Проект познавательной направленности для детей подготовительной к школе группы на тему: «В мире загадок»

Коротина Анастасия Андреевна

Русский фольклор - богатейшая сокровищница народной

мудрости и загадка - одна из её ярчайших жемчужин.

 

Загадки – неотъемлемая часть детства. Любой из нас помнит и лампочку – «грушу, которую нельзя скушать», и ножницы, у которых «два конца, два кольца, посередине гвоздик».

На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь забава, не больше того. Но это далеко от истины. Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею. Следовательно, она развивает не только ум ребенка, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание малыша. Загадка учит ребенка думать и анализировать. Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски ответов расширяют знания малыша об окружающем мире. Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности. Благодаря всевозможным эпитетам, которыми изобилуют загадки, малыш учится понимать красоту родного языка, слышит, сколько разнообразных удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов. Это помогает обогатить речь ребенка, увеличивает словарный запас. Они развивают чувство юмора. А еще дети любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело.

Загадка - один из древнейших жанров устной народной поэзии. Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще выдающими педагогами прошлого. О загадке как «полезном упражнении для ума» говорил К. Д. Ушинский.

Загадки широко используются педагогами в общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на непосредственно образовательной деятельности, в экспериментальной, свободной, игровой и совместной со взрослым деятельности  ребенка. Они приобщают детей к русской народной культуре, побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок содействует развитию способности анализировать, обобщать, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления.

Загадки содействуют развитию речи детей.  Они обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Загадки помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадки помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле, побуждают вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, содействуют развитию логики, психических процессов (память, внимание, мышление, творческое воображение).

Каждая новая загадка, которую разгадал ребенок, является очередной ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии. Загадки вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой, связанной с природой художественного образа, знакомит детей с радостью открытия.

Таким образом, загадка, как малая форма фольклора по своему жизненному назначению: носит обучающий характер, способствует развитию речи, мыслительной деятельности человека, несет духовную ценность по приобщению дошкольников к истокам русской культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_mire_zagadok.docx48.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №40 комбинированного вида»

Проект

познавательной направленности

для детей подготовительной

к школе группы

на тему:

«В мире загадок»

Разработали:

воспитатель

Коротина Анастасия Андреевна

г.Гатчина

Актуальность.

Русский фольклор - богатейшая сокровищница народной

мудрости и загадка - одна из её ярчайших жемчужин.

Загадки – неотъемлемая часть детства. Любой из нас помнит и лампочку – «грушу, которую нельзя скушать», и ножницы, у которых «два конца, два кольца, посередине гвоздик».

На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь забава, не больше того. Но это далеко от истины. Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею. Следовательно, она развивает не только ум ребенка, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание малыша. Загадка учит ребенка думать и анализировать. Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски ответов расширяют знания малыша об окружающем мире. Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности. Благодаря всевозможным эпитетам, которыми изобилуют загадки, малыш учится понимать красоту родного языка, слышит, сколько разнообразных удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов. Это помогает обогатить речь ребенка, увеличивает словарный запас. Они развивают чувство юмора. А еще дети любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело.

Загадка - один из древнейших жанров устной народной поэзии. Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще выдающими педагогами прошлого. О загадке как «полезном упражнении для ума» говорил К. Д. Ушинский.

Загадки широко используются педагогами в общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на непосредственно образовательной деятельности, в экспериментальной, свободной, игровой и совместной со взрослым деятельности  ребенка. Они приобщают детей к русской народной культуре, побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок содействует развитию способности анализировать, обобщать, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления.

Загадки содействуют развитию речи детей.  Они обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Загадки помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадки помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле, побуждают вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, содействуют развитию логики, психических процессов (память, внимание, мышление, творческое воображение).

Каждая новая загадка, которую разгадал ребенок, является очередной ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии. Загадки вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой, связанной с природой художественного образа, знакомит детей с радостью открытия.

Таким образом, загадка, как малая форма фольклора по своему жизненному назначению: носит обучающий характер, способствует развитию речи, мыслительной деятельности человека, несет духовную ценность по приобщению дошкольников к истокам русской культуры.

Цель проекта: создание условий для развития психических процессов (память, логика, мышление, творческое воображение), коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, посредством составления загадок.

Задачи:

- Учить узнавать загадку среди произведений других жанров.

- Познакомить детей с понятием «загадка», разновидностями загадок, со структурой загадки.

- Познакомить с механизмом отгадывания загадок.

- Формировать умение отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.

- Формировать умение сочинять загадки, разнообразные по структуре.

- Совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей, обобщать и активизировать словарный запас.

- Совершенствовать коммуникативные навыки, умение общаться в коллективе

- Содействовать развитию познавательной активности, любознательности через формирование представлений детей об истории возникновения загадок, их видов.

- Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок.

Тип проекта: групповой, познавательно – игровой, творческий.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (3 недели)

Возраст детей: 6 – 7 лет.

Участники проекта:

- воспитатели;

- дети подготовительной к школе группы;

- родители и другие члены семьи.

Предполагаемый результат:

Для детей

-        Сформированность знаний детей о том, что такое загадка и об истории её происхождения.

-        Освоение детьми правил отгадывания и составления загадок.

-        Подборка книг с загадками.

Для педагогов

-        Повышение уровня осведомленности детей о тайне загадок.

-        Повышение уровня заинтересованности родителей в принятии участия в проекте.

Для родителей

-        Повышение компетентности родителей в понимании того, как загадки влияют на развитие ребёнка.

- Дети различают виды загадок (загадка – описание, загадка – рифма, загадка – сравнение, загадка – отрицание, загадка – задача, загадка – шутка и т.д.)

- Каждый ребенок знает несколько русских народных загадок наизусть, может их загадать; может придумать и составить собственную загадку.

Этапы проекта

Содержание работы

Подготовительный этап

- определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

- изучение методической литературы по данной теме;

- подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации;

- оставление перспективного плана реализации проекта.

Основной этап реализации проекта

1. НОД согласно календарно-перспективному планированию в подготовительной к школе группе:

- НОД по окружающему миру «Загадки в природе»,

- НОД по развитию речи «Загадки в нашей жизни»,

- НОД по чтению художественной литературы «Помощница загадка»

2. Тематическая беседа с воспитанниками: «История возникновения загадки».

3. Беседы на темы: «Что такое загадки?», «Какие бывают загадки?», «Как составить загадку?», «Как отгадывать загадки?».

4. Разучивание русских народных загадок по различным лексическим темам.

5. Чтение художественной литературы:

  - русские народные сказки - «Мудрые ответы», «Кощей Бессмертный», «Дочь-семилетка», «Загадки», «Царевна, разрешающая загадки», «Неразгаданная загадка».

6. Лепка и рисование отгадок к загадкам в режимных моментах, в свободной и совместной с воспитателем деятельности ребенка.

7. Дидактические игры: «Что бывает таким же?», «Найди отличия», «Скажи по-другому», «Кто самый внимательный?», «Поиск общего», «Загадки и отгадки», «Подбор эпитетов к предмету». Речевые игры  «Подбери рифму», «Общее слово»

Вводная беседа «Откуда пришла загадка» (см. прил. 1)

Памятка для родителей «В мире загадок»

Словесная игра «Рифмованные загадки», «Что я назвала лишнее»

Д/и «Какой он – какая она?»

Словесная игра «Что бывает…?» (кислым, холодным, горячим, сладким, горьким)

Вечер загадок «В гостях у бабушки Загадушки» (явления природы)

Словесная игра «Скажи наоборот»

Чтение книги С. Я. Маршака «Загадки»

Консультация для родителей «Как загадки развивают ребёнка»

Д/и на прогулке «Придумай загадку об увиденном предмете»

Изготовление папки-передвижки «Игры на досуге, чтоб не знали скуки».

Беседа-рассуждение «В чём польза загадок?» (см. прил. 11)

Игра «Кто где живёт?

Консультация для родителей «Влияние загадок на развитие речи у детей подготовительной к школе группы»

Игра «Отгадай, чья тень?»

Игра «Крокодил» (уметь с помощью жестов показать загаданное слово)

Словесная игра «Я начну, а ты закончи» (человек, который водит машину это...), «Найди сходство и различие»

Домашнее задание «Поиск интересных сведений  о животных»

Работа с родителями

Консультации: «Как загадки развивают ребёнка», «Влияние загадок на развитие речи у детей подготовительной к школе группы», «Учите детей отгадывать загадки».

Заключительный этап

Викторина на тему «Лучшие загадайки и отгадайки».

Выводы по проекту:

Обыкновенные детские загадки не просто развлечение, а один из эффективных способов всестороннего развития ребёнка. Мы, воспитатели, надеемся, что во время проведения проекта для детей загадки станут мощным упражнением, способствующим развитию обобщающих и анализирующих способностей, формированию умения делать выводы и умозаключения самостоятельно. Даже самые простые загадки должны научить детей наблюдательности, способности подмечать что-то особенное, уметь увидеть сущность предмета и его назначение. Любой вопрос, который заключает в себе загадка, требует мыслительной деятельности, работы воображения, внимательности и сосредоточенности и, конечно же, даёт ребёнку новые познания о мире его окружающем.

Данный проект – это часть работы по обучению детей отгадыванию загадок, по развитию доказательной функции речи у детей. Не секрет, что данная речевая функция развита у детей недостаточно, дети отвечают на загадки шаблонно, спонтанно, не умеют аргументировать свой ответ.

Результатом всех форм и методов взаимодействия ДОУ с семьей стало установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их. Проанализировав свой опыт по реализации проектной модели, можно с уверенностью заключить, что данный вид деятельности наиболее приемлем в работе, так как дает возможность более тесному взаимодействию с семьями, вовлечению их в воспитательно-образовательную деятельность в детском саду. Проекты дают возможность родителям «загореться», еще ближе быть к своим детям, педагогам, понимать их желания и интересы. Только в тесном сотрудничестве с родителями, можно ставить творческие цели, которые будут успешно реализованы.

Список использованной литературы:

  1. Н. Н. Васильева, Н. В. Новоторцева «Развивающие игры для дошкольников».
  2. Гурэвич Л. М., Сомкова О. Н. Формирование приёмов умственной деятельности детей дошкольного возраста при отгадывании загадок // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. — Л., 1984.
  3. 500 народных загадок для детей/ Сост. В.А. Дынько. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.
  4. Л. М. Житникова «Учите детей запоминать».
  5. Н. В. Ёлкина, Тарабарина «1000 загадок».
  6. О. Иванова «Загадки о зверятках»
  7. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 1981.
  8. Ю. Т. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки».
  9. О. Крас «Зимние загадки»
  10.  Русские народные загадки, пословицы, поговорки/ Сост. , авт вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335с.
  11. В. Лясковский «Кто как говорит»
  12. Д. И. Садовников «Загадки русского народа».
  13. Е. В. Фёдорова «Интеллектуальные игры для развития мышления».
  14. В. И. Цыбульник «Игры для детей».
  15. С. Чертков «Загадки малышам»
  16. Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»

Приложение 1

 

Вводная беседа «Откуда пришла загадка»

 

Что такое загадка?

Это особый и интересный мир. Именно мир, так как загадки заключают в себе знания и сведения о народе, а также об окружающем мире. Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт. Само слово «загадка» образовано от слова «гадать», которое означало «думать», «размышлять».

В. Даль: «Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

Учитывая эти признаки, мы определим загадку так: «Загадка – это маленький вопрос, который задаётся стихами или обычными предложениями с целью получить короткий и точный ответ».

 

Откуда появились загадки?

Происхождение загадок относится к глубокой древности. Учёные предполагают, что раньше люди боялись произносить названия болезней и некоторых существ (волка, змеи.). По убеждению первобытного человека, природа одушевлена, разумна и враждебна. Поэтому ее можно и нужно задобрить, обмануть, обхитрить. А чтобы обхитрить реку, лес, зверей, огонь, дождь и Солнце, нужна тайная, условная речь, которая не будет понятна природе. Вместо настоящих названий придумывали другие. Существовал особый «тайный» язык. Сибиряки называли медведя по-разному: «дедушкой»«хозяином»«чёрным зверем». Свинью называли «низкоглядкой». С такими «подставными» словами связана народная загадка. В ней неназванный предмет (роса, лёд, снег, вода, ручей) или явление (дождь, вьюга, радуга) описывались путем указания на какие-либо признаки. Постепенно тайные языки забывались, а загадка осталась в устной речи. Загадки связывают все явления мира в единую сеть понятий, способных истолковываться друг через друга.

Словом, какой-то древний человек впервые задал другому человеку не обычный вопрос, а вопрос загадку. Он спрятал в небольшом стихотворении свойство предмета и попросил догадаться, что это за предмет.

Например«Зубасты, а не кусаются?» (Грабли) А как вы думаете, почему «зубасты?» (грабли имеют зубы)

 

 

 

Приложение 2

 

Беседа «Какие бывают загадки»

 

Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы. Разговорная форма: что такое? Не лает, не кусает, а в дом не пускает? (замок.). Конечно, загадка может быть более сложной, например: Послушный раб и в то же время сам хозяин. Ближе всех на свете, и в то же время недостижим. Кто это? (Твое отражение). Не обязательно в загадке загадан только один предмет. Может быть и четыре совершенно разных: Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит. (Солнце, туча, река, сердце).

Народные загадки:

У батюшки жеребец, всему миру не сдержать,

У матушки коробья, всему миру не поднять,

У братца кушак, всему миру не скатать. (Ветер, земля, дорога).

Стихотворная форма:

Росло, повыросло,

Из куста повылезло,

По рукам покатилось,

В зубах очутилось. (Орехи.).

 

Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приёмом, кроется совсем другое.

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это.

Мишка Белка

 

Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нём используются. Примеры: У трёх трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть? (Да, если трактористы женщины). Какое слово всегда звучит неверно? (Слово «неверно»). Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки).

 

Математические - решаются с помощью подсчётов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамлённая в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:

Летела стая гусей, навстречу им один гусь. Здравствуйте, - говорит, - сто гусей! - Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей? Сколько гусей летело? Ответ: (36 гусей. Т. к. если к 36 прибавить столько же (36, полстолько (18, четверть столько (9) и еще одного (1, будет ровно 100).

 

Сюжетные - существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет играет основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки - это известная игра «Данетки», которая позволяет детям расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет».

 

Логические - решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений. Пример логической загадки: На олимпиаде участвуют Аня, Вика, Саша и Дима. Болельщики высказали следующие предложения:

- первым будет Саша, Аня будет последней,

- вторым будет Саша, Дима будет третий,

- второй будет Аня, Дима будет четвертый.

Оказалось, в каждом предложении одно истинно, другое ложно. Какое место занял каждый ученик? (Саша 1, Вика 4, Аня 2, Дима 3).

 

Юмористические - обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса: Что это? зеленое, белое, квадратное и летает? (Квадратный бело-зеленый арбуз)

 

Описательные загадки

В них идёт перечисление признаков предмета, или его свойств. Эти признаки сначала выделяют (анализ, а затем объединяют в одно целое (синтез)). Детям зачитывается загадка 2-3 раза, для лучшего запоминания и понимания её содержания. Выслушать ответы. Предложить ребенку доказать правильность отгадки. Если дети затрудняются, предлагается помощь воспитателя.

Рассуждаем вместе, придерживаясь плана:

  1. Установить, что нужно искать
  2. Где нужно искать
  3. Выявить оставшиеся признаки
  4. Выдвинуть предположение – отгадку
  5. Объединить установленные признаки
  6. Сделать вывод

Пример: «Этот предмет покупают в мебельном магазине и используют в спальне для отдыха»

Ход рассуждений:

  1. Что продают в мебельном магазине?
  2. Какие из этих предметов могут стоять в спальне?
  3. Какие из них, используются для отдыха?
  4. Значит, это - …
  5. Теперь проверим себя. Диван продается в мебельном магазине? Может стоять в спальне? Используется для отдыха?
  6. Дети подводят итог.

При этом у детей может быть несколько вариантов ответа. При условии доказательной речи.

 

Образные загадки

По небу ходит

Маляр без кистей,

Краской коричневой

Красит людей.

Пример решения образной загадки: «По небу ходят тучи, облака, солнце, луна. Но только солнце может красить людей загаром. Значит, это – солнце».

 

Загадки, основанные на отрицательном сравнении

Для этого типа загадок нужен другой способ доказательства.

Например:

Круглое, да не мяч,

Жёлтое, да не масло.

Сладкое, да не сахар,

С хвостиком, да не мышь.

Рассуждения: «Это что-то имеет вкус. Значит оно съедобное. Круглыми бывают апельсины, яблоки, помидоры, апельсины и мандарины. Желтыми из них могут быть помидоры и яблоки. У них есть хвостик. Но помидор кисло-сладкий. Значит, это – яблоко».

Метод исключения используется и в лаконичных загадках, имеющих один существенный признак.

«В воде купался, а сух остался».

Рассуждения: «Кто купается в воде? Человек, звери и птицы. А кто из них выходит сухим? Птица - гусь и утка».

Решение такой загадки требует длительного наблюдения или эрудиции.

 

 

Приложение 3

 

Загадки про животных, насекомых, птиц

 

Длинный хвостик гол у крошки,

«Пи-и-и», — пищит при виде кошки,

В норке скрыт её домишко,

А зовут малютку. (Мышка)

 

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи! (Собака)

 

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, но с водой не знается. (Кошка)

 

Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла. (Лиса)

 

На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

 

Погляди на молодцов –

Веселы и бойки,

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Без работы, хоть убей,

Жить не может… (муравей)

 

Спиною зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка,

И полоска шарфика. (синичка)

 

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами – кисти-рожки,

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь. (рысь)

 

Черен, да не ворон,

Рогат, а не бык.

С крыльями, а не птица. (жук)

 

Холода их так пугают,

К тёплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки?... (птицы)

 

 

Приложение 4

 

Загадки по сказкам

 

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

(Красная Шапочка)

 

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали?

(Репка)

 

На сметане мешан, на окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок покатился (колобок)

 

А дорога – далека,

А корзина нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок

(Маша и медведь)

 

 

Приложение 5

 

Загадки про овощи и фрукты.

На грядке длинный и зелёный,

А в кадке жёлтый и солёный.

(Огурец)

 

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.

(Морковь)

 

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

(Помидоры)

 

Огурцы они как будто,

Только связками растут,

И на завтрак эти фрукты

Обезьянам подают.

(Бананы)

 

Зелёный полосатый шар,

С начинкой алой словно жар,

Лежит на грядке, словно груз,

Скажите, что это.

(Арбуз)

 

Десять мальчиков

Живут в зеленых чуланчиках.

(Фасоль)

 

От него душистый зубчик

Мы положим с тобой в супчик.

Даст он супу аромат,

Станет суп вкусней стократ.

(Чеснок)

 

Его варят, жарят, трут,

На костре его пекут.

(Картофель)

 

Ты салаты, винегреты

Украшаешь алым цветом.

Нету ничего вкусней

И наваристей борщей.

(Свёкла).

 

 

Приложение 6

 

Загадки про явления природы

 

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки.

Белые… (снежинки).

 

Над тобой, надо мной

Пролетел мешок с водой,

Наскочил на давний лес,

Прохудился и исчез. (туча)

 

Слёзки капают из тучи –

Плачет мастер невезучий.

Хмурой осени художник,

Хлюпает по лужам … (дождик)

 

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно… (листопад)

 

Дождь и слякоть, грязь и ветер,

Осень, ты за всё в ответе!

Мёрзнет, мёрзнет человек,

Выпал первый белый… (снег)

 

Приложение 7

 

Загадки про транспорт

 

Что за чудо – синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины,

И питается бензином

(Автобус)

 

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет,

Что же это?

(Самолет)

 

Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.

(Поезд)

 

Два колеса подряд,

Их ногами вертят,

А поверх торчком –

Сам хозяин крючком

(Велосипед)

 

 

Приложение 8

 

Загадки про цветы, ягоды

 

Колосится в поле рожь,

Там во ржи, цветок найдешь,

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый

(Василек)

 

Стоят в лугах сестрички –

Золотой глазок, белые реснички

(Ромашка)

 

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти,

Дети, птицы и медведи

(Малина)

 

Голова на ножке,

В голове горошки.

Солнце жжет макушку,

Сделать хочет погремушку

(Мак).

 

Приложение 9

 

«Угадай слово, которое стоит в конце строчки»

 

  • Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только… (девочки)
  • Болты, шурупы, шестерёнки найдешь в кармане у… (мальчиков)
  • Болтали час без передышки в цветастых платьицах… (девочки)
  • При всех помериться силёнкой, конечно, любят лишь… (мальчики).

 

Приложение 10

 

Загадки про игрушки

 

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.  (мяч)         

 

 

Приложение 11

 

Беседа-рассуждение «Для чего нужны загадки, в чём их польза?»

 

В древности с помощью загадок испытывали мудрость человека при выборе вождя, при приеме в род, испытывали жениха перед свадьбой, мальчика при посвящении в юноши.

В наше время загадка по-новому раскрывает мир, заставляет видеть предметы или явления в новом, часто совершенно неожиданном свете. В давно известных вещах, таких как вода и лёд, загадка открывает необычное и красивое. Мне кажется, что без загадок было бы скучно.

Чтобы избежать ошибок при отгадывании загадок необходимо:

- внимательно слушать;

- подумать над каждым признаком отгадываемого предмета;

- не торопиться, а все продумывать, тщательно взвешивать свой ответ.


Откуда в нашей речи появилась загадка?

Наши далёкие предки активно пользовались иносказательной речью. Начало 11 века. Князь Ярослав готовится к битве против Святополка. Но надо вызнать, каковы силы противника. Ярослав посылает в стан Святополка лазутчика, который встречается с разведчиком. Между ними происходит разговор, переданный Новгородской летописью. Лазутчик спрашивает: “Что ты тому велиши творити? Мёду мало варено, а дружины много”. А разведчик отвечает: “Рцы Ярославу тако: да ещё мёду мало, а дружины много, да к вечеру дати” И понял Ярослав, что надо выступать в ночь.

Тайная речь использовалась не только на войне, но и в повседневной жизни, например, между невесткой и свекровью. А всё для того, чтобы умершие предки не поняли, что в доме поселился чужой человек, и не причинили зла. Вот осколки такой речи: “Ягольник яруя; двухвостка, возьми цупызник да уцупызни его!” Перевод несложен: “ Горшок кипит; невестка, возьми ухват да выстави его!”

В древности загадки являлись средством обучения. В некоторых деревнях в одной из изб проходили “вечера загадок”. Начинали их загадывать тогда, когда засыпала природа, считалось, что загадки имели свойство влиять на окружающую среду.

В ряде сказок герой становится богатым или даже царём благодаря отгаданным загадкам. Умение отгадывать загадки всегда было признаком зрелости. Жениху и его друзьям на свадьбе и по сей день принято загадывать загадки.

О том, что могло случиться с людьми, не понимающими иносказательную речь, поведала древнерусская летопись “Повесть временных лет”. Княгиня Ольга решила отомстить древлянам, убившим её мужа князя Игоря. Она велела послам древлян оказать “почести” и приказала принести их к ней прямо в ладье, на которой те приплыли. Заранее она приказала вырыть на теремном дворе яму очень глубокую. “Хороша ли вам честь?”- спросила Ольга. Ничего не подозревали древляне и были рады такому приёму. Их же, как несли в ладье, так и бросили в яму, и закопали. Это была первая месть за смерть мужа. Древляне не знали, что ладья использовалась у киевлян в похоронном обряде.

Загадки в современной речи занимают не столь важное место, как было в древности, но их роль остаётся весьма значимой.

Загадка - это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или скрытого вопроса.

Народные загадки должны были сохраняться в памяти народа, поэтому они очень краткие.

Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером.

Литературные или авторские загадки могут давать развёрнутое описание с указанием многочисленных признаков, используя художественные средства. Нередко это стихотворения из нескольких строк.

Есть, ребята, у меня два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня?

Е. Благинина.

Тематика загадок:

  • Неживая природа.
  • Растения.
  • Животные.
  • Человек.
  • Трудовая деятельность, инструменты.
  • Деревня, изба, посуда, мебель, утварь.
  • Пища.
  • Одежда, обувь.
  • Средства передвижения.
  • Оружие, доспехи.
  • Церковь, предметы культа.
  • Г рамота.
  • Временные понятия.
  • Музыкальные инструменты.

Загадка представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на скрытый или явный вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию в определённой последовательности:

S выделить, указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;

S сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;

S на основе соотнесённых признаков и выявленных связей сделать вывод (умозаключение), т. е. отгадать загадку.

Памятка для ребёнка, отгадывающего загадку

  1. Дослушай загадку до конца, т. к. в ней важно каждое слово.
  2. Постарайся запомнить все признаки предмета, упоминаемые в загадке.
  3. Не торопись с объявлением отгадки.
  4. Рассуждай про себя, мысля последовательно, принимая во внимание все найденные в загадке признаки.
  5. Докажи себе, что ты прав.
  6. Скажи отгадку громко