Сказки водят хоровод.

Лаптандер Денис Иванович

Цели: уточнить и расширить знания детей о ненецких сказках.

Задачи: развивать читательский интерес, прививать любовь, книге, способствовать развитию речи, памяти;

на примерах героев ненецких сказок воспитывать доброту, смелость, желание и умение совершать добрые поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_vodyat_horovod.docx810.05 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Школа с.Белоярск

«Сказки водят хоровод».

Автор Лаптандер Д.И.

Методическая записка

Вид деятельности

Воспитатель

Тип занятия

Внеклассное мероприятие

Целеполагание – образовательный результат:

Дидактическая цель: Обобщить единичные знания в области краеведческой, народной литературы, привести в систему полученные ранее знания.

Образовательные цели:

Познакомить воспитанников с устным народным творчеством народов севера, проживающих на территории ЯНАО;

Продолжить знакомить детей с устным народным творчеством России, разнообразием его жанров;

Учить видеть сходства и различия в одном жанре;

Обеспечить применение знаний на практике в стандартной, нестандартной и творческой ситуации;

Актуализировать, обобщить, систематизировать знания воспитанников в области краеведческой, народной литературы;

Развивающие цели:

Способствовать становлению, развитию литературно развитой личности;

Содействовать развитию духовно-нравственных качеств личности;

Способствовать выявлению, раскрытию творческих способностей;

Создать комфортные условия для творческой деятельности.

Воспитательные цели:

Развивать познавательный интерес воспитанников к своей «малой» родине;

Воспитывать любовь к своему родному краю, уважение к коренным жителям ЯНАО, их творчеству и образу жизни.

Проектирование образовательных результатов:

Образовательные результаты:

Предметные:

- Создать условия для осознания необходимости умения анализировать сказки. Сопоставлять героев произведений с целью выявления сходств и различий русской народной сказки и сказки народов Севера. Выражать собственное отношение к сказкам.

-Обеспечить развитие и саморазвитие каждого воспитанника,

-Находить языковые средства

Метапредметные:

Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с воспитателем.

Познавательные: объясняют, что такое жанр, вид сказки, к какому виду относится тот или иной отрывок из сказки; находят языковые средства, помогающие точно и выразительно передать принадлежность отрывка к русской народной сказке, сказке народов Севера.

Коммуникативные: инсценируют сказки и при этом раскрывают содержание прочитанного; доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

Личностные: оценивают важность исполнения роли «хорошего воспитанника», осознают важность учебы и познания нового.



Технологическая карта

Занятия по внеурочной деятельности

Тема: Сказки водят хоровод.

Цели: уточнить и расширить знания детей о ненецких сказках.

Задачи: развивать читательский интерес, прививать любовь, книге, способствовать развитию речи, памяти;

на примерах героев ненецких сказок воспитывать доброту, смелость, желание и умение совершать добрые поступки.

Участники: разновозрастная группа воспитанников.

Подготовительная работа:

  • чтение ненецких сказок,
  • создание творческой группы,
  • организация книжной выставки,
  • оформление группы,
  • подбор музыки

Оборудование:

Этапы урока (мин.)

Ход занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

1. Организационный момент

Мотивация на настрой занятия

Послушайте меня,

Да мои детушки!

Я ли вам сказку скажу,

Сказку скажу да стародавнюю…

Вступительная беседа:

(Звучит музыка «Девочка неночка», Воспитатель читает стихотворение: «У сказки чистая душа.)

У сказки чистая душа

Как ручеек лесной.

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной

Родной народ ее творец,

Народ-хитрец, народ-мудрец,

В нее мечту свою вложил,

Как золото в ларец.

Воспитатель:

- Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие в мир ненецких сказок.

Нелёгкой была судьба коренных обитателей Севера. Суровый климат, зависимость от природы, незащищённость от болезней, безграничная любовь к своей земле – всё это формировало особый характер северян.

Письменности у народов Севера не было, но желание познать мир, осмыслить его неудержимо тянуло людей к творчеству. Они создавали своими руками удивительные вещи: поделки из дерева, кости, камня. Слагали песни и былины, сказки и легенды, мифы и предания. Передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, они несли в себе огромную силу, таили мечту о свободной и счастливой жизни.

Воспитатель обращает внимание на то, что во время полярной ночи жизнь в стойбищах замирает, поэтому, часто вечерами в чумах перед очагом старики рассказывали молодым сказки и предания, услышанные ими много лет назад

Слушают, настраиваются на работу.

2. Сообщение темы и цели занятия

Взаимодействие учеников и учителя, выход на проблемный вопрос

.-Каждому из вас сказки рассказывают мамы, бабушки, дедушки. Какие же ваши любимые сказки, назовите их.

Воспитатель:

- Ребята, мы поможем девочке вернуться в сказку?

(Дети перечисляют свои любимые сказки, а в это время выходит их чума Тэюне со словами)

Тэюне: - куда это я попала? Где я?

Воспитатель:

- Здравствуйте! Кто вы? И откуда вы к нам?

Тэюне: - я потерялась, помогите мне ребята найти дорогу обратно.

3. Основная часть.

1.Знакомство со сказками

2.Инсценировка сказки «кукушка» (приложение 2)

- А для того чтобы ей помочь нам придется сильно потрудится. 1.Послушайте отрывки из сказок (приложение 1)

Объяснение учителя.

Эти отрывки из сказок народов Севера

Что особенного мы можем выделить в северных сказках?

- Зрители, понравилась вам сказка?

-Что вам больше всего запомнилось?

-Как заканчивается эта сказка?

-Почему мама не вернулась к детям?

- Как же нужно относиться к своей маме?

- Будьте добрее, внимательнее к своей маме, всегда и во всем помогайте ей, чаще предлагайте ей свою помощь и тогда ваши мамы будут добры, веселы и главное - здоровы.

Дети читают сказки

Волшебная сила свойственна только шаманам, превращения происходят только людей в животных или птиц, идёт деление мира на Верхний и Нижний мир, задания в сказке связаны с добыванием пищи или умением делать что-либо своими руками. Очень много упоминаний о северных животных, растениях, явлениях природы.

Ответы детей

- Грустно заканчивается.

- Она очень обиделась.

-Маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать.

4. Включение нового знания в систему знаний и повторений

2.Викторина«Сказочный переполох».

Воспитатель:

Вашему вниманию предлагаю викторину, посмотрите, пожалуйста, на картинки, ведь действительно перепутались названия сказок, начался переполох!

(показ сказок).

1. Храбрый Ято и три его дочери.

https://fsd.multiurok.ru/html/2023/12/04/s_656d2bf6373c7/phpkKm9aQ_skazki-vodyat-horovod_html_974c8bdc7bb4f881.jpg https://fsd.multiurok.ru/html/2023/12/04/s_656d2bf6373c7/phpkKm9aQ_skazki-vodyat-horovod_html_f98ec0396fd60397.jpg

2. Старик и сестра его Тэюне.

https://fsd.multiurok.ru/html/2023/12/04/s_656d2bf6373c7/phpkKm9aQ_skazki-vodyat-horovod_html_f316f02d878a50ea.jpg https://fsd.multiurok.ru/html/2023/12/04/s_656d2bf6373c7/phpkKm9aQ_skazki-vodyat-horovod_html_de43b14db6f80e47.jpg

3. Почему рыба ходить не может.

https://fsd.multiurok.ru/html/2023/12/04/s_656d2bf6373c7/phpkKm9aQ_skazki-vodyat-horovod_html_d985037b4580b81b.jpg

4. Осётр и дикий олень

https://fsd.multiurok.ru/html/2023/12/04/s_656d2bf6373c7/phpkKm9aQ_skazki-vodyat-horovod_html_d6d717c867ec8c55.png

5. Лиса, птичка и ворон

https://fsd.multiurok.ru/html/2023/12/04/s_656d2bf6373c7/phpkKm9aQ_skazki-vodyat-horovod_html_badf0fbf4e2c3139.jpg

https://fsd.multiurok.ru/html/2023/12/04/s_656d2bf6373c7/phpkKm9aQ_skazki-vodyat-horovod_html_a1025a3b0b60f787.jpg

6. Кукушка

https://fsd.multiurok.ru/html/2023/12/04/s_656d2bf6373c7/phpkKm9aQ_skazki-vodyat-horovod_html_c179f4244a1d4343.jpg

https://fsd.multiurok.ru/html/2023/12/04/s_656d2bf6373c7/phpkKm9aQ_skazki-vodyat-horovod_html_de6219cabe832cd1.jpg

7.Хозяин и работник

https://fsd.multiurok.ru/html/2023/12/04/s_656d2bf6373c7/phpkKm9aQ_skazki-vodyat-horovod_html_49ac0cb03196381.gif https://fsd.multiurok.ru/html/2023/12/04/s_656d2bf6373c7/phpkKm9aQ_skazki-vodyat-horovod_html_9a83c8b237a12f97.jpg

https://fsd.multiurok.ru/html/2023/12/04/s_656d2bf6373c7/phpkKm9aQ_skazki-vodyat-horovod_html_9e8259cbed3337a0.jpg

Дети отгадывают сказки

3. Викторина «Из какой сказки эти предметы?»

Дети отгадывают предметы

Тэюне:

- поможете мне вернуть их хозяевам?

(Тэюне из сумочки вытаскивает предметы)

1.Наперсток – из сказки «Кукушка»

2.Стружка – из ненецкой сказки «Тун, кавхи»

3.Волшебные стрелы – из сказка «Храбрый Ято и сестра его Тэюне»

4.2 туеска: ведерко из березовой

коры, деревянный

гребень?"Дочка

ростом с веретенце"- коми

5.ножи, скребки и мялки для выделывания шкур, стальные иголки «Хозяин ветров"

Воспитатель:

- Молодцы, оказывается, знаете много сказок. Вот мы прошли все испытания, вспомните, с какой же сказки потерялась наша девочка и как её зовут? 

Дети: Храбрый Ято и сестра его Тэюне

5. Творческая работа. 

Рисование по мотивам сказки «Храбрый Ято и сестра его Тэюне»

- Правильно ребята, а вы помните эту сказку, а давайте вспомним содержание этой сказки, и нарисуем наиболее понравившийся вам эпизод из сказки.

Какие прекрасные рисунки у вас получились, давайте немного каждый расскажет что нарисовал.

- А мы давайте посмотрим на будущих охотников, рыбаков и оленеводов. И будем болельщиками за каждого участника.

Дети рисуют эпизоды из сказки

Обсуждение с детьми рисунков

(Во время обсуждения рисунков из чума выходит брат Тэюни Ято.)

Ято: - Здравствуйте ребята, я услышал ваши голоса, - вы указали мне дорогу и нашли мою сестру Тэюни? Спасибо вам большое за сестру, но я к вам пришёл не с пустыми руками. Скажите ребята, какими личными качествами должен обладать молодой человек? (Смелость, ловкость, выносливость и т д).

Всё правильно, давайте мальчики, посостязаемся, а самому сильному и выносливому я подарю свой ремень, который мне приносит удачу.

Для состязаний нам понадобятся детские нарты, палки для перетягивания. Есть среди вас желающие поиграть? (Выходят желающие.)

(Ято сообщает правила игры.)

Игра: Прыжки через нарту»

Правила игры: Прыжки через нарты (ненецкая игра) - в ряд ставится 2-3 нарты (или любое другое препятствие) параллельно друг другу на расстоянии 40-50с. играющие поочерёдно прыгают через них на двух ногах, мягко приземляясь; во время прыжка нельзя задевать препятствие.

Игра «Перетягивание палки»

Правила игры: Борьба на палке (ненецкая игра) - на площадке проводится черта. двое играющих садятся по обе стороны черты, один упирается ступнями ног в ступни другого. держась за палку двумя руками, начинают перетягивать друг друга. Правила простые: начинать перетягивать палку только по сигналу; во время перетягивания палки не разрешается менять положение ступней ног.

(В это время Тэюне собирает детей и рассаживает около себя.)

Тэюне:

6Подведение итогов.

Воспитатель:

- Ребята, Наше путешествие по сказкам подходит к концу. Прежде чем мы попрощаемся с героям сказок давайте, еще раз перечислим, чему нас учат народные ненецкие сказки?

Воспитатель:

-Наши герои сказок, хотят вам на последок сказать пожелания на ненецком языке.

Воспитатель:

-Гости пожелали нам быть смелыми, храбрыми, добрыми, делать добро близким, друзьям. Будем надеяться, что они к нам ещё придут в гости и познакомят с другими добрыми смелыми героями сказок.

(Прощаемся с героями сказок, Ято и Тэюне берутся за руки и уходят)

(Приблизительные ответы детей.)

*сказки знакомят нас с окружающим миром;

*внушают нравственные правила, нормы поведения;

*внушают уверенность в торжестве правды;

*в победе добра над злом.

(Пожелания героев сказок Тэюне и Ято детям на ненецком языке.)