РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТ «ЧТЕНИЕ — МОЕ ПРЕДПОЧТЕНИЕ»
Научная статья
УДК 373.016:821.161.1
DOI: 10.18101/2307-3330-2024-3-83-88
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ
ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТ «ЧТЕНИЕ — МОЕ ПРЕДПОЧТЕНИЕ»
© Батуева Татьяна Раднажаповна
учитель русского языка и литературы,
Курумканская СОШ № 1
Россия, 671640, Республика Бурятия, с. Курумкан, ул. Балдакова, 7
tatyanabat1970@mail.ru
© Пелихова Алена Анатольевна
кандидат филологических наук, доцент,
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
alenapeli@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития одного из ключевых условий современной парадигмы школьного образования — читательского интереса.
Описан опыт использования проекта «Чтение — мое предпоЧтение», который представляет собой интересную и реализующуюся на практике деятельность, основанную
на создании в социальных сетях сообщества любителей чтения. Разработчик проекта
проанализировал и представил все этапы организации проведения этого мероприятия.
Цель проекта — пропагандировать чтение, повысить интерес к книге, возродить традиции семейного чтения. Данный проект позволил убедиться в том, что совместная
деятельность участников образовательного проекта развивает интерес к чтению, обогащает их кругозор, укрепляет семейные связи, формирует ценностные ориентиры.
Для того чтобы воспитать гармонично развитую личность, необходимо с раннего
возраста развивать в ребенке познавательные способности, поэтому современному
учителю русского языка и литературы необходимо умело использовать современные
средства коммуникации для привития любви к чтению.
Ключевые слова: читательский интерес, проект, чтение, семейные ценности.
Для цитирования
Батуева Т. Р., Пелихова А. А. Развитие читательского интереса у учащихся основной
школы через проект «Чтение — мое предпочтение» // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2024. № 3. С. 83‒88.
В современном мире чтение литературных произведений считается ключевым элементом культуры, способом повышения умственного потенциала общества, развития творческих и социальных способностей народа. В базовых положениях общеобразовательного стандарта РФ и в стратегии развития духовнонравственных качеств учащихся России акцентируется внимание на чтении как
на инструменте, способствующем всестороннему развитию личности ребенка,
его способности интегрироваться в окружающий социум и формированию ответственного, знающего и готового к действию члена общества. Упомянутые документы подчеркивают важность развития у школьников ключевых образователь
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО 2024/3
84
ных навыков, в том числе умений читать и понимать текст, что является основой
для приобретения читательских компетенций.
Однако в последнее время исследователи выявляют негативные тенденции в
области чтения среди детей. Эксперты отмечают активное внедрение компьютерных технологий, гаджетов и мобильных устройств в повседневную жизнь детей, снижение значимости книг, резкое уменьшение времени, уделяемого чтению
в свободное время, а также замедленное формирование у детей книжной культуры, которую постепенно вытесняет культура визуальных развлечений. Отсюда
одна из главных проблем образования — это снижение интереса к чтению, в
частности художественной литературы. Поэтому в профессиональные задачи
современного педагога входит развитие постоянного читательского интереса у
учащихся через изучение вместе с ними различных понятий и явлений из окружающей их среды, описанной в различных художественных и научнопознавательных текстах, а также поддержание желания самостоятельно обращаться к детской книге для постижения мира. Иными словами, для дальнейшей
успешной деятельности у него должно быть сформировано желание читать книги
осознанно, чтобы в дальнейшем это желание переросло в устойчивый навык постоянного саморазвития, чтобы мобильно реагировать на меняющиеся условия в
современном информационном мире. Для этого и необходимо развивать у обучающихся читательский интерес.
Проблемой формирования читательского интереса у учащихся занимались
такие ученые-педагоги, как О. В. Джежелей, М. И. Оморокова, Т. И. Тимошенко,
Л. А. Ефросинина и ряд других. Так, Ю. Н. Дрешер, доктор педагогических наук,
в своем кратком словаре терминов дает такое определение читательского интереса: «это избирательно-положительное отношение читателя к чтению произведений печати, эмоционально привлекательных или значительных для него в какомто аспекте» [2, с. 364]. Необходимо отметить, что указанные ученые прежде всего рассматривают педагогические условия развития интереса к чтению. Ими были выделены следующие условия: подход с учетом всех личностных особенностей учащихся, опора на возраст ребенка-читателя и разный уровень развития, а
также систематизация компонентов читательского интереса. Также Л. А. Ефросинина и М. И. Оморокова обращают внимание на необходимость совершенствования свободных и осознанных учебно-познавательных мотивов при формировании читательского интереса [4]. Еще одним, по мнению Т. И. Тимошенко,
условием формирования и развития интереса к чтению у учащихся является нестандартная форма проведения уроков [3].
Существенный вклад в исследование развития читательского интереса внесла
заслуженный учитель РФ, профессор МПГУ Н. Н. Светловская. Она дала наиболее полное определение данного понятия: «Читательский интерес — это свойство личности, которое определяется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему
возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовывать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью» [5, с. 184].
Н. Н. Светловской читательский интерес был рассмотрен в узком и широком
смыслах. В узком смысле интерес к чтению представляет собой всего лишь
определенный механизм восприятия текста как системы знаков, т. е. букв алфа
Т. Р. Батуева, А. А. Пелихова. Развитие читательского интереса у учащихся основной школы через
проект «Чтение — мое предпочтение»
85
вита. Такой читательский интерес есть у ребенка, который овладевает процессом
чтения. В широком смысле читательский интерес — это не просто взгляд на
страницы книг, а скорее глубокое погружение в человеческий мир, описанный в
текстах, и способность извлекать из них новые знания и эмоции. Читатель должен быть активным и внимательным, чтобы уметь оценить каждую строчку, воспринимая книгу как источник мудрости и вдохновения. Чтение требует усилий
ума и сердца, чтобы понимать смысл каждого слова, каждой фразы, каждого абзаца. Чтобы по-настоящему погрузиться в мир книги, читатель должен быть готов к умственному и эмоциональному взаимодействию с текстом. Он должен
уметь анализировать, сопереживать, воспринимать информацию и проникаться
чувствами, которые передаются через строки. Только таким образом читатель
сможет раскрыть глубину смысла произведения и получить удовольствие от чтения.
Очень важно понимать, что когда читатель сталкивается с текстом, его внимание привлекает не только содержание, но и форма изложения. Это как ключ,
открывающий дверь к миру книги. Каждая деталь, начиная от шрифта и до
оформления страниц, играет свою роль в формировании общего впечатления.
Хорошо продуманный дизайн может сделать книгу привлекательной уже на первых страницах, заставляя читателя желать узнать больше. Книга, как искусство,
должна быть не только содержательной, но и красивой. Поэтому создание увлекательного оформления — это неотъемлемая часть процесса издания. Читатель,
увидевший яркую обложку и интересный шрифт, уже начинает строить предположения о содержании книги. Таким образом, визуальная привлекательность играет важную роль в формировании читательского интереса. Также Светловская
считает, что развитие читательского интереса возможно лишь при условии позитивного настроя к чтению. Это важный момент, который позволяет обрести новые знания и переживания, которые так богато представлены в мире литературы.
Когда читатель настроен на поиск нового, он может увидеть множество удивительных миров, изложенных каждой книге [4].
На наш взгляд, один из эффективных способов решения проблемы недостаточно высокого читательского интереса у школьников — это слияние книги и
интернет-пространства, тем самым создаются условия для объединения участников образовательного процесса (родители, дети, школа) не только в рамках одной
школы, но и в формате всего района, республики. Формирование читательской
культуры начинается в семье, здесь прививается уважительное отношение к книге. Можно сказать, что эта ценность передается из поколения в поколение. А мы
повсеместно наблюдаем, что во многих современных семьях в доме нет ни одной
книги, нет и периодических изданий. Сегодня молодое поколение не утруждает
себя чтением книг, энциклопедий, словарей и даже просмотр документальных
фильмов их не увлекает. Все занимает интернет, и наши дети сами хотят быть
героями интернет — пространства.
Настало время, когда можно взять на вооружение все, что интересует молодое поколение: посты, сторисы, челленджи, блоги. Все просто, но за кажущейся
простотой восприятия эти формы подразумевают проведение большой подготовительной работы. Надо определиться с темой, собрать информацию, набрать
иллюстративный материал, написать сценарий, выбрать локацию, освещение —
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО 2024/3
86
это далеко не все мероприятия, которые необходимо сделать, чтобы получить
конечный результат. А значит, юным читателям понадобится помощь семьи,
учителя. Эффективным средством решения проблемы возвращения интереса к
чтению считаем инновационную форму работы со школьниками и их родителями — создание совместного проекта в интернет-пространстве.
Цель проекта — пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, а также традиций семейного чтения.
Задачами проекта являются формирование у детей устойчивого интереса к
литературному творчеству, желания знакомиться с разнообразными жанрами
книг; активизация представлений у детей о процессе чтения; развитие эмоционального восприятия, воображения, творческих и актерских способностей; расширение кругозора, диапазона детского голоса при выразительном чтении и,
наконец, воспитание патриотических чувств, гордости за великую державу.
Также задачей проекта должно стать вовлечение родителей в совместную деятельность для развития читательского интереса и приобщения детей к чтению.
Проект долгосрочный и рассчитан на один год, состоит из нескольких этапов.
Подготовительный этап включает в себя сбор информации и разработку концепции проекта, которая должна отражать основной замысел и суть создаваемого
интернет — сообщества. Второй этап — практический, включает в себя создание
сообщества любителей чтения. Заключительный этап — подготовка и проведение фестиваля «Поэтическая Одиссея» на базе одной из школ Курумканского
района. В течение года участники должны создавать видео, собирать лайки, репосты, продвигать свое видео, в конце учебного года будут подведены итоги на
фестивале «Поэтическая Одиссея» и награждены активные участники.
В настоящее время идет активный сбор материалов в ВК мессенджере. Учащиеся с удовольствием размещают свои работы в интернет-сообществе. Созданы
три рубрики челленджа:
1. «В одном мгновенье видеть вечность» (иллюстрация книг, инсценирование
произведений)
2. «Души и сердца вдохновенье» (семейное чтение)
3. «Тропинка к сердцу» (дети — детям о любимых книгах)
Идея проекта: «Прочитал книгу сам — расскажи о ней другому».
Мы разработали правила участия:
• посмотри книги в своей библиотеке и выбери для презентации любимые;
• поделись своими мыслями о прочитанных книгах;
• расскажи о прочитанной книге так, чтобы это принесло пользу, увлекло и
порадовало многих читателей.
Продолжением интернет-проекта станет очный фестиваль «Поэтическая
Одиссея», проведение которого планируется в следующем учебном году. В работе фестиваля могут принять участие учащиеся школ из разных регионов. Фестиваль (фр. «festival» — празднество, от лат. festivus — веселый, праздничный) —
это культурно-массовое коллективное мероприятие, включающее в себя демонстрацию определенных достижений в различных сферах творчества. Мы считаем,
что благодаря интернет-сообществу будут укрепляться семейные связи, развиваться отношения, формироваться настоящие ценности.
Т. Р. Батуева, А. А. Пелихова. Развитие читательского интереса у учащихся основной школы через
проект «Чтение — мое предпочтение»
87
Наш проект был представлен и принят на семинаре учителей русского языка
и литературы Курумканского района 15 марта 2024 г. и прошел экспертизу на
II Республиканском конкурсе муниципальных команд «Филологическая траектория — 2024», посвященном 90-летию ГАУ ДПО РБ «БРИОП».
Для того чтобы воспитать гармонично развитую личность, необходимо с раннего возраста развивать в ребенке желание узнавать новое, поэтому задачей учителей русского языка и литературы, особенно в современных условиях, является
привитие любви к чтению, развитие читательского интереса, являющегося основой получения информации. Ведь любой стране нужны разносторонне развитые,
интеллектуальные и духовно-нравственные личности.
Чтение не только расширяет кругозор и развивает воображение, но и способно пробудить в человеке интерес к миру слова и искусства. Исследования ученых-педагогов показывают, что формирование читательского интереса у учащихся требует индивидуального подхода, учета их личностных особенностей и
создания стимулирующей обучающей среды [1]. Поэтому важно стремиться к
разнообразию методов обучения и поощрять креативность в подаче учебного и
художественного материала, чтобы вовлечь молодое поколение в мир литературы и чтения. Умение вызвать и поддержать интерес читателя — это искусство,
которое требует внимания к деталям и понимания психологии читателя. Только в
таком случае книга сможет оказать максимальное воздействие на свою аудиторию и стать действительно запоминающейся.
Литература
1. Галактионова Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: проблемы исследования. Санкт-Петербург, 2006. 14 с. URL:
https://lib.herzen.spb.ru/text/galaktionova_6_14_1.... pdf (дата обращения: 20.03.2024).
Текст: электронный.
2. Дрешер Ю. Н. Краткий терминологический словарь по библиотерапии. Москва,
2009. С. 364‒365. Текст: непосредственный.
3. Тимошенко Т. И. Стимулирование познавательной деятельности учащихся на нетрадиционных уроках. Белгород, 1997. 108 с. Текст: непосредственный.
4. Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Методика обучения творческому чтению: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2017. 293 с. Текст: непосредственный.
5. Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению: детская книга и детское
чтение: учебное пособие для студ. пед. вузов. Москва: Академия, 1999. 248 с. Текст:
непосредственный.
Статья поступила в редакцию 11.04.2024; одобрена после рецензирования
22.04.2024; принята к публикации 06.06.2024.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya_stati_.docx | 11.33 КБ |
Предварительный просмотр:
В статье рассматривается проблема развития одного из ключевых условий современной парадигмы школьного образования — читательского интереса.
Описан опыт использования проекта «Чтение — мое предпоЧтение», который представляет собой интересную и реализующуюся на практике деятельность, основанную
на создании в социальных сетях сообщества любителей чтения. Разработчик проекта
проанализировал и представил все этапы организации проведения этого мероприятия.
Цель проекта — пропагандировать чтение, повысить интерес к книге, возродить традиции семейного чтения. Данный проект позволил убедиться в том, что совместная
деятельность участников образовательного проекта развивает интерес к чтению, обогащает их кругозор, укрепляет семейные связи, формирует ценностные ориентиры.
Для того чтобы воспитать гармонично развитую личность, необходимо с раннего
возраста развивать в ребенке познавательные способности, поэтому современному
учителю русского языка и литературы необходимо умело использовать современные
средства коммуникации для привития любви к чтению.
Ключевые слова: читательский интерес, проект, чтение, семейные ценности.