ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Сегодня главное требование, которое предъявляется к уровню владения иностранным языком, заключается в том, чтобы человек мог не только общаться на иностранном языке, но и решать с его помощью свои жизненные и профессиональные задачи.
В связи с этим появилось новое понятие – функциональная грамотность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
for-e_funkts._gram.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В современном мире иностранный язык становится средством обеспечения человека и всего общества в целом. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?».
В настоящее время в связи с глобальными изменениями в информационных технологиях, учащимся стала доступна информация по всем предметам. Поэтому меняется роль учителя, как единственного источника знаний. Теперь учитель не просто дает знания по иностранному языку, а работает с учеником, развивая его. Учит использовать полученные знания иностранного языка для применения в реальной жизни.
Сегодня главное требование, которое предъявляется к уровню владения иностранным языком, заключается в том, чтобы человек мог не только общаться на иностранном языке, но и решать с его помощью свои жизненные и профессиональные задачи.
В связи с этим появилось новое понятие – функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день – способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом.
(СЛАЙД 2 функциональная грамотность - это умение применить полученные на уроке знания на практике.) Мы помним, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности, А ИМЕННО говорение, чтение, аудирование, и письмо.
(СЛАЙД 3 Цель обучения функциональной грамотности - совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.)
Основная задача учителя – стимулировать речемыслительную активность учащихся, создать ситуативность обучения, другими словами смоделировать такую учебную ситуацию, которая спровоцирует учащихся на спонтанную речь.
Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку, включает: овладение грамотной устной и письменной речь, способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации, умение свободно общаться, говорить, читать и писать на иностранном языке, и т.д.
Материал для составления заданий по развитию функциональной грамотности следует выбирать из жизненных ситуаций.
СЛАЙД 4
направления формирования функциональной грамотности:
математическая грамотность;
читательская грамотность;
естественнонаучная грамотность;
финансовая грамотность;
глобальные компетенции;
креативное мышление.
Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
математическая грамотность;
читательская грамотность;
естественнонаучная грамотность;
финансовая грамотность;
глобальные компетенции;
креативное мышление.
Расскажу на примерах, как можно формировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.
Формирование математической грамотности на уроках английского языка начинается во втором классе, когда обучающиеся знакомятся с числительными от 1 до 12. (Афанасьева ,Михеева реинбоу енглиш 2 класс)
Типовая задача: производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.
Играем с детьми, считаем в пределах 12 на английском
Читательская грамотность – это одно из направлений функциональной грамотности и, на мой взгляд, базовое направление. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание.
Основными упражнениями для формирования функциональной грамотности являются различные виды работы с текстом. При выборе текстов мы выбираем материал о ситуациях, актуальных для учащихся, рассказы о жизни сверстников, постеры, скриншоты сайтов, учитываем их возрастные особенности.
Задания к текстам должны иметь практическую направленность и при этом развивать умения и навыки.
Глобальные компетенции понимаются как “способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству”. Одну из глобальных проблем – проблему экологии- начинают обсуждать на уроках английского языка в среднем звене.
Задание на формирование функциональной грамотности можно сформулировать следующим образом: Вы собираетесь принять участие в конференции по защите окружающей среды. Назовите 5 правил, которым мы должны научить детей.
Ведь не зря, понятия в современном обществе являющиеся показателями профессионализма – это «Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности». Ведь именно креативность, способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта, гения.
Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.