Психолого-педагогические и лингвистические основы формирования связной монологической речи

Шибаева Ольга Валерьевна

Развитие связной монологической речи занимает место и в социальной адаптации. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Так же связная монологическая речь играет роль в дальнейшем школьном обучении. Поэтому так важно знать основы ее формирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические и лингвистические основы формирования связной монологической речи

Интерес к изучению речи никогда не оставлял в покое различных ученных и философов, начиная с давних времен. «Речь занимает ведущее место в системе психических функций и является закономерным механизмом мышления в рамках сознательной и планируемой деятельности человека» [33].

Л.С. Выготский первый, кто дал определение речи, как психической функции. «Речь – это способность человека общаться с помощью слов и фраз» [8, с.10]. «Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком» [25, с. 297].

Как мы видим из этих двух определений, что речь – это общение, общение между людьми. Деятельность общения осуществляется на основе ряда функций (номинации, обобщения, познания), которые реализуются речью [14, с. 71].

Речь осуществляет несколько функций:

  1. Коммуникативная – процесс общения между людьми.
  2. Регуляторная - функцию регулирования своего собственного поведения, поведения и деятельности других людей.
  3. Семантическая – отражающая свои мысли чувства для сообщения их другому.
  4. Эмоциональная – способность языка передавать внутренние состояния, желания, эмоции.

Функции речи могут проявлять себя по-разному в различных ее видах. «В таких, как внутренняя речь, устная и письменная. Устная речь — вербальное (словесное) общение при по мощи языковых средств, воспринимаемых на слух; характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Письменная речь — вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Внутренняя речь — различные виды использования языковых значений вне процесса реальной коммуникации» [25, с. 297-301].

«С точки зрения человеческого развития и жизнедеятельности самой важной является устная связная речь» [34].

«С.Л. Рубинштейн говорил о том, что связность речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [24, с.438]. «И соответственно дал определение связной речи – это такая речь, которая может быть вполне понята на основе ее собственного предметного содержания» [24, с.438].

Ф.А. Сохин, в свою очередь, понимал связную речь, как развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно [23, с.115].

«В  развитии  связной  речи  центральными  понятиями  являются: «монологическая» и «диалогическая» речь. Диалогическая (диалог) - первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде сменяющих друг друга обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь. В диалоге, наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи, большую роль играют и невербальные компоненты - жест, мимика, а также средства интонационной выразительности. Указанные особенности определяют характер речевых высказываний. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания (эллипсы или элизии), наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипических конструкций разговорного стиля. Простейшие формы диалога (например, реплики-высказывания типа утвердительного или отрицательного ответа и т.п.) не требуют построения программы высказывания» [14, с.184].

«Монологическая речь - понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, заранее задано и предварительно планируется» [14, с. 184].

«В.П. Глухов ссылаясь на А.А. Леонтьева выделяет качества монологической речи: относительная развернутость, произвольность, программированность» [14,с.184].

Монологическую речь отличает специфика выполнения речевых функций. Она содержит такие элементы, как словарный запас, способы выражения грамматических отношений, словообразование и различные синтаксические средства. Кроме всего выше сказанного реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, ранее запланированном изложении.

«Ряд ученых считают, что хотя овладение элементарной диалогической речью первично по отношению к монологической и подготавливает к ней, качество диалогической речи в ее зрелой развернутой форме во многом зависит от владения монологической речью. Таким образом, обучение элементарной диалогической речи должно подводить к овладению связным монологическим высказыванием и потому, чтобы последнее могло быть как можно раньше включено в развернутый диалог и обогащало бы беседу, придавая ей естественный, связный характер» [1, с.255].

«Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства» [1, с.255].

«Существуют разновидности устной монологической речи: описание, повествование, элементарные рассуждения. Описание – это сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности. В повествовании сообщается о каком-либо событии, которое развивается во времени, содержит «динамику». Развернутое монологическое высказывание имеет, как правило, следующую композиционную структуру: введение, основная часть, заключение. Рассуждение – это особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо фактов (явлений). Рассуждение складывается, таким образом, из цепи суждений, образующих умозаключения. Каждый из видов монологической речи имеет свои особенности построения в соответствии с характером коммуникативной функции речи» [14, с.186].

«Каждый из видов монологической речи имеет свои особенности построения в соответствии с характером коммуникативной функции речи. В чистом виде эти типы высказываний встречаются редко. И в речи дошкольников мы чаще всего имеем дело с контаминированными текстами, когда описание места, времени и действия персонажей детских сочинений включается в процесс повествования или рассуждение может включаться в сюжет рассказа или сказки» [29, с.36].

Таким образом, для того, чтобы высказывание разного вида можно было назвать связным, оно должно соблюдать структуру единства и смысла. В различной педагогической литературе чаще подчеркивается важная роль связной монологической речи в жизни и развитии ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений.  3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
  2. Безрукова  В.С.  Педагогика:  учебное  пособие  для  студентов высших пед. учеб. заведений  В.С. Безрукова. М.: Феникс, 2013. 381 с.
  3. Белова-Давид  Р.А.    Клинические    особенности    детей  дошкольного  возраста    с    недоразвитием    речи.    Нарушение    речи    у  дошкольников    Р.А. Белова-Давид.  М.: Астрель, 2012.
  4. Боровских Л.А. Формирование готовности к школьному обучению детей с  незначительными  отклонениями  коммуникативной  функции  Л.А. Боровских. М.: 1999.
  5. Валявко С.М.  К  вопросу  о  мотивации  к  логопедическим  занятиям старших  дошкольников  с  речевой  патологией.  Современные  технологии диагностики,  профилактики  и  коррекции  нарушений  развития  С.М. Валявко. Т. 2-М, М.: 2015. 43-50 с.
  6. Валявко  С.М.  Из  опыта  создания  методики  оценки  мотивации дошкольников  к  исправлению  недостатков  речи.  Дефектология   С.М. Валявко. М.: No 6, 2015. 54-63 с.
  7. Воробьева В.К.  Методика  развития  связной  речи  у  детей  с  системным недоразвитием  речи:  учеб.  пособие    В.К.  Воробьева.  М.:  ACT: Транзиткнига, 2016. 158 с.
  8. Волкова Л.С.,  Лалаева  Р.И.,  Мастюкова  Е.М.  Логопедия /  Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова. М.: Просвещение, 2011. 384 с.
  9. Визель Т.Г.  Аномалии  речевого  развития  ребенка  Т.Г.  Визель. М.: Секачев, 2012. 48 с.
  10. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
  11. Гвоздев  А.Н.  Вопросы  изучения  детскойречи А.Н.  Гвоздев.  СПб.: ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2007. 472 с.
  12. Гербова В.В Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Пособие для воспитателей. В.В. Гербова. М.: Просвещение, 1984. 175 с.
  13. Гомзяк О.С. Говорим правильно: конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. О.С. Гомзяк.  М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. 128 с.
  14.  Глухов В.П. Основы  психолингвистики: учеб.  пособие  для  студентов педвузов / В.П. Глухов. М.: Астрель, 2005. 351 с.
  15.  Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. Дефектология № 2  1994. 56-73с.
  16. Грибова О.Е.  К  проблеме  анализа  коммуникации  у  детей  с  речевой патологией // Дефектология / О.Е. Грибова. М.: 2011. № 6.
  17.   Ефименкова JI.Н.  Формирование  речи  у дошкольников:  (Дети  с  ОНР). Пособие для логопеда / JI.Н.  Ефименкова. М.: Просвещение, 1999. 122 с.
  18.  Жукова Н.  С.  Преодоление  общего  недоразвития  речи  у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. М.: 2010. 567 с.
  19.  Зееман,  М.  Расстройства  речи  в  детском  возрасте  /  М.  Зееман.  М.: Астрель, 2002.
  20.  Коноваленко  В.В.  Формирование  связной  речи  и  развитие  логического мышления  у  детей  старшего  дошкольного  возраста с  ОНР.  В.В.Коноваленко,  С.В. Коноваленко. М.: Гном и Д, 2001. 261 с.
  21.  Левина  Р.Е.  Основы  теории  и  практики  логопедии.  Р.Е.  Левина,  Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина и др. М.: Альянс, 2013. 366 с.
  22.  Павлова О.С.  Формирование  коммуникативной  деятельности  у  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. О.С. Павлова. М.: 1999.
  23.  Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада.  Под ред. Ф.А. Сохина  2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1979. 223 с
  24.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии  СПб: Издательство «Питер», 2000. 712 с.
  25.  Селиверстова  В.И.    Понятийно-терминологический    словарь  логопеда  / В.И. Селиверстова. М.: Владос, 1997.
  26.  Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. Е.И. Тихеева. М.: Просвещение, 2000. 140 с.
  27.  Ткаченко, Т. А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет. Т.А. Ткаченко. М.: «Ювента», 2008. 24 с.
  28.  Ткаченко Т.А.  Учим  говорить  правильно.  Система  коррекции  общего недоразвития  речи  у  детей  6  лет.  Пособие  для  воспитателей,  логопедов  и родителей. Т.А. Ткаченко. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2003. 112 с.
  29. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. №10.
  30.  Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. 256 с.
  31.  Цейтлин С.Н.  Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. С.Н. Цейтлин. М.: ВЛАДОС, 2000. 240 с.
  32. Чиркина Г.В. Воспитание  и  обучение  детей  дошкольного  возраста  с нарушениями речи. Специальная дошкольная педагогика: учебн. Пособие. Г.В. Чиркина, Е.А. Стребелевой. М.: Академия, 2001. 159. 182 с.
  33.  Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика. Издательство: Эксмодетство, 2017. 608 с.