Контрольная работа "Культура речи воспитателя в ДОУ"

Устюжина Анастасия Сергеевна

«Умение говорить - это кратчайший путь

к успеху. Почти любой может говорить

так, что будет приятен и желанен в

обществе, если он обладает верой в себя и

людей. Без сомнения, знание основ

культуры речи и основ риторики,

практическое их применение позволит

каждому приобрести уверенность и стать

раскованнее и общительнее. Только

человек, владеющий словом

и логикой, может добиться желаемых

результатов в жизни. Но для того, чтобы

овладеть логикой и речью, надо

систематически работать, развивая

необходимые навыки».

 

                                                                                                                                                                                                                                                                Дейл Карнеги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРА РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Контрольная работа

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Культура речи педагога………………………………….………………...5

Компоненты профессиональной речи педагога………….………………7

Требования к речи воспитателя ДОУ…………………………………….9

Заключение………………………………………………………………..19

Список использованной литературы…………………………………….20

«Умение говорить - это кратчайший путь

к успеху. Почти любой может говорить

так, что будет приятен и желанен в

обществе, если он обладает верой в себя и

людей. Без сомнения, знание основ

культуры речи и основ риторики,

практическое их применение позволит

каждому приобрести уверенность и стать

раскованнее и общительнее. Только

человек, владеющий словом

и логикой, может добиться желаемых

результатов в жизни. Но для того, чтобы

овладеть логикой и речью, надо

систематически работать, развивая

необходимые навыки».

Дейл Карнеги

Введение

Речь - это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.

Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников.

Согласно требованиям современных ФГОС педагоги ДОУ должны создавать условия для речевого развития воспитанников, которое включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи и пр.

В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.

Таким образом, качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

 

 

Культура речи педагога

Речевая культура в современном понимании – это область лингвистики и риторики, которая изучает осознанную речевую деятельность как целенаправленную, целесообразную и этически корректную. Речевая культура – это основной инструмент культуры в целом.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.

Культура речи педагога охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие. Определенные нормы существуют для всех компонентов речевой культуры и проявляются они, прежде всего, как нормы общения: когнитивная (восприятие других и их понимание), аффективная (отношение к другому), поведенческая (выбор поведения в конкретной ситуации). Наиболее значимыми нормами общения являются этические и коммуникативные.

Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, помогающие осуществлять оптимальное общение, создавать благоприятный эмоциональный климат и раскрывать личность каждого партнера по общению. Они обеспечивают выбор средств общения и действуют на всех этапах речевой деятельности.

Коммуникативные качества речи – это свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность.

Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Что же такое «Культура речи»?

Однозначного понимания термина не существует.

Профессор Л.И. Скворцов дает определение, согласно которому «Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи»[2].

Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

 

 

 

Компоненты профессиональной речи педагога

Содержание профессиональной деятельности педагога предъявляет к его речи ряд специфических требований, заставляющих его развивать определенные речевые качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные.

Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.

Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.

С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.

Голос педагога должен быть достаточно вынослив.

Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.

Следующим компонентом речи является дикция. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

 

 

 

Требования к речи воспитателя ДОУ

К речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

качество языкового оформления речи;

ценностно-личностные установки педагога;

коммуникативная компетентность;

четкий отбор информации для создания высказывания;

ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться речевым этикетом, ориентироваться на ситуацию общения и др.).

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов- паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Уместность – уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими, посредством собственной речи.

Обладая развитой речью, ребенок, будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешности работы воспитателя по речевому развитию детей в ДОУ.

Наряду с требованиями к речи воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети.

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни, и на занятиях.

На всех занятиях в детском саду воспитатели широко пользуются вопросами как приёмом обучения детей. Вопрос воспитателя—очень действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.

Для того чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определённым требованиям:

Первое требование — вопрос должен обладать определённым содержанием. В практике проведения занятий часто ставятся лишние, ненужные для намеченного программного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы.

Второе требование к вопросу — точность и конкретность.

Доступность вопроса зависит также и от его формулировки.

Небрежное, неправильное построение вопроса делает его мало понятным. Большое значение для ясности понимания вопроса имеет краткость формулировки. Стремясь к точности и краткости, некоторые воспитатели впадают в другую крайность: чрезмерная краткость тоже делает вопрос непонятным.

Очень важным требованием является целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям. Поэтому вопросы задавать не обо всём, что можно сказать на данную тему, а об основном, главном.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ, работающего с детьми дошкольного возраста.

Речь воспитателя должна строго соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираться на их опыт.

Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с дошкольниками и другими людьми.

Самые распространённые ошибки в речи воспитателя:

1.Употребление слов-паразитов:

Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Часто употребляемые слова – паразиты:

«Как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это», «это самое», «вот», «ну вот», «ну», «ну ваще», «короче», «то есть», «практически», «по-любому», «жесть», «вобщем», «пипец», «да не вопрос», «без проблем».

Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.

Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё».

Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёкарный бабай», «ёшкин кот», «ёперный театр».

Причины появления сорных слов в речи.

Время от времени слова-паразиты появляются в речи каждого человека, однако если паразиты в речи стали привычкой, необходимо обратить внимание на возможные причины возникновения проблемы.

Скудный словарный запас.

Люди, чей словарный запас ограничен в силу некоторых обстоятельств, непременно попадают в ловушку слов-паразитов. В процессе речи у таких людей возникают длинные паузы, вызванные невозможностью подобрать подходящее слово. Как правило, эти паузы заполняются звуками наподобие «э-э-э» или «м-м-м», а также многочисленными словами-паразитами.

Скорость мышления.

Слова паразиты и характер человека очень связаны между собой. Так, при невысокой скорости формулирования мысли происходит возникновение пауз, о которых уже говорилось ранее. Слова-паразиты и звуки-паразиты помогают говорящему протянуть время, пока тот строит мысль и готовит ее к речевому воспроизведению.

Проявление эмоций.

Среди слов-паразитов имеются элементы с яркой эмоциональной окраской, применяемые говорящим для выражения его чувств. Слово паразит «типа» — это пример проявления неуверенности человека в отношении того или иного явления. Наиболее популярными являются такие слова, как «блин», «черт», «жесть», «елки-палки», слово паразит «типа» и другие. К числу таких паразитов также относятся многие элементы ненормативной лексики.

Слова-паразиты как часть образа.

Использование паразитов в речи может быть намеренным для создания определенного образа. Интересно, что такое происходит не только в реальной жизни, но и в актерской среде, где артисты намеренно перенимают черты того или иного персонажа, вживаясь в образ.

Влияние моды.

Некоторые слова-паразиты становятся своего рода мейнстримом среди молодого поколения и разносятся от одного к другому. Употребление слов такого рода в речи говорит о том, что говорящий следит за новостями, набирающими популярность в интернете или на телевидении, являющимися главными источниками распространения моды на речевые паразиты.

Речевые паразиты не приносят речи говорящего ничего, кроме засоренности. Кроме того, речь, переполненная часто повторяющимися словами или звуками становится трудной для восприятия и даже режет слух. Для того чтобы речь звучала приятно и понятно, стоит потрудиться над тем, как убрать слова паразиты из своей речи.

Как избавиться от слов-паразитов.

Многие не замечают, что их речь изобилует паразитами, поэтому каждый может провести эксперимент, записав свою речь на диктофон или видео и проанализировав полученный результат. Если в ходе эксперимента было выявлено пристрастие к таким словам, необходимо понять, как избавиться от слов паразитов.

Для людей с ограниченным словарным запасом важно регулярное чтение, изучение новых слов, а также общение с интеллектуально развитыми людьми. Дело в том, что слова-паразиты часто передаются при общении от одного человека к другому, поэтому желательно либо сократить часы общения с любителями речевых паразитов, либо научиться абстрагироваться от восприятия этих слов и постоянно контролировать собственную речь.

Специалисты психологии, лингвистики и других смежных наук рекомендуют предпринять такую меру, как замена простых паразитов («ну», «блин», «как его» и другие), на нормальные слова-паразиты («следовательно», «таким образом», «по моему мнению» и другие). Это для начала придаст речи более приличное звучание, а впоследствии поможет более точно формулировать и воспроизводить свои мысли.

Нередко речевые паразиты становятся помощником говорящего, когда тому нечего сказать, но хочется как-то поддержать разговор. Если человек не заинтересован в теме разговора, стоит тактично сменить ее, а не отмахиваться от собеседника словами-паразитами.

Самоконтроль бывает не всегда точен, поэтому важно ввести систему внешнего контроля, а именно попросить окружающих сообщать о случаях употребления вами слов-паразитов. Кроме того, существует интересная методика наказаний за слова паразиты в нашей речи. К примеру, на Западе часто устанавливают банку, в которую кладутся деньги за каждую провинность (в данном случае за каждое произнесенное сорное слово). Помимо банки с деньгами, можно включить и другие примеры наказаний, наподобие гавканья или мяуканья за каждое запрещенное слово.

Регулярное чтение художественной литературы вслух поможет расширить словарный запас и кругозор, скорректировать дикцию и интонацию, а также научит человека говорить красиво, применяя развернутые обороты речи и избегая повторения бессмысленных слов.

Пересказ прочитанных отрывков с употреблением преимущественно прочитанной там же лексики поможет обогатить пассивный словарный запас, что, в свою очередь, окажет благотворное влияние и на активный словарный запас человека.

Основной проблемой речи у многих говорящих является наличие пауз и незнание, чем заменить эти паузы. В момент, когда возникает пауза, лучше промолчать и сделать глубокий вдох – это позволит не только расслабиться и снизить волнение, но и избавит от необходимости вставить пару сорных словечек.

Особую пользу в формировании речи несет составление собственного словаря интересных слов и выражений. Составить такой словарь можно на основе прочитанных литературных произведений, прослушивания интеллектуальных передач, а также в процессе общения с другими людьми. Дальнейшее употребление слов и выражений из словаря поможет вытеснить сорные слова из речи и придать ей более изысканное и утонченное звучание.

При формировании высказывания или выступлении на публике рекомендуется говорить по существу и не лить лишней воды. Важно учиться четко выражать свою мысль, делая акцент на ключевых аспектах идеи. Логически выстроенная речь без лирических отступлений и лишней информации, как правило, не нуждается в дополнении со стороны слов-паразитов.

В борьбе с сорными словами немаловажную роль играет особая психология метода от противного. Так, если рекомендуется сократить количество слов-паразитов в своей речи и даже исключить их совсем, стоит попробовать сделать наоборот, однако делать это лучше в одиночестве. В борьбе с речевыми паразитами можно попробовать произносить в течение недолгого времени только укоренившееся сорное слово. К примеру, после 10 минут повторения одного и того же «блин» слово начинает звучать абсурдно, а желание произносить его пропадает. Также можно развесить стикеры, на которых написано «любимое» слово. Постоянный визуальный контакт с этим словом вызовет к нему определенную долю отвращения.

Методов борьбы с речевыми паразитами очень много, однако самым важным аспектом этой борьбы является постоянный самоконтроль со стороны говорящего. Так же как паразиты стали привычкой, необходимо сделать своей привычкой красивую и лаконичную речь. В этом поможет дисциплина и регулярное внимание к собственной речи, которое должно проявляться не только в работе над устранением слов-паразитов, но и в улучшении дикции и расширении словарного запаса. Диктофоны и видео станут лучшими помощниками в осуществлении контроля над речью, а составленная таблица результатов, основанная на подсчете количества речевых паразитов, произнесенных в определенном отрывке речи, позволит отслеживать прогресс или регресс в работе говорящего.

2.Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со стола. Ласковые слова очень нужны, но речь педагога не должна состоять преимущественно из них!

3.Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется.

Необходимо не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, кепка, панама, шляпка, бейсболка и т.д.

Зачем это нужно? Прежде чем малыш научится сравнивать бытовые предметы друг с другом. Ему нужно научиться отделять существенные – главные признаки предмета от несущественных и обобщать. Например, чем отличаются брюки и шорты? Что у них общее – чем они похожи? Что у них отличное? Когда Вы правильно и точно называете предметы, у ребенка начинают появляться вопросы к Вам – почему так называется? Это отличный повод поговорить с малышом, попробовать обсудить, чем похожи и чем отличаются разные предметы. И это будет жизненное занятие, которое полезно и для интеллекта, и для речи ребенка и которое не потребует ни специальных книжек или картинок, ни Вашего времени.

4.Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку: дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма. а также слов-сокращений: телик, видик, комп.

5.Нелитературное произношение слов:

хочут –хотят,

пошлите – пойдёмте,

ляжь – ляг,

сижа – сидя,

езжай – поезжай,

заплотит – заплатит,

ложить – класть (В литературном языке нет глагола «ложить», но есть «положить», есть глагол «класть», но нет глагола «покласть». Глагол «ложить» применяется только с приставкой, а глагол «класть» - без приставки.)

Заключение

Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Культура речи, как наука о языке, может и должна:

помочь детям овладеть нормами литературного языка,

привить любовь к родному языку,

научить отличать литературную речь от примитивной разговорной,

помочь освободиться от "сорных" слов.

Чтобы выступать перед детской аудиторией, педагог должен обладать рядом специальных навыков. К ним относится навыки:

отбора литературы;

изучения литературы;

составления плана;

написания конспекта;

ориентации во времени.

Эти навыки должны использоваться комплексно, иначе речь будет неэффективной. Например, вы хорошо пишете текст речи, но не умеете просто и ясно излагать. Или убедительно, интересно говорите, но не укладываетесь во времени. Успех во многом зависит и от того, как выступающий знает предмет речи. Для этого он должен быть человеком начитанным, эрудированным.

Современная педагогика призвана создавать условия для развития и саморазвития личности ребенка. Особая роль отводится позиции педагога в общении, которая характеризует признание ребенка как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на его интересы и перспективы его развития, где немаловажную роль играет культура речи педагога.

 

Список использованной литературы

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка / Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва. – М.: Русский язык, 1993. – 927 с.

Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с.

Бородич А.М. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А.М. Бородич. – 2-е изд. – М: Просвещение, 1981. – 255 с.

Колосова И.В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения / И.В. Колосова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009. - №3.

Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. – 223 с.

Скворцов Л.М. Культура русской речи. Словарь-справочник / Л.М. Скворцов. – М.: Издательство «Знание», 1995. – 256 с.

Словарь-справочник по культуре устной и письменной речи / Сост. М.Б. Елисеева Б.М. Золик, А.Б. Черепнин, 1996. – 32 с.

Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2007. – 256 с.

Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для уч-ся / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М.: Просвещение, 1977. - 239 с.

Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина, В.М. Макарова, Е.А. Ставцева. – М. : Академия, 2006. – 192 с.