Доклад Тема: «Если дисциплина – проблема»

Проблема дисциплины стоит перед учителем всюду .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_shmo_uch_god_esli_distsiplina_problema.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ВЕРШИНА””

(МБОУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ВЕРШИНА””)

___________________________________________________________________________________

143441, Московская область, г.о. Красногорск, д. Путилково, ул. 70-летия Победы, д. 5; ИНН 5024204108;

КПП 502401001; ОГРН 1205000031390; Тел.: 8 (977) 331-84-64; E-mail: oc.vershina@gmail.com

_____________________________________________________________________________________

Доклад

 Тема: «Если дисциплина – проблема»

Автор:

     Галстян Лусине Мисаковна

Проблема дисциплины стоит перед учителем всюду - в школе и в детских садах, в первом классе и в одиннадцатом. Она актуальна и для молодых, и для опытных учителей. Уже после первых дней педагог осознаёт: у ребят есть сотни способов мешать уроку, "заводить" класс и исподтишка срывать объяснение материала.
     Именно исподтишка! Например, мычанием: как узнать, кто мычит, если равномерный гул начинается сразу, стоит нам открыть рот, и упрямо продолжается, пока мы его, то есть рот, не закрываем? Мы в растерянности, но эта растерянность сопровождается звенящей тишиной и устремлёнными на нас послушно-издевающимися глазами.
     Или так: стоит повернуться к доске, - из-за спины раздаётся гудение, сопение, шёпот, и всё это увенчивается каким-то подобием художественного свиста. Педагоги-мастера знают: показывать классу спину нельзя, ибо это пролог к разрыву всех отношений. Но где их, мастеров, взять?
     Вчерашняя выпускница вуза, налетая на всё по пути, добежала на перемене до учительской: "Не пойду я к ним больше! Я им что, девочка?!" Оказалось, у неё на столе ретивые семиклассники разложили всю атрибутику детской песочницы, не забыв посадить резиновую куклу на учительский стул. Она вошла в класс и увидела на доске: "Превед, Леночка!" (А та почему-то решила, что называться Еленой Викторовной - это педагогический крест.) Вот теперь и "не девочка".
А что прикажете делать, если испытывать учителя "на слабо" - любимое дело каждого класса и каждого ученика, у которого усы - только в проекте?

     Существуют 
три способа реагировать на "неподходящее" поведение воспитанников.

1.    Невмешательство. Учителя в лучшем случае разъясняют, что случилось, когда всё уже случилось, рассчитывая, что дети сами постепенно научатся управлять своим поведением.

2.    Контроль. Учителя очень похожи на начальников: они требуют, командуют, направляют. Основные методы воздействия - угрозы и шантаж: "Если ты не замолчишь, я..." (далее называется наказание, демонстрирующее хорошее знание "слабых мест" каждого).

3.    Взаимодействие. Учителя берут на себя роль ненавязчивого лидера, каждый раз ставящего ребёнка перед необходимостью осознанного выбора и ответственности. Они включают самих ребят в процесс установления правил. Программа дисциплины строится на повышении самоуважения учеников с помощью стратегии поддержки.

    Когда мы говорим, что конкретное поведение - это один из выборов человека, мы тем самым получаем силу, чтобы начать влиять на решение наших учеников вести себя гораздо эффективнее. Большинство ваших учеников прекрасно знают, как они себя ведут и какой эффект имеет такое поведение.
    Учитель - всего лишь человек, и имеет право быть агрессивным. Имеет право, но... только в своём воображении. Кроме того, наш гнев - то, чего добивается ученик, жаждущий власти. Ребята всегда готовы играть, когда делают что-то неподходящим образом. Они быстро вызывают у нас реакцию гнева, ведь ради него игра и затевается.
    Ученики, наши дети, выбирают разные модели поведения, чтобы чувствовать свою значительность и важность в разных группах: в семье и в классе, в драматической студии и в спортивной секции. Когда нам, педагогам, воспитателям и родителям, удаётся распознать за их "плохим поведением" важнейшую для них потребность "быть включённым" в социально значимые процессы и группы, мы начинаем искать пути помощи в выборе более подходящих видов поведения.

     
Поведение учеников: законы

     Где бы вы ни работали - в детском саду, в школе или высшей школе, - сталкиваясь с "плохим поведением" воспитанников, вы спрашивали себя: как поскорее прекратить то, что мешает занятиям? Как уберечь хороших учеников от влияния дурных и убедить их продолжать хорошо себя вести? Как сделать, чтобы пассивные ученики отвечали на уроках? Чтобы получить ответ, познакомимся с тремя основными законами, которым подчинено поведение ребят.

     
  I закон. Ученики выбирают
определённое поведение
в определённых обстоятельствах


o   Вера Сёмушкина опаздывает на все уроки английского и не торопится поднимать руку при опросе. Почему?
o   Света Петрова очень любит, когда её хвалят учителя, и сделает ради похвалы любую работу. Почему?
o  Дина Смольникова всегда с готовностью остаётся после уроков для любой внеклассной работы. Почему только она?
o   Коля Харитонов тихо бормочет ругательства на геометрии, но с удовольствием слушает объяснение учителя на уроке истории. Почему?
Ответ прост: потому что они выбрали в тот момент именно такое поведение.

     Психологи объясняют "плохое поведение" детскими впечатлениями, бессознательными мотивами, наследственностью, окружающей средой и воспитанием. Такие объяснения, какими бы справедливыми они ни были, не помогут установить в классе нормальную дисциплину. Так, учительница Веры Сёмушкиной ничего не может сделать, чтобы изменить детские впечатления Веры, а учительница геометрии Коли Харитонова не может изменить его условий жизни. Энтузиазм Светы Петровой объясняется тем, что за каждую похвалу или отличную оценку она дома получает денежное вознаграждение, и её учительница не в состоянии изменить такой способ мотивации, придуманный Светиными родителями. Дина с такой готовностью остаётся после уроков, потому что ей не хочется идти домой, где царит напряжённая атмосфера, и её учительница не изменит обстановку в семье Дины.

     Учителям не дано возвращать в прошлое своих учеников, так же как изменять их жизнь вне школы. Но, когда мы понимаем, что конкретное поведение - это вы-бор человека, мы тем самым приобретаем силу, чтобы начать влиять на решение наших учеников сделать этот выбор. Право выбора должно быть признано учителем за каждым. Нельзя без ущерба для личности ребёнка лишать его этого права, ставя в безвыходную ситуацию. Выбор существует и у нас: мы можем действовать привычными методами "манипулирования", не оставляя ученику ино-го решения, а можем захотеть что-то изменить в собственном поведении (а это требует смелости), научиться взаимодействовать с учениками, чтобы они захотели выбирать адекватное реагирование.

     II закон. Любое поведение подчинено
общей цели - чувствовать себя
принадлежащим к школьной жизни


      Другими словами, - чувствовать свою важность и значимость. Эта потребность естественна для любого, поскольку люди - социальные существа. Ежедневно в течение 9 или И лет половину дня ребята проводят в школе, поэтому можно считать нормальным желание каждого занять своё место в этой общности. Такое желание воплощается в 
трёх частных целях.

1.    Ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность).

2.    Строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность).

3.    Вносить свой вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в коллективной деятельности).

   Ученики пытаются достигнуть этих целей всеми возможными способами. Если им неизвестны или недоступны способы приемлемые, они используют то, что мы называем "нарушением дисциплины", или "плохим поведением".

  
  III закон. Нарушая дисциплину, ученик
осознаёт, что ведёт себя неправильно,
но может не осознавать, что за этим
нарушением стоит. А это одна из четырёх
целей: привлечь внимание, достичь власти,
отомстить, избежать неудачи


      
Привлечение внимания. Некоторые выбирают "плохое поведение", чтобы привлечь особое внимание учителя. Они всё время хотят быть в центре внимания, не давая вести урок, а остальным - понимать учителя.
Власть.  Некоторые ученики "плохо" ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Часто они демонстрируют своим поведением: "Ты мне ничего не сделаешь" - и разрушают тем самым установленный в классе порядок.

    
 Месть. Для некоторых главной целью их излишней активности становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из учителей, ребят, а иногда и всему классу.

     
Избегание неудачи. Некоторые так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не могут выполнить требования учителей, родителей, свои собственные чрезмерно завышенные требования. Они часто мечтают, чтобы все оставили их в покое, находятся в изоляции, неприступные и "непробиваемые" ни для каких методических ухищрений педагога.

     Эти четыре мотива выделил в 1930-е годы американский педагог Рудольф Дрейкур. Он писал: "Когда меня спрашивают, на основании какой теории я вывел эти четыре причины? Почему их не пять и не сто? - Я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашёл только четыре мотива их плохого поведения. В 90 /ослучаев присутствует один из этих четырёх мотивов. Если вы можете предложить что-то лучшее - пожалуйста".

     Каковы бы ни были цели дурных поступков учащихся, мы должны взаимодействовать с ними. А если мы научимся определять цель нарушения дисциплины, то сможем правильно строить общение, заменить неконструктивный способ на разумный и эффективный. И так не один раз, а всё время.

    
  Стратегии педагогов: правила.
     Всё, о чём мы будем сейчас говорить, касается личности самого учителя - изменения его установок и реакций для достижения желаемых отношений с учениками. Без этого не обойтись, ведь никакие слова и действия, как бы тщательно ни были они подготовлены, не приведут к успеху, если учитель лукавит в своих установках и чувствах.

  
 Правило 1. Акцентировать внимание на поступках (поведении),
а не на личности.


      Начинать свою работу следует с характеристики поведения без его оценки. Объясняя ребенку, почему его поступки так огорчают вас, избегайте оценочных слов вроде "плохо", "неправильно", "глупо", "по-хамски". Субъективные слова только вызывают раздражение, "заводят" нас самих и в итоге уводят от решения проблемы.

      Ведя разговор о проступке, будем ограничиваться обсуждением того, что случилось. Обсуждая с учеником его поведение или выбирая способ вмешаться, важно говорить только о том, что происходит прямо здесь, и в данный момент. Выход за рамки "здесь и сейчас" и ученика, и вас наводит на мысль, что его поступок - что-то неизбежное и неисправимое. Своего рода тупик. В самом деле, если Ваня или Таня "всегда" так ведут себя или "всегда будут" это делать, то как можно требовать, чтобы они попытались вести себя по-другому? Девиз "здесь и сейчас" - точка опоры для воспитателя!

     Мы должны быть твёрдыми в отношении проступка и в то же время - доброжелательными в отношении ученика, чтобы у него не возникло желание "отбиться" и не пропало желание общаться. Это правило может быть выражено таким девизом: "То, что ты делаешь, должно быть сейчас же прекращено, но я всё ещё с симпатией отношусь к тебе!" Такая установка декларирует веру в то, что ученики могут вести себя как следует. Ваша вера в них - самый мощный импульс измениться, ибо она повышает самоуважение.

     Правило 2. Управлять своими эмоциями.

     Когда ученик демонстрирует плохое поведение - властное или мстительное, - наши собственные эмоции очень неприятны. Это могут быть гнев, возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, - нормально.

     Но контролируйте эмоции! Когда нас душат гнев и возмущение, мы уже не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того: мы демонстрируем отрицательные эмоции нашим ученикам тоном, мимикой, всем своим видом. И этим укрепляем решение вести себя плохо, даём очевидное оправдание. Наш гнев - то, чего добивается ученик, жаждущий власти. Если мы демонстрируем свои отрицательные эмоции, - мы заставляем такого ученика продолжать своё поведение. Ведь маленький человек, который способен так потрясать взрослого, в самом деле обладает силой!

     Когда учитель управляет своими отрицательными эмоциями и не выливает на головы учеников потоки "благородного гнева", он даёт классу очень много: а) просто лишает властолюбца желаемой реакции и б) готовит почву для успешного взаимодействия.

     Ребята ожидают определённой реакции, которую можно предсказать, забрасывают "крючок", мы ловим его, и игра начинается. Они быстро вызывают у нас реакцию гнева, ведь ради него игра и затевается, а итог игры - свидетельство нашего поражения. Но попробуйте отказаться от игры. Это непросто. Один из способов - контролировать эмоции.
Часто учителя просто переполнены отрицательными эмоциями и нуждаются в установлении равновесия, иначе головной боли к концу дня не избежать.

     Попробуем всё же без неё обойтись. Можно "разряжаться" в ванной, включив на полную мощность воду, чтобы вас не слышали. Затем представьте, что перед вами сидит ваш юный обидчик, и выговаривайте ему всё, что не сказали в классе. На время забудьте про принцип "не оценивать", про вежливость и т.д. Кричите всё, что хотите, оценивайте, обвиняйте, и как можно громче. В конце концов вы почувствуете себя успокоенным, даже опустошённым.

     Правило 3. Не усиливать напряжение ситуации.

    Никогда не делайте и не говорите того, что может усилить напряжение ситуации - как для ученика, так и для вас. Это очень трудно - научиться не увеличивать, а снижать напряжённость ситуации. Перечислим типичные ошибки в реагировании на выходки.

Мы ошибаемся, если в ответ на выходку в напряжённой ситуации:
     повышаем голос;
     произносим фразу типа "Учитель здесь пока ещё я";
     оставляем последнее слово за собой;
     используем позы и жесты, которые "давят": напряжённые позы, сжатые челюсти и сцепленные руки, говорим "сквозь зубы";
     используем уничижительные, оскорбительные, унижающие выражения;
     прибегаем к сарказму;
     обращаемся к оценке характера;
     действуем как начальник (с превосходством);
     используем физическую силу;
     втягиваем других людей в конфликт;
     настаиваем на своей правоте;
     читаем проповеди;
     ставим учеников в угол;
     оправдываемся, защищаемся или снисходительно соглашаемся;
     делаем обобщения вроде "Вы все одинаковы";
     позволяем себе необоснованно изобличать;
     изображаем негодование;
     придираемся, добиваясь своего придирками;
     передразниваем учеников;
     сравниваем одного ученика с другим;
     командуем, требуем, давим.

     Некоторые из этих реакций могут изменить ситуацию лишь на короткое время. Но плата за недолгое спокойствие оказывается слишком высокой. Отрицательный эффект такого поведения учителя приносит куда больше неприятностей, чем сама его причина. Зачем же использовать столь рискованные методы, когда можно выбрать более эффективные?

     Кстати, часто некоторые награды, которые получают от нас ученики, напоминают взятки и поддерживают намерение вновь и вновь демонстрировать непослушание, чтобы вновь получить подобное. Если вы скажете Пете: "Не будешь списывать сейчас и сделаешь сегодняшнюю самостоятельную работу на самом деле самостоятельно - я не спрошу тебя завтра на геометрии", - в следующий раз он у вас поинтересуется: "Мне списывать или вы не будете спрашивать меня завтра на геометрии?" Любой из ваших выборов будет неудачным. Если вы выбрали первое, - тем самым разрешаете списывать. Если второе, - в следующий раз тот же ученик потребует за честную работу большую плату: например, не спрашивать его ни на геометрии, ни на алгебре.

      
 Правило 4. Обсуждать проступок позже.

      Поговорить о поведении ученика или его решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент, когда вы оба - и учитель, и ученик - возбуждены, вам вряд ли удастся взаимодействовать конструктивно. Вы не услышите, что вам говорит ученик, а он не услышит вас. Особенно когда работают "сильные отрицательные эмоции" в случаях властного и мстительного поведения.

     Когда же обсуждать случившееся? Возможно, через час, а может быть, через день. Когда каждый успокоится и сможет разумно рассуждать. Когда учитель будет в состоянии говорить объективно, причём именно о том, что произошло, а не о том, кто виноват, то есть сможет показать действия, а не действующего.
     Вы спросите, как ученик узнает, что его поведение неправильное, если мы не укажем ему на это в момент, когда он плохо себя ведёт?
     Вот Саша, семиклассник, матерится на физкультуре. Разве ему не известно, что он "делает что-то нехорошее"? Конечно, известно. Он получит большое удовлетворение, просто подарок от вас, если перед классом вы начнёте читать пятьсот двадцать седьмую лекцию о чистоте русского языка. Лучше всего в этом случае отреагировать немедленно, но совсем не так, как ожидает школьник. А вот серьёзное обсуждение отложить на то время, когда Саша не сможет извлечь выгоду.

     Ученики будут уверены, что вы не попустительствуете выходкам их одноклассников, если время от времени организуете общие дискуссии о нарушениях поведения. На этих дискуссиях вы можете объяснить им, что является приемлемым, а что нет в определённых ситуациях. Кроме того, они будут знать, что вы всегда готовы быть на стороне порядка.

   
  Правило 5. Позволять ученику "сохранить лицо".

     Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят "шоу". Вместе с тем они знают, что учитель сильнее, и имеет свои "козыри", чтобы вынудить их поступить по-другому. В результате такие ученики всё-таки сделают то, о чём вы их просите, но по-своему. Они играют в игру, которую можно так и назвать: "По-своему". В этой игре они дают нам то, что мы просим, но с оговоркой:  "Я сделаю это, но по-своему, а не вашим способом". Почему-то именно это больше всего возмущает нетерпеливого раздражённого учителя. Согласие подчиниться он воспринимает как демонстрацию слабости, но требует полного подчинения себе - и вызывает новую волну конфронтации. Мудрый учитель умеет играть в игру "По-своему", потому что он знает: если мы играем в эту игру с учеником, мы позволяем ему "сохранить лицо", а вместе с тем получаем то, что нам нужно. Оба игрока тем самым выигрывают.

     Вы просите Марину не ходить по классу и занять своё место. Она соглашается, но, направляясь к своей парте, бормочет что-то невнятно и сердито. Бормочет негромко, понять ничего нельзя. В конце концов она же села, то есть вы своего добились. Но многие учителя допускают типичную ошибку - требуют полного подчинения, не используя игру "По-своему". Вот как выглядит эта ошибка.

Учитель: Марина, что ты бормочешь? Марина (сухо): Ничего. Учитель: Я же слышу. Повтори, что ты сказала!
Марина (громко, с сарказмом): Я только высказываю свои мысли вслух. Думаю. Вы против того, чтобы ученики думали?

     Заметим, что вообще подобная реакция (ворчание) - нормальная для человека. Вспомните свою собственную реакцию: когда вам тоже приходилось подчиняться, делать что-то, не входящее в ваши планы.
Недовольное ворчание - не единственная реакция в игре "По-своему". 

Ученики используют и другие "свои способы":
     "тянут" несколько секунд, прежде чем согласиться;
     строят гримасы, выполняя вашу просьбу;
     жестами выражают недовольство и неуважение;
     ещё раз-другой повторяют то, что их просят прекратить делать, и только потом перестают;
     перед тем как подчиниться, говорят что-то типа "не буду, не хочу", чтобы последнее слово осталось за ними.
Но они подчинятся после этого! Если им позволить исполнить эту безвредную игру "По-своему", - инцидент будет исчерпан скорее. При этом вы как учитель получите то, что хотели, и не заденете достоинства ученика. Оба - в выигрыше!

  
  Правило 6. Демонстрировать неагрессивное поведение

    Конфронтация выбивает из колеи, эмоции выходят из-под контроля. В этой ситуации люди часто начинают общаться агрессивно. Крик, обвинения, унижение, ругань - всё это агрессивное общение.

    Даже если мы научились контролировать свои эмоции (например, с помощью аутотренинга), - в момент конфликта они всё же могут захлестнуть нас. Поэтому придерживайтесь правил:

1.    Отложить "на потом" дисциплинарные меры.
2.    Применить в момент конфронтации одну из миротворческих, разряжающих атмосферу акций. А воспитательные монологи отложим на то время, когда будем абсолютно спокойны.

     Дети быстро перенимают неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы ведём себя агрессивно, эмоции берут верх над разумом, то и они позволяют себе это.
Конечно, сказанное - лишь отдельные законы и правила, позволяющие установить контроль над дисциплиной. Но именно эти - главные, и важно сделать их органичными нашему общению с ребятами. Тогда дисциплина не будет для них архитектурным излишеством, а для нас - проблемой.