Инновационные технологии в обучении и воспитании детей с ОВЗ
Инновационные технологии в обучении и воспитании детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii_v_obuchenii_i_vospitanii_detey_s_ovz_1.docx | 37.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии в обучении и воспитании детей с ОВЗ
Аннотация
Современный мир характеризуется интенсивным процессом перехода к новой фазе своего временного развития - эпохе становления информационного общества. Этот переход связан с постоянно расширяющимся потоком информации, не имеющим ограничений по скорости, их интеграцией, открытостью, понятностью и беспрепятственным доступом на всех этапах жизни человека. Самая актуальная проблема нашего времени - образование и воспитание детей с ограниченными возможностями.
В данной статье рассматривается восприятие детей с трудностями в обучении и демонстрируется, что с помощью инновационных технологий можно добиться лучших результатов. На мой взгляд, инновационные технологии делают материалы более доступными для детей и могут привлечь и сфокусировать внимание детей на необходимых материалах.
Ключевые слова: ОВЗ, дети, инновационные технологии, инновация, обучение, восприятие.
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.
В своей профессиональной деятельности педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика в классе. В начале учебного года систематически расширять свои знания по проблеме воспитания детей с ОВЗ, планировать работу с родителями (родительские собрания, экспресс-анкеты, беседы с родителями, готовить презентации).
Для диагностики уровня воспитанности применять различные методы и приемы: фронтальный опрос, тестовые задания, письменные задания, методы контроля, мультимедийные презентации.
Используют разнообразные формы, методы и приемы проведения занятий. Чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. В основу планирования любого занятия должны быть положены наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процесс творчества на уроке.
Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность. С этой заповедью никто не будет спорить. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра настраивает их на поиск, вызывает интерес к победе, а отсюда и желание быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес движет поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится более продуктивной.
Инновационные технологии необходимы в образовательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы данных мониторинга, систематизация и сохранение личных методических разработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. - все это позволяет получить более высокий результат при меньших временных затратах.
Применение инновационных технологий на внеклассных занятиях, мероприятиях, самоподготовке позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и воспитание детей с ОВЗ, а также способствует позитивному состоянию детей во время занятий и значительно повышает эффективность работы.
Необходимо рассмотреть труды Калачиковой О.Н. Главные усилия автора направлены на то, чтобы убедить нас, что применение инновационных технологии на занятиях помогут положительно повлиять на эффективность обучения и воспитания. Она полагает, что в результате использования данной технологии у детей с ОВ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем развитии. [1]
Моя точка зрения на данную проблему сходна с мнением Калачиковой О.Н. Можно привести множество аргументов в подтверждение точки зрения автора. Остановлюсь на некоторых из них.
- Во-первых, наличие инновационных технологии делают материал более доступным для детей.
- Во-вторых, такие методы помогут избегать от переутомления, и в то же время не дадут отвлечься от изучаемого материала и обеспечить его всестороннее восприятие.
- В-третьих, показ красочных картинок, иллюстраций, таблиц, игр привлекают внимание учащихся.
Вспоминается высказывание А.И.Леонтьева про игру. Игра, по определению А. И. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребенка, то есть такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.[3]
Я могу подтвердить слова Леонтьева примерами из собственной жизни. Когда мы учились, в нашем классе был мальчик с проблемами в обучении. Он часто был пассивен, не обращал внимания на учителей. Однажды на уроке естествознания учитель использовал инновационную технику танграма. Танграм - это головоломка, представляющая собой квадрат, разрезанный определенным образом на 7 частей. Цель игры - собрать из частей танграма фигурки людей, животных, птиц, цифр, предметов. И тогда, с помощью этой технологии, мальчик заинтересовался темой урока. Можно сказать, что он влюбился в эту тему. И меня переполняла мысль о том, что с помощью такой технологии можно добиться лучших результатов. Я благодарна автору за то, что он дал мне возможность поразмышлять на эту тему.
Автор статьи выражает свои взгляды очень убедительно и с уважением, однако внедрение инновационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционные методы обучения, но что они станут их неотъемлемой частью. Ведь педагогическая техника - это совокупность методов, методических приемов и форм организации учебно-воспитательной деятельности.
Подводя итог своим комментариям Калачиковой О.Н. хочу сказать, что использование современных информационных технологий расширяет диапазон образовательной деятельности и помогает совершенствовать существующие и создавать новые формы организации и педагогические методы. Умелое сочетание традиционных средств и инновационных технологий позволило решить многие проблемы в образовании детей.
Инновационные технологии вносят значительный вклад в образование детей с ограниченными возможностями.
При разработке внеклассных мероприятий компьютерные технологии используются как способ демонстрации и облегчения процесса восприятия и запоминания информации через яркие образы, коррекции барьеров устной и письменной речи, развития памяти, мышления и концентрации внимания. Совмещая обучение с развлечением, ученики учатся моделировать материал и самостоятельно приобретать знания (используя информационные книги, энциклопедии, на уроках активности, на классных и общешкольных праздниках, создавая презентации, используя информационные ресурсы в Интернете). Такая форма работы помогает привить и поддержать интерес детей к предложенной теме.
Создание коррекционно-развивающей компьютерной среды, использование компьютерных инструментов может значительно повысить мотивационную готовность детей с ограниченными возможностями к коррекционным занятиям, деятельности и самообразованию. Общение с компьютером вызывает интерес у учащихся средней школы - сначала как игра, а затем как познавательная и учебная деятельность.
Использование компьютерных технологий становится особенно уместным в этом контексте, поскольку они предоставляют информацию в привлекательной форме, которая не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и продолжительным.
В целях оптимизации образовательного процесса проводится психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся и психосоциальных характеристик коллектива детей.
Использование инновационных методов во внеклассной работе, мероприятиях и самообразовании позволяет оптимизировать учебный процесс, индивидуализировать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями и способствовать созданию позитивного настроя в классе, значительно повышая эффективность работы.
Конечно, характер инновационной деятельности учителя зависит и от условий, существующих в конкретном учебном заведении, но главным образом от его личной готовности к этой деятельности. Формирование универсальных учебных действий для учащихся с ОВЗ должно основываться на системно-деятельностном подходе, использовании современных образовательных технологий в коррекционном процессе. К ним относятся.
-Игровые методики - использование игр общего и специфического характера, направленных на коррекцию и профилактику возникновения расстройства.
-Приемы объяснения и иллюстрации - использование наглядных пособий, раздаточных материалов, демонстраций для облегчения понимания сложной и трудно запоминающейся информации.
-Личностно-ориентированные технологии - организация образовательного процесса таким образом, чтобы учитывались индивидуальные психофизические особенности. Формирование у нормально развивающихся сверстников чувства толерантности, взаимопонимания, сотрудничества и ответственности.
-Инновационные технологии - использование в образовательном процессе модернизированных технических средств с целью повышения качества образования (аудиовизуальные средства, специализированные компьютерные технологии, звукоусиливающая аппаратура, электроакустическое оборудование индивидуального пользования для реабилитации слуха и речи, складные механические опоры для беспрепятственного передвижения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в закрытых и открытых помещениях, инновационное программное обеспечение планшетов для работы с текстами.
-Технологии дифференциации и индивидуализации образования - разработка индивидуальных образовательных программ, адаптированных образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития.
-Коррекционно-развивающие технологии - подбор методов и форм обучения для коррекции и развития способностей детей в физическом и психическом плане.
-Компенсаторные технологии обучения - использование методов и форм обучения с целью развития анализаторов отстающих.
-Здоровьесберегающие технологии - создание комфортной обстановки в классе, а именно: наблюдение за падающим светом, изменение местоположения ученика, физкультпаузы для расслабления мышц глаз, рук, кистей, применение упражнений для развития мелкой моторики.
Использование современных образовательных технологий в учебном процессе позволяет
- сделать уроки более интересными и убедительными, а подачу информации более доступной;
- управлять познавательной деятельностью учащихся, учитывать индивидуальные темпы овладения знаниями, умениями и навыками, уровень трудности, интересы и др;
- поддерживать интерес к обучению и воспитанию учащихся, творческим проектам, способствовать раскрытию индивидуальных способностей, обеспечивать качество образования, открытость образовательной системы;[2]
Таким образом, при работе с детьми, имеющими ОВЗ, используются специальные коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиться положительной динамики в обучении и воспитании. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый учитель ищет наиболее эффективные способы совершенствования учебного процесса, пути повышения мотивации учащихся к обучению и качества обучения. В заключение хотелось бы отметить, что инновационные технологии позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, обеспечивают различные формы представления и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал
Список использованных источников
1. Калачикова О.Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 316. - С. 174-177
2. Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1. - С. 14
3. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры. Электронный источник - https://davaiknam.ru/text/aleksej-nikolaevich-leonteev-psihologicheskie-osnovi-doshkolen Дата доступа 23.09.2021