Всеобуч для родителей "Гармонизация детско-родительских отношений в семье"
Всеобуч для родителей "Гармонизация детско-родительских отношений в семье" в форме практикума
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_vseobuch_garmonizatsiya.docx | 47.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №16»
Всеобуч на тему:
«Гармонизация детско-родительских отношений в семье»
Провела: учитель-логопед
Гурова Е.В.
Бугуруслан, 2022 г.
Тема: Гармонизация детско-родительских отношений в семье. Слайд 1
Слайд 2
Цель семинара: создание условий для оптимизации детско–родительских отношений.
Задачи:
1. Довести до родителей информацию о важности детско–родительских отношений, о пользе игрушек;
2. Провести экспресс – диагностику родительских установок, подвести родителей к осознанию связи между стилем воспитания в семье и особенностями поведения ребёнка;
3. Создание оптимальных условий для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми, формирование мотивации к их изменению, поиск и апробирование новых способов поведения.
Материалы и инструменты:
1. Мишень «Идеальный родитель».
2. Бланки анкет «Как я общаюсь со своим ребёнком».
3. Памятка для родителей «Принципы общения с ребёнком
Слайд 3
Здравствуйте, уважаемые родители! Звучит спокойная музыка
Восточная мудрость гласит: «Если думаешь на год вперед – посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век – воспитай человека» Слайд 4
Что такое ценности? Давайте подберём синонимы (драгоценности, сокровища).
- А если эти сокровища зарыты, то это… (клад). Самая главная ценность, клад – это ребёнок.
- Клад обычно хранится в сундучке или сосуде. У нас тоже есть такой сосуд, горшочек. Он пока пуст, а чтобы оттуда что-то взять, сначала его надо наполнить. И мы предлагаем вам за разговором «заварить кашу», складывая туда не совсем обычные продукты, а наиболее важные нравственные ценности.
- Вспомните тот момент, когда в вашем доме появился ребёнок. Какие эмоции вы испытывали?
- Что природой уже заложено в нём?
- Итак, человек рождается уже с набором задатков: характером, темпераментом, наследственностью. Вода – дар, жизнь. Нальём в наш сосуд воду.
- Ребёнок подрастает, развивается. В 2-3 года ему становится мало только мамы…
- Как мы поступаем? Начинаем его развивать.
- Зачем мы это делаем?
- Нужно не только развивать его способности, но и умение общаться. Необходим социум, в нашем случае огонь. Поставим горшок на огонь.
- Но, если огонь сильный, каша пригорит, слабый – крупа будет сырая. Актуально ли это для нашего ребёнка? Да. Если родители записывают ребёнка в несколько кружков, школ, секций, у него наблюдается апатия, отсутствие интереса, упадок сил. «Перегорел», - говорят. А если ребёнок развивается только дома в окружении родных, он испытывает трудности в общении со своими сверстниками. Выбрать нужную силу огня или нагрузку для Вашего ребёнка – забота родителей.
- Нашему маленькому чуду исполнилось 7 лет. Он идёт в школу. Зачем? С какой целью? (Получать знания.) Знания получаем по крупицам.
- Знания – это крупа. Высыпаем в горшок с водой крупу.
- Сразу крупа разварится? Нет. И знания получишь не сразу. Надо время для усвоения этих знаний. Причём у каждого ребёнка свой индивидуальный темп развития, и не надо его всё время сравнивать с другими детьми – этот ребёнок только ваш…
- А зависит вкус каши от качества самой крупы? Что вы, как родители, можете выбрать, чтобы ваш ребёнок получил качественное образование? (Школу, учителя, программу, дальнейшее профессиональное определение ребёнка…)
- Что не положили в кашу? (Соль. Сахар) Соль – это ошибки, слёзы, неудачи, ссоры.
Сахар – приятные впечатления, события. Если их будет в избытке, то они обесцениваются. Ребёнок их перестаёт замечать. Но недостаток тоже отрицательно сказывается на его развитии, эмоциональном состоянии.
- А надо давать ребёнку возможность ошибаться? Зачем? (Только через ошибки приобретается опыт.)
- Каша почти готова, осталось добавить масло. Масло – любовь, уважение. Говорят, кашу маслом не испортишь, а любовью можно испортить? Да. Любовь может перерасти в гиперопеку. Чрезмерная любовь делает ребёнка ленивым эгоистом, поэтому и здесь важно не переборщить.
(Горшок с кашей накрываем платком)
- Для чего мы так делаем? Чтобы сохранить тепло. Таким теплом для каждого из нас является материнская любовь. Недаром в минуты боли мы кричим: «Ой, мамочка!», призывая её на помощь. Любовь матери – некий оберег, охраняющий нас всю жизнь.
- Все ли ценности мы сложили в этот горшочек? Конечно, нет. А может Вы хотели бы добавить необходимую ценность для вашего ребёнка.
(Горшок передаётся по кругу, каждый участник высказывается, добавляя ценности)
Слайд 5
Забота, честность, аккуратность, доброта, ответственность, ум, решительность, активность, уравновешенность, взаимовыручка, организованность, правдивость, доброжелательность, отзывчивость, справедливость, терпение, дружелюбие, любознательность, вежливость, любовь к Родине, патриотизм, сопереживание.
- Каждый добавил что-то свое, потому что мы разные, и дети разные, и семейный уклад разный. Но каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был успешным, порядочным. Ребенок – наше будущее, и от того какие мы сегодня приложим усилия для его воспитания будет зависеть наше «завтра».
- А в какие игры и как часто вы играете с ребенком?
Развитие ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек – дело серьёзное и ответственное. Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклами, мишками, машинками) появляются новые игрушки невиданные и незнакомые самим родителям. Как сориентироваться в этом огромном мире игрушечной продукции? Как оценить их игровой и развивающийся потенциал? Как выбрать то, что нужно ребёнку? Я надеюсь, что эта встреча поможет вам ответить на эти вопросы.
Играть нужно в разные игры:
- настольные
- подвижные
- словесные
- развивающие.
- Сталкивались ли вы с тем, что у ребенка имеются разные игрушки, но он не играет с ними? (Мнение родителей)
Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.
Покупая своему ребёнку очередную игрушку, задумываетесь ли Вы над тем, чему она научит ребёнка? Какие чувства возникнут у него? Не испугает ли она его? Какие воспоминания останутся о ней, когда Ваш малыш вырастет и придёт его очередь выбирать игрушки своим детям? Нам, родителям нельзя забывать о том, что игрушка должна не только чему-либо научить ребёнка, но и пробуждать в нём радостные, тёплые чувства. К сожалению, очень часто, покупая игрушки для детей, мы стараемся выбрать игрушку «не хуже, чем у соседа», броскую, яркую или ориентируемся на цену и не задумываемся: а безопасна ли она для малыша? Какие качества воспитывает в нём?
Слайд 6
Упражнение «Магазин игрушек»
Цель: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него.
Содержание
На столе разложены игрушки, игровые предметы. Каждая команда получает задание выбрать из всех игрушек и игровых предметов:
1-ая команда – «полезные игрушки», то есть игрушки, необходимые для развития детей дошкольного возраста.
2-ая команда – «вредные, бесполезные игрушки», то есть игрушки, которые ни в коем случае нельзя использовать при работе с детьми, ничего не дающие для развития ребёнка.
И продумать какими критериями руководствовались при выборе данной категории игрушек (чем эти игрушки полезны, бесполезны почему вредны).
Обсуждение начнём со второй команды. Какими критериями Вы руководствовались, отбирая вредные, бесполезные для ребёнка игрушки?
Родители показывают отобранные ими игрушки по одной или группами и объясняют критерий, по которому они их выбрали.
яркие, неприятно пахнущие мячи, куклы, резиновые игрушки, мягкая игрушка с яркой вылезающей шерстью, сломанная машинка.
монстры, роботы с искажёнными злобой лицами и т.д.
пистолет с пульками
изящная фарфоровая кукла, раритетная модель машины и т.д.
Первая команда выбирала игрушки, необходимые для развития детей. Какими критериями руководствовались Вы при выборе игрушек?
пирамидки, матрёшки, крупные пазлы, крупные конструкторы, геометрик, игры-вкладыши, игры-застёжки, пластиковые контейнеры, пустые коробки и
мягкие игрушки-животные небольшого размера, куклы со всевозможной кукольной утварью (колясками, кроватками, посудой, мебелью и т.д.), детали костюма и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и шапочка врача, руль для машины и т.д.), транспортные игрушки, телефон.
мячи разного размера, кегли.
Все игрушки, отобранные первой командой, безусловно, полезные, однако «полезность» игрушки с точки зрения развития ребёнка далеко не единственный критерий оценки. Игрушка должна, с одной стороны, развивать способности ребёнка, а с другой – приносить ему радость и удовольствие. Для того, чтобы игрушка способствовала развитию, она должна соответствовать интересам и потребностям самого ребёнка. Игрушка должна привлекать внимание ребёнка и вызывать желание действовать с ней.
Таким образом от того, насколько успешен будет Ваш выбор, зависит настроение ребёнка и прогресс в его развитии. При покупке игрушек руководствуйтесь простым правилом – игрушки следует выбирать, а не собирать!
Вы, вооружённые знаниями о пользе и вреде игрушек, отправляетесь в магазин. Как вы думаете, стоит ли брать с собой ребёнка?
Дискуссия на данную тему.
Психологи не рекомендуют брать в магазин за покупкой игрушек малышей до трёх лет. Дети от трёх до пяти лет могут выбирать себе игрушки, но не повседневно, а по какому-либо случаю (день рождения, к празднику, по случаю «дня новой игрушки» в семье и т.д.). Не водите ребёнка часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих или бесполезных (вредных) для вашего ребёнка игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках куклы, мишки, заводные машины! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что хочется, ему совсем не нужны. Только когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.
Уметь договориться
Отгадайте загадки:
По асфальту я скачу,
Через двор в траву лечу.
От друзей меня не прячь,
Поиграй-ка с ними в... (мяч)
Эта мягкая игрушка —
Длинноухая зверюшка.
Ей морковку в лапку дай-ка,
Ведь игрушка эта — ... (зайка)
Ситуации предлагаются тем, кто отгадал загадки.
Решение педагогических ситуаций.
Цель: учить родителей анализировать типичные ситуации и вырабатывать стратегии поведения в их разрешении.
Содержание
Ситуация 1. Вы два часа провели в «Детском мире, выбирая подарок драгоценному чаду. Постарались учесть всё и купили отличную игрушку! И яркая, и интересная, и безопасная, а также развивающая и по возрасту подходит. Придя домой, вы протягиваете малышу разноцветную коробку, он с горящими глазами начинает её теребить, пытаясь поскорее заглянуть во внутрь. Наконец, извлек игрушку наружу. Покрутил, повертел в ручках с озадаченным видом, подёргал, понажимал и уже через пару минут напрочь забыл о существовании новой вещицы. Лежит она такая одинокая, абсолютно новая никому не нужная…
Вопрос: почему и что теперь делать?
Ситуация 2. Пока вы готовили обед, ребёнок самостоятельно играл в комнате. Заглянув к нему, вы обнаруживаете полный кавардак. Игрушки разбросаны по всей комнате. Убирать игрушки ваш ребёнок не любит.
Вопрос: Найдите способы, как привлечь его к уборке игрушек.
По окончанию обсуждения родители высказывают свои варианты поведения в данных ситуациях и зачитывают памятку.
Ситуация 1. Зачастую родители предполагают, что просто вручить игрушку малышу уже достаточно, чтобы его заинтересовать. Это не так. Ребёнку бывает трудно разобраться, что это такое и что с ним делать. Поэтому, прежде чем вручать ребёнку игрушку познакомьте его с ней, скажите как её зовут. Подготовив ребёнка таким образом, вы одновременно и заинтересуете его. Затем продемонстрируйте, как, собственно с этой игрушкой обращаться, немного поиграйте вместе. Если малыш не проявляет инициативы, можно поиграть вместо него – пусть пока побудет сторонним наблюдателем. И ни в коем случае не принуждайте его к игре. Ребёнку нужно приглядеться к игрушке, привыкнуть к её присутствию. Не следует упрекать ребёнка: «Эх, Катенька, что ж ты маму так расстроила! Я старалась, выбирала тебе подарок». Этими словами вы только расстроите ребёнка. Поэтому лучше всего в этой ситуации родителям воздержаться от преждевременных выводов, подождать какое-то время и проявить немножко хитрости и изобретательности.
Ситуация 2. Любое дело можно превратить в увлекательную игру, в том числе и уборку игрушек. Предложите малышу отправиться в путешествие, а каждая игрушка-пассажир должна занять своё место. Занимайтесь уборкой игрушек вместе с ребёнком. Неважно сколько игрушек уберёт на место малыш и сколько вы; главное – дать почувствовать ребёнку, что он участник очень важного дела. Заранее дайте ему знать, что пора убирать игрушки. Малыша надо непременно похвалить за сделанную работу. Перечислите, что он сделал. Полюбуйтесь комнатой: «Ах, как красиво! Какой порядок!»
Убирая игрушки, обращайтесь к ним, как к живым существам, и через них «давайте установку» ребёнку на сон, еду и т.д. Например, перед сном, взяв куклу, можно сказать: «Ляля, ложись спать. Машенька тоже спать сейчас пойдёт, в свою кроватку ляжет».
Также очень важна сменяемость среды. Можно часть игрушек убрать на время, а потом достать. Ребёнок соскучается по ним и вновь будет с ними играть с интересом.
Слайд 7
Наверняка, в каждой семье случались трудности во взаимоотношениях между детьми и родителями, независимо от возраста детей: недопонимание, конфликты, взаимные обиды – а это все последствия неправильно выбранного стиля семейного воспитания.
А так же неправильно выбранный стиль воспитания влечет за собой не только проблемы во взаимоотношениях в семье, но и в детском саду, так как ребёнок переносит стиль общения и в детский коллектив, следовательно, возникают конфликты и ссоры между детьми.
Стиль семейного воспитания – это наиболее характерные способы общения родителей с ребёнком, использование ими определенных средств и методов воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного выражения.
Именно выбранный вами стиль и будет играть ведущую роль в установлении взаимопонимания, взаимодоверия между вами и ребёнком и скажется на формировании его личностных качеств, таких, как самостоятельность, самооценка, самокритичность, уважение к взрослым и любовь к вам, семейные привязанности.
Когда окружающие доброжелательно относятся к ребёнку, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности и защищенности. В этих условиях у ребёнка преобладает бодрое и жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка – растет психологически здоровый человек. Таким образом, для психологического комфорта ребёнка важны три фактора: эмоциональное самочувствие, эмоциональное благополучие, и, конечно же, ваш стиль воспитания.
Слайд 8
Я вам дам небольшую подсказку в помощь родителям, нужно соблюдать правила «Трех «П»: принятие, признание, понимание ребёнка».
А теперь я предлагаю вам порешать проблемные ситуации, используя разные стили воспитания.
Пожалуйста, разделитесь на 4 группы, выберите ситуацию, обсудите её в своей группе и найдите выход из проблемной ситуации:
1. Ребёнок шалит за столом, и, несмотря на ваше предупреждение, пролил молоко. (Ничего, бывает, иди принеси тряпку и убери за собой)
2. У вас важный разговор по телефону. Ребёнок постоянно вас перебивает.
(Я понимаю, тебе хочется поиграть со мной, но этот разговор для меня очень важен, нарисуй пока что – нибудь для меня, я скоро освобожусь и мы вместе поиграем)
3. Вы торопитесь на работу. Ваш ребёнок медленно одевается и отказывается надевать приготовленные вещи. (Я тороплюсь, мне не хотелось бы опаздывать. Тебе нужна моя помощь)
4. Время обеда. Ваш ребёнок играет за компьютером и еще не ел, вы накрываете на стол, а ваш ребёнок отказывается присоединиться ко всем: «Мам, ну я не хочу! Я не доиграл ещё!» (Если ты сейчас не голоден, я поставлю твою порцию в холодильник, а потом ты её сам разогреешь и поешь. Только мне бы очень хотелось пообедать вместе с тобой).
Анкетирование «Стиль воспитания в семье»
А сейчас я предлагаю вам определить, как же вы общаетесь со своим ребёнком. Для этого я предлагаю вам заполнить анкеты (дается инструкция)
- Ну, вот, я думаю, что вы уже закончили. Пожалуйста, подсчитайте, количество вариантов «А», «Б», «В».
Преобладающий вариант ответа укажет на характерный для Вас стиль воспитания.
А – авторитарный
Б – демократичный
В – либеральный
- А, теперь, когда вы уже определились с вашим стилем воспитания, хочу предложить его краткую характеристику: (таблица: стиль – признаки стиля – влияние на ребёнка)
Слайд 9
- Родители, предпочитающие либеральный стиль, склонны устраняться от воспитания ребенка. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит. Родители играют роль доброго взрослого. Возможно, и просто родительское безразличие.
Слайд 10
- Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считают нужным считаться с мнением ребенка. Часто родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий. Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей. Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех своих неудачах винят все и всех, кроме себя.
Слайд 11
- При демократичном стиле воспитания, родители всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение, а также, если дело касается его личного выбора: выбора друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенность в себе, поддержку и заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительскую любовь и заботу. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо. Дети родителей, предпочитающих этот стиль воспитания, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.
Слайд 12, 13, 14
Хочу предложить вашему вниманию рекомендации:
Рекомендации для родителей, применяющих авторитарный стиль воспитания:
• откажитесь от приказов, угроз и физического наказания;
• не предъявляйте ребенку завышенных требований;
• замените приказы и требования, просьбами и предложениями;
• учитывайте интересы и желания ребенка;
• будьте немного уступчивее по отношению к ребенку;
• не ограничивайте самостоятельность ребенка;
• поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.
Рекомендации для родителей, использующих либеральный стиль воспитания:
• уделяйте больше внимания воспитанию своих детей;
• интересуйтесь их проблемами и успехами;
• оказывайте ребенку помощи в преодолении трудностей и решении проблем;
• чаще контролируйте поведение ребенка;
• создайте в семье атмосферу любви, тепла и доверия.
Слайд 15, 16
Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. Родители иногда придерживаются различных стилей воспитания. Например, отец может быть достаточно авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая. Или одна бабушка говорит одно, другая другое, а родители придерживаются третьей тактики воспитания, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно, а что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Из-за такого противоречивого воспитания, ребенок живет в состоянии психологического стресса, у него могут возникнуть неврозы или различные нарушения в поведении. Поэтому необходимо выработать единый стиль воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей. Важно, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда прийти к согласию по вопросам воспитания будет гораздо легче.
Раздаются памятки для родителей.
Принципы общения с ребёнком:
1. Безусловно принимать ребёнка
2. Активно слушать его переживания и потребности
3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется
5. Помогать, когда просит
6. Поддерживать успехи
7. Делиться своими чувствами (значит доверять)
8. Конструктивно разрешать конфликты
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы.
10. Обнимать не менее 4, а лучше 8 раз в день
Домашнее задание для мам:
1. Проанализировать, насколько удается принимать своего ребёнка. В течение нескольких дней подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с положительными высказываниями, и сколько – с отрицательными.
2. Обнимать своего ребёнка не менее 4 раз в день.
3. Выполняя первые два задания, обратите внимание на реакцию ребёнка и на свои собственные чувства.
Рефлексия
На доске картинки с чемоданом, корзиной для мусора и тёркой.
Если материал был интересен и полезен, родители прикрепляют стикер к чемодану
Надо обдумать – к тёрке
Бесполезен – корзина с мусором
Анкета
«Как я общаюсь со своим ребёнком?»
Инструкция: выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов.
1. Как вы считаете, должен ли ребенок делиться с вами своими мыслями и чувствами?
А) обязательно. Он должен рассказывать обо всем, что с ним происходит;
Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;
В) ребенок должен оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Что вы сделаете, если узнаете, что ваш ребенок взял без спросу чужую игрушку?
А) отругаете его при других детях, заставите вернуть игрушку и извиниться;
Б) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему право самому принять правильное решение;
В) предоставите возможность детям самим разбираться в своих проблемах.
3. Какой будет ваша реакция, если ребенок, хорошо и быстро выполнит ваше поручение?
А) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».
Б) похвалите его и расскажите родным и знакомым о том, какой он у вас молодец;
В) порадуетесь;
4. Как вы отреагируете на сквернословие ребенка?
А) строго накажу;
Б) постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято;
В) не стану придавать этому значение, если это не выходит за разумные пределы.
5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочтете сделать?
А) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;
Б) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются;
В) займетесь своими делами.
6. Вы пришли за ребенком в детский сад, надеясь, что он быстро оденется, и вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов, «тянет время». Что вы предпримите?
А) разозлитесь и отругаете ребенка;
Б) расскажите ему о своих планах и попросите одеваться быстрее;
В) попытаетесь сами быстренько его одеть.
7. Какова ваша стратегия воспитания?
А) ребенок неразумен и неопытен, взрослые должны воспитать и научить его;
Б) в процессе воспитания должно осуществляться сотрудничество взрослого с ребенком;
В) решающую роль в развитии ребенка играет наследственность, его уже не переделать, поэтому главная задача родителей, следить, чтобы он был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.
Качества идеальных родителей
1 - это любовь и принятие ребенка таким, какой он есть, независимо от его успешности, особенностей, соответствия нашим ожиданиям и представлениям о том, «каким я хочу видеть своего сына или дочь». Только родители способны любить ребенка независимо от того, худой он или толстый, интеллектуально одаренный или тугодум, гиперактивный или неторопливый, красивый или не очень.
2 - это помощь в понимании мира. Здесь задача родителей — объяснить, «что такое хорошо и что такое плохо». Родители именно те люди, которые первыми начинают показывать ребенку нормы и границы дозволенного и запретного, приемлемого и недопустимого. Ребенок, которому неизвестны правила и нормы, теряется от неопределенности, чувствует себя брошенным, не ощущает комфорта и безопасности, ну а далее сам начинает устанавливать грань допустимого и дозволенного. Чаще всего это приводит к нарушениям поведения, сложностям в принятии любых рамок, правил и стандартов.
3 -это последовательность и согласованность в действиях, запретах и разрешениях, поощрениях и наказаниях. Беда, если наше настроение влияет на то, что сегодня мы разрешили ребенку что-либо, что вчера запретили, потому что изменилось наше настроение. Вторая беда связана с несогласованностью слов и действий взрослых, с которыми общается ребенок. Разногласия взрослых по поводу воспитания ребенка — явление распространенное, но стоит помнить, что ребенок не должен знать об этих разногласиях.
4 - умение слышать и понимать ребенка. Помните, что ребенок совсем не обязан быть таким, каким вы его хотите видеть. Он должен вырасти самим собой. Уравновешенность придет с годами, память и внимание можно развить, социальным навыкам научиться, но сбои в эмоциональной сфере, основой которых зачастую является неприятие родителями тех или иных черт сына или дочери, неадекватные реакции на поведение ребенка корректируются очень сложно, оказывая влияние на жизнь ребенка в самых разных сферах.
5 - Расти вместе с ребенком и знать, когда отпустить, предоставляя ему столько свободы и заботы, сколько необходимо в тот или иной период развития, не проживая жизнь ребенка вместо него и не вторгаясь в то жизненное пространство, на котором он должен научиться сам решать задачи и удовлетворять свои потребности. Нелегко смотреть на то, как наши дети ошибаются и делают что-то не так быстро/часто/тщательно, как нам того хотелось бы. Но это единственный способ научить их уверенности в себе – именно это и должно стать вашей целью.
6 – Иметь крепкий брак. Отношения между родителями очень сильно влияют на детское мировосприятие. Взрослые, которые смогли построить крепкий брак, являются более ответственными родителями. Они более терпеливы и внимательны к нуждам детей. А родители в несчастливых семьях чаще всего непоследовательны и чересчур требовательны. Не сумев преодолеть собственные проблемы, родители нередко теряются во взаимоотношениях с детьми. Наблюдая за счастливым браком родителей, малыш получает первые уроки взаимоотношений между людьми. Ребенок понимает, что взрослые преодолевают трудности сообща и узнает, что именно так должны решаться конфликты – компромиссами и уступками.
7 - Находить время для веселья. Хорошие родители – не всегда строги и серьезны. Находите время для совместных игр и веселого времяпровождения. Это не означает, что надо бросить все дела и развлекать чадо круглые сутки. Но вы должны разделять с ребенком удовольствие от игр и по возможности подключаться к ним.
8 - Уметь сказать «нет». Многие взрослые не в состоянии быть жесткими со своими детьми – отсюда и избалованность, непонятные истерики и капризы. Такие родители не могут установить правила – они угрожают, говорят о последствиях действий ребенка, но в итоге ничего не делают. «Никакого телевизора целую неделю!» - говорит мама сыну днем, а вечером тот уже смотрит мультик. Когда дети маленькие, им нужны рамки и если быть слишком мягкими, ребенок просто перестанет слушаться. Соблюдать баланс между поддержкой, мягкостью и четкими правилами поведения.
9 – Уметь проявлять свою любовь. К счастью, природа запрограммировала нас, чтобы любить своих детей больше жизни. Тискать младенца, целовать малыша и ободряюще улыбаться подростку – это все способы сказать «Я люблю тебя». Мы показываем свою любовь и другим способом – пониманием того, что нужно ребенку в каждый промежуток его жизни, и обеспечивая его этим. Для грудничка – это безопасность, для малыша – поощрение, для школьника – пример, а для подростка – рассудительный совет. Но самое большое проявление любви – это присутствие в жизни ребенка, со всеми играми, объяснениями, заботой и даже выяснением отношений. Все это формирует крепкие семейные ритуалы и связи. Ничто не заменит ребенку присутствия родителей в его жизни.
10 - Являться ролевой моделью для ребенка. Каждый родитель хочет вырастить ответственного, умного, доброго и умеющего сострадать человека. Но привить моральные ценности – не то же самое, что учить игре в футбол, таблице умножения и рисованию. Лишь одна вещь действует на все сто процентов – если вы показываете ему пример. Если вы всегда щедры и милосердны, ваш малыш обязательно вырастет с пониманием, что с людьми надо делиться и заботиться о них. Ценности прививаются не учебниками. Дети усваивают их задолго до того, как имеют возможность читать, посредством обычного общения в течение дня.
Принципы общения с ребёнком:
1. Безусловно принимать ребёнка
2. Активно слушать его переживания и потребности
3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется
5. Помогать, когда просит
6. Поддерживать успехи
7. Делиться своими чувствами (значит доверять)
8. Конструктивно разрешать конфликты
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы.
10. Обнимать не менее 4, а лучше 8 раз в день
Домашнее задание для мам:
1. Проанализировать, насколько удается принимать своего ребёнка. В течение нескольких дней подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с положительными высказываниями, и сколько – с отрицательными.
2. Обнимать своего ребёнка не менее 4 раз в день.
3. Выполняя первые два задания, обратите внимание на реакцию ребёнка и на свои собственные чувства.
Принципы общения с ребёнком:
1. Безусловно принимать ребёнка
2. Активно слушать его переживания и потребности
3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется
5. Помогать, когда просит
6. Поддерживать успехи
7. Делиться своими чувствами (значит доверять)
8. Конструктивно разрешать конфликты
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы.
10. Обнимать не менее 4, а лучше 8 раз в день
Домашнее задание для мам:
1. Проанализировать, насколько удается принимать своего ребёнка. В течение нескольких дней подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с положительными высказываниями, и сколько – с отрицательными.
2. Обнимать своего ребёнка не менее 4 раз в день.
3. Выполняя первые два задания, обратите внимание на реакцию ребёнка и на свои собственные чувства.