Участие в зональном семинаре – практикуме для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных учреждений по теме: «Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в умственном и физическом развитии дошкольников с ОВЗ»

Малютина Олеся Юрьевна

В иатериале раскрываются основы кинезиологии, основные методы кинезиотерапии в работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_kineziologii_v_rabote_pedagoga-psihologa.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы кинезиологии в работе педагога-психолога

с детьми с ОВЗ

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физические упражнения. Она представляет собой учение о развитии ребёнка и взрослого человека через естественные физические движения.

У ребёнка с ОВЗ все стороны психического развития в разной степени выраженности и сочетания отклоняются от нормы. Чаще всего эффективность психолого-педагогического развития требует построения коррекционно-развивающей работы в направлении снизу-вверх, то есть на основе принципа причинности. При этом воздействие специалистов направлено на базовые составляющие психического развития ребёнка.

Методы кинезиотерапии, двигательных техник в этом направлении не заменимы. Применение кинезиологических упражнений позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, активизирует процессы письма и чтения. Двигательные техники активно воздействуют на все блоки головного мозга (согласно теории о функциональных блоках мозга А. Р. Лурия): блок регуляции сна и бодрствования; блок приёма, хранения и переработки информации; блок программирования, саморегуляции и контроля.

 Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована (особенно лобная доля), а наибольших результатов по интеллектуальному развитию можно добиться при обучении ребёнка в активном его движении.

Детская кинезиология использует различные двигательные, дыхательные и энергетические упражнения для психоэмоционального и интеллектуального развития детей. Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. Её методы активно используется современной молодой и активно развивающейся наукой - нейропсихологией, которая предлагает без хирургического вмешательства в головной мозг ребёнка определить, как функционируют его отделы, на которых базируется вся наша психика.

Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность, миелинизация нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности ребёнка с ОВЗ и расширить границы возможности деятельности его мозга, пробудить компенсаторные возможности организма, так важные при отклоняющемся развитии.

Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся эффект.

Основным требованием к использованию специальных кинезиологических упражнений является точное выполнение движений и приёмов. Весь материал предлагается детям в стихотворной форме, так как ритм стихов способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти. Упражнения рекомендуется проводить ежедневно, комплекс игр и упражнений заучивается и повторяется в течение двух- четырёх недель, стоя или сидя за столом, лёжа и только в доброжелательной обстановке.

Упражнения можно использовать, начиная с 2-3-х летнего возраста. Они хороши как физминутка на любом занятии, во время прогулок, в свободной деятельности, а также активно используются психологами в структуре занятий по формированию нейропсихологического пространства ребёнка. Каждое упражнение выполняется по 1–2 минуте, что не требует много времени. Не запрещается подпевать, хлопать в ладоши или выполнять упражнение под считалочки или скороговорки. Простые движения и упражнения поднимают настроение, дают возможность радостного, творческого обучения, позитивного личностного роста, перспективного формирования учебных навыков и умений. 

Лучше использовать комплексы упражнений, которые включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и когнитивное развитие.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).  Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Всем известные кинезиологические упражнения, например,  «Кулак». «Ребро», «Ленивые восьмерки», «Зеркальное рисование», «Энергетическая зевота» и другие эффективно балансируют всю систему «интеллект – тело».

Музыкальное сопровождение занятий с использованием методов кинезиотерапии, проведение занятий на мягком покрытии, с использованием методов цветотерапии дают возможность качественно увеличить эффект коррекционного воздействия.
Эти по сути «не интеллектуальные методы психологической коррекции» так подходящие для детей с ОВЗ оказывают массовое и разностороннее воздействие на их психику.

Очень ценно и то, что приёмы кинезиотерапии могут активно использоваться педагогами различного профиля на занятиях в разных образовательных областях воспитания и обучения ребёнка раннего, дошкольного и школьного возраста.