МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей "Технология обучения детей составлению загадок"

Коротина Анастасия Андреевна

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию современных инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективным методом развития связной речи детей дошкольного возраста.

2. Освоить с участниками мастер-класса модели составления загадок, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40 комбинированного вида»

Мастер-класс по теме:

«Технология обучения детей составлению загадок»

                                               

                                                                          Подготовил:

                                                                     воспитатель

Коротина Анастасия Андреевна

г.Гатчина, 2023 г.

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию современных инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективным методом развития связной речи детей дошкольного возраста.

2. Освоить с участниками мастер-класса модели составления загадок, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, а также родителям.

Добрый день, уважаемые коллеги!

- Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе.

- В одной известной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму».

- Эти слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.

- Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.

- Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер класса, я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать?

Воспитывает, но не родитель

Обучает, но не учитель

Учится, но не ученик

Играет, но не ребенок. (ВОСПИТАТЕЛЬ)

- Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст? ЗАГАДКА

Итак, тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Технология обучения детей составлению загадок».

Загадка – относится к устному народному творчеству, где в образной форме передаются самые яркие, характерные признаки предметов  или явлений.

Загадка состоит из  вопроса или задания, в котором  даётся описание предмета, его характерные особенности.  Обычно  загадка имеет форму стихотворения, что делает ее более привлекательной.  Особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны. Отгадывание и придумывание загадок положительно влияет на разностороннее развитие речи дошкольников. В загадке  используются различные средства выразительности (эпитеты и сравнения, определения, приём олицетворения, использование многозначности слов), которые способствуют формированию речи дошкольного возраста. В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разной тематики и окружающий нас мир, явления природы, предметы быта, орудия труда, транспорт, спорт, профессии. Придумывать загадки очень трудно, чем отгадывать. Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.

Коррекционно-развивающие возможности загадок:

Воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

Стимуляция умственной активности;

Развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

Развитие сенсорной сферы.

Основные задачи для речевого развития:

обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

помогают увидеть вторичные значения слов;

формируют представления о переносном значении слова;

помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.

Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость.

А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей.

Но при использовании загадок я выявила, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников, а остальная группа в виде пассивных наблюдателей. Верный ответ ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если повторно задать через некоторое время ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспомнит ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Загадка – выражение, требующее разгадки, краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде.

Но при этом загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью всем известных методов.

Аллой Александровной Нестеренко были разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста.

В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет.

Модель 1

Задачи:

Младший возраст:

Учить детей выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов;

упражнять в сравнении объектов по признакам, значениям признаков;

Для составления загадки выбран объект (ЦЫПЛЕНОК). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

- Какой цыпленок по цвету? - Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Объект

Признак (Какой?)

Такой (-ая, -ое) же как…

Что бывает таким же? (Объект)

https://www.sunhome.ru/i/wallpapers/5/oboi-pasha-ciplyata-skachat.1280x1024.jpg

ЦВЕТ - желтый

=

Одуванчик, лепестки подсолнуха

РЕЛЬЕФ -пушистый

=

Мамины волосы, бубон на шапке

РАЗМЕР - маленький

=

Детский кулачок, кружечка детская

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: "Желтый как одуванчик, пушистый как мамины волосы, маленький но не детский кулачок".

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

После освоения модели «Какой - что бывает таким же» на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений.

Модель 2

Далее с 4,5 лет

Задачи:

Средний возраст:

продолжать учить составлять сравнение по двум – трём признакам;

побуждать детей к созданию двух – трёхстрочных загадок по разным моделям;

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает? Что (кто) делает так же?

Протокол составления загадки про лягушку с детьми 5 лет.

Объект

Действие (Что делает?)

Делает так же как

Что (кто) делает так же? (Объект)

https://masyamba.ru/%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8/82-%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0-%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE.jpg

Прыгает

=

Мячик, кузнечик

вылупляется из икринки

=

Рыба, краб

Спит зимой

=

Еж, змея

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".

ПР: Составление загадки "Прыгает как кузнечик, вылупляется из икринки как рыба, спит зимой, но не еж".

Модель 3

Далее с 5-5,5 лет

Задачи:

Старший возраст:

продолжать учить детей самостоятельно сравнивать объекты по разным признакам;

побуждать детей объяснять смысл данного сравнения;

учить детей самостоятельно составлять загадки по разным моделям;

учить оценивать сравнение и выбирать лучшее.

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

Протокол составления загадки про лужу:

Текст получившейся загадки: "Похожа на облако ".

Объект

На что (кого) похоже?

Но

Чем отличается?

C:\Users\Пользователь\Desktop\water-cobblestone-reflection-sky-mirror-asphalt-puddle-cloud-tree-landschaft-reflektion-baum-beautifulphoto-reflexions-visualart-reflejos-flickrbestpics-reflexo-spiegelung-road-surface-twop-jol-youscore-badenw.jpg

облако

но

Не передвигается

море

но

Не соленое

зеркало

но

Нельзя разбить

Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать самостоятельно по подгруппам с помощью этой методики составить загадки по опорным таблицам.

Модель 1 «Какой?» - елка, яблоко, мороженное

Модель 2 «Что делает?» - заяц, кошка, еж

Модель 3 «На что похоже» - пирамидка, автомобиль, санки

Итак, коллеги, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу.

Напоследок хотелось бы ещё отметить, что применять данную технологию в своей работе могут как воспитатели, так и педагоги-специалисты в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, а также родители. Кроме этого, данная технология не требует большой подготовки и дорогостоящих материалов.

Так же хочу отметить, что применять данную технологию в своей работе могут как воспитатели, так и педагоги-специалисты в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, а также родители. Кроме этого, данная технология не требует большой подготовки и дорогостоящих материалов.

Напоследок хочу вас спросить и попросить отметить на доске с помощью стикера мнение о нашем мастер-классе

Зеленый – полезен и буду использовать в работе,

Желтый – я об этом уже все знаю и уже использую в работе,

Красный – было не интересно и не буду использовать в работе.

        https://pngimg.com/uploads/key/key_PNG103635.png