Доклад на зональном семинаре по теме «Формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ как базовых составляющих психического развития с использованием дидактического набора «Пертра»»
В материале рассматриваются возможности коррекционно-развивающего дидактического набора психолога "Пертра" в формировании пространственных представлений у детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zonalnyy_seminar_63_ds_2020_g.docx | 32.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ как базовых составляющих психического развития
с использованием дидактического набора «Пертра»»
Пособие «Pertra», разработанное известным австрийским педагогом Марианной Фростиг (1906 –1985 г.г.), основателем «Центра педагогической терапии Марианны Фростиг», можно использовать в психокоррекционной, психотерапевтической и педагогической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с нормативным уровнем психического развития и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Название «Pertra» происходит от совмещения начальных букв слов perception (восприятие) –PER training (упражнение) –TRA, дословно означает –«тренировка восприятия».
Главная идея концепции М. Фростиг: движение и восприятие являются основными механизмами развития ребенка.
Двигательная активность, ориентировка в пространстве и полисенсорное восприятие - одни из базовых составляющих психического развития ребёнка, особенно в дошкольном возрасте.
Таким образом, формирование пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ –первостепенная задача, так как с одной стороны, пространственные представления лежат в основе когнитивного развития ребёнка, с другой- их формирование значительно затрудняется или нарушается при большинстве типов нарушений в развитии.
Игровой комплект «Пертра» включает: набор игровых средств в 7 чемоданах; две доски-основы; мобильный стеллаж, в котором размещены чемоданы с наборами.
В составе каждого чемодана набора от 100 до 1000 деталей. Содержимое каждого чемодана способствует решению различных развивающих и коррекционных задач: чемодан №1. Конструирование на плоскости (Konstruktion), чемодан №2. Классификация (Kllassifikator), чемодан №3. Одинаковое и разное (Diskrimnation), чемодан №4. Пространство и преобразования (Relation), чемодан №5. От каракуль к каллиграфии (Grafomotorik), чемодан №6. От хватания к схватыванию (Handgeschiklichkeit), чемодан №7. Начальные математические знания (Mathematik).
Каждый чемодан можно использовать отдельно, так и совместно с другими в разных комбинациях. Работа может проводиться с детьми как индивидуально, так и в подгруппах.
В процессе работы с данным материалом активизируются все анализаторные системы ребенка (зрительные, слуховые, тактильные, кинестетические), формируются полисенсорные образы. На основе полученных ребёнком образов будут в дальнейшем развиваться внимание, память, мышление, эмоции, ВПФ, являющиеся в свою очередь основой для самореализации ребёнка в среде сверстников.
Занятия с набором психолога могут активно и очень эффективно использоваться в работе над пространством, особенно на втором и третьем уровнях: -пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу);
-уровень лингвистических представлений (пространство языка).
Благодаря большому разнообразию дидактических материалов, изготовленных из качественного дерева, у педагога появляются широкие возможности в решении целого комплекса пространственных задач:
-развитие ориентировки в пространстве (восприятие положения в горизонтальном и вертикальном пространстве и восприятие взаимосвязи пространственных объектов);
-развитие топологических, метрических и координатных представлений;
-выработка содружественных движений глаз и рук;
-выработка содружественных движений правой и левой рук;
-развитие силы и координации движений пальцев (формируются хваты щепотью, пинцетный, ладонно- пальцевый);
Материал набора помогает грамотно реализовать основные этапы формирования пространственных и квазипространственных представлений по А.В.Семенович: 1.Базовый- схема тела. 2. Освоение внешнего пространства- зоны нижнего, среднего и верхнего пространства. 3.Переход к двигательным диктантам и графическим схемам. 4.Конструирование и творческое манипулирование разнообразными объектами. 5.Формирование «квазипространственных» представлений.
«Скажи мне и я забуду, покажи мне и я, может быть, запомню, позволь мне сделать самому и тогда я постигну» говорил древний мыслитель и философ Конфуций.
Движение в трёхмерном пространстве + полисенсорность восприятия + самостоятельность и инициатива ребёнка с ОВЗ в поиске решений = есть залог его успешного развития и в итоге социализации в общество.