Деловая игра-занятие "Моя семья"

Гурова Екатерина Владимировна

Деловая игра-занятие на развитие лексико-грамматических категорий для методического объединения учителей-логопедов "Моя семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Деловая игра "Моя семья"34.68 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №16»

                                                    Деловая игра-занятие

 на развитие лексико-грамматических категорий по теме  «Семья»

   для городского методического объединения учителей-логопедов

     Подготовили:                

     учителя-логопеды                

     МАДОУ «Д/С № 16»        

     Нестеренко Н.В.,                

     Гурова Е.В.                        

                                                           

                                                           2024 год

Деловая игра-занятие

на развитие лексико-грамматических категорий по теме  «Семья»

для городского методического объединения учителей-логопедов

Слайд 1

Предлагаю вашему вниманию одну из форм проведения открытого занятия для учителей-логопедов, когда традиционное занятие для детей педагог проводит со своими коллегами, естественно подбирая материал так, чтобы он был интересен взрослым и в то же время мог быть творчески использован в работе с детьми. Такие мастер-классы позволяют показать максимальное количество приемов и предполагают живое творческое участие коллег.

     Данная игра-занятие построена с учетом  привлечения практического и жизненного опыта детей и взрослых, воспитания личностных качеств, таких как – любовь к ближним и стремление проявлять эту любовь на практике. Способствует выработки в детях тяги к семье и закладке жизненного фундамента, который формируется в детстве из камешек положительного стремления к семейной жизни в будущем.    Методы, приемы и объем игры – занятия по содержанию выходят за рамки существующего регламента для дошкольников, что предусматривает творческое его использование в работе с конкретными возрастными категориями детей.  

Цели и задачи данного занятия соответствуют лексико-грамматической теме «Семья» в подготовительной  логопедической  группе ДОУ и могут реализоваться в рамках всей лексической недели в системе  образовательной деятельности педагога с детьми.

Цель: реализация лексико-грамматической темы «Семья» в подготовительной  логопедической  группе ДОУ.

Задачи: показать методы и приемы формирования и закрепления навыков связной речи и некоторых лексико-грамматических категорий, а так же голоса, темпа, ритма, интонации, навыка чтения, и предложить их к использованию  на занятиях с детьми. Способствовать развитию стремления  положительного  взаимоотношения  в семье, основывающегося на любви к ближним через практические упражнения.

 Слайд 2

                                        ХОД  ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ

I. Орг. момент.  Постановка цели занятия.

Звучит песня о семье «Папа и мама» Юрия  Привалова.   Цветная иллюстрация «Семья».     Постановка цели: - О ком поется в песне? Мы сегодня поговорим о семье и родственниках.

II. Вступительная беседа.

1. Вопросы: 

Слайд 3

– Как вы считаете, что такое семья?  

(Здесь и далее определение по словарю С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой). СЕМЬЯ: 1.Группа живущих вместе близких родственников. 2.Группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей, а так же обособленная группа некоторых животных, растений или грибов одного вида: семья медведей, бобров, пчелиная.  

- В народе говорится, что русский человек без родни не живет. Кто же такие родственники (родня)?  РОДСТВЕННИК, РОДСТВО (РОДНЯ).  Определение по словарю:  Связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого, или разных лиц от одного предка, а так же на брачных семейных отношениях .

 Обобщение. Логопед: - Когда родственники живут вместе – это семья  (Обратить внимание на иллюстрацию «Семья»).  - Перечислите родственников, живущих в этой семье. (Мама, папа, дети, бабушка, дедушка)

- И так, в нашем словарике появились слова, прочитайте их: СЕМЬЯ, РОДСТВЕННИКИ, РОДНЯ  ( выставляются таблички слов).

2. Многозначность слова «семья»

Слайд 4  

 Вопросы: - Как вы считаете, можно ли назвать семьей ежа, ежиху и ежат? Можно ли сказать: «семья медведей, бобров»? - А вот эти замечательные опята разве не дружная семейка?!? (Показ соответствующих иллюстраций)

Вывод: - В каждой такой  семье все ее «члены» похожи друг на друга, живут вместе друг с другом, растут в определенном месте – это их объединяет, и мы говорим о них – СЕМЬЯ.

III. Работа с фотографиями.

Игра «С кем ты живешь?»

Цель: Составление предложений с предлогом «с». Закрепление родственных отношений, знание и употребление имени и отчества старших членов семьи, употребление однокоренных слов с корнем  род.

Инструкция: - Вы принесли свои семейные фотографии. Назовите на ваших фотографиях родственников - членов семьи, с которыми вы живете. (Это я сама с мужем и двумя дочерьми)

Беседа по вопросам:- Как вы называете младшего члена семьи? (Аня, Анечка, Анюта, доченька…) - Как у вас называют старших членов семьи? (мамочка, мама, папа, отец) - Как ласково называют тебя в семье? Как ты думаешь, почему? (Меня любят, ценят)

Логопед: – Моего папу зовут Николай и мое имя отчество Татьяна Николаевна. - Как  имя отчество твоей мамы, бабушки? Твоего папы, дедушки? (Индивидуальный опрос)

Логопед: - Мама и папа  для  тебя кто? (Родители).  - Ты для мамы и папы кто? (Дочь).  - Ты для  бабушки и дедушки кто? (Внучка). - Как ласково ты называешь своих родителей?  (Мамочка, мамуля, папочка)

Логопед: - Когда вы  родились? (Осенью, в октябре)  - Когда  родился  твой  братик,  сестра? (Летом, в июне). - Где вы родились? (Я родилась в городе Прокопьевске) - Значит Прокопьевск это твоя родина?  

Обобщение: - И так,  у нас в словарике появились еще слова: РОДИЛСЯ, РОДИНА, РОДИТЕЛИ.  (Выставляются таблички этих слов)

Игра «Доскажи словечко»

Инструкция: - Поиграть в эту игру нам поможет наш словарик, нужно вставить в предложение недостающее слово из словарика.

- Мама и папа – это ваши… (родители). Родители - это… (мама и папа)

- У меня большая... (родня)  - А у тебя?  (У меня тоже большая родня)

- Дядя и племянники между собой… (родственники). - Кто еще между собой родственники? (Брат и сестра между собой… родственники)

 – Мой младший брат…(родился) летом.  - Летом…(родился мой младший брат)

- Место, где ты родился, называется…(родина). – Родина - это… (место, где ты родился)

Обобщение: - Не кажется ли вам, что слова в нашем словарике тоже родственники? - Назовите или прочитайте их. - Похожи ли эти слова? Чем?  - В них  есть общее маленькое слово РОД.  Такие слова называются родственными.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз).

IV. Речевые логические задачи.

1.Игра тренинг «Диалоги».

Задачи: Продолжать способствовать умению целенаправленно задавать вопросы по смыслу и составлять диалоги.

Слайд 5

Речевая логическая задача.

 Мама и папа задали сыну – дошкольнику вопросы, на которые он ответил:

1.Да, сделал. 2.Пойду через пять минут. 3.Хорошо, сейчас дам. 4.Конечно видел. 5.Поеду к дедушке.

На какие вопросы так ответил Владик?

(1. Сынок, ты уборку в комнате сделал? 2. Когда пойдешь гулять? 3.Ты дашь мне твои карандаши? 4. Владик, ты видел вчера фильм о китах? 5.Ты хочешь куда-нибудь поехать?)

2.Игра – эксперимент «Крепкая семья».

Цель: Способствование активизации в речи глаголов: помогать, любить, защищать, ухаживать, уступать…и т.д. Воспитание нравственных качеств.

Инструкция: - Наши пальцы не случайно сравнивают с семьей (большой пальчик-дедушка, указательный пальчик – бабушка, средний – папочка …и т.д.), ведь наши пальцы напоминают дружную, трудолюбивую семью. Послушайте рассказ Л.Н.Толстого «Отец и сыновья», и вы узнаете, что делает семью крепкой.

      «Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

      - Сломайте!

     Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту.

     Они легко переломали прутья поодиночке.

     Отец и говорит:

      - Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит.

      Веника не сломаешь, а по прутику весь переломаешь».

Логопед: - Как нужно  вести себя в семье, чтобы она была крепкой? Я начну, а вы попробуйте продолжить. (Любить, помогать, слушать…)

А теперь, называя слова-действия, сложим прутики вместе – получается опять крепкий веник, который нельзя сломать).

Л о г о п е д: - Чему же учил отец своих детей? (Жить в согласии и быть крепкой семьей).

5. Чтение стихотворения «Обида»

Инструкция: - Бывают в семье и такие ситуации как в  стихотворении  «Обида», написала его Агния Барто.  (Рассказывает ребенок)                              

Моей сестренке двадцать дней,

Но все твердят о ней, о ней-

Она всех лучше, всех умней!

И слышно в доме по утрам:

- Она прибавила сто грамм!

Ну, девочка, ну, умница!

Она водички попила -

За это снова похвала:

- Ну, девочка, ну, умница!

Она спокойно поспала

- Ну, девочка, ну, умница!

А мама шепчет: - Прелесть!

В восторге от Аленки.

- Смотрите, разоделись

Мы в новые пеленки,

Смотрите, мы зеваем, мы ротик разеваем!

Кричит довольный папа

И он не узнаваем…

Он всю цветную пленку

Истратил на Аленку.

Я гвоздь в сарае забивал

И то не слышал я похвал!

Обиду трудно мне сдержать,

Я больше не могу…

И вот я тоже лег в кровать

И стал кричать: - Агу-у!

Но папа глянул на меня,

Сказал он: – Не дури.

Чего вопишь средь бела дня как дети-дикари?

Тогда я лег лицом к стене

И ждал я нахлобучки.

Вдруг, мама бросилась ко мне:

- Давай, возьму на ручки!

А я в ответ: - Я не грудной,

Ты просто так, побудь со мной.

 Вопросы: - Почему мальчик обиделся? - А ты бы обиделся? - Нужно ли обижаться? – Что нужно сделать, если обиделся? (простить, помириться, не вспоминать обиду)

 Совет логопеда: - Чтобы не обижаться, нужно самому участвовать во всех событиях: радоваться, помогать маме ухаживать за сестренкой и т.д.

Инструкция: - Ну а если все равно грустно, тогда лучше попробовать посочинять чистоговорки о своей замечательной семье или спеть песню и настроение обязательно  поднимется:

6. Чистоговорки:

Задача: Развивать способность изменять слово семья по родам и падежам, четко проговаривая окончания и подбирая рифмующееся слово в конце каждой фразы.

я –я –я, я –я - я -   очень дружная  (семья),

е – е - е, е – е – е -   хорошо у нас в   (семье),

ю – ю – ю , ю – ю – ю  -  я люблю мою   (семью),

я – я – я, я – я – я – все умею делать   (я),

е - е - е, е - е - е – помогаю всем в   (семье),

ю - ю - ю, - ю - ю - ю – вместе с мамой куклам   (шью),

ё - ё - ё, ё - ё - ё – глажу с бабушкой  (бельё),  

я - я - я, я - я - я – с малышом гуляю  (я).

ю - ю -ю, ю - ю - ю – с папой песни я  (пою).

пой – пой – пой, пой – пой – пой -   я горжусь своей  (семьёй).

 V. Пословицы и поговорки о родственниках и воспитании:

Инструкция: - Народное образное слово богато пословицами и поговорками о семье и семейных взаимоотношениях, некоторые из них мы сейчас вспомним и прочитаем.

(звучит песня Ю. Привалова «Папа и мама»)

Участникам предлагается задание: допиши пословицу о семье.

Для совместной деятельности родителей и ребенка предложить речевой материал (выборочно), для обсуждения в его семье:

В семье и каша гуще.

Коли у мужа с женой лад, так не надобен и клад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Живут рука в руку, душа в душу.

Красна пава перьем, а жена мужем.

Муж – голова, жена – душа.

На что и клад, когда в семье лад.

Учи жену без детей, а детей без мужа.

Умел дитя родить, умей научить.

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Куда матушка, туда и дитятко.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мед сладок, а ребенок еще слаже.

Не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Родители трудолюбивы, и детки не ленивы.

У милого дитяти много имен.

Слайд 6

VI. Рефлексия.

На доске висят картинки «чемодан», «тёрка», «корзина».

- Если вам было интересно и вы будете использовать этот материал в своей работе, то приклейте стикер на чемодан, если вам надо подумать и вы сомневаетесь – на тёрку, а если материал бесполезен – в корзину.

Литература

1. Алябьева, Е. А.

 Развитие логического мышления и речи детей 5 – 8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика. – М.: ЦТ Сфера, 2005. – 112 с. (Программа развития).

2. Коноваленко,  В.В.

Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексико-семантической теме «Человек: я, моя семья, моя страна» /В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 64 с. – (Практическая логопедия).

3. Кузнецова, Е.В.

Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет. / Кузнецова Е.В., Тихонова, И.А. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. (Серия «Программа развития».)

4. Крупенчук,  О. И.

Пальчиковые игры. – СБ.: Издательский Дом «Литера», 2005. -32 с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»).

5. Ожегов, С.И.

Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.

6. Пословицы. Поговорки. Загадки. / сост., авт. Предисл. и коммент. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова. – М.: Современник, 1986. – 512 с. (Классическая б-ка «Современник»).

7. Толстой, Л.Н.

Скучен день до вечера, коли делать нечего. Рассказы. Изд. 2-е. Рис. В. Пименова. М.:   «Детская литература», 1977. – 32 с. с ил. (Школьная библиотека «Читаем сами»).

8. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада / сост. З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая; Под ред. В.И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1990 – 420 с.: ил.

.