Сказки водят хоровод.
Цели: уточнить и расширить знания детей о ненецких сказках.
Задачи: развивать читательский интерес, прививать любовь, книге, способствовать развитию речи, памяти;
на примерах героев ненецких сказок воспитывать доброту, смелость, желание и умение совершать добрые поступки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_vodyat_horovod.docx | 810.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Школа с.Белоярск
«Сказки водят хоровод».
Автор Лаптандер Д.И.
Методическая записка
Вид деятельности | Воспитатель |
Тип занятия | Внеклассное мероприятие |
Целеполагание – образовательный результат: | Дидактическая цель: Обобщить единичные знания в области краеведческой, народной литературы, привести в систему полученные ранее знания. Образовательные цели: Познакомить воспитанников с устным народным творчеством народов севера, проживающих на территории ЯНАО; Продолжить знакомить детей с устным народным творчеством России, разнообразием его жанров; Учить видеть сходства и различия в одном жанре; Обеспечить применение знаний на практике в стандартной, нестандартной и творческой ситуации; Актуализировать, обобщить, систематизировать знания воспитанников в области краеведческой, народной литературы; Развивающие цели: Способствовать становлению, развитию литературно развитой личности; Содействовать развитию духовно-нравственных качеств личности; Способствовать выявлению, раскрытию творческих способностей; Создать комфортные условия для творческой деятельности. Воспитательные цели: Развивать познавательный интерес воспитанников к своей «малой» родине; Воспитывать любовь к своему родному краю, уважение к коренным жителям ЯНАО, их творчеству и образу жизни. |
Проектирование образовательных результатов: | Образовательные результаты: Предметные: - Создать условия для осознания необходимости умения анализировать сказки. Сопоставлять героев произведений с целью выявления сходств и различий русской народной сказки и сказки народов Севера. Выражать собственное отношение к сказкам. -Обеспечить развитие и саморазвитие каждого воспитанника, -Находить языковые средства Метапредметные: Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с воспитателем. Познавательные: объясняют, что такое жанр, вид сказки, к какому виду относится тот или иной отрывок из сказки; находят языковые средства, помогающие точно и выразительно передать принадлежность отрывка к русской народной сказке, сказке народов Севера. Коммуникативные: инсценируют сказки и при этом раскрывают содержание прочитанного; доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи. Личностные: оценивают важность исполнения роли «хорошего воспитанника», осознают важность учебы и познания нового. |
Технологическая карта
Занятия по внеурочной деятельности
Тема: Сказки водят хоровод.
Цели: уточнить и расширить знания детей о ненецких сказках.
Задачи: развивать читательский интерес, прививать любовь, книге, способствовать развитию речи, памяти;
на примерах героев ненецких сказок воспитывать доброту, смелость, желание и умение совершать добрые поступки.
Участники: разновозрастная группа воспитанников.
Подготовительная работа:
- чтение ненецких сказок,
- создание творческой группы,
- организация книжной выставки,
- оформление группы,
- подбор музыки
Оборудование:
Этапы урока (мин.) | Ход занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
1. Организационный момент | Мотивация на настрой занятия | Послушайте меня, Да мои детушки! Я ли вам сказку скажу, Сказку скажу да стародавнюю… Вступительная беседа: (Звучит музыка «Девочка неночка», Воспитатель читает стихотворение: «У сказки чистая душа.) У сказки чистая душа Как ручеек лесной. Она приходит не спеша В прохладный час ночной Родной народ ее творец, Народ-хитрец, народ-мудрец, В нее мечту свою вложил, Как золото в ларец. Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие в мир ненецких сказок. Нелёгкой была судьба коренных обитателей Севера. Суровый климат, зависимость от природы, незащищённость от болезней, безграничная любовь к своей земле – всё это формировало особый характер северян. Письменности у народов Севера не было, но желание познать мир, осмыслить его неудержимо тянуло людей к творчеству. Они создавали своими руками удивительные вещи: поделки из дерева, кости, камня. Слагали песни и былины, сказки и легенды, мифы и предания. Передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, они несли в себе огромную силу, таили мечту о свободной и счастливой жизни. Воспитатель обращает внимание на то, что во время полярной ночи жизнь в стойбищах замирает, поэтому, часто вечерами в чумах перед очагом старики рассказывали молодым сказки и предания, услышанные ими много лет назад | Слушают, настраиваются на работу. |
2. Сообщение темы и цели занятия | Взаимодействие учеников и учителя, выход на проблемный вопрос | .-Каждому из вас сказки рассказывают мамы, бабушки, дедушки. Какие же ваши любимые сказки, назовите их. Воспитатель: - Ребята, мы поможем девочке вернуться в сказку? | (Дети перечисляют свои любимые сказки, а в это время выходит их чума Тэюне со словами) Тэюне: - куда это я попала? Где я? Воспитатель: - Здравствуйте! Кто вы? И откуда вы к нам? Тэюне: - я потерялась, помогите мне ребята найти дорогу обратно. |
3. Основная часть. | 1.Знакомство со сказками 2.Инсценировка сказки «кукушка» (приложение 2) | - А для того чтобы ей помочь нам придется сильно потрудится. 1.Послушайте отрывки из сказок (приложение 1) Объяснение учителя. Эти отрывки из сказок народов Севера Что особенного мы можем выделить в северных сказках? - Зрители, понравилась вам сказка? -Что вам больше всего запомнилось? -Как заканчивается эта сказка? -Почему мама не вернулась к детям? - Как же нужно относиться к своей маме? - Будьте добрее, внимательнее к своей маме, всегда и во всем помогайте ей, чаще предлагайте ей свою помощь и тогда ваши мамы будут добры, веселы и главное - здоровы. | Дети читают сказки Волшебная сила свойственна только шаманам, превращения происходят только людей в животных или птиц, идёт деление мира на Верхний и Нижний мир, задания в сказке связаны с добыванием пищи или умением делать что-либо своими руками. Очень много упоминаний о северных животных, растениях, явлениях природы. Ответы детей - Грустно заканчивается. - Она очень обиделась. -Маме нужно помогать, ухаживать за ней, слушаться, не огорчать. |
4. Включение нового знания в систему знаний и повторений | 2.Викторина«Сказочный переполох». | Воспитатель: Вашему вниманию предлагаю викторину, посмотрите, пожалуйста, на картинки, ведь действительно перепутались названия сказок, начался переполох! (показ сказок). 1. Храбрый Ято и три его дочери.
2. Старик и сестра его Тэюне.
3. Почему рыба ходить не может. 4. Осётр и дикий олень 5. Лиса, птичка и ворон 6. Кукушка 7.Хозяин и работник
| Дети отгадывают сказки |
3. Викторина «Из какой сказки эти предметы?» | Дети отгадывают предметы Тэюне: - поможете мне вернуть их хозяевам? (Тэюне из сумочки вытаскивает предметы) 1.Наперсток – из сказки «Кукушка» 2.Стружка – из ненецкой сказки «Тун, кавхи» 3.Волшебные стрелы – из сказка «Храбрый Ято и сестра его Тэюне» 4.2 туеска: ведерко из березовой коры, деревянный гребень?"Дочка ростом с веретенце"- коми 5.ножи, скребки и мялки для выделывания шкур, стальные иголки «Хозяин ветров" | ||
Воспитатель: - Молодцы, оказывается, знаете много сказок. Вот мы прошли все испытания, вспомните, с какой же сказки потерялась наша девочка и как её зовут? | Дети: Храбрый Ято и сестра его Тэюне | ||
5. Творческая работа. | Рисование по мотивам сказки «Храбрый Ято и сестра его Тэюне» | - Правильно ребята, а вы помните эту сказку, а давайте вспомним содержание этой сказки, и нарисуем наиболее понравившийся вам эпизод из сказки. Какие прекрасные рисунки у вас получились, давайте немного каждый расскажет что нарисовал. - А мы давайте посмотрим на будущих охотников, рыбаков и оленеводов. И будем болельщиками за каждого участника. | Дети рисуют эпизоды из сказки Обсуждение с детьми рисунков (Во время обсуждения рисунков из чума выходит брат Тэюни Ято.) Ято: - Здравствуйте ребята, я услышал ваши голоса, - вы указали мне дорогу и нашли мою сестру Тэюни? Спасибо вам большое за сестру, но я к вам пришёл не с пустыми руками. Скажите ребята, какими личными качествами должен обладать молодой человек? (Смелость, ловкость, выносливость и т д). Всё правильно, давайте мальчики, посостязаемся, а самому сильному и выносливому я подарю свой ремень, который мне приносит удачу. Для состязаний нам понадобятся детские нарты, палки для перетягивания. Есть среди вас желающие поиграть? (Выходят желающие.) (Ято сообщает правила игры.) Игра: Прыжки через нарту» Правила игры: Прыжки через нарты (ненецкая игра) - в ряд ставится 2-3 нарты (или любое другое препятствие) параллельно друг другу на расстоянии 40-50с. играющие поочерёдно прыгают через них на двух ногах, мягко приземляясь; во время прыжка нельзя задевать препятствие. Игра «Перетягивание палки» Правила игры: Борьба на палке (ненецкая игра) - на площадке проводится черта. двое играющих садятся по обе стороны черты, один упирается ступнями ног в ступни другого. держась за палку двумя руками, начинают перетягивать друг друга. Правила простые: начинать перетягивать палку только по сигналу; во время перетягивания палки не разрешается менять положение ступней ног. (В это время Тэюне собирает детей и рассаживает около себя.) Тэюне: |
6Подведение итогов. | Воспитатель: - Ребята, Наше путешествие по сказкам подходит к концу. Прежде чем мы попрощаемся с героям сказок давайте, еще раз перечислим, чему нас учат народные ненецкие сказки? Воспитатель: -Наши герои сказок, хотят вам на последок сказать пожелания на ненецком языке. Воспитатель: -Гости пожелали нам быть смелыми, храбрыми, добрыми, делать добро близким, друзьям. Будем надеяться, что они к нам ещё придут в гости и познакомят с другими добрыми смелыми героями сказок. (Прощаемся с героями сказок, Ято и Тэюне берутся за руки и уходят) | (Приблизительные ответы детей.) *сказки знакомят нас с окружающим миром; *внушают нравственные правила, нормы поведения; *внушают уверенность в торжестве правды; *в победе добра над злом. (Пожелания героев сказок Тэюне и Ято детям на ненецком языке.) |