Психолого-педагогические и лингвистические основы формирования связной монологической речи
Развитие связной монологической речи занимает место и в социальной адаптации. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Так же связная монологическая речь играет роль в дальнейшем школьном обучении. Поэтому так важно знать основы ее формирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psiholo-ped_i_lingvist_osnovy_formirovaniya_ssvyaznoy_rechi.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические и лингвистические основы формирования связной монологической речи
Интерес к изучению речи никогда не оставлял в покое различных ученных и философов, начиная с давних времен. «Речь занимает ведущее место в системе психических функций и является закономерным механизмом мышления в рамках сознательной и планируемой деятельности человека» [33].
Л.С. Выготский первый, кто дал определение речи, как психической функции. «Речь – это способность человека общаться с помощью слов и фраз» [8, с.10]. «Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком» [25, с. 297].
Как мы видим из этих двух определений, что речь – это общение, общение между людьми. Деятельность общения осуществляется на основе ряда функций (номинации, обобщения, познания), которые реализуются речью [14, с. 71].
Речь осуществляет несколько функций:
- Коммуникативная – процесс общения между людьми.
- Регуляторная - функцию регулирования своего собственного поведения, поведения и деятельности других людей.
- Семантическая – отражающая свои мысли чувства для сообщения их другому.
- Эмоциональная – способность языка передавать внутренние состояния, желания, эмоции.
Функции речи могут проявлять себя по-разному в различных ее видах. «В таких, как внутренняя речь, устная и письменная. Устная речь — вербальное (словесное) общение при по мощи языковых средств, воспринимаемых на слух; характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Письменная речь — вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Внутренняя речь — различные виды использования языковых значений вне процесса реальной коммуникации» [25, с. 297-301].
«С точки зрения человеческого развития и жизнедеятельности самой важной является устная связная речь» [34].
«С.Л. Рубинштейн говорил о том, что связность речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [24, с.438]. «И соответственно дал определение связной речи – это такая речь, которая может быть вполне понята на основе ее собственного предметного содержания» [24, с.438].
Ф.А. Сохин, в свою очередь, понимал связную речь, как развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно [23, с.115].
«В развитии связной речи центральными понятиями являются: «монологическая» и «диалогическая» речь. Диалогическая (диалог) - первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде сменяющих друг друга обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь. В диалоге, наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи, большую роль играют и невербальные компоненты - жест, мимика, а также средства интонационной выразительности. Указанные особенности определяют характер речевых высказываний. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания (эллипсы или элизии), наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипических конструкций разговорного стиля. Простейшие формы диалога (например, реплики-высказывания типа утвердительного или отрицательного ответа и т.п.) не требуют построения программы высказывания» [14, с.184].
«Монологическая речь - понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, заранее задано и предварительно планируется» [14, с. 184].
«В.П. Глухов ссылаясь на А.А. Леонтьева выделяет качества монологической речи: относительная развернутость, произвольность, программированность» [14,с.184].
Монологическую речь отличает специфика выполнения речевых функций. Она содержит такие элементы, как словарный запас, способы выражения грамматических отношений, словообразование и различные синтаксические средства. Кроме всего выше сказанного реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, ранее запланированном изложении.
«Ряд ученых считают, что хотя овладение элементарной диалогической речью первично по отношению к монологической и подготавливает к ней, качество диалогической речи в ее зрелой развернутой форме во многом зависит от владения монологической речью. Таким образом, обучение элементарной диалогической речи должно подводить к овладению связным монологическим высказыванием и потому, чтобы последнее могло быть как можно раньше включено в развернутый диалог и обогащало бы беседу, придавая ей естественный, связный характер» [1, с.255].
«Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства» [1, с.255].
«Существуют разновидности устной монологической речи: описание, повествование, элементарные рассуждения. Описание – это сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности. В повествовании сообщается о каком-либо событии, которое развивается во времени, содержит «динамику». Развернутое монологическое высказывание имеет, как правило, следующую композиционную структуру: введение, основная часть, заключение. Рассуждение – это особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо фактов (явлений). Рассуждение складывается, таким образом, из цепи суждений, образующих умозаключения. Каждый из видов монологической речи имеет свои особенности построения в соответствии с характером коммуникативной функции речи» [14, с.186].
«Каждый из видов монологической речи имеет свои особенности построения в соответствии с характером коммуникативной функции речи. В чистом виде эти типы высказываний встречаются редко. И в речи дошкольников мы чаще всего имеем дело с контаминированными текстами, когда описание места, времени и действия персонажей детских сочинений включается в процесс повествования или рассуждение может включаться в сюжет рассказа или сказки» [29, с.36].
Таким образом, для того, чтобы высказывание разного вида можно было назвать связным, оно должно соблюдать структуру единства и смысла. В различной педагогической литературе чаще подчеркивается важная роль связной монологической речи в жизни и развитии ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
- Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений В.С. Безрукова. М.: Феникс, 2013. 381 с.
- Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. Нарушение речи у дошкольников Р.А. Белова-Давид. М.: Астрель, 2012.
- Боровских Л.А. Формирование готовности к школьному обучению детей с незначительными отклонениями коммуникативной функции Л.А. Боровских. М.: 1999.
- Валявко С.М. К вопросу о мотивации к логопедическим занятиям старших дошкольников с речевой патологией. Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития С.М. Валявко. Т. 2-М, М.: 2015. 43-50 с.
- Валявко С.М. Из опыта создания методики оценки мотивации дошкольников к исправлению недостатков речи. Дефектология С.М. Валявко. М.: No 6, 2015. 54-63 с.
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие В.К. Воробьева. М.: ACT: Транзиткнига, 2016. 158 с.
- Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова. М.: Просвещение, 2011. 384 с.
- Визель Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка Т.Г. Визель. М.: Секачев, 2012. 48 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детскойречи А.Н. Гвоздев. СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2007. 472 с.
- Гербова В.В Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Пособие для воспитателей. В.В. Гербова. М.: Просвещение, 1984. 175 с.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно: конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. О.С. Гомзяк. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. 128 с.
- Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. М.: Астрель, 2005. 351 с.
- Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. Дефектология № 2 1994. 56-73с.
- Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология / О.Е. Грибова. М.: 2011. № 6.
- Ефименкова JI.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с ОНР). Пособие для логопеда / JI.Н. Ефименкова. М.: Просвещение, 1999. 122 с.
- Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. М.: 2010. 567 с.
- Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте / М. Зееман. М.: Астрель, 2002.
- Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко. М.: Гном и Д, 2001. 261 с.
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина и др. М.: Альянс, 2013. 366 с.
- Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. О.С. Павлова. М.: 1999.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Ф.А. Сохина 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1979. 223 с
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб: Издательство «Питер», 2000. 712 с.
- Селиверстова В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / В.И. Селиверстова. М.: Владос, 1997.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. Е.И. Тихеева. М.: Просвещение, 2000. 140 с.
- Ткаченко, Т. А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет. Т.А. Ткаченко. М.: «Ювента», 2008. 24 с.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. Т.А. Ткаченко. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2003. 112 с.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. №10.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. 256 с.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. С.Н. Цейтлин. М.: ВЛАДОС, 2000. 240 с.
- Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Специальная дошкольная педагогика: учебн. Пособие. Г.В. Чиркина, Е.А. Стребелевой. М.: Академия, 2001. 159. 182 с.
- Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика. Издательство: Эксмодетство, 2017. 608 с.