Этнотуризм

Лаптандер Денис Иванович

Ямал в переводе с ненецкого языка означает «Край земли». Это, действительно, так. Ямал – северная жемчужина России, где удивительно сочетаются природная красота и вековые традиции гостеприимства. Все, кто хоть раз побывал на Ямале, мечтают вернуться обратно, действует – притяжение Севера, магия земли и воды, зов гор и тундры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnoturizm.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа с.Белоярск



ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ


«Этнотуризм»

с.Белоярск, 2023г

Введение

Ямал в переводе с ненецкого языка означает «Край земли». Это, действительно, так. Ямал – северная жемчужина России, где удивительно сочетаются природная красота и вековые традиции гостеприимства. Все, кто хоть раз побывал на Ямале, мечтают вернуться обратно, действует – притяжение Севера, магия земли и воды, зов гор и тундры.

Ямал — земля исконного проживания коренных малочисленных народов Севера.

Из всех многочисленных видов туризма одним из самых перспективных направлений является этнографический туризм. Под этнографическим туризмом мы понимаем вид познавательного туризма, основной целью, которого является посещение этнографического объекта для познания культуры, архитектуры, быта, обрядов, творчества и семейных традиций народа, проживающего с давних времен на территории Ямала.

В современном унифицированном мире человек стремится к самоидентификации, ищет и изучает свои этнические корни для того, чтобы почувствовать себя особенным, обладающим глубинной историей и собственными культурными традициями. А познание других культур и этнических особенностей позволяет ему составить целостную картину многогранного мира народов и народностей, уникальных в своей индивидуальности. Этнический туризм содействует более тесным связям, обменам представителей этих народов, включению их культуры в мировое культурное наследие.

Этнографический туризм набирает популярность во всем мире. Гостям недостаточно стилизованных жилищ, одежд и адаптированной для приезжих еды, они отличают «матрешек с балалайками» от настоящего, исконного быта. Побывать в чуме означает увидеть настоящую жизнь тундровиков, попробовать сырого мяса, рыбы, прикоснуться к древнему укладу, испытать на себе образ жизни, который вели, очевидно, и наши предки. Удивиться и поразиться ежедневному мужеству и выносливости людей, живущих в тундре.

Актуальность проекта

Проект направлен на развитие этнотуризма на территории этнографического комплекса школы – интерната в условиях развивающейся экономики района, региона, потребности в туристических услугах.

В школе обучается 78 учащихся, из них 74 – дети коренной национальности, родители которых ведут кочевой и полукочевой образ жизни.

Так, на территории школы – интерната с.Белоярск с помощью предлагаемого нами проекта у всех желающих появится возможность ближе познакомиться с национальной культурой ненцев, селькупов, погрузиться в традиции малочисленных народов Севера.

Цели проекта:

  • Возрождение и сохранение традиционных национальных, материальных и духовных культур коренных малочисленных народов Севера.
  • Пропаганда традиций и культуры народов Севера среди представителей других национальностей.

Воспитание уважения к культуре и традициям коренных народов Севера, живущих на территории района, бережного отношения к национальным ценностям.

Задачи проекта:

  • Полное погружение детей коренных малочисленных народов Севера в этническую среду, чтобы они не забывали традиции ведения быта, национальные праздники, обряды и национальную культуру.
  • Повышение общеобразовательного и культурного уровня посетителей.
  • Развитие художественного самодеятельного творчества и прикладного искусства.
  • Удовлетворение культурных потребностей жителей и гостей округа, их интереса к национальным традициям и традиционному образу жизни ненцев, селькупов.
  • Развитие сервисной инфраструктуры, направленной на удовлетворение интересов населения различных социальных и возрастных групп.
  • Сохранение и развитие традиционных промыслов и ремесел.

Реализация проекта позволит учащимся глубже проникнуться своей национальной историей и культурой, открыть для них новые виды профессиональной деятельности, такие как: рыболовство, ведение хозяйства чума, ведение музейной работы, ведение экскурсий. Считаем, что такая внеурочная деятельность носит практико-ориентированный подход. С помощью ведения внеурочной деятельности, в условиях максимально приближенных к тундровым, мы сможем воспитать уважительное отношение к историческому прошлому народа, чувство национальной самоидентификации, патриотизма; обучить детей навыкам, необходимым для жизни в стойбище, развить коммуникативные компетенции, умение работать в команде. Именно благодаря особой образовательной среде планируем позитивную динамику качества обучения и уровня воспитанности учащихся.

Основная часть

В «Концепции модернизации российского образования» сказано, что «многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития национальных культур народов России, повышения ценности русского и родного языков, формирования российского самосознания».

В наше время исключительную актуальность приобретает приобщение подрастающего поколения к своей национальной культуре, национальному искусству, ведь, не зная истоки своей культуры, невозможно изучать культуру других народов.

Для определения главных задач воспитательной работы школы-интерната было организовано исследование интересов учащихся, их родителей и возможностей педагогов. Исходя из результатов мониторинга, одним из приоритетных направлений в системе дополнительного образования в образовательной организации было определено этнокультурное воспитание подрастающего поколения, и в частности этнографический туризм.

Богатейший потенциал Ямала с его громадным опытом жизни и выживания в суровых тундровых условиях дает возможность создать условия для развития этнотуризма как существенного способа расширения трудовой деятельности коренного населения района. Основанный на исторической культуре, традициях, этнических особенностях, он дает возможность активным представителям малочисленных народов успешно социализироваться в изменившихся за последние годы экономических условиях.

Общемировая, а в настоящее время и формирующаяся в северных регионах России практики показывают, что коренные малочисленные народы Севера могут реально участвовать в современных рыночных отношениях с использованием своего исторического опыта.

Активное участие в туристической деятельности, которая для многих стран является одной из ведущих экономических отраслей, позволяет этому народу сохранить свои культуру, традиции, опыт (а возможно и язык), в то же время адаптироваться к современным экономическим условиям и поднять уровень жизни представителей коренного населения.

Ассимиляция коренного населения в последние годы происходит более активно и, зачастую, вернуться к своим истокам выпускников школы-интерната из числа представителей коренного населения заставляют жизненные обстоятельства, а не желание продолжить дело своих предков.

В настоящее время существует опасность полностью утратить культуру, традиции, исторический опыт этого народа, как часть общемировой культуры. И сейчас необходимо принимать решительные меры по сохранению этой культуры. В этом отношении предлагаемый проект имеет очевидные привлекательные стороны.

Во-первых, он позволяет, опираясь на громадный исторический опыт коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа, сохранить его традиции, культуру, образ жизни и выживания в суровых природно–климатических условиях и развивать, без сомнения, перспективную для района отрасль экономики, что, безусловно, повысит социальную и экономическую значимость коренного населения.

Во-вторых, предлагаемый проект, кроме создания этнопарка - стойбища лесных ненцев (как одного из объектов туризма), предусматривает создание условий для профессионального самоопределения выпускников к ведению хозяйства, которое так же было бы экологически чистым и могло бы стать образцом малого бизнеса, имеющего объективные предпосылки и условия для развития в районе.

В-третьих, вовлечение в сферу туристической деятельности других хозяйств района, родовых общин, оленеводов, рыболовов, а, возможно, и организация новых, по проектному образцу, создаст новые рабочие места для коренного населения, востребованные современной экономикой. Рост национального самосознания этого народа в последние годы позволяет надеяться на это.

Целевая аудитория проекта:

  • учащиеся школы–интерната д. Реализация проекта способствует повышению интереса к своей национальной культуре, формированию гражданской позиции, социализации и самоопределению;
  • учащиеся и педагоги шолы;
  • жители с.Белоярск;
  • государственные учреждения, муниципальные учреждения, занимающиеся организацией этнокультурных мероприятий;
  • туристы, гости из других субъектов РФ, иностранные делегации. Проект способствует воспитанию уважения к культуре и традициям коренных народов Севера, формированию национальной идентичности.

Главная задача проекта – обеспечить полное погружение детей коренных малых народов Севера в этническую среду, чтобы они не забывали традиции ведения быта, национальные праздники, обряды и национальную культуру. Главное для ненцев сосуществовать в гармонии с природой и самим собой, именно это помогает жить в суровых климатических условиях. И пока будут функционировать такие этнические комплексы – дети не забудут свои корни и традиции.

В школе-интернате созданы все условия жизни, привычные для детей коренной национальности, благоприятные для развития и сохранения национальной культуры и традиций предыдущих поколений.

В школе создан этнографический комплекс. Это интересный этнографический музей самобытной истории и традиций малочисленных народов Севера - ненцев, селькупов, который включает в себя:

  • Национальные уголки с тематикой «Лето», «Осень», «Зима (в учебном корпусе).
  • Этногородок (на территории школы), главная идея которого - создание оригинального, уникального по своей форме и содержанию музейного комплекса, дающего представление об образе жизни коренных северян.

В школе успешно реализуются элективные курсы этнокультурной направленности «Рыболовство» - для мальчиков, и «Хозяйка чума» - для девочек.

В этнопарке школы обустроены четыре чума – четыре жилища тундровиков. Посетители могут увидеть экспонаты – предметы обихода, которыми пользуются в повседневной жизни рыбаки, охотники и оленеводы, отведать местных деликатесов.

На территории этнографического комплекса проводятся:

  • Тематические экскурсии для знакомства посетителей с культурой коренных народов Севера.
  • Мастер – классы по изготовлению национальной одежды и обуви, выделке шкур, приготовлению национальных блюд коренных народов Севера, бисероплетению, пошиву сувениров из сукна, меха, бересты.
  • Практические занятия по сборке и разборке чума (для младшего и старшего школьного возрастов).
  • Выезды на реку для ловли рыбы.
  • Занятия дополнительного образования по направлениям «Рыболовство», «Хозяйка чума», «Малое этнографическое общество».
  • Уроки по всем предметам школьного курса.
  • Внеурочная деятельность (мероприятия различной направленности, классные часы, праздники).

Здесь каждый желающий может:

  • Заглянуть в настоящее жилище тундровиков – чум, увидеть, как оно обустроено.
  • Отведать национальные угощения, северные деликатесы: оленину, рыбу, ягоды.
  • Попробовать сервировать стол из традиционных блюд с использованием традиционной посуды из бересты.
  • Поучаствовать в традиционных играх и забавах, в спортивных состязаниях «Ловкий, быстрый как олень» на силу и меткость: прыжки через нарты, национальную борьбу, метании тынзяна на хорей.
  • Поохотиться на дичь старинным ненецким способом со стрелами.
  • Примерить традиционную национальную одежду.
  • Поучаствовать в национальном обряде очищения дымом, очищаясь при этом от болезней и злых духов.
  • Переночевать в настоящем ненецком чуме.
  • Провести фото - видео съемку на территории комплекса.

Образовательная среда – этнографческий комплекс - включает в себя экспозиции:

  • «Переносное жилище ненцев - чум», используемое в любых учебных и воспитательных целях. (фотография № 1).
  • «Чум - музей», в котором представлены лучшие творческие работы декоративно-прикладного характера учащихся, родителей и педагогов.
  • «Озеро в тундре». Экспозиция имитирует озеро, на котором представлены традиционные и современные приспособления для рыбной ловли. (фотография № 2).
  • «Лабаз» - амбар для хранения продуктов. (фотография № 3).
  • «Рыбацкий стан» - место отдыха рыбаков.
  • «Кораль» - место содержания оленьего стада.
  • «Традиционная национальная одежда» - мужская и женская одежда, выполненная учащимися на занятиях элективного курса «Хозяйка чума». (Фотографии № 4, 5).
  • «У хлебной печи» - настоящая печь для приготовления хлеба, предоставленная в дар представителями родительской общественности.
  • «Национальная ненецкая кухня» - летняя кухня, включающая два кострища и различные виды оборудования и приспособления для приготовления блюд национальной кухни. (фотография № 6).
  • «Посуда из бересты».
  • «Национальные уголки с тематикой «Лето», «Осень», «Зима»».
  • «Предметы быта рыбака».
  • «Национальный сувенир».
  • «Охота тундровиков» - предметы, используемые для занятия охотой традиционным способом.
  • «Охота на дичь старинным ненецким способом» - игра, имитирующая охоту на гусей.

В работе применяется авторская программа элективных курсов «Хозяйка чума», автор Явид В.А., педагог дополнительного образования. Новизна проекта заключается в том, что учащиеся осуществляют поисковую деятельность по сбору экспонатов и информации о них для этногородка, изучают особенности культуры и быта лесных ненцев, проводят экскурсии для гостей нашего ОУ на трех языках: русском, ненецком и английском. (Видеоролик № 1). Это способствует развитию коммуникативной компетенции посетителей. Наши учащиеся для гостей проводят мастер-классы по традиционной охоте на гусей, по национальным видам спорта лесных ненцев, сбору и разбору ненецкого чума, изготовлению национальных сувениров, приготовлению блюд национальной кухни. По итогам экскурсии проводится рефлексия для гостей и экскурсоводов и чаепитие в чуме. В результате такой практики приезжие учащиеся и педагоги получают новые знания по этнографии, а экскурсоводы – учащиеся школы-интерната развивают коммуникативные навыки, овладевают искусством публичных выступлений.

Таким образом, благодаря реализации этого проекта у учащихся будет сформировано осознание национальной самоидентичности, уважение к своей национальной истории, культуре и традициям, будет сформирована гражданская позиция и толерантное отношение к другим народам и культурам. На занятиях внеурочной деятельности ребята освоят исконные занятия лесных ненцев, которые пригодятся им для жизни в тундре. Выпускники ознакомятся с работой в агропромышленном комплексе, ведением малого бизнеса в форме этнотуризма.

Партнеры в реализации проекта:

1) Договор о сотрудничестве с Белорским районным отделением окружного общественного движения «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямал-потомкам!».

2) Потенциальный партнер - Природно-этнографический комплекс «Горнокнязевск» по вопросам диссеминации опыта.

Календарный план реализации проекта (поэтапный) с указанием результатов каждого этапа:

Наименование этапа, мероприятий

Сроки начала и окончания (мес., год)

Ожидаемые результаты (с указанием количественных и качественных показателей)

1. Подготовительный этап: составление плана работы этногородка, (создание творческого коллектива по разработке проекта, изучение и обобщение опыта)

Январь 2022 г. – март 2022 г.

План работы этногородка на три календарных года.

2. Основной этап.

Практический.

Реализация образовательных программ «Рыболовство» и «Хозяйка чума», расширение и обновление экспозиций, реорганизация этнографического комплекса в интерактивный этнографический музей, пополнение фондов музея, проведение экскурсий для целевой аудитории, создание банка данных собственных методических разработок и публикаций, выездная практика обучающихся, создание виртуальной экскурсии.

Апрель 2022 г. – ноябрь 2023 г.

Повышение уровня национального самосознания обучающихся, общеобразовательного и культурного уровня посетителей;

формирование национально-культурной идентичности; способствование

социализации и профессиональному самоопределению подростков.

3. Итогово-аналитический (аналитико-диагностическая деятельность, апробация полученных результатов)

Декабрь 2023г.

Анализ результатов деятельности, корректировка дальнейшей работы, оформление продукта проекта в виде интерактивного этнографического музея, виртуальной экскурсии, программ дополнительного образования, сборников статей и исследовательских работ учащихся и педагогов, брошюр, мультимедийных программ.

Ресурсное обеспечение проекта (перечень с указанием количества)

Ресурсы

Описание с использованием качественных и количественных характеристик

Здания и помещения

Созданный на территории школы-интерната этнографический комплекс для практических занятий, включает в себя четыре чума, оборудованных для проведения занятий, летнюю кухню, оснащенную двумя кострищами, экспозицию «Озеро в тундре», экспозицию «Рыболовецкий стан». Мастерская № 1, оборудованная для занятий технологией (мальчики), а также для занятий кружка «Художественная обработка древесины». Мастерская № 2, оборудованная для проведения занятий по шитью, национальному декору, изготовлению национальных сувениров, скорняжному делу, приготовлению пищи.

Оборудование

Швейная машинка Janome - 5 шт.,

Швейная машина Toyota – 8 шт., машина швейно-обметочная (оверлог) – 1 шт., резак для ткани – 1 шт., гладильная доска – 1 шт., утюг – 1 шт., холодильник Stinol – 1 шт. для хранения продуктов питания, плита электрическая HANSA FCEW53001 – 1 шт., ларь низкотемпературный Nord Inter-200 для хранения шкур для поделок – 1 шт., верстак столярный ВСТ-3 – 1 шт., верстак столярный – 3 шт., вытяжка каминная Elikor Эпсилон 50П-430-ПЗЛ – 1 шт.

Необходимо: снегоход – 1 шт.

Программное обеспечение

Авторская программа элективного курса «Хозяйка чума», включающая модули: «Скорняжное дело», « Национальное шитье», «Национальный сувенир», «Национальная кухня»; программа элективного курса «Рыболовство», включающая модули: «Рыбная ловля», «Малая техника Севера», программа дополнительного образования детей « Скорняжное дело», «Национальное шитье».

Методическое обеспечение

  1. Мухачёв А.Д. Путешествие в мир оленеводов. - Новосибирск, 2001.- С 21-22;
  2. Няруй В.Н. Легенды и явь ненецкой семьи.//Обская радуга.-2003.-Выпуск 9.-С.254-255;
  3. Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.129-132
  4. Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.136-143;
  5. Чубарова Л. Медвежий след и локоть лисицы.//Северные просторы.-2005.-апрель.-С.81
  6. Мухачёв А. Куропаткин чум и чудо северной одежды.//Ямальский меридиан.-2002.-№3.-С.39; Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.143-145; Чубарова Л. Медвежий след и локоть лисицы.//Северные просторы.-2005.-апрель.- С.81-82
  7. Мухачёв А.Д. Путешествие в мир оленеводов.- Новосибирск, 2001.- С.23; Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.134
  8. Лар Т. Жизнь начинается… с пояса.//Красный Север.-1999.-13 мая (№54).-С.20;
  9. Зинченко Е. Ни – ненецкий мужской пояс. //Северный луч.-2002.- 6 декабря (№51).0С.18-19;
  10. Лар Т. Жизнь начинается… с пояса.//Красный Север.-1999.-13 мая (№54).-С.20;
  11. Мухачёв А.Д. Путешествие в мир оленеводов.- Новосибирск, 2001.- С.20;
  12. Народы России: энциклопедия/Гл.ред. В.А. Тишков- М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.- С.252;
  13. Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.130-131
  14. Няруй В.Н. Легенды и явь ненецкой семьи.//Обская радуга.-2003.-Выпуск 9.-С.253-254; Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.133-134
  15. Вора А. Ненецкие народные художественные ремёсла, рукоделия.// Северный луч.-1999.-22 октября(№43).-С.11-12;
  16. Неща (лесные ненцы): в 5 кн./ГМОС.-М.: «Комеити», 2004.-С.28-29;
  17. Приходько М. Хомани: Книга о жизни лесных ненцев: СПб, Издат .дом «Светлячок»2002.-С.80;
  18. Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.146-147
  19. Обработка и выделка шкур / Ростов н/Д :Владис; М. РИПОЛ классик, 2011. – 192 с. – ( Начинающему фермеру);
  20. Составитель Лихонин А. С. Скорняжные и кожевенные работы. – Нижний Новгород: «Времена», 2000. – 224с.,илл.

21. Портал о туризме и путешествиях: http://www.destinations.ru

22.Финоугорья.ру: http://www.finnougoria.ru

Кадровое обеспечение

Сухарь Людмила Антоновна, директор, Айваседо Юлия Александровна, учитель родного (ненецкого) языка и литературы, Явид Валентина Алексеевна, учитель технологии, педагог дополнительного образования, Пихтовникова Дарья Александровна, учитель истории и обществознания, Подчувалова Елена Валерьевна, учитель иностранного языка.

Информационное обеспечение

Сайт ОУ

Критерии и показатели эффективности реализации проекта:

Реализация проекта позволит увеличить:

  • Количество взрослого и детского населения – представителей малочисленных народов Севера, детей школы интернат, вовлеченных в мероприятия по сохранению культуры и традиций коренных малочисленных народов Севера.
  • Количество детей, занимающихся национальными видами спорта, декоративно – прикладным творчеством.
  • Количество учащихся, участвующих в дистанционных олимпиадах и конкурсах.
  • Количество публикаций по этнокультурной тематике.
  • Долю охвата участников мероприятий этнокультурной направленности.

Перспективы развития и распространения проекта:

а) Данный проект может постоянно функционировать в рамках работы школы-интерната.

б) Программы дополнительного образования «Хозяйка чума», «Рыболовство» могут быть дополнены и обновлены.

в) Уровень распространения - все субъекты Российской Федерации, так как, используя опыт нашего проекта, в любой школе могут быть организованы площадки этнокультурной направленности, организован этнотуризм.

г) Форма распространения - очная и дистанционная, посредством личного участия представителей организации в различных мероприятиях образовательного характера, а также путем распространения информации в сети Интернет.

Ожидаемые результаты реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе (количественные и качественные показатели реализации):

Реализация проекта позволит последовательно осуществлять меры по возрождению и сохранению традиционных национальных, материальных и духовных культур коренных малочисленных народов Севера, повысит инвестиционную привлекательность с.Белоярск Ямало-Ненецкого автономного округа как туристического центра, что должно привести к сохранению и поддержанию основных параметров жизнедеятельности жителей автономного округа.

Также реализация проекта будет способствовать сохранению и развитию традиционных промыслов и ремесел, этнокультурному просвещению представителей других национальностей.

Этнографический комплекс школы уже стал визитной карточкой села Белоярск по развитию этнотуризма, центром культурного развития, площадкой для реализации образовательных и просветительских программ, этнокультурных мероприятий и является интересным туристическим объектом, привлекательным как для жителей близлежащих населенных пунктов, так и для гостей Ямала.

Наш проект является продолжением реализуемого ранее проекта «Развитие этнотуризма на территории этнографического комплекса школы-интернат. Перспектива этнографического комплекса -дальнейшее проведение экскурсий для учащихся и педагогов, жителей и гостей и округа, выступления на научно-практических конференциях различного уровня, создание новых экспозиций комплекса. Мы нацелены на реорганизацию этнографического комплекса из просто элемента образовательной среды в полноценный школьный этнографический музей под открытым небом, разработку методических пособий по основным направлениям работы комплекса, а также создание 3-Д экскурсии на школьном сайте. От репродуктивного проведения экскурсий, мы перешли к практико-ориентированному обучению, прикладной этнографии. Данный вид внеурочной деятельности способствует овладению детьми дополнительными жизненными навыками, необходимыми в условиях тундры, а также профессиональному самоопределению подрастающего поколения представителей коренных малочисленных народов Севера.

Реализация проекта предусматривает решение следующих задач:

- адаптация коренного населения к новым условиям жизни и хозяйствования с сохранением исторического наследия на основе своих знаний и опыта в современных условиях;

- пропаганда использования экологически чистых современных технологий, не нарушающих окружающую среду в сфере деятельности и жизнеобеспечения традиционного ненецкого хозяйства;

- повышение привлекательности работы оленевода, рыбака, хозяйки чума для молодых представителей коренного народа;

- развитие этнотуризма и других видов туризма с целью пропаганды активного отдыха и оздоровления населения;

- организация учебно–производственного процесса на базе этнографического комплекса (обучение экскурсоводов).

Реализация проекта позволит повысить:

  • Национальное самосознание обучающихся.
  • Формирование национально-культурной идентичности.
  • Общеобразовательный и культурный уровень посетителей.
  • Социализацию и профессиональное самоопределение подростков.

Заключение

Проект «От этнотуризма к практико-ориентированному подходу в обучении» во многом даст возможность более полно представить богатство национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, традиции социальной нормы поведения, духовные цели и ценности.

Для дальнейшего развития данного проекта, для улучшения качества образования, улучшения материально-технической базы школы – интерната была введена платная услуга – «Посещение этногородка».

Использование этногородка в рамках проведения воспитательных мероприятий и учебных занятий позволит максимально приблизиться к необходимому уровню психологического комфорта для детей тундровиков.

Реализация проекта даст возможность создать образовательную среду для развития проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию, что является одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Мы надеемся, что по итогам реализации нашего проекта изменится отношение к культуре коренных народов Севера, повысится спрос на этнографический продукт, увеличится количество гостей, а также повысится спрос на сувенирную продукцию.

Энотуристическая деятельность будет способствовать повышению национального самосознания и, в конечном итоге, поможет сохранить культуру лесных ненцев в широком смысле.

Главная задача школы на данный момент состоит в том, чтобы выстроить такой учебно-воспитательный процесс, целью которого было бы формирование культурного самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, воспитание учащихся в многонациональной среде в духе согласия, мира и уважения других народов.