют поручения мамы. Мама просит принести каждого ребенка сразу несколько вещей. |
Занятия и упражнения проводились по 30 минут в день. Образец занятия представлен в Приложении 4.
Также в коррекции можно использовать игры, например, "Что кому нужно", "В магазин", "Запомни слова", "Что изменилось", "Ваза": Приложение 5.
При организации обучения детей с ЗПР можно дать следующие рекомендации:
- необходимо опираться на ведущий зрительный или слуховой тип памяти, т.е. дополнительно использовать наглядность или повторное проговаривание вслух;
- организовывать смысловое запоминание на основе выделения главного;
- запоминаемую информацию надо визуализировать;
- использовать многократное повторение подлежащего запоминанию материала, расчленяя его на несложную информацию;
- необходимо определять рациональный объем запоминаемого материала с постепенным усложнением;
- обеспечивать эмоциональность информации;
В процессе работы с детьми с ЗПР можно использовать мнемотехнические приемы:
- воссоздание мысленных образов;
- мысленные образы и эмоции;
- поэтапная работа ребенка с образцами;
- упражнения с применением словесного описания;
- развитие памяти на основе мнемического приема "Группировка";
- развитие памяти на основе мнемического приема "Группировка по смыслу";
- развитие памяти на основе мнемического приема "Группировка по ассоциации";
- развитие памяти на основе мнемического приема "Классификация".
Для занятий с детьми дома можно рекомендовать пособия Жуковой О.С. и Светловой И.Е. [4; 15]
Для эффективности любых коррекционных занятий обязательным условием является формирование позитивной установки у ребенка, развитие мотивационной основы его деятельности. Достигнуть этого можно в процессе игровой ситуации и группового взаимодействия детей.
Выводы по II главе
В результате проведенного экспериментального исследования подтвердилось наличие у детей с ЗПР особенностей развития памяти. Например: Выявлены особенности развития слухоречевой, зрительной и смысловой памяти. Отсутствуют приемы логического запоминания. Выявлено своеобразие кратковременной и долговременной памяти. Эти виды памяти снижены и имеют низкий объем. Произвольному и непроизвольному запоминанию свойственны низкая продуктивность и недостаточная устойчивость запоминания. Для продуктивности занятий требуется положительный эмоциональный фон и мотивация ребенка. Для успешности коррекции необходимо учитывать индивидуальные особенности личности ребенка и особенности развития памяти у детей с ЗПР. Смысловая (логическая) память нуждается в наибольшем коррекционном вмешательстве. Коррекционная работа может вестись в групповых занятиях и индивидуально. При обучении детей надо опираться на ведущий тип памяти, использовать мнемотехнические приемы.
Заключение
В начале данного исследования была поставлена цель - изучить особенности развития памяти детей дошкольного возраста с ЗПР и методов ее развития. Для достижения этой цели нами был изучен теоретический материал по данной проблеме и проведено экспериментальное исследование.
В результате выполнения работы были сделаны следующие выводы. Память – это основа психической деятельности человека. У детей с ЗПР память отличается от памяти детей с нормой развития. Развитие памяти таких детей имеет свои особенности, которые были представлены в экспериментальной части нашего исследования. Отклонения в развитии памяти требуют корректирующего воздействия.
Для выявления уровня развития памяти применяют разные методики. Часть из них была использована нами в данной работе. Это позволило нам подобрать занятия, упражнения и игры для коррекционной работы.
В результате проведенного исследования, мы доказали, память детей с ЗПР характеризуется рядом специфических особенностей. Были разработаны рекомендации по организации коррекционных занятий.
Следовательно, поставленная цель достигнута, задачи выполнены полностью, гипотеза доказана.
Список литературы
- Апчел В.Я., Цыган В.Н. Память и внимание – интеграторы психики. – СПб.: ЛОГОС, 2004. – 120с.
- Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. инст-тов / Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1984. - 256с.
- Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учеб. пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003. - 77с.
- Жукова О.С. Эффективные уроки для развития памяти. - М.: АСТ; СПб.: Астрель СПб, 2011. - 32с.
- Круглова А.М. Тренируем память. Простые упражнения для простого запоминания. - М.: РИПОЛ классик, 2013. - 96с.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 144с.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400с.
- Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 639с.
- Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 80с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология. - М.: Тривола, 1996. - 360с.
- Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей. / Под ред. Т.А. Власовой. - М.: Просвещение, 1981. - 119с.
- Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова и др. - СПб.: Питер, 2010. - 304с.
- Самыгин С.И. Психология и педагогика: учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. – М.: КНОРУС, 2012. – 480с.
- Светлова И.Е. Укрепляем память. - М.: Эксмо, 2006. - 64с.
- Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова; Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 312с.
- Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 464с.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 1999. - 336с.
- Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - Балашов: Николаев, 2004. - 68с.
- Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 368с.
- Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240с.
- Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. - М.: Владос, 2001. - 368с.
- Штерн А.С. Введение в психологию: Курс лекций. – М.: Флинта, 2010. – 160с.
Приложение 1
Методика "Запомни рисунки". Стимульный материал
Приложение 2
График заучивания слов
2-3 балла — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за
6 попыток 4-5 слов. 0-1 балл — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за
6 попыток не более 3 слов.
Приложение 3
Таблица с образами
Приложение 4
Образец занятия по корректировке памяти
Цель: развитие основных свойств внимания и памяти.
Задачи: коррекция зрительной памяти, тренировка распределения внимания, контроль эмоционального состояния.
Содержание занятия:
Упражнение «Зеркало». Водящий изображает разные эмоциональные состояния, а дети повторяют. Когда дети запомнят изображения эмоциональных состояний, то на изображение эмоционального состояния, показанного водящим, дети должны показать противоположное.
Упражнение «Сверхвнимание». Ребенку предлагают закодировать с помощью знаков фразу по образцу и ставят пластинку со сказкой. После выполнения задания ребенка просят рассказать о сказке.
Упражнение «Запомни узор». Ребенку предлагается образец с узором, состоящим из геометрических фигур. Просят внимательно рассмотреть все детали узора и зарисовать.
Упражнение «Кляксы». Рисование руками, используя краски с целью эмоциональной разрядки.
Приложение 5
Игры на развитие памяти
Игра «Что кому нужно»
Цель: Продолжать учить приемам опосредованного запоминания. Продолжать формировать умение использовать данный прием в своей деятельности.
Оборудование: серия картинок с изображением профессии: учитель, повар, парикмахер, швея, врач, милиционер, почтальон. Серия картинок с изображением предметов: указка, ножницы, швейная машинка, милицейский жезл, сумка почтальона, поварёшка, стетоскоп.
Ход занятия: Перед детьми разложены картинки, изображающие работников разных профессий: учитель, повар, парикмахер, швея, врач, милиционер, почтальон. Дети их называют. Затем перед ними раскладываются изображения предметов, необходимых им в работе: указка, ножницы, швейная машинка, милицейский жезл, сумка почтальона, поварёшка, стетоскоп.
Дети должны распределить эти предметы к соответствующим профессиям, затем картинки убираются. Детям называется предмет, а они должны вспомнить профессию, и, наоборот, называется профессия, а дети вспоминают предмет, необходимый для работы людям этой профессии.
Затем между детьми вновь распределяются картинки, изображающие профессии, они смотрят на них в течении 20-30 сек., затем закрывают глаза. Из группы картинок убираются две и привносятся три с изображением других профессий. Дети должны припомнить, что пропало и что появилось вновь.
Игра «В магазин»
Цель: учить устанавливать смысловые связи среди речеслухового материала. И использовать эти связи при воспроизведении материала, воспринятого на слух.
Детям предлагается сходить в магазин игрушек и купить там игрушки: куклу, мяч, машинку, вертушку, мишку, конструктор, мозаику, скакалку, лошадку, кроватку, зайчика.
Весь список дети должны запомнить в уме, не используя зрительных стимулов.
Потом список зачитывается ещё раз. Детей просят воспроизвести его. За каждый правильный ответ детям дается фишка. Фишки выкладываются вряд перед каждым ребенком.
После этого детям предлагают разбить слова на группы: 3+3+4 слова, и составить предложения в которые входят слова определенной группы.
Примеры предложений: Кукла играла мячом и вертушкой. Мишку делали из конструктора и мозаики. Скакалку повесили на лошадку и уложили в кровать с зайчиком.
Детей просят повторить предложения сначала вместе с экспериментатором, а затем самостоятельно.
Потом детям предлагают воспроизвести весь список игрушек, которые нужно купить. За каждый правильный ответ детям выдается фишка. Фишки укладываются в ряд под предыдущими. Результаты первого и второго запоминания сравниваются.
Игра «Запомни слова»
Цель: учить использовать приемы логического запоминания (установление связей между запоминаемыми элементами) при выполнении заданий только слухоречевого плана, без использования зрительных опор).
Детям предлагается список слов для запоминания. Предлагается разбить слова на 3 группы и придумать 3 предложения, включающие все слова. В случае затруднений экспериментатор помогает детям в этой работе.
Слова для запоминания: избушка, скамейка, дерево, кошка, птичка, чердак, шкаф, книга, чашка, юбка.
Примерные предложения:
У избушки стояли скамейка и дерево. Кошка поймала птичку и утащила на чердак. В шкаф положили книгу и поставили рядом чашку с юбкой.
Предложения проговариваются детьми, затем повторяются самостоятельно.
После этого детям предлагают восстановить полный список предложенных слов и их порядок. За каждый правильный ответ дети получают фишку. По их количеству определяется победитель.
Игра «Что изменилось?»
Цель: развивать у детей с задержанным психическим развитием зрительную память и внимание.
Оборудование: резиновые игрушки 5 - 7 штук.
Ход игры:
Перед детьми на стол выставляют игрушки. Затем дети отворачиваются, в это время убирается 2 игрушки (сначала можно 1). После чего дети открывают глаза и им задается вопрос: «Какой игрушки не хватает?». Дети угадывают. За правильные ответы им выдаются фишки, что создает ощущение соревнования и тем самым активизирует память и внимание школьников.
Таким образом, игра повторяется несколько раз. Затем предлагается более сложный вариант: количество игрушек такое же (5-7). Но теперь игрушки не убираются, а меняются местами, и дети должны ответить на вопрос: «Что изменилось?», «Кто поменялся местами?».
Игра «Большой глаз»
Цель: развитие зрительной памяти.
Оборудование: 7-10 предметов (картинок).
Ход: Предметы (картинки) выставляют в ряд и закрывают. Когда дети будут готовы, им показывают предметы в течение 10 секунд, а затем предлагают перечислить все запомненные предметы. После этого предметы снова открывают на 10 секунд - дети должны запомнить последовательность расположения предметов. После этого психолог меняет положение 2-3 предметов и вновь показывает их детям в течение 10 секунд. Дети должны сказать, какие предметы поменялись местами. Далее они по памяти должны сказать, какого цвета была каждая игрушка.
Игра «Палочки»
Цель: развитие зрительной памяти
Оборудование: палочки (счётные).
Ход: Из палочек выкладывают фигуры, затем один из детей отворачивается, а другой что-то меняет в фигуре (убирает палочки или добавляет их). Теперь первый должен сказать, что именно изменилось: какая фигура, сколько палочек убрано или добавлено.
Игра «Осенние листья»
Цель: развитие произвольного зрительного внимания.
Перед ребенком кладут карточку, на которой нарисован осенний лист. Ребенка просят внимательно рассмотреть этот лист и запомнить, какой он. Далее эта карточка откладывается в сторону, и ребенку предъявляют таблицу, на которой изображены 5 разных осенних листьев, среди которых есть точно такой же, как был предъявлен ребенку для запоминания. Ребенку нужно найти этот осенний лист.
Когда задача решена, нужно обсудить с ребенком то, как он запоминал. Нужно проанализировать особенности контура листа, стебля, количества жилок.
Игра «Ваза»
Цель: развитие произвольного зрительного внимания.
Перед ребенком кладут карточку, на которой нарисована ваза. Ребенок должен запомнить эту вазу, ее форму и орнамент. Затем эта карточка закрывается и ребенку предъявляют таблицу, на которой изображено 5 разных ваз. Задание: ребенок должен найти среди пяти ваз такую же, как ему была предъявлена для запоминания.
Игра «Подражание»
Цель: развитие произвольной слуховой памяти.
В игре участвует 5-8 детей. Выбирается ведущий. Остальные участники игры договариваются между собой кто будет подражать какому животному. Затем это сообщается ведущему. Ребенок-ведущий отворачивается от других детей. После чего участники игры по очереди озвучивают ''своих'' животных. А ведущий должен говорить, кто сейчас ''мычал'', ''лаял'', кричал ''ку-ка-ре-ку'', ''мяукал'' и т.п.
Игра «Пары слов»
Цель: развитие логической памяти
Ребенку предлагают запомнить пары слов.
Например, кошка - молоко
лето - трава
дорога - машина
зима - горка
Затем называют ребенку первое слово из пары, а ребенок должен вспомнить второе слово. Желательно, чтобы ребенок объяснил, как слова связаны между собой.
Вариант Б: корабль - море
лес - медведь
тарелка - суп
шкаф - одежда