Контрольная работа «Системы дошкольного образования разных стран мира. Германия и Великобритания»

Устюжина Анастасия Сергеевна

Контрольная работа  «Системы дошкольного образования разных стран мира. Германия и Великобритания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota.docx44.56 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа

по дисциплине «Организация дошкольного образования»

Тема: «Системы дошкольного образования разных стран мира. Германия и Великобритания»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

3

РАЗДЕЛ 1. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………………………………….................................................

5

1.1. Дошкольное образование в России……………………………............

5

1.2. Дошкольное образование в Германии………………….……………..

7

1.3. Дошкольное образование в Великобритании………………….……..

8

РАЗДЕЛ 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И

ГЕРМАНИИ………………………………………………………………...

11

2.1. Сходства и различия систем дошкольного образования …………….

11

2.2. Анализ организации режима дня в дошкольных образовательных учреждениях………………………………………………………………....

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….....

13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….

14

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….

15

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Несмотря  на различие культур и своеобразие  путей развития педагогической науки  и практики, педагоги разных стран  решают похожие проблемы: определение содержания, методов и средств дошкольного образования, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального развития детей; создание условий для обогащения опыта взаимодействия детей разного возраста, расширения их представлений о культурно-этническом многообразии; совместное воспитание и обучение здоровых детей и детей с особыми потребностями; перестройка деятельности дошкольных учреждений с целью наиболее полного удовлетворения нужд семьи. Не претендуя на всеобъемлющую полноту освещения, проанализируем некоторые зарубежные модели. Обзор зарубежного опыта дошкольного образования позволяет сравнить и определить его статус и роль государства в его развитии.


РАЗДЕЛ 1. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

  1. Дошкольное образование в России

В российском образовании издавна существует расширенная система обеспечения дошкольного образования. В настоящий переходный период ей по-прежнему уделяется большое внимание, и она продолжает играть огромную роль в вопросах защиты детства и раннего воспитания и образования. Система отвечает запросам детей от трех до семи лет. Ясли могут посещаться детьми от 1 до 3 лет, в редких случаях - от 2 месяцев до года. Большинство детских садов финансируется государством, муниципалитетами или ведомствами. Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

Кроме перечисленных дошкольных учреждений существуют и ясли, но их количество за последние 10 лет резко сократилось до незначительного, т.к., в силу различных причин экономического и не экономического характера, этот вид дошкольных учреждений перестал в массе своей выполнять основную функцию — оздоровительную, а заболеваемость детей становилась прогрессирующе высокой.

В последнее время появилось много частных или получастных детских садов, но они еще составляют менее 8% от общего числа. Даже в муниципальных детских садах существует тенденция к оплате родителями от 10 до 15 процентов услуг. Система посещения детских садов достаточно гибка, и родители могут выбрать тот вид посещения их ребенком, который их устраивает - полный рабочий день, неполный рабочий день, неполная рабочая неделя и т.п. Отношения между родителями и персоналом носят откровенный и доверительный характер. Это позволяет воспитателям многое узнавать о личности и индивидуальных запросах ребенка.

Важно отметить и тот факт, что детские сады являются многофункциональными учреждениями, которые, в дополнение к образовательным, выполняют попечительские, социальные и здравоохранительные функции. Внимание команды экспертов повсеместно привлекалось к проблемам со здоровьем детей. Детские сады предоставляют услуги по защите здоровья и оказанию помощи детям с отклонениями в развитии.

Значительное внимание уделяется выявлению недостатков в физическом и интеллектуальном развитии воспитанников. Большая роль в разработке учебных планов и программ, а также в диагностике детей отводится психологам. Для лечения детей с физическими или мышечными отклонениями приглашаются физиотерапевты, в некоторых детских садах есть спортзалы и бассейны для проведения коррекционной работы. Логопеды оказывают помощь в коррекции дефектов речи и глотания. В районах со сложным социально-экономическим положением детские сады выполняют важную функцию помощи детям, страдающим от этих условий. Они пытаются компенсировать недостаток нормальных домашних условий, когда проблемы алкоголизма и наркомании, а также умственной и эмоциональной нестабильности в семье, вызывают задержки в развитии маленьких детей.

Вместе с тем в системе дошкольного образования наблюдается негативная тенденция: снижение количества детских учреждений и числа детей в них. Резко уменьшилось количество ведомственных садов, переданных муниципальным органам. Плата за содержание детей значительно возросла. Дошкольные учреждения недостаточно финансируются государством и органами власти. Низок уровень заработной платы воспитателей.

  1. Система дошкольного образования в Германии

Известно, что Германия является родоначальницей ДС и дошкольной педагогики, поэтому система Ф. Фребеля в какой-то мере сохранилась до сих пор. В настоящее время в Германии сосуществует 2 системы дошкольного образования (одна - в Западной Германии, вторая – в Восточной Германии).

В Восточной Германии система образования была образована по образцу СССР. При всех плюсах и минусах этой системы она отличалась систематичностью и последовательностью, а также активным взаимодействием воспитателя и детей, дисциплинированностью, хорошим уровнем подготовленности детей и взрослых.

В Западной Германии после разгрома фашизма была создана свободная система воспитания. С 1957 г. действует закон о свободном посещении детских садов. Родители оплачивают 50 % содержания детей, другие расходы возмещает владелец дошкольного заведения.

В Германии существуют следующие типы дошкольных заведений:

  • детские сады с полным или неполным днем, предназначенные для детей 3-х – 6-ти лет;
  • одногрупповые дошкольные заведения (преимущественно для старших дошкольников);
  • пришкольные группы (для пятилетних детей);
  • подготовительные классы основной школы, которые воспитывают и учат пятилетних детей;
  • круглосуточные интернаты для здоровых детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет;
  • интернаты для детей с проблемами здоровья и развития;
  • материнские центры. В них матери вместе с детьми занимаются интересной и полезной деятельностью, общаются между собой и специалистами по педагогики и психологии

Главные концептуальные принципы воспитания детей реализуются в детских садах свободного и открытого типов. Самый распространенный тип свободного детского сада — штейнеровские детские сады и детские сады Монтессори.

Открытый детский сад организован на ситуативно-ориентированной концепции дошкольного воспитания, для которого характерны: открытое планирование с участием детей; учеба на базе реальных жизненных связей; единство игры и учебы; разновозрастная организация жизни и деятельности; связь с общественностью; сотрудничество родителей и дошкольного заведения.

Воспитатель должен быть способным к систематическим и длительным наблюдениям, анализу результатов педагогической деятельности, прогнозированию.  

  1. Система дошкольного образования в Великобритании

Длительное время в Великобритании функционировали заведения общественного досмотра детей из небогатых семей. В настоящее время они трансформировались в современные типы дошкольных заведений, которые обеспечивают дифференцированный подход к воспитанию детей. Формирование и развитие системы дошкольного воспитания происходило под воздействием идей Ф. Фребеля, М. Монтессори, Г. Штейнера, Ж. Пиаже, Дж. Брунера.

Дошкольных заведений в стране недостаточно для обеспечения досмотром всех детей к вступлению в школу, учеба в которой начинается с 5-ти лет. Основными их типами являются муниципальные и частные дневные ясли, ясельные школы, ясельные классы, игровые группы, клубы матери и ребенка, группы «возможностей». По содержанию работы их можно объединить в три группы:

  • дневные ясли, которые обеспечивают уход за детьми;
  • ясельные классы и школы, которые работают как заведения интеллектуального развития детей, подготовки их к школе;
  • игровые группы, клубы матери и ребенка, группы «возможностей».

Муниципальные дневные ясли открывают местные органы власти для детей в возрасте от нескольких месяцев до 4-х – 5-ти лет. Работают они на протяжении года с 8 до 18-ти часов и предназначены для воспитания детей, родители которых имеют не высокий уровень доходов.

Частные дневные ясли создают разные частные лица, организации, благотворительные общества, религиозные организации и тому подобное. К ним принадлежат церковно-общинные дневные ясли; ясли, которые открывают для детей своих работников фабрики, компании, корпорации, банки; коммерческие ясли; кооперативные ясли; ясли психолого-педагогического профиля при научно-исследовательских центрах. Их целью является предоставление матерям, которые имеют маленьких детей, несколько часов свободного времени в день.

В стране есть много частных воспитателей, которые по желанию родителей работают с детьми в возрасте от рождения до 5-ти лет в течение всего рабочего дня.

Особенно популярные бесплатные муниципальные ясельные школы и классы для детей 3-х - 5-ти лет. Преимущества имеют ясельные центры – своеобразные объединение дневных и ясельных школ – их немного. При начальных школах часто организуют ясельные центры, которые занимаются умственным, физическим, моральным, эстетичным, трудовым развитием детей, формированием их индивидуальности. Организуют их родители. Как правило, ясельные центры обеспечивают наивысший уровень всестороннего воспитания.

Самым распространенным типом дошкольных заведений являются игровые группы, объединенные в Ассоциацию дошкольных игровых групп. Финансируются они частично из государственного бюджета, за счет благотворительных взносов, а больше всего — родителями детей. У них воспитывается до 70 % детей в возрасте 2–3 лет. Группы насчитывают от 6 до 40 детей, работают 2–3 часа от двух до пяти дней в неделю.

Больничные игровые группы предназначены для воспитания детей, которые находятся на лечении. «Группы возможностей» имеют целью воспитание детей с отклонениями в развитии. Работают они по образцу игровых групп, однако в их составе гораздо меньше детей. На занятиях используют специальный игровой и учебный материал. Клубы матери и ребенка предусматривают обязательное присутствие матерей в течение всего пребывания детей в группе, работа которой мало чем отличается от работы игровой группы. Поскольку английская система образования предусматривает получение разрешения на прием трех-четырехлетних детей в начальную школу, органы образования организуют подготовительные классы (группы) и для пятилетних детей.

Разнообразие типов дошкольных заведений и программ отображает особенность концепции дошкольного воспитания в Великобритании: ребенок является активным субъектом, познающим окружающую среду. Поэтому воспитание имеет целью развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности в овладении разными видами деятельности. Программы воспитания и учебы детей направлены на целостное виденье личности ребенка, ориентируют на использование мотивационных факторов к учебе, развитие инициативы. В дошкольных заведениях на одного взрослого приходится не более трех малышей и пяти детей от 3-х до 5-ти лет. Для облегчения адаптации к детскому садику ребенок в первые дни посещает его вместе с мамой.

РАЗДЕЛ 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ГЕРМАНИИ

2.1. Сходства и различия систем дошкольного образования

Сходства

Во всех странах широко используются идеи Ф. Фребеля, М. Монтессори, Г. Штейнера, Ж. Пиаже прием детей в детский осуществляется с 2-3х летнего возраста разнообразные типы дошкольных учреждений, а также существуют платные (частные) и государственные сады. На очередь в детский сад встают с рождения.

Некоторые цели обучения, развития, воспитания перекликаются. Во всех странах осуществляется сотрудничество с родителями, а также существует инклюзивное дошкольное образование – большая часть детей с особыми потребностями, посещают обычные детские сады.

Различия

Если образование Великобритании и России направлено на развитие личности ребенка, то в Германии – на развитие навыков логического мышления.

В странах Европы нет определенных программ воспитания и развития детей, каждый детский сад сам выбирает как ему работать

В Германии – в детских дошкольных учреждениях нет врачей, медсестер и детских психологов.

 В странах Европы мало времени уделяется конкретным занятиям, в основном это наблюдения за детьми и индивидуальная работа.

В детских садах Германии не предусмотрено формирование навыков счета, чтения, детей не учат писать, лепить, как это происходит в подготовительных группах в России. Родители это должны делать самостоятельно.

В России дети, как правило, посещают кружки и секции — шахматы, гимнастика, танцы и др. В Великобритании такая практика не распространена, так как дополнительное образование включено в программу дошкольного учреждения, все знания и навыки малыши получают там. В возрасте уже трех лет знакомятся со звуками алфавита, тренируются писать свое имя. С четырех лет начинают учиться чтению и письму.

2.2. Анализ организации режима дня в дошкольных образовательных учреждениях

На основе изученной информации была составлена таблица по организации режима дня в дошкольных образовательных сравниваемых стран.

Таблица 1

                           Страна                          

Критерии

Россия

Германия

Великобри-

тания

Возрастные рамки приёма в ДОУ

С 2 мес. до 7 лет

От 0 до 6 лет

С 3 мес. до 5 лет

Возраст начала дошкольного обучения

3 года

3 года

4 года

Продолжительность дошкольного обучения

5 лет

3 года

2 года

Временные рамки нахождения детей в ДОУ

С 7:00 до 19:00

С 8:00 до 16:00

С 8:00-9:00 до 15:00

Количество детей в группах

~25 детей на 2 вос-лей

15-25 детей на 2 вос-лей

~26 детей на 2 вос-лей

Образовательная деятельность

НОД имеет четкую структуру

Воспитательная работа, игры

Проходит в виде игр

Прогулка

2 прогулки в день

1 прогулка в день

2 прогулки в день

Дневной сон

Во всех возрастных группах

Нет

Нет

Пища

Разнообразное питание, включенное в стоимость оплаты за пребывание в детском саду.

Нет кухни. Пищу дети приносят с собой, либо уходят на обед домой

Пищу приносят с собой.

Возраст поступления в школу

6-7 лет

6 лет

5 лет

Таким образом, можно сделать вывод, что организация режима дня в ДОУ за исключением некоторых критериев имеет разную структуру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Какими бы своеобразными, оригинальными не были национальные системы образования и воспитания детей дошкольного возраста, все они имеют в своей основе универсальные принципы, представляют единственную и целостную систему дошкольного воспитания и обучения как общецивилизационный феномен. Нет таких методов воспитания, к которым не прибегали бы хоть в какой-нибудь стране. Любые краски найдешь на педагогической палитре мира, и можно сколько угодно спорить о преимуществе тех или других методов или подходов. Педагогика всюду разная.

Воспитание разное - результаты одинаковые. Как это может быть? Никто не может ответить.

А ответ, скорее всего, в том, что воспитание во всем мире одинаковое. Оно разнится методами, и методы, конечно, накладывают отпечаток на характер - есть ведь и национальный характер у каждого народа, он зависит и от форм воспитания. Но нравственное содержание у всех народов одно. В разных формах живет общее содержание, которое делает людей прежде всего людьми, а потом уж кубинцами или японцами.

Суть воспитания во всех странах и во всех семьях одна: обучение миролюбию и совестливости, обучение средствам достигать цели, не посягая на человека.

Говорят, какая может быть семейная педагогика? В каждой семье свое, все семьи разные, никакой науки и быть не может!

Все семьи разные, все народы разные, все времена разные, все условия воспитания разные, но высшая нравственность одна и слово «любовь» на всех языках означает одно и то же.

     

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белоконева О. Осторожно: зарубежная педагогика. // Обруч. 6, 1999. С. 11.
  2. Гретлер, А. Исследования в области образования в Европе //Перспективы. - 2000. - № 3. - С. 81-96.
  3. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Александр Наумович Джуринский. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 176 с.
  4. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность. М., 2001.
  5. Педагогика и народное образование за рубежом. М., 1990.
  6. Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. М., 1998.
  7. Турченко В. Из опыта работы в немецком детском саду // Дошкольное воспитание. 2006. № 6.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дополнительно о Германии и Великобритании

Система дошкольного образования в Германии

Исторический аспект дошкольного воспитания

Структура дошкольного образования

Цель и направление работы

Интересные факты

Первые учреждения для маленьких детей в Германии появились еще в начале XIX в. Их главная функция состояла в присмотре за детьми промышленных рабочих, пока те находились на работе. Родителей не интересовало внедрение образования в программу по уходу за детьми. В то же время в детских садах для детей буржуазии осуществлялась подготовка детей к школе.

Новые институты, созданные Ф. Фребелем в 1840 г. и названные Kindergarten (детский сад), изначально ориентировались на педагогические аспекты умственному, эмоциональному воспитания и этим очень сильно отличались от ранее существовавших. По идее Ф. Фребеля, детские сады должны дополнять воспитание, получаемое детьми в семьях, и способствовать, творческому и общественному развитию детей. Деятельность детских садов продолжалась до 1933 г., пока благотворительные социальные организации, поддерживающие детские сады, не были захвачены Национальным социалистическим социальным органом Volkswolilfahrt. Во времена Третьего рейха женщинам было запрещено выходить на работу, и многие детские сады прекратили свое существование. Когда же вновь потребовалась женская рабочая сила, особенно в оружейной индустрии, система детских садов вновь стала развиваться.

По окончании Второй мировой войны в ФРГ и ГДР стали развиваться различные дошкольные образовательные системы. Создание дошкольных учреждений в Восточной Германии началось в 1945 г., где они рассматривались как подготовительные учреждения. Уже в 1965 г. они были включены в систему образования. При введении закона о праве всех детей на место в детском саду, в ГДР было предоставлено место каждому ребенку в возрасте от трех до шести лет. Желающие родители могли оставить ребенка на целый день в детском саду, оплата которого не превышала стоимость обеда в середине дня. Остальные расходы финансировались из государственного бюджета. Функции работников детских садов были определены в законе единой социалистической образовательной системы. Таким образом, дошкольное образование было передано в ведение системы народного просвещения и впервые в истории страны стало ступенью образовательного процесса.

В ФРГ в 1960-х гг. также живо обсуждался вопрос дошкольного образования и перехода детей к начальному образованию. Решалось, как можно улучшить возможности поступления в школу детей из неблагополучных семей, и будет ли полезным ввести обязательное начальное образование с пяти, а не с шести лет. При поддержке научных учреждений были организованы развивающие программы по проведению пилотных проектов. Оживленное обсуждение проблемы привлекло внимание общественности к данным вопросам, и с этого времени началось развитие системы дошкольного образования.

Послевоенная педагогика в Западной и Восточной Германии строилась на принципах отрицавших гитлеровскую идеологию, что и определило основные подходы к организации дошкольного воспитания.

Данный период характеризуется интенсивной политикой оказания помощи молодым семьям. Так, в ФРГ большое внимание уделялось обеспечению права родителей на воспитание детей в семье. Поэтому в дошкольном образовании ФРГ государство не вмешивалось в воспитание. Особое внимание уделялось самосознанию детей, созданию раскрепощенной обстановки, подбору мебели и отрицались воспитание коллективизма, ограничение детской индивидуальности, работа по единой программе, что было характерно для дошкольного образования в ГДР.

В то же время дошкольное образование в ФРГ не избежало критики за недостаточное внимание к гигиене, безопасности детей, пассивность воспитателей в педагогическом процессе, панибратское отношение детей со взрослыми.

После объединения Германии было отдано предпочтение системе образования ФРГ. В связи с этим в бывшей Восточной Германии наблюдался избыток подготовленных работников, а в детских садах Западной Германии — недостаток грамотных воспитателей. Урегулирование этого вопроса осуществлялось путем выплаты педагогам ГДР компенсации за отказ от педагогической деятельности.

С1957 г. действует закон о свободном посещении детских садов, 20 % из которых содержит государство, 80 % принадлежат церковным общинам, профсоюзам, немецкому Красному Кресту, службе молодежи и другим благотворительным обществам. Родители оплачивают 50 % содержания детей, другие расходы возмещает владелец дошкольного заведения.

В Германии существуют следующие типы дошкольных заведений:

- детские садики с полным или неполным днем, предназначенные для детей 3-х – 6-ти лет;

-одногрупповые дошкольные заведения (преимущественно для старших дошкольников);

-пришкольные группы (для пятилетних детей);

-подготовительные классы основной школы, которые воспитывают и учат пятилетних детей;

-круглосуточные интернаты для здоровых детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет;

- интернаты для детей с проблемами здоровья и развития;

- материнские центры. В них матери вместе с детьми занимаются интересной и полезной деятельностью, общаются между собой и специалистами по педагогики и психологии.

Подготовка воспитателей в Германии происходит принципиально иначе, чем в нашей стране. Воспитатели учатся не в университетах, а в средних профессиональных учебных заведениях. Подготовка происходит в течение 5 лет и включает 3 этапа.

На первом этапе в течение 2-х лет проходит практическая стажировка, когда будущие специалисты под руководством опытного педагога включаются в жизнь дошкольного учреждения и выполняют различные виды работы. Этот этап позволяет человеку самоопределиться, понять правильность выбора профессии, приобрести предварительный практический опыт работы с детьми.

Второй этап – 2 года теоретического обучения, в процессе которого студенты получают знания по детской психологии, дошкольной педагогике, возрастной физиологии и пр.

Третий этап – годичная заключительная практика, когда молодой специалист работает совместно с квалифицированным коллегой и овладевает техническими навыками профессии.

Особо следует отметить организацию системы переподготовки и повышения квалификации воспитателей. Каждый воспитатель ежегодно проходит повышение квалификации 5-6 раз. Этот курс может быть совсем короткий (1-3 дня), а может быть продолжительным (до 2-х недель). Курс может затрагивать самые различные сферы деятельности педагога – работу с родителями, принципы наблюдения за развитием ребенка, диагностику, специальные предметы – например, как ставить эксперименты в детском саду, как проводить интересные музыкальные игры или организовать экскурсию и на ее основе сюжетные игры и т.п. Таким образом, педагог имеет возможность регулярно (раз в 2 месяца), практически без отрыва от работы повышать свой профессиональный уровень, знакомиться с современными педагогическими и психологическими инновациями, привносить новое в методики воспитания и развития детей, и, что немаловажно, делиться с коллегами новыми свежими идеями и творческими импульсами.

Всего в детском саду работает 7-10 педагогов и 1-2 стажера. В каждом помещении с детьми находятся 2 педагога, которые наблюдают за детьми, в случае необходимости предлагают интересные занятия и направляют деятельность детей, разрешают спорные ситуации. Несмотря на отсутствие традиционных групп, педагоги опекают определённых детей и несут ответственность за них. За каждым педагогом «закреплено» 20-25 детей разного возраста. Воспитатели наблюдают за своими детьми, отслеживают их маршрут в пределах детского учреждения и в случае необходимости корректируют его. Так, если ребёнок постоянно выбирает себе одно и то же занятие, игнорируя остальные, педагог тактично переключает его внимание на другое занятие (и соответственно помещение), но окончательный выбор остаётся за ребёнком. Отличительной особенностью работы педагога открытого детского сада в Германии является отсутствие внешних контролирующих инстанций. Детские учреждения не отчитываются перед государственными органами о своей работе. Это очень важный момент в организации труда воспитателя, поскольку отсутствие контроля с одной стороны повышает ответственность и самостоятельность воспитателя, а с другой – ориентирует воспитательную работу на детей, а не на проверяющие комиссии.

Детские дошкольные учреждения понимаются сегодня как неотъемлемая составная часть системы образования Германии. В соответствии с законом 1990 года целью детских дошкольных учреждений является в основном развитие ребенка в самостоятельную и социально-ориентированную личность посредством ухода за ребенком, его воспитания и образования.

В области дошкольного образования не предусмотрены занятия в отдельных отраслях знаний или определенные часы в недельном ритме, не существует также строго определенных учебных планов. В рамках работы с детьми от 3 до 6 лет в детском саду предусмотрена педагогическая деятельность с целью развития духовной, физической, эмоциональной и социальной компетентности детей в следующих направлениях:

-речевое развитие, шрифт, коммуникация;

-личностное и социальное развитие, система моральных ценностей /религиозное воспитание;

-основы математических знаний, природы, техники (в том числе и информационной);

-музыкальное развитие / обхождение со средствами массовой информации;

-человеческий организм, движение, здоровье;

-социальный и живой окружающий мир.

Дошкольное обучение в Германии не очень популярно. «Ребенка будут учить в школе», — считают немецкие родители. «Игровая группа», в которую приводят ребенка на несколько часов в день, вовсе не возможность для мамы отдохнуть от малыша. Дети в них проводят время в присутствии мам или нянь. Последние обычно пьют чай, угощают друг друга домашними пирогами и ведут долгие беседы, пока дошкольники получают свою порцию общения, играют.

Детский сад в Германии — что-то вроде клуба для маленьких, который открывается рано утром и перестает работать самое позднее в 2 часа дня. В саду дети не обедают. Считается, что такой важный ритуал должен проходить только дома, иначе ребенок может почувствовать себя оторванным от семьи. Мама играет главную роль в процессе воспитания и уходе за ребенком, в крайнем случае няня. Детский сад стоит на втором месте, но его значение несопоставимо с ролью матери.

В Германии дети (и в 8 лет тоже) вообще не смотрят телевизор, потому что дома либо его нет, либо родители включают только тогда, когда дети спят, так как немцы твердо придерживаются правила: чем дольше ребенок не смотрит телевизор, тем лучше для его здоровья. Несмотря на то что имеются детские каналы, лишь некоторые родители позволяют детям смотреть телевизор 15—30 минут в день. В кинотеатр стараются с детьми не ходить. В соответствии с вышесказанным дети практически целый день дома: играют в игрушки, рисуют, занимаются музыкой или в кружках (в спортивных секциях).

В Германии, как и в любой европейской стране, государство очень серьезно и ответственно подходит к вопросу о защите прав детей. Дети знают о своих правах. Этому учат уже в саду. Поэтому многое родителям не дозволено. Например, детей нельзя бить, обижать, наказывать, нельзя на них кричать.

Система образования в Великобритании

Исторический аспект

Структура и подразделение

Цели и задачи

Интересные факты

В конце 18 в. Начала появляться организованная поддержка образования маленьких детей.

С 1996г. – закон о системе дошк. обр. 1997г. – реформа раннего образования. 1998г. – закон о школьных стандартах, определил дошк. образ. как полное и неполное по времени обр. для детей, не достигших обязательного школьного возраста 5 лет). С сентября 2000г. Была представлена основная ступень образования, основанная на шести главных областях обучения. Раннее обучение – отдельная ступень образования от 3 – 5 лет.

Департамент образования и науки. Система образования Великобритании подразделяется на подсистемы: Англия и Уэльс, Северная Ирландия, Шотландия

Государственные (муниципальные), частные. Д/с посещают с 3 – 5 лет, по группам по возрасту. С 5 лет обязательное обучение – «школа для малышей», с 7 лет – 11младшая школа, с11 -14, с 14 -16.

«Ясельная школа» с 3 -5 лет, ясельные классы, дневные классы, игровые семейные центры, клубы матери и ребенка. Нет единой программы воспитания детей, каждая «ясельная школа» работает по своей программе.

Режим работы с 8ч. утра до 6 вечера.

Цель: улучшение качества заботы, умение ориентироваться в современной ситуации

Задачи: - личное, общественное и эмоциональное развитие;

- развитие математических способностей;

- развитие мышления;

- развитие языка

- физическое развитие;

- творческое развитие.

- ранний опыт в науке и технологии;

- знание и уважение окружающей среды.

Отсутствуют обязательные групповые занятия, интеллектуальное развитие осуществляется в игровой форме. Большое внимание уделяется подбору игрушек и игрового оборудования. Занимаются самостоятельно, 15% времени на групповое обучение, тихий час отсутствует, специальная форма, жесткая дисциплина, за незначительное опоздание родители пишут объяснение. Об отсутствии ребенка (по каким – то причинам) родители должны заранее уведомить руководство официальным письмом.

Справку о прививках при приеме не спрашивают. Родителям в этом вопросе предоставлена полная свобода действий.С 3-х лет родители получают финансовую помощь от государства в виде ваучеров, которые дают право на 5 бесплатных сессий в неделю в любом детском саду. Продолжительность сессии — 2,5 часа. Подобное материальное сотрудничество государства и родителей значительно облегчает жизнь: можно либо ребенка отводить в детский сад на 2,5 часа и при этом ничего не платить, либо же эти деньги пойдут в счет уплаты полного дня и будут вычтены из полного счета.

Если из частного детского сада вы не забираете ребенка вовремя, будьте любезны оплатить сверхурочные, что-то около 60 руб. в минуту. Но средняя стоимость полноценного пребывания в частном детском саду с 4-х разовым питанием составит около 36000 руб. в месяц.