Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся

Князева Марина Григорьевна

В возрастной психологии много научных работ по методам развития эмоциональной сферы младшего школьника при взаимодействии со сверстниками, родителями и учителями. Однако в системе образования и воспитания школьников основное внимание до сих пор в большей степени уделяется усвоению знаний, умений и навыков детей, а вопросы развития эмоциональной сферы личности, ценностно-смысловой самореализации, связанное с осознанием своего «Я» и возможностей самоосуществления остаются до последнего времени на периферии практики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ОБУЧАЮЩИХСЯ

В современном обществе, большое количество людей, особенно среди жителей больших городов, сталкиваются со стрессом изо дня в день. Незначительный уровень стресса может держать человека в напряжении и помогать ему справляться с трудностями, но экстремальный стресс заставляет чувствовать угрозу, панику и беспомощность, что приводит к эмоциональному выгоранию. Все чаще случается видеть людей, достигших профессиональных высот, но не справившихся со своей усталостью и собственными эмоциями, вынужденных бросать дело всей своей жизни.

Менталитет русского человека допускает отношение к эмоциям как к чему-то нерегулируемому и стихийному, но результаты научных исследований показывают то, что умение контролировать эмоции является важным предиктором психического здоровья, социальных отношений, успеваемости и производительности труда.

В 1985 году термин "эмоциональный интеллект" был впервые использован в докторской диссертации Уэйна Пейна. В 1987 году в статье, опубликованной в журнале Mensa, Кит Бисли использует термин "эмоциональный фактор"."

В 1990 году психологи Питер Саловей и Джон Майер опубликовали свою статью "эмоциональный интеллект" в журнале Imagination, Cognition and Personality. Они определили эмоциональный интеллект как "способность контролировать свои собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для руководства своими мыслями и действиями."

  Эмоциональный интеллект – одна из ведущих компетенций будущего. В ходе Всемирного экономического форума в Давосе в 2020 году эмоциональный интеллект был внесён экспертами в список топ-10 качеств и навыков, необходимых современным людям.

В возрастной психологии много научных работ по методам развития эмоциональной сферы младшего школьника при взаимодействии со сверстниками, родителями и учителями. Однако в системе образования и воспитания школьников основное внимание до сих пор в большей степени уделяется усвоению знаний, умений и навыков детей, а вопросы развития эмоциональной сферы личности, ценностно-смысловой самореализации, связанное с осознанием своего «Я» и возможностей самоосуществления остаются до последнего времени на периферии практики.

В современном мире цифровых технологий невозможно представить людей без гаджетов. Сотовые телефоны, планшеты, компьютеры – неотъемлемая часть нашей жизни. Пользу гаджетов нельзя недооценивать. Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков. Пользуясь устройством, ребёнок учится анализировать и сосредотачивать внимание, тренирует зрительное и слуховое восприятие.

Гаджеты давно утратили свое первоначальное предназначение средства связи– они используются не столько для передачи голосовых сообщений, сколько для развлечения. И конечно же это не единственные проявления последствий развития компьютерных технологий и средств связи [3].

Остановить волну технологий невозможно. Родители не могут сказать своим детям, чтобы они жили без них, потому что они обязательно будут нуждаться в этом, когда вырастут. Однако родитель должен знать о преимуществах и недостатках, стоящих за ними. Под наблюдением и контролем гаджеты могут помочь в развитии в нужном возрасте, но слишком большое использование технологий (и слишком рано) только задержит способности ребенка к обучению и создаст нагрузку на его психологическое здоровье.

Последние годы всё чаще темой консультирования родителей становится игровая зависимость. И даже в родительской анкете, при поступлении в первый класс, на вопрос «От какой привычки Вы бы хотели, чтобы избавился Ваш ребёнок», родители указывают «игровую зависимость».

Одним из последствий использования гаджетов для детей является изоляция от социальной жизни и отсутствие эмоционального управления. Это приводит к отсутствию взаимодействия и коммуникации, а также к повышенному уровню тревожности.

Неконтролируемое использование гаджетов препятствует эмоционально-социальному развитию детей, что особенно хорошо видно на школьных переменах, когда большая часть учащихся класса, чаще всего по одиночке, пристроившись кто где, играют на своих телефонах.

В подростковом возрасте живое общение чаще стало заменятся виртуальным взаимодействием в социальных сетях, эмоции заменятся лайками и стикерами. Менее тесное взаимодействие с другими людьми приводит к отсутствию эмпатии, нарушению нормального развитие навыков общения. По мере того как социальные сети прославляют красивую жизнь и красивое подтянутое тело, самооценка и уверенность в себе детей подрываются. 

В связи с введением дистанционного обучения школы стали использовать гаджеты в качестве учебных инструментов, предоставляя возможность детям больше времени находиться зарывшись в экраны различных устройств, что обостряет необходимость в формирования у детей умения «дружить» или сознательно взаимодействовать с эмоциями и чувствами, чем является эмоциональный интеллект.

Формирование эмоционального интеллекта у детей может помочь им:

  • улучшить самосознание;
  • управлять стрессом;
  • повысить самомотивацию;
  • развить эмпатию;
  • принимать правильные решения;
  • эффективно общаться;
  • развивать отношения, сотрудничать.

Каждый ребёнок должен понимать, как его поведение влияет на людей, чувствовать эмоции окружающих и реагировать на них справедливо и доброжелательно. Нужно перестать бояться своих страхов, не прятать их. Не сердиться на других только потому, что побоялся выразить своё мнение. Важно понимать: не стыдно плакать, когда тебе грустно, и прыгать от радости, когда весело. Нужно уметь успокаиваться и избегать чрезмерных проявлений эмоций. То есть, понимать, что происходит с тобой и другими людьми и адаптировать свое поведение к обстоятельствам [2].

Укрепление эмоционального интеллекта детей имеет значение потому, что неспособность детей управлять своими эмоциями может создать эффект домино в других аспектах их жизни.  Для детей, не умеющих контролировать своё эмоциональное состояние характерна ранимость, повышенная чувствительность к возможной обиде, обостренное реагирование на мнение окружающих. Это приводит к обогащению негативного эмоционального опыта, постоянно увеличивающегося и находящего свое отражение в стойком переживании тревоги, связанного с недостаточным удовлетворением значимых потребностей возрастного развития. 

Отчасти эмоциональный интеллект ребёнка зависит от его темперамента – то есть от свойств личности, с которыми он рождается, но формируется в основном при взаимодействии ребёнка с родителями. [1] Впервые от родителей ребёнок узнаёт о том, какие чувства он должен испытывать по отношению к себе, как думать об этих чувствах, как на них реагировать и как понимать и выражать свои надежды и страхи. Как и во многих других областях воспитания, пример реагирования родителей на свои эмоции, учит детей, как им реагировать на свои эмоции. Важную роль в формировании эмоционального интеллекта имеет поведение самих родителей непосредственно с детьми, их способность справляться с собственными чувствами, которые происходят между супругами.  Взаимоотношения в семье и то, как члены семьи выражают свои эмоции, влияют на эмоциональное развитие ребенка. Если родители проявляют стабильность в своем поведении и выражают свои чувства уравновешенно, то и дети идут по их стопам. Крича и участвуя во “взрослых истериках” родители учат своих детей тому, что истерики является правильной реакцией на эмоции. Это не значит, что взрослые всегда должны быть “идеальными” родителями. Это означает, что родители могут признавать свою неправоту и извиняться за свою реакцию, когда это необходимо. Родители, знакомя детей с эмоциями, способами их управления, учат детей справляться со взлётами и падениями, победами и проигрышами, разрешая детям выражать не только положительные эмоции, но и отрицательные, обучают детей важным жизненным навыкам.  

Любящие родители не всегда признают необходимость быть терпеливыми, сдержанными и добрыми по отношению к своим детям.

Несмотря на лучшие побуждения, многие родители склонны не реагировать на детские страхи и расстройства, как будто они ничего не значат, говоря «ничего страшного не произошло», «это ерунда», «злиться или завидовать - плохо, грустить или ревновать – неправильно», тем самым обесценивая чувства ребёнка, приучая его сдерживать, подавлять или игнорировать свои эмоции. В таких ситуациях дети, как правило, принимают точку зрения взрослого за правильную и учатся сомневаться в своих суждениях, что приводит к развитию других сложных вторичных эмоций. Очень высока вероятность того, что, повзрослев, человек даже не будет помнить и осознавать, что именно было не так в его детстве, и это только усугубляет проблему. Эмоциональное пренебрежение – это привычный стиль взаимодействия в семье, когда родители не замечают и недостаточно реагируют на эмоции детей и их эмоциональные потребности [5]. Чаще всего, родители применяют «ленивые» методы воспитания дав в руки гаджет, поставив в угол или отправив в свою комнату, думая при этом, что это лучшее решение. Но, исследования показывают: в одиночку мозгу трудно справить со стрессом, а изоляция только усиливает его. Присутствие родителей, их слова и поведение освобождают тело ребёнка от воздействия гормонов. Приводят в движение нейроны. Которые управляют импульсивностью, и смягчают эмоциональную реакцию [2].

Повседневная жизнь предоставляет множество возможностей, чтобы поговорить с детьми об эмоциях.  Совместный просмотр мультфильмов, чтение книг, посещение театров и музеев, прогулки, настольные игры и т.д. — хорошая возможность поговорить с детьми о своих собственных чувствах, о том, как чувствуют себя персонажи мультфильмов, книг, спектаклей, историй, какие события вызвали чувства персонажей, и как чувства и эмоции персонажей меняются на протяжении всей истории. У детей должно быть сформировано понимание того, что каждый человек несёт ответственность за свои эмоции, не подавлять их, а не допускать их, если они деструктивны.

Дети, которые чувствуют любовь и поддержку своих родителей, лучше противостоят угрозам юношеской жестокости, асоциального поведения, наркомании, преждевременной половой активности, подросткового суицида и других социальных бед. Дети, чувствующие, что их уважают и ценят в семье лучше учатся в школе, у них больше дружеских связей, более здоровая и успешная жизнь [4].  Дети испытывающие эмоциональное напряжение или стресс не оставляют свои домашние проблемы перед дверью школы.

По сути, школы становятся эмоциональными буферными зонами для детей страдающих от семейных проблем, непонимания со стороны значимых взрослых, экономических трудностей семьи и отсутствия внимания [1]. В школе особую важность и актуальность приобретает роль учителя, задача которого помочь ребенку стать развитой, самодостаточной личностью, укрепить эмоциональную дисциплину, сформировать понимание того, что каждый человек несёт ответственность за свои эмоции, не подавлять их, а не допускать, если они деструктивны.  Как бы ни называли умение понимать себя, владеть собой, сочувствовать окружающим и результативно взаимодействовать с ними, очевидно, что это ценнейший навык в работе педагога. Учитель ежеминутно испытывает сильнейшее эмоциональное напряжение: это и сочувствие настроению ученика, и ответственность за жизнь и здоровье не всегда спокойных и дисциплинированных детей. Эмоциональный интеллект помогает учителям справляться с определёнными стрессовыми ситуациями, в которых их действия могут повлиять на обучение и благополучие учащихся. Проявляя эмоциональную устойчивость, гибкость, эмпатию, педагог является наглядным примером для подражания, т.к. дети чаще копируют поведение взрослых, чем запоминают слова.

Марк Брэкетт, директор-основатель Йельского центра эмоционального интеллекта сравнивает школу с эмоциональным котлом, в котором постоянный поток академических и социальных проблем, порождает чувства, начиная от одиночества и заканчивая эйфорией. Только человек с высоким EI может эффективно организовать образовательный процесс, создавая благоприятную атмосферу для обучения и формирования личности обучающегося. Школа должна быть местом, где интересно работать и проявлять себя, где ощущается доверие и поддержка.

Школьный психолог в работе по формированию эмоционального интеллекта с детьми начальной школы использует разные приёмов и техники.

В начале ребята учатся идентифицировать свои чувства. Они прислушиваются к сигналам своего тела, к дыханию отвечают на вопросы:

  • как я себя чувствую сейчас?
  • что же такого произошло, что заставило меня так себя чувствовать?
  • какое слово подобрать для правильного описания моего чувства?
  • как я могу адекватно выразить то, что я чувствую для этого времени и места?
  • что я могу сделать, чтобы сохранить свое чувство (если я хочу продолжать чувствовать себя таким образом) или изменить свое чувство (если я не хочу продолжать чувствовать себя таким образом)? 

Стратегии, которые помогают эффективно регулировать эмоции:

  • глубокое дыхание
  • разговор с самим собой (например, “я знаю, что могу это сделать!”)
  • рефрейминг негативных взаимодействий (например, “у нее был тяжелый день. Неудивительно, что она так отреагировала.”)
  • физическое действие, например, прогулка или занятия спортом;
  • поиск социальной поддержки (например, разговор с другом, с родителями и составление планов провести время вместе)

На занятиях ребята с удовольствием принимают участие в таких играх на распознавание эмоций по внешним признакам как: «Угадай эмоцию», «Найди пару», «Что ты чувствуешь?» и др. Большое подспорье оказывают мультфильмы с эмоциональными героями. Детям нравится анализировать поведение как положительных, так и отрицательных персонажей.

Ребята с удивлением узнают, что у появления каждой эмоции есть свои причины, что собственные эмоции влияют на решения и поведение, что все эмоции полезны, с ними можно взаимодействовать и доверять им и даже ими управлять.

Учителя отмечают, что дети, умеющие распознавать и контролировать собственные эмоции, понимающие эмоции других детей и взрослых, обладающие эмпатией более успешны в учёбе, чаще придерживаются здорового образа жизни, менее склонны к проявлению асоциального поведения, что у таких детей более развиты коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и лидерства, что в дальнейшем будущем будет являться более важным предиктором карьерного успеха, чем наличие высокого EI.

У детей очень эмоциональная жизнь, и развивающийся мозг не всегда справляется с нахлынувшими чувствами. Чтобы ребёнок развивался в верном направлении и был счастлив, его эмоциональный разум нужно постоянно подпитывать. Тогда дети будут не только хорошо учиться, но и в будущем станут счастливыми и успешными [2].

Список литературы и электронных источников информации:

  1. Готтман, Деклер: Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей. – М., «Миф», 2019 г.
  2. Филльоза И., Лимузен В. Компас эмоций. 60 веселых игр и упражнений на каждый день. /Пер. с франц. М.- «Клевер-Медиа-Групп», 2019
  3. https://bumotors.ru/gadzhety-i-deti-vliyanie-gadzhetov-na-detei.html
  4. https://www.psychol-ok.ru/lib/gottman-declaire/eir/eir_03.html
  5. https://www.psyh.ru/ya-nichego-ne-chuvstvuyu-posledstviya-emotsionalnogo-prenebrezheniya-v-detstve/