Статья в журнале ГУО Нижнекамского района на тему "Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов в условиях общеобразовательной школы"

Малютина Олеся Юрьевна

В материале рассматриваются основные направления, цели и задачи психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в процессе образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов

в условиях общеобразовательной школы

Малютина О.Ю. педагог-психолог

МАУО «Надежда» НМР РТ

C:\Users\Документы\Desktop\фото профили\IMG_20170201_173708.jpg

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности в психическом и физическом здоровье.

Инвалидность способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.

При этом нужно учитывать, что нарушения в развитии ребёнка будут носить как первичный, так и вторичный характер. Первичные нарушения в психическом развитии лежат непосредственно на органических поражениях ЦНС, вторичные опосредованно с ними связаны. Например, при нарушениях зрения (слепота, слабовидение) первично страдает зрительное восприятие. Страдают непосредственно зрительная память, наглядно-действенное мышление. Вторично, тритично будут страдать коммуникация, чтение, письмо…

В зависимости от характера и степени нарушений в психическом развитии ребёнка-инвалида основными направлениями психолого-педагогического воздействия будут:

Особое внимание уделяется коррекционной работе (исправление, ослабление недостатков в психическом и физическом развитии), профилактической работе (предупреждение последующих нарушений), формированию компенсаторных механизмов у ребёнка (замещение сохранными психическими функциями нарушенных).

Существующая психолого-педагогическая классификация детей с ОВЗ позволяет с учётом ведущего дефекта ребёнка определить особенности его психического развития и соответственно грамотно определить основные приоритеты в его психолого- педагогическом сопровождении.

Психологический профиль ребёнка – инвалида состоит из нескольких важных составляющих, каждая из которых вносит свой существенный вклад в общую картину психического развития и может являться причиной тех или иных нарушений. Например, причины проявления агрессивных форм поведения ребёнка на уроках, во внеклассной деятельности могут крыться в клинической картине заболевания или в социальном статусе ребёнка (например, в семье) или носить возрастной характер реагирования на возникшую конфликтную ситуацию. Соответственно, коррекционная и воспитательная работа должны вестись в зависимости от причины тех или иных нарушений в разных направлениях воздействия (с учётом уровня причинности- «каузальный принцип воздействия»).

Важной особенностью процесса обучения и воспитания ребёнка-инвалида является осуществление данной работы целостной командой специалистов медицинского, психолого-педагогического профиля. Команда специалистов формируется в зависимости от имеющегося заболевания и уровня психического развития ребёнка. Определяются ведущие специалисты медицинского, педагогического звена и, конечно же, последовательность и схема постепенного включения и взаимодействия всей команды специалистов.

Например, при детском церебральном параличе (ДЦП) ведущим специалистами медицинского профиля являются врачи ортопед и невропатолог, ведущими специалистами педагогами в коррекционной работе станут учитель-дефектолог и учитель-логопед. Вся команда специалистов различного профиля (инструктор ЛФК, массажисты, педагог-психолог, социальный педагог…) при этом будут выполнять свои профессиональные очень важные задачи в целостной картине психого-педагогического сопровождения ребёнка в условиях образовательного процесса.

Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида осуществляется с активным участием специалистов узкого профиля, что обеспечивает выполнение специальных условий для получения качественного образования и его дальнейшей социализации:

  • педагог-психолог реализует мероприятия, способствующие созданию психологической безопасности образовательной среды;
  • учитель-логопед проводит диагностику и анализ уровня развития речевой деятельности обучающихся, разрабатывает и реализует индивидуально-ориентированные программы речевого развития детей-инвалидов;
  • учитель-дефектолог составляет индивидуальные карты динамического развития обучающихся, планирует коррекционные мероприятия, направленные на сенсорное и сенсомоторное развитие, формирование пространственно-временных представлений, умственное развитие детей-инвалидов;
  • социальный педагог создает благоприятные условия для личностного развития ребенка-инвалида (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказывает ему комплексную социально-психолого-педагогическую помощь в саморазвитии и самореализации в процессе социализации;
  • музыкальный руководитель организует и осуществляет работу по эстетическому и музыкальному воспитанию с учетом индивидуальных особенностей детей, планирует различные виды деятельности коррекционной направленности: музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве и пр.;
  • инструктор ЛФК осуществляет физическое воспитание детей с учетом их физической подготовленности, индивидуальных особенностей и состояния здоровья, приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит с ними коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно-моторной координации и другие

Психологическое сопровождение учащихся со статусом инвалидности  осуществляется в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся. 

Психолого- педагогическое сопровождение является особым видом помощи и поддержки ребенка-инвалида, обеспечивающим его развитие в условиях образовательной среды, и представляет собой целостную, системно организованную квалифицированную деятельность специалистов, которые создают социально-психологические и педагогические специальные условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностям.

Система психологического сопровождения при этом должна быть подчинена основному требованию - коррекции, ослаблению дефектов развития детей - инвалидов, а также развитию личности детей-инвалидов в целом.

Психологическая помощь при этом носит характер реабилитационной, основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов.

Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ во многом связан с материально-технической и программно-методической базой учреждения. Средовое пространство для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, должно отличаться повышенной комфортностью и доступностью ко всем объектам учебного фонда.

Основными задачами психологического сопровождения являются:

-организация своевременной коррекции и профилактики нарушений развития детей (с момента выявления, зачисления в школу);

-оказание помощи (содействие) ребенку и его семье в решении актуальных задач развития, обучения,

-обеспечение оптимальной социализации детей-инвалидов; осуществление полноценной адаптации в группе сверстников (принятие, сплочение, толерантность- социализация)

-психологическое обеспечение образовательных и воспитательных программ;

-оказание помощи ребёнку в преодолении социально-эмоциональных проблем, формирование и развитие социальных и коммуникативных навыков

-развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) педагогов и родителей;

-мониторинг результативности коррекционно-развивающей работы и обучения ребенка-инвалида (психолого-педагогический мониторинг).

-развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей)

-проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми

-подготовка к школьному обучению

-прогноз и профилактика трудностей в обучении

-профориентация

Психолого-педагогическое сопровождение на школьном уровне образования имеет своё содержание:

Начальная школа (начальное общее образование) 1-4 классы: определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, формирование познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, развитии творческих способностей каждого ученика с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей;

Основная школа (основное общее образование) 5-9 классы: сопровождение перехода ученика в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование необходимых жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

Средняя школа (среднее общее образование) 10-11 классы: помощь ученику в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психо-социальной компетентности.

Основные направления комплексного психолого-педагогического сопровождения включают:

-деятельность психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПК):

-углубленная диагностика ребенка-инвалида всеми членами ПМПК;

-разработка индивидуального образовательного маршрута (ИМР), как механизма реализации адаптированной общеобразовательной программы;

-отслеживание динамики развития ребенка;

-своевременная корректировка индивидуального образовательного маршрута;

-проведение групповых и/или индивидуальных коррекционно-развивающих занятий;

-организация психолого-педагогического консультирования и просвещения родителей, педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей-инвалидов;

Направлениями работы педагога- психолога являются:

— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

— коррекционно-развивающая работа  обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа  обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

— информационно-просветительская работа  направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Выделяются основные этапы процесса психологического сопровождения.

1 этап.  Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи:

-установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.

-психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка (банк данных- психологический портрет учащихся,  ученики «групп риска» по НП, ЭВС, интеллектуальному и речевому развитию, мотивации к обучению).

-разработка коррекционно-развивающих, воспитательных и профилактических программ (индивидуальных и групповых)

2 этап. Реализация индивидуальной программы и групповых занятий с детьми-инвалидами и здоровыми их сверстниками:

-оказание необходимой помощи родителям ребенка инвалида (консультирование, беседы, обсуждения…).

-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком-инвалидом.

Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков.

-проведение совместных мероприятий с родителями, педагогами и детьми (праздники, тренинги, круглые столы, внеклассные мероприятия и т.п.).

-разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей ребёнка- инвалида.

3 этап. Анализ  эффективности процесса и результатов сопровождения, корректировка плана реабилитационных мероприятий, определение целей и задач на следующий учебный год, четверть и т.д..

В работе с учащимися со стасусом инвалидности педагог-психолог использует групповые и индивидуальные коррекционно – развивающие занятия, коммуникативные тренинги, тренинги личностного роста, психологические занятия с элементами различных техник (сказко- и куклотерапия, песочная терапия, арттерапия, игровая терапия, психогимнастика, ИКТ, акватерапия, нейропсихологические методы развития и коррекции), творческие мастерские, диагностические обследования, консультирование учащихся по выявленным проблемам, внеурочная деятельность  в рамках цикла «Я познаю себя» (на этих занятиях присутствуют не только ребята инвалиды, но и здоровые ученики).

Работа психолога при этом направлена на:

1.Формирование навыков общения, активной жизненной позиции.

2.Развитие и коррекцию познавательных процессов, ВПФ.

3.Повышение мотивации к познанию.

4.Развитие мелкой моторки, сенсомоторной сферы.

5.Коррекцию и развитие базовых составляющих психического развития.

6.Изучение индивидуально – личностных особенностей.

7.Снятие психо-эмоционального напряжения, профилактику тревожности.

8. Повышение и коррекцию самооценки, формирование учебной позиции.

9.Развитие  и коррекцию эмоционально – волевой, личностной сферы.

10.Профориентация

Дети, обучающиеся на дому являются активными участниками всех внеклассных мероприятий, посещают в школе внеурочную деятельность, праздники и утренники.

Проведение работы с родителями необходимо рассматривать как важнейший элемент в комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии, т.к. только при взаимодействии с семьей, педагог сможет помочь ребенку-инвалиду.

Психологом используются разнообразные формы работы: родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, психологические тренинги, «круглые столы», беседы, деловые игры, проведение совместных праздниковгде родитель может видеть достижения своего ребенка участвовать совместно с ребенком, «Почтовый ящик», открытые занятия, уроки с детьми для родителей, дни открытых дверей для родителей, стендовая работа, посещение семьи, семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, усваивают методы и приёмы коррекционно-развивающей работы с детьми, учатся применять полученные знания на практике.

Оказание психологической помощи учителям в выборе наиболее эффективных методов индивидуальной работы с учащимися, в изучении личности школьника, составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ является важным направлением работы педагога-психолога школы. Психолог активно участвует в психолого-педагогических семинарах, на которых рассматриваются индивидуально – личностные и физиологические особенности детей инвалидов, методы и приемы организации учебно – воспитательного процесса, особенности установления контакта с ребенком и семьей. Педагогические советы с психологической направленностью могут способствовать созданию ситуации успеха, повышению учебной мотивации у учеников. Индивидуальные и групповые консультации педагогов помогают обогащать их уровень знаний о психологических особенностях детей- инвалидов и подбирать индивидуальные методы воспитательного и учебного воздействия.

Психологические тренинги с учителями могут быть направлены на снятие психо-эмоционального напряжения, установление конструктивных взаимоотношений, поиски способов разрешения конфликтных ситуаций с учениками и их родителями.

Эффективность психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида  определяется по результатам комплексной психолого-педагогической диагностики и по общим показателям социальной адаптации:

-уверенность ребенка-инвалида (тенденция к формированию позитивной, адекватной концепции);

-способность данного ребенка к сотрудничеству с другими детьми (класса, школы), взрослыми; наличие друзей;

-успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видам деятельности;

-удовлетворенность родителей ребенка пребыванием в организации образования.

В итоге всей комплексной психолого-педагогической работы критериями эффективности психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида могут стать: успешность овладения ребёнком-инвалидом образовательной программой, отсутствие пропусков без уважительной причины, положительная динамика психосоматического здоровья, снижение заболеваемости, участие детей-инвалидов в коллективных мероприятиях, улучшение у здоровых детей учебных возможностей, развитие толерантности, активности, самостоятельности.

Литература:

  1. Ворошнина, О. Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования [Электронный ресурс] : учебник / О. Р. Ворошнина, А. А. Наумов, Т. Э. Токаева. -Электрон, текстовые данные. -Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. -204 с. -Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70628.html
  2. Гончарова, В. Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования [Электронный ресурс] : монография / В. Г. Гончарова, В. Г. Подопригора, С. И. Гончарова. -Электрон, текстовые данные. -Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014. -248 с. -Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84218.html
  3. Горюшина, Е.А., Гусева, Н.А., Румянцева, Н.В. Повышение доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья[Текст]: метод.рекомендации / Н.В.Румянцева, Е.А. Горюшина, Гусева Н.А.–Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2018.-103 с.
  4. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт/ авт.-сост. А.А. Наумов., В.Р.Соколова, А.Н. Седегова. –Волгоград: Учитель, 2012.–147с.
  5. Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья: учеб.-М.: Академия, 2014.-240 с.