Тема: «Технология педагогической поддержки и создания ситуации успеха»

Лаптандер Денис Иванович

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке в России были разработаны О.С. Газманом. Исследователь определяет ее сущность как оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением - экзистенциальным, нравственным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуально-творческим выбором.

Суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь - «помощь» ребенку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Школа с.Белоярск

Тема: «Технология педагогической поддержки и создания ситуации успеха»

Автор Лаптандер Д.И.

План занятия:

  1. Понятие педагогической поддержки. Алгоритм реализации технологии поддержки.

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке в России были разработаны О.С. Газманом. Исследователь определяет ее сущность как оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением - экзистенциальным, нравственным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуально-творческим выбором.

Суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь - «помощь» ребенку.

Предметом педагогической поддержки, становится процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.

Целью педагогической поддержки выступает помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т.е. в самоопределении и самореализации, «выращивание» субъектной позиции ребенка.

При этом задачами педагогической поддержки являются:

  • выявления и собственного понимания педагогом проблемы ребенка, осознания всей ситуации его саморазвития;
  • помощи ребенку в осознании им данной ситуации и коррекции собственного понимания;
  • совместной с ребенком рефлексии его проблемы, побуждение его к осознанию себя как суверенного субъекта самостоятельного жизненного опыта и действия;
  • создания условий для осознания ребенком перспективы собственного саморазвития.

Газман О.С. указывает, что педагогическая поддержка - это основной элемент образования. Она «представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе - нравственном, гражданском, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной и творческой деятельности».

Н.Б. Крылова определяет нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции воспитателя.

Взрослый должен обеспечить условия развития ребенка, опираясь на особенности его саморазвития, его индивидуальные потребности и интересы.

Взрослый должен быть готов оказать помощь ребенку и взаимодействовать с ним, побуждая его самостоятельно осмысливать и решать собственные личностные проблемы.

Взрослый не может навязывать ребенку те или иные поступки или стиль поведения, он может лишь побуждать к осмыслению его прав, возможностей и ответственности.

Взрослый должен уважать право ребенка на выбор и проявление «самости», в том числе на самоопределение, самоорганизацию, самореализацию и др.

Особенности становления ребенка как полноправного субъекта деятельности должны восприниматься как событийное наполнение его собственной жизни.

Поощряя самостоятельные поступки ребенком, педагог побуждает его к осознанию жизненной, нравственной и образовательной ценности его выбора и ответственности.

Мысли о необходимости поддержки растущего человека волнуют многих педагогов и психологов. В систему педагогической поддержки они включают и психологическую, поскольку она также интегрируется образовательным учреждением.

В период работы над данной проблематикой удалось выявить «ядро», через которое можно постоянно ухватывать и удерживать «актуальное состояние» целостности ребенка - это поле его проблем. Проблема как бы стягивает в один узел противоречий и желания, и возможности ребенка, и те условия, которыми он располагает. Проблема может выступать моделью уникальной жизненной ситуации ребенка. Актуально она представляет собой тормоз в продвижении ребенка, а потенциально может стать стимулом развития. Педагогическая поддержка и занимается переводом актуального в потенциальное. Проблема может быть использована как «полигон» для развития субъектных способностей: рефлексии, как механизма «выхода» за ситуацию; анализа как возможности определять причинно-следственные связи (ядро проблемы); и проектирования, как условия целенаправленной и активной деятельности по преобразованию сложившейся ситуации и выхода в управляющую позицию в отношении самого себя в проблеме.

Для ребенка разрешение проблемы - это не только постепенное снятие напряжения, улучшение его состояния, но это своеобразный тренинг, проводимый не в специально искусственно созданных условиях с игровыми конфликтами, а в реальной ситуации его жизнедеятельности. Каждый реальный позитивный результат разрешения проблемы, достигнутый благодаря активности самого ребенка, - это его позитивный опыт выстраивания отношения к себе, как субъекту, деятелю, который может управлять ситуацией, противопоставляя обстоятельствам свое желание, волю и активность.

Педагогическая поддержка - это та деятельность, которая «располагается» в объективно существующей антиномии между образовательной логикой педагогической деятельности, как деятельности приобщения, формирования ребенка средствами общечеловеческой культуры и логикой жизнедеятельности конкретного ребенка.

В ходе изучения проблемы, нами был проведен сравнительный анализ традиционного образования и педагогической поддержки (Таблица 1).

Таблица 1 - Сравнительный анализ традиционного образования и педагогической поддержки

Традиционное образование

Педагогическая поддержка

Самая близкая цель дидактического мероприятия - усвоение знаний, накопление умения и знаний, понимание нового материала.

Основная цель дидактического мероприятия - развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, формирование интересов, мотивов, научного мировоззрения.

Суть дидактических мероприятий - знания и умения определенные программой обучения, воспитания и развития

Суть дидактических мероприятий - усвоение способов познания, преображение в окружающей среде и себе.

Движущие силы обучения - указания, запреты, оценки и т.п.

Движущие силы обучения - радость творчеству, ощущение своего духовного и интеллектуального обогащения путем познания неизвестного.

Основные методы обучения - показ, объяснения, упражнения.

Методы обучения - совместная деятельность, разнообразные формы сотрудничества субъектов образовательного процесса.

Основная форма работы - фронтальная.

Основная форма работы - совместный поиск, выбор оптимальных вариантов решения познавательной проблемы, превосходство групповых и индивидуальных форм работ над фронтальной.

Роль педагога - роль всевластного и всезнающего взрослого

Основная роль педагога - помощник, старший, более опытный товарищ, советник и соратник в поиске истины.

Главная обязанность педагога - преподнесение знаний в такой форме, чтобы облегчить их усвоение.

Главная обязанность педагога - организация и вовлечение ребенка к активному процессу разрешения разнообразных дидактических ситуаций

Основная функция детей - усвоить эти знания, отвечать на вопросы педагога и получать за это оценку.

Основная функция ребенка - активно проявлять себя в коллективной деятельности, развиваться как личность.

Конечный результат педагогического взаимодействия - соответствие знаний и умений ребенка запрограммированным стандартам, которые усваиваются во время определенного контроля.

Главный результат педагогического взаимодействия - способность ребенка самостоятельно переносить полученные знания в новые ситуации, понимать и развивать себя, осваивать социальный опыт.

  1. Особенности применения технологии с учетом индивидуальных особенностей детей (в том числе для детей с особыми образовательными потребностями).


Голованова Н.Ф. указывает, что технологический алгоритм педагогической поддержки выстраивается вок-руг конкретных проблем ребенка или детского сообщества (может быть, еще не ставшего коллективом) и включает несколько этапов.

1. Диагностический этап. Педагогическая поддержка осуществляется только на основе знания индивидуальных особенностей воспитанников. Начальный этап этой технологии - распознание и диагностирование конфликтов, трудных жизненных проблем детей, выявление их эмоциональных состояний. У каждого ребенка есть свой индивидуальный спектр возможностей, они должны открыться не только воспитателю, но и самому ребенку, которого педагог включает в само исследование своей личности.

2. Поисковый этап. Совместно с ребенком определяются пути преодоления проблемы. Первый самостоятельный выбор ребенок должен сделать в той области, где у него уже есть опыт и некоторый прошлый успех. На этом этапе воспитатель создает ситуации, в которых дети просто не могут не сделать собственного выбора.

3. Деятельностный этап. На этом этапе организуются индивидуальные и групповые беседы, доверительное общение «в кругу»: активное «слушание другого», прояв-ление способности вставать на позицию другого, открытого самовыражения.

Здесь нужна также организация социальной практики детей, «инициатив-ных событий», увлекательных совместных дел в досуговой сфере. Не помеша-ют индивидуальные собеседования с родителями дошкольников, которые долж-ны стать союзниками воспитателя.

4. Рефлексивный этап. Педагог в технологии педагогической поддержки работает (по выражению О.С. Газмана) «с вопросом ребенка к самому себе». Когда у детей появляются осмысленные, рефлексивные вопросы «про себя», это означает, что воспита-тель достиг цели.

Таким образом, под педагогической поддержкой в своем исследовании мы рассматриваем фундаментальное понятие, выражающее существенные свойства (нормы) педагогической деятельности нового типа, ориентированного на саморазвитие каждого ребенка.

Педагогическая поддержка - оказание помощи (превентивной и оперативной) детям в решении индивидуальных проблем. Суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь - «помощь» ребенку.

  1. Технология создания успеха во внеурочное время детей (в том числе для детей с особыми образовательными потребностями).

Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех. Успех – результат подобной ситуации. Успех прежде всего связан с чувствами радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в результате выполненной работы. С психологической точки зрения успех – переживание состояния радости, что результат, к которому личность стремилась, либо совпал с уровнем притязаний (надежд), либо превзошел их. Ситуация – это то, что способен организовать педагог. 

Успех бывает:

Констатирующий – главное - уловить момент продвижения личности, зафиксировать его, разделить радость.

Разделённый – смысл в поддержке окружения, когда окружающие разделяют, усиливают, подчёркивают собственный успех личности.

Позитивные моменты ситуации успеха:

  • переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах;
  • появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха;
  • положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Но наряду с положительными, существуют негативные моменты:

  • успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к переоценке, точнее, к завышенной оценке своих возможностей;
  • за сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует расслабление: если же в этот период предложить человеку какую-то деятельность, то она, скорее всего, будет менее успешна, чем предыдущая;
  • переживание успеха может быть омрачено для субъекта деятельности, если результат, важный и значимый для него самого, не будет адекватно оценен другими людьми;
  • эмоция успеха не явится сильным переживанием, если результаты деятельности не значимы для ее субъекта.

Можно ли создать ситуацию успеха для всех воспитанников сразу? Можно ли ожидать, что школьники одинаково отреагируют на предложенные педагогом приемы и условия? 

Успех индивидуален. Значимость его определяется нормами, установленными заранее: ребенок каждый раз вынужден сверять свои достижения с предложенным уровнем. 

Существуют следующие способы и приемы создания ситуации успеха:

1.Установление психологического контакта, создание атмосферы доверия: улыбка, обращение по имени, поглаживание, сопереживание ребенку.

2. Снятие чувства страха.

3. Четкая инструкция. Совет, как выполнить планируемое.

4. Использование приема положительного подкрепления: переключение внимание ребенка с себя на дело путем усиления его социальной значимости.

5. Интерпретирование недостатка, как достоинства.

6. Педагогическое внушение (через интонацию, пластику, мимику) – передает веру в успех и дает импульсы к действию.

7. Педагогическая оценка результата: оценивание не человека, а деятельности, отношение ребенка к ней.

8. Вселение веры ребенку в его будущие успехи.

Последовательность операций создания ситуации успеха.

Снятие страха (помогает преодолеть неуверенность в собственных силах).

Скрытое инструктирование ребёнка в способах и формах совершенствования деятельности (помогает избежать поражения).

Внесение мотива (показывает ребёнку ради чего, ради кого совершается эта деятельность).

Персональная исключительность (обозначает важность усилий ребёнка).

Мобилизация активности или педагогическое внушение (побуждает к выполнению конкретных действий).

Высокая оценка детали (помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то отдельной детали): неожиданная радость; общая радость; радость познания.

Основные типы ситуаций успеха: 

«Неожиданная радость» 

Выделяют следующие приёмы создания ситуации успеха: «Даю шанс» - подготовленные педагогические ситуации, при которых ребёнок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.

«Исповедь» - это приём можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искреннее обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, вызовет ответный отклик.

«Лестница» - ситуация, когда учитель постепенно ведёт ученика вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих. 

«Общая радость»

Приёмы создания ситуации: «Следуй за нами» - даёт возможность разбудить дремлющую мысль ребенка, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

«Эмоциональный всплеск», «Заражение» - педагог должен найти способ разбудить интеллектуальный потенциал, который скрывается в каждом ученике, помочь родить усилие, которое родит мысль, а мысль превратится в знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге появится вера в себя, вера в успех. 

«Радость познания» 

Приёмы создания ситуации успеха: «Эврика»- суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребёнок, выполняя задание, неожиданно для себя пришёл к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности.

«Линия горизонта»- однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами.

Созданию ситуации успеха способствует и использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу». 

Метод проектов – ещё одна педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством педагога.

Таким образом, созданию ситуаций успеха на занятии и во внеурочное время способствует:

  • личная заинтересованность ребенка;
  • уровень умений и навыков учащегося;
  • взаимоотношения, сложившиеся с конкретным педагогом, стиль общения педагога;
  • характер взаимоотношений, принятый в конкретном ученическом коллективе;
  • отношения родителей к самому учебно-воспитательному процессу;
  • стиль общения между педагогами, стиль преподавания. 

Проведение фрагментов воспитательных мероприятий с применением приемов педагогической поддержки и создания ситуации успеха.

Индивидуально. Презентация + устный ответ

Список литературы

  1. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Н.Ф. Голованова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 377 c.
  2. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. учебное пособие. –М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.
  3. Педагогика: учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред. П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2018. – 16 c.