Лекция для педагогов: Опыт ДОУ «Мини-музеи как средство развития познавательной активности детей».
Использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной культуры, позволяет развивать потребность познавать и изучать окружающий мир. На основе актуальности музейной педагогики необходимо создавать мини-музеи, которые будут являться инновационной технологией в образовательном пространстве детского сада.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лекция для педагогов: Опыт ДОУ «Мини-музеи как средство развития познавательной активности детей».
Подготовила: педагог-психолог
Назаренко А.Г.
В последние годы музейная педагогика в образовательных учреждениях получает большую популярность. Использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной культуры, позволяет развивать потребность познавать и изучать окружающий мир. На основе актуальности музейной педагогики необходимо создавать мини-музеи, которые будут являться инновационной технологией в образовательном пространстве детского сада.
Учитывая важность такого подхода, приведём примеры создания и оформления необычных мини-музеев – мини-музеев в чемоданах.
И первое условие создания – это наличие чемодана.
Замечательным местом хранения экспонатов могут служить чемоданы, выпущенные в СССР. Чемодан, безусловно, необходимо обновить, чтобы он стал достойным предметом интерьера дошкольного учреждения, предусмотреть внутреннее оформление, наличие кармашков, стоек и др., его оформление будет зависеть от содержания и названия мини-музея.
Ниже мы рассмотрим названия и примерное содержание мини-музеев. При создании мини-музея необходимо учитывать некоторые принципы.
Принцип интерактивности и доступности.
Чемодан должен стоять в доступном для детей месте, чтобы дети без
затруднения могли увидеть, взять экспонат в руки. Поэтому нецелесообразно использовать кнопки, крючки и другие виды крепления. Хорошо, если рядом будет предусмотрено пространство для детального изучения предмета, ребёнок мог бы сесть, поставить предмет на стол, у него была бы возможность изучить, например, национальную одежду, представленную на кукле, снять фартучек, головной убор, поясок.
Принцип сотрудничества. Возможно, что чемодан не будет являться заранее оформленным мини-музеем. В таком случае педагог предлагает тему, вместе с детьми (и родителями) собирают экспонаты и создают мини-музей. Возможны разные формы сотрудничества, при которых темы могут предлагать и дети, часто тема возникает от предмета или игрушки, которую дети принесли в детский сад. Ещё один вариант, когда педагог вносит чемодан с уже подобранными экспонатами в закрытом чемодане. После обсуждения, что же может
находиться внутри, педагог раскрывает чемодан и вместе с детьми распределяет экспонаты и оформляет мини-музей.
Принцип научности. Экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, историческую подлинность.
Принцип вариативности. Оформление одного чемодана может служить созданием нескольких мини-музеев, при таком подходе изменяется содержание музея или может добавиться (обновиться) часть экспонатов.
Принцип художественности. Все экспонаты должны иметь эстетичный вид, даже исторические предметы должны быть приведены в надлежащий порядок.
Принцип безопасности. В содержание музея не стоит включать предметы, которые могут нанести ущерб здоровью детей. Следует помнить о детской любознательности и потребности обследовать предмет, который может оказаться опасным. Например, в мини-музее русского народного быта не должно быть серпа, ножниц, тяжёлого утюга. Эти исторические и действительно интересные экспонаты должны храниться в другом, недоступном для детей месте, быть демонстрационными экспонатами.
Принцип регионального компонента. Содержание одного из мини-музеев должно быть посвящено теме по ознакомлению с культурным наследием родного края.
Практика показывает, что детей надо знакомить с правилами поведения и работы в мини-музеях.
Приведём некоторые из них.
• Просить разрешения у педагога рассмотреть предметы определённого мини-музея (как и в любом музее надо ставить в известность о его посещении).
• Брать экспонаты только в чистые руки.
• Не совершать резких движений, аккуратно раскрывать предмет, снимать элемент одежды и др.
• Не отнимать предметы, игрушки у других, вежливо просить и ожидать своей очереди.
• Не забирать экспонаты домой.
Предлагаем примерные темы для создания мини-музеев в ДОУ.
Мини-музей «Театр Петрушки»
Чемодан представляет собой чемодан-ширму. Такая конструкция позволяет демонстрировать экспонаты мини-музея и играть в театр (изготовление чемодана-ширмы подробно описано в журнале «Музыкальный руководитель» № 6/2020).
В содержание мини-музея входят различные виды театров: деревянный, на палочке (предлагаем в качестве палочек использовать рукоятки от зубных щёток, щетина удаляется, и прикрепляются фигурки героев сказки), перчаточный, магнитный, театр игрушек, бибабо. Главным героем музея является перчаточная кукла-Петрушка (подлинная кукла 1950-х годов, их в музее три штуки), с которой дети не были знакомы, они называют Петрушку Буратино, клоуном, кто-то нашёл сходство с зеленью петрушки. Конечно, необходимо знакомить с подобными игрушками, которые являются нашим русским достоянием. В мини-музее находится и перчаточная
кукла-Касперле, это немецкая кукла, родственник русского Петрушки, во многих странах Европы существуют куклы-родственники, знакомство детей с ними является интересной темой. После изучения экспонатов мини-музея (целесообразно не знакомить в один день со всеми видами театров) дети могут поиграть в театр, выбрав понравившийся вид театра и, конечно, договорившись о порядке выступления.
Мини-музей «Куклы в костюмах народов мира»
Все куклы этого музея являются частной коллекцией автора. На протяжении долгого времени куклы собирались,
позже возникла идея создать этот музей, поэтому большинство костюмов является авторской работой, все костюмы для кукол созданы по достоверным источникам национального костюма, высота кукол не превышает 40 см. На руке каждой куклы прикреплена бирка с названием страны, чей костюм представляет кукла, дети самостоятельно читают названия стран и соотносят костюм с национальностью. Кукла – предмет игры, но в чемодане она является экспонатом музея, экспонатом, который можно взять в руки, потрогать часть костюма, при желании снять элемент костюма.
Мини-музей «Русские народные деревянные музыкальные инструменты»
В музее представлены следующие экспонаты: подлинный рубель, колотушка сторожа, трещотки, три вида тон-блоков (колотушки современные), бубны, балалайка, ложки, различной формы и росписи, дудочки и свистульки (которые при отсутствии педагога являются демонстрационными игрушками, поэтому при самостоятельной работе детей их целесообразно убрать), гусли детские. При оформлении этого музея предусмотрены кармашки, в которых хранятся ложки, свистульки. На крышке чемодана располагаются трещотки, на внутренней стороне крышки, которая представляет собой узкую полочку, располагаются дудочки, тон-блоки, рубель. Если часть инструментов убрать и добавить деревянную коробочку, матрёшку, деревянные игрушки, то музей
может превратиться в мини-музей деревянного предмета или деревянной игрушки.
Мини-музей «Е.А. Благинина»
Этот мини-музей или выставка посвящена творчеству орловской детской поэтессы – Е.А. Благининой, содержание музея основывается на принципе регионального компонента.
В мини-музее представлены книги для детей (многие приобретены в букинистических отделах книжных магазинов), фотоальбом, в котором помещены фотографии родителей поэтессы, фотопортреты Е. Благининой, атрибуты к играм, автором текста которых является Елена Александровна.
Мини-музей «Клоун в цирке»
Специально к проекту «Цирк и музыка», который завершился новогодним праздником «Цирковое представление», был оформлен мини-музей в чемодане «Клоун в цирке». В мини-музее представлены коллекция клоунов, один из которых является ценностью – это музыкальный клоун начала 20 века, открытки и календари, предметы для игр. Чемодан оформлен как чемоданчик клоуна, который отправляется на цирковое представление.
Итак, на фоне цифровизации и интерактивных досок, песочниц материал может показаться архаичным, но он имеет ряд преимуществ:
• удобное хранение материала;
• изменение содержания мини-музея;
• мобильность, возможность перехода из одного помещения в другое;
• самостоятельность детей при расстановке экспонатов и создании мини-музеев;
• отсутствие ограничения во времени;
• необычность подхода оформления (детям всегда интересно заглянуть и узнать, что находится внутри).
Это примерные темы и содержание мини-музеев, которое нам удалось оформить. Можно варьировать предложенные темы или создать свои, неповторимые! Творческих находок!