Доклад «Идеи свободного воспитания в педагогической теории Ж.Ж. Руссо. И.Г. Песталоцци о роли воспитания детей»
Доклад «Идеи свободного воспитания в педагогической теории Ж.Ж. Руссо. И.Г. Песталоцци о роли воспитания детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
по дисциплине «Теория и технологии экологического воспитания детей»
Тема: «Идеи свободного воспитания в педагогической теории Ж.Ж. Руссо. И.Г. Песталоцци о роли воспитания детей»
Выполнила Устюжина А.С.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Теория свободного воспитания Ж. Ж. Руссо - концепция, сущность и принципы…………………………………………………………………… | 3 |
И.Г. Песталоцци о роли воспитания детей………………………………. | 7 |
Список литературы…………………………...……………………………. | 9 |
Теория свободного воспитания Ж. Ж. Руссо - концепция, сущность и принципы
В психологии специалистами нередко используется теория свободного воспитания Ж. Ж. Руссо. Его концепция основана на том, что по мере взросления и развития ребенок должен ориентироваться на окружающую реальность, естественные процессы, развиваться с учетом личного полученного опыта. Идеи французского мыслителя заключаются в неприкосновенности детской души до того момента, пока подросток не приобретет способность мыслить и выбирать правила поведения.
Суть и принципы концепции
В 1762 году знаменитый французский философ-просветитель опубликовал свой трактат, ставший причиной огромной популярности автора. Роман «Эмиль, или О воспитании» рассказывает о приверженности психолога естественному взрослению детей без насильственного навязывания им нравственных принципов.
Каждый ребенок, согласно теории Руссо, должен пережить детство так, как ему предназначено самой природой. В процессе воспитания нужно соблюдать природные особенности малышей, заложенные в них с самого рождения, а также возрастные критерии. Таким образом, основой концепции является взросление посредством развития и осознания собственные внутренних способностей, систем и органов чувств.
В своем педагогическом трактате Жан Жак Руссо попытался кратко описать и сформулировать основные источники воспитания. Таковыми он считал:
природу (через развитие человеческих ресурсов, данных природой);
людей (приучение к обществу, перенимание чужого опыта, умение анализировать последствия поступков самостоятельно и применять собственные способности);
вещи (формирование индивидуальной модели поведения в зависимости от того, с чем и при каких обстоятельствах человек сталкивается в жизни).
Автор склонялся к убеждениям, что для правильного и полноценного воспитания личности необходимо согласованное сочетание всех трех факторов. Наряду с принципами естественного развития, Руссо выдвинул предположение о предоставлении полной свободы. Он считал это основным правом, которое принадлежит человеку независимо от возраста, называл зубрежку, строгую дисциплину, физические наказания абсолютно недопустимыми. Философ настаивал на том, что личность каждого ребенка нужно уважать, внимательно относиться к его интересам, предпочтениям, особенностям характера.
В теории естественного воспитания Руссо полностью отсутствует принуждение. Вместо этого он требует от родителей, дошкольных и школьных педагогов особых навыков: ненавязчиво управлять интересами и поведением детей таким образом, чтобы они самостоятельно приходили к правильному решению и достигали поставленных целей. Абсолютно все пространство, окружающее развивающуюся личность малыша, должно давать ему определенные подсказки.
Основную идею концепции Руссо можно описать выражением: «Хорошо все то, что выходит из рук Творца, однако все искажается руками человека».
Возрастная классификация
Основоположник концепции свободного воспитания Руссо считал самым важным следование природе ребенка. Кроме того, используемые методы воздействия в педагогике выбираются в зависимости от возрастных критериев.
В своих работах и рефератах автор выделял 4 этапа в жизни юных воспитанников:
- от рождения до 2 лет: период, когда в центр внимания ставится физическое развитие (не стоит туго пеленать новорожденных и сковывать их движения, недопустимо оберегать от холодов и сквозняков, лучше приучить к закаливанию);
- с 2 до 12 лет: время, когда дети еще плохо рассуждают самостоятельно, испытывают сложности с логическим мышлением, однако уже умеют самостоятельно передвигаться в пространстве (это важный момент для укрепления здоровья, малышам нужно разнообразить их занятия, давать считать, сравнивать, взвешивать при возникновении такого желания);
- от 12 до 15 лет: стадия интенсивного умственного развития, удовлетворение интеллектуальных запросов, дети уже умеют выделять самое интересное для себя из общего объема полученной информации, осваивают трудовое воспитание, однако недостаточно хорошо понимают нравственные ценности (наиболее качественное образование подросток получает в тех сферах, которые ему интересны — географии, астрономии или других);
- от 15 до 18: время страстей и противоречий (наиболее важно в этом периоде нравственное воспитание, задача родителей вырастить человека, а не просто представителя рода).
На первом этапе задача родителей заключается в том, чтобы максимально удовлетворить естественные потребности грудничка. Жан Жак Руссо называет ошибочным поведение родителей, которые боятся оставлять малыша в темноте или в одиночестве даже на короткое время, опасаются давать ему незнакомые предметы, а также приучают к кормлению и сну по строгому расписанию. Он категорически против ограничений и режима, форсирования событий, стимулирования развития речи.
Также, по мнению автора, не стоит полностью подчиняться требованиям ребенка, потакая всем его желаниям, чтобы не вырастить из него эгоиста и тирана. Запрещать совершать дурные поступки совершенно нецелесообразно, лучше научиться этому препятствовать.
Последний этап автор называет формированием свободной личности. Важнейшими задачами он считает воспитание добрых суждений, положительных чувств и воли.
Методы наказания
Будучи ярым противником всякого принуждения, Руссо считал, что дети — это совершенное творение природы, его нельзя переделывать и искажать, а нужно только направлять в правильное русло. Он стремился максимально глубоко познать человеческую сущность и специфику развития личности. Свободу, по его мнению, можно ограничивать только вещами.
Ругать и ограничивать малышей за проступки недопустимо. Подрастающая личность должна самостоятельно осознавать негативные последствия содеянного. Например, если ребенок сломал стул, он может почувствовать, как неудобно без него обходиться. При разбитом окне виновный некоторое время пребывает в некомфортной для него холодной комнате. Отсутствие привычной вещи заставит задуматься о необходимости бережно относиться к ценным вещам.
Трактовка методики наказаний Руссо предполагает также словесное воздействие. Но при этом детей нельзя ругать, кричать, угрожать, следует только объяснить, почему нельзя поступать подобным образом и к чему подобное поведение может привести.
Отдельным пунктом в теории философа отмечено воспитание женщин. Он назвал их хранительницами домашнего очага, утверждал, что у представительниц слабого пола не может быть собственного мнения и религии. Женщинам не стоит углубляться в науку и производство, экономику и управление. Их задача — не уметь общаться с окружающими, а только наблюдать, как это делают другие. Таким образом, педагогическая теория Руссо сводится к половым ограничениям:
гражданские обязанности может выполнять только мужчина;
девушкам отводится роль матери и жены.
Несмотря на явные противоречия и ошибки, педагогическая концепция Руссо сыграла прогрессивную роль в истории. Однако после завершения буржуазной революции взгляды известного философа воспринимались настороженно из-за требований воспитывать активных, свободных и вольно думающих людей.
И.Г. Песталоцци о роли воспитания детей
Важнейшая цель воспитания, по мнению Г. Песталоцци, развитие природных способностей человека, постоянное его совершенствование. Г. Песталоцци проповедовал гармоническое развитие сил и способностей человека; все хорошие задатки человека должны быть максимально развиты. Силы человеку даны природой, надо уметь только развивать, укреплять, направлять их и устранять вредные внешние влияния и препятствия, могущие нарушить естественный ход развития, а для этого надо владеть законами развития "физической и духовной природы ребенка". Центром всего воспитания является формирование человека, его нравственного облика. "Деятельная любовь к людям" - вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. Религиозное начало у Песталоцци растворяется в нравственности. К официальной религии и ее служителям Г. Песталоцци относится отрицательно.
Огромное значение придает Г. Песталоцци семейному воспитанию. В деле общественного воспитания, подчеркивает он в одном из своих произведений, следует подражать тем преимуществам, которые заключаются в семейном воспитании. Г. Песталоцци указывает, что чувство любви к детям, доверие к ним, дисциплина, чувство благодарности, терпения, долга, моральные чувства и т.п. возникают из отношения ребенка к матери.
Как же следует развивать заложенные в природе человека силы и способности? Путем упражнений. Каждая способность, заложенная в человеке, сама требует и заставляет человека упражнять ее.
Песталоцци не был революционером, но стремился улучшить положение беднейшей части крестьянства. Он считал, что труд в воспитании детей малообеспеченных родителей должен играть важнейшую роль, т. к. жизненное назначение этих детей — трудиться. По его мнению, трудовое воспитание детей крестьян и ремесленников должно быть главным средством улучшения положения народа.
Соединение обучения с производственным трудом (ремесленным и сельскохозяйственным) было одним из основных положений в педагогической практике и теории Песталоцци.
В школе дети по замыслу Г. Песталоцци ("Лингард и Гертруда") проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок отрабатывает три грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с постановкой хозяйства в лучших хозяйствах деревни, а также с работой кустарной часовой мастерской. Дети занимались посадкой деревьев, починкой деревянных мостов, обучением крестьян ведению счетных книг и т.д. Во время работы, а также в часы отдыха, учитель ведет занятия с детьми по грамоте, счету, сообщает им элементарные знания. Г. Песталоцци подчеркивал воспитывающее значение трудового воспитания для формирования человека. Он стремился во время работы "согревать и развивать ум детей" ибо цель, которую он себе ставил, — воспитание человека, а "не земледелие, домашнее хозяйство, являющиеся средствами".
Трудовое воспитание по мысли Г. Песталоцци, невозможно в отрыве от умственного и нравственного воспитания. И каждое из них порождает определенную силу: нравственное воспитание – силу сердца, умственное воспитание – силу ума, физическое воспитание – силу руки. У каждой силы – свой пример развития: предел развития силы руки – мастерство в разных видах деятельности, предел развития силы ума – способность человека исследовать что-то и получать новое знание, предел развития силы сердца – любовь ко всему человечеству (инстинктивно возникшая любовь младенца к матери в дальнейшем ребенком осознается и переносится сначала на отца, сестер, братьев, затем на учителя и все человечество). Чтобы добиться предела развития силы, надо воспитание разбить на небольшие элементы и каждый день заниматься, чтобы завтра делать лучше, чем сегодня.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. Т.1. М.: Педагогика, 1981. 336 с.
2. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. Т.2. М.: Педагогика, 1981. 416 с.
3. Пинский А. Идея свободы в педагогике и образовательной политике / А. Пинский // Первое сентября. - 1999. - 7 августа (№ 52). - С. 8-9.
4. Корнетов Г.Б. Эвристический подход к изучению историко-педагогических феноменов Средневековья и Нового времени: Монография. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2012 – 388 с.