ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи, а так же создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребёнка, раскрытию его творческого потенциала.
Познавательное и речевое развитие согласно ФГОС ДО — это становление коммуникативной компетенции ребенка, которая проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д.
Мы считаем, что познавательно-речевая деятельность хорошо развивается через проектную деятельность. Таким образом, проектную деятельность можно представить как один из способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
При условии правильно организованного педагогического процесса с применением технологии проектной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста, а также с организованной развивающей предметно—пространственной средой речевое развитие детей становиться наиболее полноценным и эффективным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno-rechevoe_razvitie_posredstvom_proektnoy_deyatelnosti.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №40 комбинированного вида»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
НА ТЕМУ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Разработал:
воспитатель
Коротина Анастасия Андреевна
г.Гатчина, 2022 г.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,
тем больше он знает, и усвоил, тем большим
количеством элементов действительности
он располагает в своём опыте, тем значительнее
и продуктивнее при других равных условиях
будет его творческая, исследовательская деятельность»
Л.С.Выгодский.
Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области.
Для современного дошкольного учреждения требуется воспитатель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательный и образовательный процессы, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность воспитателя на современном этапе развития образования.
Цель самообразования: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя.
Актуальность:
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи, а так же создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребёнка, раскрытию его творческого потенциала.
Познавательное и речевое развитие согласно ФГОС ДО — это становление коммуникативной компетенции ребенка, которая проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д.
По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни.
Мы считаем, что познавательно-речевая деятельность хорошо развивается через проектную деятельность. Таким образом, проектную деятельность можно представить как один из способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Проектная деятельность основывается на интересах детей, определяет творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом — продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни.
Так же организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.
При условии правильно организованного педагогического процесса с применением технологии проектной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста, а также с организованной развивающей предметно—пространственной средой речевое развитие детей становиться наиболее полноценным и эффективным.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу проектной деятельности как средства познавательно-речевого развития детей раннего возраста.
Задачи:
- изучить и обобщить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме,
- разработать перспективный план по проектной деятельности в рамках познавательно-речевого развития в группах раннего возраста, внедрить его в работу,
- сделать подборку компьютерных презентаций по темам проектов,
- воспитывать познавательный интерес у детей раннего возраста посредством проектной деятельности.
Предполагаемый результат:
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;
- значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью;
- обогащение предметно – развивающей среды группы.
Перспективы на следующий год:
- продолжить работу по данной теме согласно возрастной группе,
- продолжить работу по планированию новых проектов в соответствии с возрастной категорией детей,
- изучить новинки методической литературы.
Перспективный план по самообразованию по работе с детьми
Формы работы | Сроки | Участники |
Проектная деятельность на тему: «Про вершки и корешки» | Октябрь, 2022 г. | Воспитатели, дети и родители |
Проектная деятельность на тему: «Детский сад – второй мой дом» | Ноябрь, 2022 г. | Воспитатели, дети и родители |
Проектная деятельность на тему: «Растительный и животный мир» | Декабрь, 2022 г. | Воспитатели, дети и родители |
Проектная деятельность на тему: «Что такое снег?» | Январь, 2023 г. | Воспитатели, дети и родители |
Проектная деятельность на тему: «Здравствуй, сказка» | Апрель, 2023 г. | Воспитатели, дети и родители |
Проектная деятельность на тему: «Разноцветная неделя» | Май, 2023г. | Воспитатели, дети и родители |
Проектная деятельность на тему: «Занимательная сенсорика» | В течение года | Воспитатели, дети и родители |
Перспективный план работы по теме самообразования
Сроки проведения | Содержание работы | Цель |
Сентябрь-октябрь | информационно-аналитическая и методическая работа | - сбор и анализ информации по данной проблеме, - изучение методической литературы, - анализ исследования ученых по познавательно-речевому развитию дошкольников, - подборка тем проектной деятельности |
В течение учебного года | Практическая (основная) работа | - создание развивающей предметно-пространственной среды по познавательно-речевому развитию ребенка, - создание компьютерных презентаций |
Работа с детьми | Расширение знаний детей посредством познания окружающего мира | |
Работа с родителями | Повышение педагогической культуры | |
Заключительный | Подготовка отчета | - представление опыта работы по теме «Наш проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей» (ноябрь, 2022 г.) - презентация опыта работы «Кружковая деятельность в ДОУ» (в рамках проектной деятельности на тему «Занимательная сенсорика») (апрель, 2023 г.) - анализ проведенной работы за учебный год, презентация «Познавательно-речевое развитие детей в группе раннего возраста посредством проектной деятельности» и выступление на итоговом педагогическом совете с темой: «Проектная деятельность как средство познавательно – речевого развития детей раннего возраста» (май, 2023 г.) |
Перспективный план по самообразованию по работе с родителями
Формы работы | Сроки | Участники |
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала (компьютерных презентаций). | В течение года | Воспитатели и родители |
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. | В течение года | Воспитатели и родители |
Подготовить консультации для родителей: - «Роль книги в развитии детей», - «Домашняя игротека по развитию речи», - «Игры на знакомство с эталонами», - «Какие книжки читать на ночь?», - «Сказкотерапия и ребенок», - «День книги» Разработка буклетов: - «Су-Джок терапия», - «Развитие мелкой моторики» | В течение года | Воспитатели и родители |
Анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребенка» | Апрель, 2023 г. | Воспитатели и родители |
Фотовыставка «Читаем дома» | Апрель, 2023 г. | Воспитатели, дети и родители |
Проведение итогового родительского собрания с показом презентации «Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста» | Апрель 2023 г. | Протокол собрания |
Фотовыставка «Разноцветная неделя» | Май, 2023 г. | Воспитатели, дети и родители |
Литература по теме самообразования:
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 1997.
- Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности.2000.№ 1
- Белая, К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008.
- Ветрова В. В. Во что играть с ребёнком до 3 лет. - ТЦ М. 2011.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
8. Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Педагогика детей раннего возраста. - М.: Владос, 2007.
9. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
10. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. - ТЦ Сфера. 2005.
11. Дыбина О.В., Еник О.А. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007.
12. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ «Сфера», 2006.
13. Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
14. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru.
15. Киселёва Л. С., Данилова Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2005.
16. Левшина Н. И. Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников. // Дошкольная педагогика. — 2014 — № 10.
17. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
18. Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. Раннее детство: познавательное развитие. - М. «Мозаика – Синтез», 2003.
19. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – Москва. Мозаика-Синтез, 2003.
20. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
21. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.