Выступление на IX международной научно-практической конференции «Преемственная система инклюзивного образования: теоретические и практические аспекты» по теме "Интерактивная песочница в системе дошкольного инклюзивного образования".

Малютина Олеся Юрьевна

В статье рассматриваются основные направления, преимущества, цели и задачи, особенности использования интерактивной песочницы в учебно-воспитательном прцессе дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Малютина Олеся Юрьевна

Преподаватель Нижнекамский филиал Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП);

Педагог-психолог

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Нижнекамская школа – интернат «Надежда»

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 Нижнекамск, Россия

Интерактивная песочница в системе

дошкольного инклюзивного образования.

 

Аннотация: в статье раскрывается важность и основные аспекты использования интерактивного оборудования в системе инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ. Рассматриваются основные направления и преимущества, задачи и особенности использования интерактивной песочницы в образовательном и воспитательном пространстве.

 Ключевые слова: инклюзивное образование, социализация, интерактивная песочница, ограниченные возможности здоровья, реабилитация и адаптация, дошкольный возраст.

Malyutina Olesya Yuryevna

Teacher of the Nizhnekamsk branch  Kazan Innovative University

named after V. G. Timiryasov (IEML)

 

Teacher-psychologist

Municipal Autonomous General education

the establishment "Nizhnekamsk boarding school

"Nadezhda» for children with disabilities»

Nizhnekamsk, Russia

Interactive sandbox in the system preschool inclusive education.

Abstract: the article reveals the importance and main aspects of using interactive equipment in the system of inclusive education of preschool children with disabilities. The main directions and advantages, tasks and features of using an interactive sandbox in the educational and educational space are considered.

Keywords: inclusive education, socialization, interactive sandbox, limited health opportunities, rehabilitation and adaptation, preschool age.

Проблемы специального образования сегодня очень актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы образовательных учреждений. В первую очередь это объясняется устойчивым ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов. В России в настоящее время насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (9% всех детей), из них около 800 тыс. составляют дети-инвалиды.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ОВЗ имеют равные со всеми права на образование.

Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ОВЗ. Раннее начало реабилитационных, коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий способствуют пробуждению компенсаторных механизмов молодого организма, максимально возможному использованию гибкой организации и потенциала его центральной нервной системы, которая продолжает формироваться на протяжении всего детства.

При этом наиболее эффективное развитие ребенка-дошкольника осуществляется именно в игре, а не в учебной деятельности (утверждается во ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155).

Одно из ведущих мест в  этом направлении  занимает создание развивающей предметно-пространственной среды дошкольника, которая позволяет ребёнку играя обучаться и развиваться. Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) при этом должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной, безопасной. Она должна выполнять следующие функции: образовательную,  развивающую, воспитывающую, стимулирующую.

Современное дошкольное детство трудно представить без информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), которые полностью соответствуют выше перечисленным функциям РППС и имеют ряд важных преимуществ. В наши дни компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека всех возрастов. Поэтому внедрение ИКТ в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом, в начальное звено образования в частности.

Каждый специалист системы дошкольного воспитания должен уметь построить свой «маршрут» трансляции знаний и выработки с детьми навыков поведения с использованием инновационных технологий.

Интерактивное оборудование в учебно-воспитательном процессе современной образовательной системы является мощным мотивационным и коррекционно-развивающим оборудованием, которое способствует всестороннему развитию детей нормативного и отклоняющегося развития.  Интерактивная песочница  в настоящее время широко и уверенно внедряется в систему образования и реабилитации детей дошкольного возраста. Многофункциональность и полисенсорность её воздействия, широкие возможности в решении психолого-педагогических задач подчёркивают важность организации интерактивной среды в современных дошкольных учреждениях.

Интерактивная песочница - современная проекционная установка, позволяющая оживить песок, превращая его в интерактивную поверхность. Обычная песочница оборудована компьютером, особыми сенсорами, датчиками глубины, проектором и оснащена специальным программным обеспечением.

Педагог может с помощью интерактивной песочницы имитировать любое пространство, соответствующее поставленным задачам: разные времена года, географические  поверхности земли (вулканы, равнины, горы, моря и океаны), танцевальные поверхности, спортивные игры, события сказок и многие другие (не выходя за рамки песочницы, дети путешествуют в пространстве и времени). Таким образом, создаются и возможности получения детьми знаний из области географии, биологии, окружающем мире, художественной литературы, математики, времени и пространстве. На пространствах песка ребёнок формирует своё сознание, самооценку, волевые качества, произвольность психической активности. Через манипуляции с сухим и мокрым песком могут решаться и предупреждаться многие личностные, эмоциональные проблемы ребёнка, возникающие в образовательном и социальном (микро- и макро-) пространствах.

Одним из важных преимуществ песочницы является возможность её использования в помещении любой площади. В настоящее время разрабатывается большое разнообразие интерактивных песочниц- максимального, стандартного и минимального размера, на ножках и напольных, стационарных и переносных, с различным набором режимов, с возможностью их преобразования в интерактивные сенсорные столы. Это уникальное оборудование возможно использовать в работе с детьми на протяжении всего дошкольного возраста и различного состояния здоровья (ограничениями к работе с песком являются только выраженные интеллектуальные нарушения, аллергические реакции на песок).

Сочетание вербальной и невербальной форм психокоррекции на песке способствуют творческому самовыражению ребёнка, даёт возможность детям с проблемами в коммуникации и речевом развитии к самовыражению и сотрудничеству на доступном для них уровне, одновременно активизирует их реабилитационный потенциал.

В свою очередь для педагогов предусмотрен богатый сценарный материал – интерактивных эффектов с визуальным и звуковым сопровождением. Постоянно разрабатываются новые интерактивные режимы. В различных интерактивных режимах песочницы предусматриваются возможности регулирования скорости, количества и качества воспроизведения эффектов, что даёт возможность педагогу варьировать занятия и обеспечивать индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом его уровня здоровья и психологического статуса.

С помощью интерактивной песочницы можно проводить коррекционно-развивающие, развлекательные и релаксационные, профилактические занятия.

Использовать широкие возможности песочницы может целый ряд педагогов дошкольных учреждений- психологи, воспитатели, логопеды, дефектологи, музыкальные руководители, узкие специалисты различного профиля. При этом каждый специалист сможет решать на пространстве песка свои узкоспециализированные задачи.

Для достижения успеха в процессе образования очень важно, чтобы в обучении были задействованы все основные сенсорные системы человека - визуальная, слуховая и кинестетическая. Это и достигается на пространствах интерактивной песочницы. В результате происходит формирование важной цепочки психологического воздействия: активизация сенсорных и эмоциональных ресурсов («оккупация мозга») – высвобождение резервных возможностей организма и  компенсаторных механизмов – формирование адаптивных и реабилитационных процессов с целью социализации и самореализации в итоге.

Песочная терапия сама по себе имеет огромные ресурсы для психологической и педагогической работы с ребёнком в самых разных направлениях личностного, коммуникативного, познавательного, эмоционального и образовательного воздействия. Интерактивная среда песочницы при этом позволяет вывести процесс обучения, психического развития ребёнка на новый уровень.

Использование интерактивной песочницы является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, создания благоприятного эмоционального фона. С ребёнком практически мгновенно устанавливается контакт, снимаются его телесные и эмоциональные зажимы, что очень важно в направлении эффективности психологического и образовательного воздействия на него.

В процессе разработки занятий для интерактивной песочницы сами педагоги получают безграничные возможности в творчестве и самосовершенствовании, растёт уровень их профессиональной компетентности.

Благодаря новым ИК-технологиям игры на интерактивной песочнице доступны детям с ОВЗ в их обучении и развитии, так как сенсорные датчики глубины чутко реагируют на любое движение и позволяют осуществлять игровые действия стоя, сидя и лёжа, всем телом, руками или ногами, создавать и изменять мир руками ребёнка.

Особенно полезны занятия на интерактивной песочнице детям с нарушением движений и координации (детский церебральный паралич), с повышенной двигательной активностью (синдром дефицита внимания и гиперактивности), с нарушением сферы общения (ранний детский аутизм, расстройства аутистического спектра), с нарушениями речи и зрения, тяжёлыми нарушениями речи (алалия, ринолалия, общее недоразвитие речи).

Конечно же, очень интересны и безусловно полезны данные занятия будут и для здоровых детей. Совместные занятия с детьми с различным уровнем развития на пространстве песка не только помогут сплотить коллектив детей в инклюзивной среде, но и помогут им лучше узнать друг друга, научат их работать сообща. Что не маловажно, песочная терапия помогает детям совместно создавать мир, в котором комфортно будет всем, не зависимо от уровня физического и психического здоровья, она учит ребёнка и здорового и больного понимать и ценить то, что они имеют и находить силы достигать того, что ещё предстоит приобрести и развить.

Сила воздействия песка- природного материала неоспорима. В образовательном и воспитательном пространстве он не заменим. Работая с песком, созидая что либо или преобразовывая, ребёнок одновременно и снимает психо- эмоциональное напряжение, восстанавливает энергетический баланс, и развивается, обучается.

В заключении хочется подчеркнуть, что  интерактивные технологии открывают педагогам разного профиля новые пути и средства педагогической работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Как показывает практика, при этом значительно возрастает уровень мотивационных, познавательных и личностных, а также коммуникативных возможностей ребёнка, что в свою очередь способствует успешной интеграции и социализации детей с ОВЗ в современное общество.

Список использованной литературы:

1. Загуменов, Ю.Л. От инклюзивного образования к инклюзивному обществу / Ю.Л. Загуменов // Столичное образование сегодня. –2008. -№ 11. –с. 12-15.

2. Пуйлова, М.А., Шевелева, Т.Е. Моделирование инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья / Ряз. Гос. ун-т имени С.А. Есенина; отв. Ред. Н.В. Миртишина . –Рязань, 2014. –588 с.

3. Семаго, Н. Еще раз об инклюзии / Н. Семаго // Школьный психолог. –2010. –№ 16. –с. 38.