Развитие толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности
Формирование личности младшего школьника предполагает развитие у него этических представлений и понятий, имеет непосредственное отношение к толерантности. В процессе его развития должны быть реализованы основные направления воспитания толерантности: осознание принципов взаимозависимости и взаимодополняемости; привлечение детей к культурам различных народов мира; воспитание уважения к представителям различных социокультурных групп – на уровне семьи, класса, школы и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tolerantnosti_u_mladshih_shkolnikov.docx | 105.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности
Формирование личности младшего школьника предполагает развитие у него этических представлений и понятий, имеет непосредственное отношение к толерантности. В процессе его развития должны быть реализованы основные направления воспитания толерантности: осознание принципов взаимозависимости и взаимодополняемости; привлечение детей к культурам различных народов мира; воспитание уважения к представителям различных социокультурных групп – на уровне семьи, класса, школы и др.
Результатом деятельности учителя начальных классов по формированию толерантности учащихся должно стать развитие толерантной личности ученика начальной школы. Данная личность должна развить в себе такие ведущие характеристики:
- нравственная культура жизнедеятельности младшего школьника;
- толерантное сознание;
- культура толерантного поведения и общения;
- достаточный уровень самореализации в учебно–воспитательном процессе начальной школы [Вострухина, 2017].
Младший школьник с достаточным уровнем развитости толерантности успешно взаимодействует в коллективе, может противостоять не толерантным отношениям, достаточно социально адаптирован в среде класса и школы. Успешность и эффективность процесса формирования толерантной личности ученика начальной школы зависит от скоординированности усилий всех участников образовательного процесса, центром которого является учитель начальных классов.
На основе анализа литературных источников были выявлены и структурированы педагогические условия формирования толерантности младших школьников. Полученные данные представили в виде схемы на рисунке 1.
Рисунок 1 Педагогические условия формирования толерантности
Опираясь на разные признаки, учёные выделяют различные группы условий. Так, Ю.К. Бабанский выделяет несколько групп педагогических условий. Это такие группы педагогических условий, как:
Организационно-педагогические (В.А. Беликов, Е.И. Козырева, С.Н. Павлов);
Психолого-педагогические (Н.В. Журавская, А.В. Круглий, А.В. Лысенко, А.О. Малыхин и др.);
Дидактические (М.В. Рутковская и др.).
Также рассмотрели группы педагогических условий по Ю.К. Бабанскому, представленные на рисунке 2.
Рис.2 Условия функционирования педагогической системы
Были выявлены виды толерантности, представленные на рисунке 3.
Рисунок 3.Виды толерантности
Структурированы также группы приёмов формирования толерантности по организации деятельности учащихся, по организации диалоговой рефлексии и по использованию художественной литературы, представленные на рис. 1 (приложение 1).
Также был разработан и реализован на практике комплекс педагогических условий формирования толерантности младших школьников (уроки, мероприятия внеурочной деятельности, праздники, внеурочные занятия, экскурсии, тренинги и т.д.), представленный в приложении 2.
Развитие толерантности в общении младших школьников осуществляется под влиянием отношений, складывающихся в ближнем социальном окружении. Такой социальной микросредой для ученика является класс, который аккумулирует различные общественные отношения. В проведенном исследовании нами на практике реализовано педагогические мероприятия, направленные на развитие толерантности в общении младших школьников во внеурочной деятельности (внеурочные занятия, тренинги, ролевые игры и т.д.). Так, нами проведено такие внеурочные занятия: «Толерантность в нашей жизни», «В гостях у сказки», «Толерантность общения – залог успеха» (приложение 3).
В конце уроков и занятий проводилась рефлексия.
Для выявления качеств самооценивания учащимися своих этических поступков, нравственного и толерантного поведения, оценки поступков своих товарищей был разработан экран этических поступков, представленный в приложение 4.
В течение недели, параллельно с проводимыми мероприятиями, учащиеся выступали в роли экспертов. Оценивали своё поведение и поведение своих товарищей по параметрам общение и поведение на уроках с одноклассниками и учителем, общение на перемене с одноклассниками и учителем, общение со взрослыми людьми. Закрашивая определённым цветом нужный квадратик, учащиеся оценивали своих одноклассников. Можно сделать вывод, что такая работа способствует формированию самооценивания поступков, самоконтроля, анализа поведения.
Анализ результатов исследования показал, что произошли положительные изменения в развитии толерантности в общении младших школьников, произошли в обеих группах. Однако, воспитательный эффект предложенных нами методов оказался в том, что в экспериментальной группе высокого, достаточного и среднего уровня сформированности основных структурных компонентов толерантности в общении достигло значительно большее количество младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Структура и содержание внеурочного занятия «Толерантность в нашей жизни», которое направлено на развитие толерантности в общении младших школьников.
Цель: знакомство с общечеловеческими ценностями, расширение словарного запаса, содействие формированию толерантных установок у младших школьников.
Задачи:
1) ознакомить младших школьников с понятием «толерантность»;
2) ознакомить младших школьников с основными чертами характера, присущего толерантному человеку.
Оборудование: мультипликационный фильм «Приключения кота Леопольда»; плакат «Цветок – толерантность» для построения ассоциативной кисти к понятию «толерантность»; разноцветные «лепестки»; листы А4.
Ход занятия:
Здравствуйте всем присутствующим. Рада видеть вас всех в хорошем настроении, и надеюсь, что сегодняшняя совместная работа будет очень интересной, а знания, которые вы получите, пригодятся вам в дальнейшей жизни.
Сначала выполните небольшую задачу. У вас в руках салфетка. Сложите ее пополам. Оторвите правый угол. Опять сложите пополам. Оторвите левый угол (и т.д.), а теперь разверните свои салфетки. Видите, у каждого из вас салфетки разные. А теперь подумайте и скажите, какой вывод мы можем сделать после выполнения этой задачи? Ведь инструкции были одинаковы для всех. Потому что все мы разные. Мы по–разному воспринимаем информацию, по–разному мыслим. Помните об этом и не пытайтесь подстроить другого человека под себя. Бессмысленно обижаться на человека, который имеет собственное мнение, пусть даже отличное от вашего. Если цените дружбу, то уважайте своих товарищей. Будьте откровенны с близкими вам людьми и учитесь прощать.
А как же нам таким разным жить, учиться и работать вместе, да еще и не спорить друг с другом? Для этого вам всем надо к другим людям проявлять такие положительные качества, как защита, доброта, теплота. А задумывались ли вы над тем, что означают эти слова?
Подумайте и скажите, что такое добро? Что значит быть хорошим человеком и делать добро другим?
Упражнение «Подбор цветовой шкалы». Младшим школьникам предлагается пересмотреть фрагмент мультфильма «Приключения кота Леопольда» и подобрать «цветные слова» для его характеристики, из которых создать «радугу» и дать ответ на вопрос:
- какова главная идея мультфильма?
- какими качествами можно охарактеризовать кота Леопольда ?
Ребята, не правда ли для решения многих конфликтов можно использовать фразу кота Леопольда «Давайте жить дружно». Именно с этим по жизни идет кот Леопольд и показывает нам, что даже капля добра делает мир лучше.
Сегодня мы познакомимся еще с одним понятием, которое характеризует хорошие отношения между людьми. Слово это – толерантность, которое от лат. tolerance – значит терпение, принятие другого человека таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Давайте попробуем на каждую букву слова «толерантность» назвать черту характера, присущую толерантному человеку. (На плакате записано в столбик слово «толерантность»). Ученики по очереди называют черту характера, которая начинается с этой буквы, ассоциируется с этим словом, записывают на плакате. При этом на букву «Ь» называют черты характера, которые начинаются с других букв. Например:
Т терпеливый, тактичный
О общительный, особый, объективный, оригинальный
Л лучший, ласковый, лояльный, легкий в общении
Е естественный
Р радостный, разумный, разносторонний, рассудительный
А активный, аккуратный, авторитетный
Н надежный, нужный
Т талантливый, толковый
Н нежный, независимый
О обаятельный, одаренный, ответственный, откровенный
С справедливый, сильный, сопереживающий, сочувствующий
Т трудолюбивый, товарищеский
Ь человечный, доброжелательный, отзывчивый, милосердный
Ребята, давайте теперь вместе с вами вырастим волшебный цветок, который назовем цветок «Толерантность». Для того чтобы вырастить растение необходимо семена поместить в почву и хорошо увлажнить. Цветок «Толерантность» является волшебным, который должен прорасти в наших сердцах и душах.
Для этого слова, написанные на плакате, которые в максимальной степени характеризует толерантную личность, напишем на лепестках цветка. Ученикам раздаются «лепестки» и просят младших школьников написать на них синонимы к слову «толерантность». Ученики по очереди читают и на доске строят ассоциативную кисть цветка «Толерантность».
Молодцы, ребята! Какие хорошие и правильные слова вы выбрали. Какой замечательный, солнечный цветок у нас получился.
Быть толерантным человеком – значит уважать людей и правильно с ними общаться. А как это – «Правильно общаться»? Какие слова нужно использовать в общении с другими людьми? (Вежливые слова). Сейчас проверим, знаете ли вы такие слова.
Упражнение «Зашифрованные слова». На доске заранее записаны слова вежливого человека, но буквы в них переставлены местами:
Добрый день – быорйд едьн.
Доброе утро – доборе туро.
Добрый вечер – дыйроб речев.
Спасибо – бопасис.
Пожалуйста – жулотайсап.
Простите – ротситеп.
До свидания – всинадия од.
Молодцы! Хорошо все поработали, слова вежливые назвали.
Заключение.
И в конце нашего занятия предлагаю вам обвести свою руку на листе и на ладошке написать свое имя. Затем вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое–нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество его владельца (например, «Ты очень хороший», «Ты всегда защищаешь слабых»). Другой ученик делает запись на другом пальчике, пока лист не вернется к владельцу. Теперь вы можете забирать листы со своими ладошками и сохранить их на память. И когда у вас будет плохое настроение можно еще раз перечитать добрые слова, которые вам адресовали ваши одноклассники.
Итоги. Рефлексия:
1) что нового вы узнали о понятии «толерантность»?
2) какие качества присущи толерантной личности?
3) какие чувства у вас возникли, когда вы читали надписи на «пальчиках» своей ладошки?
В начале внеурочного занятия активизировано внимание младших школьников, путем проведения упражнения, направленного на получение различных конечных результатов деятельности учащихся при выполнении одинакового задания. Такое задание выполнялось с целью выяснения, что все люди разные, а значит необходимо внимательно относиться друг к другу. Далее предложено ученикам пересмотреть фрагмент мультфильма «Приключения кота Леопольда». Целью задачи является выявление умения младших школьников определять положительные черты характера предлагаемого персонажа.
Познакомлено младших школьников с понятием толерантность. Учащиеся выполняли упражнение «Цветик–семи цветик» для раскрытия в них потребностей и устремлений как стимула их поведения. Выполнение такого упражнения в первую очередь предполагало выявление в них направленности интересов, эгоистических и альтруистских направлений. В конце занятия проводилась рефлексия, учащиеся на ладошках своих одноклассников записывали слова, присущие толерантной личности.
Необходимо отметить, что одним из источников получения младшими школьниками знаний о социальных нормах, толерантности, формирования у них позитивного отношения к окружающим есть сказка, поскольку именно она наиболее соответствует сущности ребенка, его внутренним потребностям. Прежде всего, аллегорическая форма многих сказок позволяет не просто познакомить учащихся с теми или иными понятиями, нормами, правилами, но и передать внутренние чувства персонажей, побуждать к размышлениям, которые позволяют перенестись из сказки в реальную жизнь, посмотреть на него по–новому, увидеть себя, свои действия как бы со стороны.
Слушания сказки помогает ребенку научиться понимать внутренний мир героев, а через них и внутренний мир других людей, учит сочувствовать им, поверить в силы добра, обрести уверенность в себе. На основе анализа поведения сказочных героев дети учатся выделять положительные и отрицательные черты личности, оценивать их.
Использование тематического богатства сказок существенно влияет на формирование толерантности у младших школьников, сказывается на их поведении и поступках. Анализируя поступки сказочных героев, дети знакомятся с определенными социальными нормами, правилами взаимодействия, толерантного отношения к другим и особенностями их соблюдения.
В процессе работы значительное внимание уделяется развитию у младших школьников умений поставить себя на место другого человека, увидеть ситуацию его глазами. Это приводит к накоплению у младших школьников «банка жизненных ситуаций», который в случае необходимости может быть активизирован.
При выборе сказки нами соблюдены следующие требования: сказка выбрана с хорошей концовкой, которая побуждает детей проникнуться чужой болью и задуматься над собой.
Эффективным средством в воспитании толерантности является использование богатства детской художественной литературы [11, С. 94]. Именно детская художественная литература является материалом для формирования представлений, знаний младших школьников о чертах толерантной личности, раскрывает в сюжетно–образной форме взаимоотношения между людьми, подавая образцы толерантного поведения.
Школьник, воспринимая позицию автора произведения, как бы сравнивает ее с собственной позицией, таким образом, идет оценка собственных норм поведения и переоценка своих ценностей. При этом ребенком переживается чувство негодования, стыда, протеста и, как следствие, разрушаются ранее принятые нормы, ценности поведения. А через эмоции (которые возникают под действием прочитанного) можно повлиять на развитие эмпатических возможностей младших школьников. Художественные произведения стимулируют развитие способности сочувствовать другим людям, влияют на эмоционально–ценностную сферу личности, побуждают сопереживать и радоваться героям – чего зачастую не происходит в реальной жизни.
Учитывая вышеуказанное, с целью повышения толерантности в общении младших школьников нами проведено внеурочное занятия «В гостях у сказки», структура и содержания которого изложены ниже.
Цель: формирование у младших школьников речевых способностей, умений фантазировать, образно мыслить; развитие читательской заинтересованности и привитие любви к классической литературе; воспитание чувства добра, справедливости, уважения; побуждения младших школьников к толерантности в общении.
Оборудование: Мультипликационные фильм режиссера Владимира Дегтярева «Гадкий утёнок»; иллюстрации к тексту сказки «Гадкий утёнок»; листы А4.
Ход занятия:
Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Это путешествие будет очень веселым, ведь мы отправимся в гости к сказке. Сказка ... Как много хорошего, тайного, интересного хранит в себе это слово. Каждый из нас, когда был ребенком, с удовольствием слушал, когда ему читали или рассказывали сказки. Правильно говорят: «Тысячи вещей забудете, а тех минут, когда вам мама или бабушка рассказывали сказки, не забудете ни когда».
Сказка – это, доброе, разумное, вечное.
Сказка – это мир волшебный и необычный,
Окунемся в сказку, потому что это так интересно,
Это действительно праздник, радость для души.
В сказке звери язык имеют,
Деревья разговаривают, как живые.
Добро и, правда, всегда зло преодолевают,
Поэтому и любят сказку дети все.
В страну сказок пойдем я и ты,
В сказке всем интересно побывать.
Там верных друзей можем найти,
И с ними можем пообщаться.
Дети, сегодняшнее наше занятие очень интересное, ведь мы будем вместе с вами работать над одной сказкой. А для того, чтобы узнать какая это сказка, вам необходимо отгадать загадку.
Птичий двор кричит сердито:
«Это кто залез в корыто?
Кто зерно клюёт чужое?
Что за птица, что такое?
Не похож птенец–уродец
На домашний наш народец»…
И тотчас птенца прогнали…
Так они и не узнали,
Что утёнок этот гадкий
Лебедь белый. Вот отгадка.
Сегодня мы с вами прочитаем отрывки сказки Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок».
Зачитывается первая часть сказки. После этого, выполняется упражнение по составлению «ассоциативного куста». Дети, а какую характеристику дала мать–утка своему сыну? На плакате, заранее повешенном, на доске заполняется таблица 5.
Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? Давайте вместе с вами посмотрим отрывок из мультипликационного фильма режиссера Владимира Дегтярева «Гадкий утёнок». Показ отрывка мультфильма «Утка со своим выводком пришла на птичий двор».
Таблица 5
Характеристика утенка
Нынешняя характеристика утёнка | Каким утёнок станет в будущем? | |
Негативная | Положительная | |
Некрасив | У него доброе сердце | В будущем похорошеет |
Ужасно велик | Недурён | Возмужает |
Не совсем удался | Хорошо плавает | Пробьёт себе дорогу |
Вопросы школьникам после просмотра мультфильма:
1) все ли герои сказки относились друг к другу как братья?
2) кто из жителей птичьего двора пользовался наибольшим авторитетом и почему?
3) должны ли герои сказки иметь одинаковые права независимо от своего происхождения?
4) почему жители птичьего двора оскорбляли гадкого утенка?
5) смогли бы дети твоего класса сделать так, как сделали жители птичьего двора?
Чтение заключительной части сказки и подведения итогов. Мораль этой сказки в том, что жизнь может преподнести много нелегких испытаний, но надо не падать духом и не опускать руки. Ведь утёнку–лебедю было очень трудно, но он все выдержал и в итоге стал счастливым.
Ребята, много ли мы знаем о диких лебедей? В мире птиц лебеди занимают особое место. Для людей они стали символом красоты, верности и чистоты. Эти птицы создают крепкие союзы, держатся парами и вместе воспитывают потомство. Они добывают пищу для птенцов, подают им пример для жизни. Полет лебедей легкий и свободный, во время перелетов лебеди создают клин, во главе которого летит самая сильная птица. Когда главарь устанет, его сменяет другая птица. Если один из стаи заболел или устал и опускается, ниже, еще двое опускаются с ним и остаются до тех пор, пока тот не наберется достаточно сил.
Вопрос детям:
1) часто ли нас, если мы «летим впереди» поддерживают другие?
2) не забывают ли о нас, когда мы устали и «отстаем»? Для того, чтобы была возможность «лететь» вперед, важно иметь надежный «тыл».
3) как мы ведем себя, когда кто–то ошибается?
4) «спускаемся с ним вниз», чтобы поддержать? Или нам легко выгнать его из «стаи»?
Именно поэтому, очень важно в школе и в любом коллективе соблюдать правила толерантности в общении:
- быть всегда внимательным;
- быть терпимым в споре и аргументировать свое мнение;
- быть гуманным и милосердным;
- не обижать собеседника.
Мне хочется сегодня закончить наше занятие словам из песни известного композитора и певца Е. Мартынова, и пусть эти слова станут девизом всей вашей жизни:
Я хочу, чтоб жили лебеди,
И от белых стай,
И от белых стай
Мир добрее стал.
Пусть летят по небу лебеди
Над землей моей,
Над судьбой моей летите
В светлый мир людей.
Итоги. Рефлексия:
1) какую сказку читали на уроке?
2) чему учит эта сказка?
В процессе занятия младшие школьники ознакомились со сказкой датского писателя и поэта Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утёнок». Обращено внимание младших школьников на содержание определенных моральных качеств, которые важны в установлении межличностных отношений, красоту и полезность одних личностных качеств и на уродство и вред других. Младшим школьникам предложено провести аналогию между поступками сказочных персонажей и своими с целью формирования умений адекватно их оценивать. В конце урока проводилась рефлексия.
Среди разнообразных форм и методов воспитания толерантности важное место занимает игра. Именно игра является естественным для младших школьников видом деятельности, где они не только отражают реальную жизнь, но и перестраивают ее.
По мнению психологов (В. Давыдов, К. Френч), в процессе игровой деятельности у детей формируется ориентация на общее содержание человеческих взаимоотношений и действий, происходит выделение в них моментов покорения и руководства, развиваются обобщенные переживания и ориентация в них [21, 421]. Следует отметить, что игры помогают младшим школьникам выражать собственные чувства, решать внутренние конфликты, осваивать малоизвестные способы действий, приобретать опыт конструктивного взаимодействия, общения, являются важным в формировании умений и навыков толерантности в общении.
По сути, именно игра позволяет ребенку представить себя на месте других людей, расширить спектр собственных мыслей и чувств, способствует лучшему пониманию себя и окружающих. К тому же проигрывание ролей дает младшему школьнику возможность поэкспериментировать с различными моделями поведения и увидеть, к каким они приводят последствиям.
Сюжетно–ролевая игра активизирует воображение младшего школьника, позволяет ему выполнять действия не только за себя, но и за персонажа. При этом происходит процесс перевоплощения ребенка на фоне эмоционального подъема, обусловливает развитие его эмоциональной сферы. В игровой ситуации младший школьник подражает черты, чувства другого человека. Собственные переживания, которые мешают ребенку в жизни, при этом отходят на второй план и до поры до времени не вмешиваются в поведение ребенка. Также переживания игрового образа позволяет младшим школьникам изменить свою позицию в отношении эмоциональных состояний ровесников. Благодаря игровой ситуации меняется отношение ребенка к себе и развивается толерантность в общении.
Ролевая игра также способствует развитию экспрессивных навыков (умение передавать настроение, внутреннее состояние, переживание с помощью мимики, жестов, пантомимики), вызывает изменения личностного плана. В частности, принимая на себя различные по содержанию и статусу роли, ребенок оказывается перед необходимостью изменить свои установки, отношение, ведь игра требует от него перевоплощения, понимания, принятия и проявления чувств другого человека [27, С. 147]. Так создаются условия для формирования толерантности, развития самовосприятия, самооценки, самоуважения младших школьников.
Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение действовать в соответствии с социальными нормами, способствует развитию коммуникативных, и интерактивных умений. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как влиятельное, но ненавязчивое педагогическое средство, потому что сам школьник испытывает при этом удовольствие, радость.
Рассмотрим примеры использования игры во внеурочной деятельности.
Дидактическая игра «Общаемся жестами».
Цель: Развивать воображение, творческие способности, нестандартное мышление младших школьников, общение на языке жестов, общую моторику; воспитывать желание общаться со взрослыми и со сверстниками; обогащать личный коммуникативный опыт.
Ход: Младшим школьникам предлагается показать жестами и имитационными движениями, которые будут уместны в заданной коммуникативной ситуации:
1) поздоровайся с другом;
2) попрощайся с мамой;
3) набери номер телефона;
4) покажи движением головы, что ты не знаешь ответа.
Наблюдая за младшими школьниками, мы обнаружили, что некоторые дети агрессивно общаются со своими одноклассниками. Чтобы поощрить учащихся к толерантному общению между собой, мы использовали игру «Черепашки Ниндзя», которая, кстати, только по форме является игрой. Такая игра – хороший способ развития собранности, обязательности, внимательности, уважения к товарищу, а затем повышения толерантности в общении. Для участия в игре класс делится на группы по 4 человека, но так, чтобы школьники сидели рядом и в случае необходимости могли оказать друг–другу помощь.
Дальше объявляется предварительный отбор: это группа учащихся, которая наиболее тщательно будет относится к выполнению своих обязанностей (принимается во внимание уровень затраченных личных и коллективных усилий, взаимоотношения, взаимовыручка, взаимопомощь). А потом по очереди каждая группа дежурит в классе и следит за, порядком, учится вежливо и тактично делать замечания нарушителям в перерывах.
Поскольку по результатам констатирующего этапа эксперимента была обнаружена довольно заметная группа младших школьников, которые безразлично, а то и негативно относятся к общению, отрицают важность соблюдения в его процессе определенных правил, то нами предложено младшим школьникам выполнить упражнение «Рисунок на двоих». Упражнение проводилась в форме парной работы в два этапа:
1) на первом этапе парам давалось задание: нарисовать что–то на листе бумаги, держа вместе один фломастер и не произнося ни слова;
2) на втором этапе во время рисования разрешалось разговаривать, обмениваться мнениями по поводу лучшего выполнения задания.
Когда все пары закончили работу, то младшим школьникам задавались следующие вопросы:
- легко ли было рисовать, не разговаривая? Почему?
- когда выполнять задачи было легче – на первом этапе или на втором? Почему?
С целью повышения толерантности в общении младших школьников нами проведено внеурочное занятия «Толерантность общения – залог успеха», на котором ученикам предлагалось принять участие в разыгрывание сценок, направленных на формирование опыта нравственного поведения.
Структура и содержания внеурочного занятия «Толерантность общения – залог успеха».
Цель: обучение конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций, а также научить младших школьников толерантно (в неагрессивной манере) выражать свои негативные чувства, такие как недовольство, обида, огорчение и т.д.; сделать общение более непосредственным и свободным.
Ход занятия:
Добрый день, ребята. Какое замечательное приветствие «Добрый день». Это значит, что у нас хорошее настроение. Добрый день – это значит, что все мы желаем друг другу добра. Давайте начнем нашу сегодняшнюю встречу с такого упражнения. С целью развития толерантности в общении, младшим школьникам предложено упражнение «Как быть толерантным в общении». Ребята, каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации, например, кто–то с кем–то ссорится или испытывает незаслуженных обвинений со стороны ближнего. Мы уже с вами говорили о том, что каждый человек является индивидуальным, а потому каждый из собственных соображений выходит из подобных ситуаций – один человек обижается, другой «дает сдачи», а еще другой пытается найти конструктивное решение. Давайте вместе с вами помыслим, как можно выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив при этом собственное достоинство и не унизив другого?
Ребята, кто из вас может вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого–либо из его знакомых обидели. Ученик, который изъявил такое желание, выступит в роли того, кого обидели, а другой в роли его обидчика. Участники должны разыграть эту сцену. При этом акцентируется внимание на том, что ученик, который выполняет роль «обиженного» должен попробовать достойно выйти из конфликтной ситуации. Например, одноклассник упрекает товарища при друзьях за то, что он не хочет принимать участие в игре.
Схема достойного выхода из ситуации:
1. Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, что тебя не устраивает: «Когда ты накричал на меня при ребятах ...».
2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «... я чувствую себя неудобно ...».
3. Скажи однокласснику, как бы тебе хотелось, чтобы он сделал. Предложи ему другой вариант поведения, который устраивает тебя:
«... поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей ...».
4. Скажи, как ты поступишь в случае, если человек изменит свое поведение: «... тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».
По окончании упражнения младшие школьники выражают свое мнение о том, чей выход из ситуации оказался удачным и почему.
Далее младшим школьникам предложено упражнение «Я–высказывания»/ «Ты–высказывания», которое является продолжением и закреплением предыдущего.
Цель: научить младших школьников толерантно (в неагрессивной манере) выражать свои негативные чувства, такие как недовольство, обида, огорчение и т.д.; сделать общение более непосредственным и свободным.
Процедура проведения: Объясняется разница между «Я–высказыванием» и «Ты–высказыванием». Например, использование в речи «Я–высказываний» делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. «Я–высказывания» предполагает ответственность собеседника за свои мысли и чувства («Я очень беспокоюсь, если ты не приходишь в школу»), целью «Ты–высказывания» является обвинить другого человека («Ты опять не хочешь с нами играть»).
Если мы используем «Ты–высказывания», то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование «Я–высказываний» позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.
Далее предлагается составить «Я–высказывания» для предложенных ситуаций:
- твой друг попросил у тебя одежду и порвал ее ...
- твой младший брат исписал ручкой твои учебники ...
- твои друзья пошли в кино, а тебя не взяли с собой ...
- твой учитель незаслуженно обвинил тебя в том, что ты списал контрольную работу в одноклассника ...
- вы с другом договорились встретиться, а он не пришел ...
- тренер сказал, что ты пропускаешь тренировки, и поэтому он отчисляет тебя из команды.
Итоги. Рефлексия:
1) что понравилось вам в сегодняшнем занятии?
2) про какие способы толерантного общения вы сегодня узнали?
3) какие преимущества толерантного общения?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Таблица 1
Экран этических поступков
Дата | Экран этических поступков | ||||||
Моих | Моего товарища_________________________ | ||||||
Поступки | Поступки | ||||||
Общение и поведение на уроках с однокл. и учителем | Общение на перемене с однокл. и учителем | Общение со взрослыми людьми | Общение и поведение на уроках с однокл. и учителем | Общение на перемене с однокл. и учителем | Общение со взрослыми людьми | ||
Оценивание поступков: | |||||||
Открыт для общения, уважает окружающих и их мнение | |||||||
Надо подумать над своим поведением, быть внимательнее | |||||||
Есть ошибки в общении, необходимо исправить своё отношение к окружающим |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Рис. 9. Группы приёмов формирования толерантности
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Таблица 2.
Комплекс педагогических условий формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе 2-го класса
Темы уроков | Формируемые виды толерантности | Педагогические условия | |||
Средства | Методы | Приёмы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Учебная деятельность | |||||
Урок математики «Сложение с переходом через десяток» Цели: формировать умение сложения с переходом через десяток | личностная; социальная | ТСО; упражнение «Бинго-формуляр» | убеждение; требование; стимулирование | «Прогнозирование развития ситуации»; «Взаимопомощь» | |
Урок русского языка «Диалог». Цели: познакомить учащихся с понятием «диалог», формировать умение правильного оформления диалога | личностная; социальная | упражнение «пять добрых слов» | коррекция и самокоррекция; требование и упражнение; метод дилемм и рефлексия | «Поиск толерантной позиции»; «Общаться по правилам» | |
Урок литературного чтения «Рукавичка». Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой | личностная; этническая | упражнение «Поэма о толерантности» | требование и упражнение; стимулирование и мотивация | «Сочини конец истории»; «Добрые слова»; «Ролевая маска» | |
Урок «Улицы моего города». Цели: Познакомить учащихся с улицами г. Краснодара | личностная; социальная | ТСО; упражнение «Общее рисование» | убеждение; требование и упражнение | «Истории про себя»; «Встречные вопросы» | |
Урок окружающего мира «Когда учиться интересно? Проект мой класс – моя школа». Цели: формировать мотивацию к обучению у учащихся | личностная; социальная; этническая | упражнение «Шутливое письмо» | воспитательные ситуации; метод дилемм и рефлексия; внушение | «Прогнозирование развития ситуации»; «Акцент на лучшее» | |
Воспитательная деятельность | |||||
Праздник для первоклассников «День Дружбы». Цели: формировать коллективные отношения у учащихся | личностная; социальная | ТСО; воспитательная ситуации «О дружбе»; упражнение «Собери пословицу»; составление правил дружбы | убеждение; внушение; стимулирование | «Эстафета»; «Взаимопомощь» | |
Внеурочное тренинговое занятие «Сила толерантности». Цели: формировать толерантные установки у учащихся | личностная; социальная; этническая | упражнение «Какой я?»; игра: «Бутон»; памятки толерантного общения учащихся; игра: «Цветик – семицветик» | коррекция и самокоррекция; требование и упражнение; метод дилемм и рефлексия | «Акцент на лучшее»; «Взаимопомощь» «Общаться по правилам» | |
Экскурсия в Свято-Духов храм. Цели: формировать духовно-нравственных чувств | личностная | воспитательные беседы и притчи | внушения и самовнушения; воспитательные ситуации | «Общаться по правилам» |
Продолжение таблицы 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Акция «Все мы разные – все мы равные». Цели: формировать чувства толерантности и терпимости к людям разных национальностей | социальная; этническая | памятки толерантного общения учащихся; проект «Страница: все мы разные – все мы равные»; упражнение «Добрый день, шалом, салют!» | стимулирование и мотивация; требование и упражнение; рефлексия | «Истории про себя»; «Коррекция позиций»; «Ролевая маска» |
Встреча с ветераном ВОВ Цели: формировать уважительное отношение к старшим | социальная | воспитательные беседы | внушение и самовнушение; требование | «Общаться по правилам»; «Встречные вопросы» |