ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Коротина Анастасия Андреевна

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи, а так же создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребёнка, раскрытию его творческого потенциала.

Познавательное и речевое развитие согласно ФГОС ДО — это становление коммуникативной компетенции ребенка, которая проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д.

Мы считаем, что познавательно-речевая деятельность хорошо развивается через проектную деятельность. Таким образом, проектную деятельность можно представить как один из способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением технологии проектной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста, а также с организованной развивающей предметно—пространственной средой речевое развитие детей становиться наиболее полноценным и эффективным.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №40 комбинированного вида»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА ТЕМУ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Разработал:

воспитатель

Коротина Анастасия Андреевна

г.Гатчина, 2022 г.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,

тем больше он знает, и усвоил, тем большим

количеством элементов действительности

он располагает в своём опыте, тем значительнее

и продуктивнее при других равных условиях

будет его творческая, исследовательская деятельность»

Л.С.Выгодский.

Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области.

Для современного дошкольного учреждения требуется воспитатель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательный и образовательный процессы, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность воспитателя на современном этапе развития образования.

Цель самообразования: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя. 

Актуальность:

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи, а так же создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребёнка, раскрытию его творческого потенциала.

Познавательное и речевое развитие согласно ФГОС ДО — это становление коммуникативной компетенции ребенка, которая проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д.

По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни.

Мы считаем, что познавательно-речевая деятельность хорошо развивается через проектную деятельность. Таким образом, проектную деятельность можно представить как один из способов организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Проектная деятельность основывается на интересах детей, определяет творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом — продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни.

Так же организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением технологии проектной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста, а также с организованной развивающей предметно—пространственной средой речевое развитие детей становиться наиболее полноценным и эффективным.

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу проектной деятельности как средства познавательно-речевого развития детей раннего возраста.

Задачи:

- изучить и обобщить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме,

- разработать перспективный план по проектной деятельности в рамках познавательно-речевого развития в группах раннего возраста, внедрить его в работу,

- сделать подборку компьютерных презентаций по темам проектов,

- воспитывать познавательный интерес у детей раннего возраста посредством проектной деятельности.

Предполагаемый результат: 

- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

- значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью;

- обогащение предметно – развивающей среды группы.

Перспективы на следующий год:

- продолжить работу по данной теме согласно возрастной группе,

- продолжить работу по планированию новых проектов в соответствии с возрастной категорией детей,

- изучить новинки методической литературы.


Перспективный план по самообразованию по работе с детьми

Формы работы

Сроки

Участники

Проектная деятельность на тему: «Про вершки и корешки»

Октябрь,

2022 г.

Воспитатели, дети и родители

Проектная деятельность на тему: «Детский сад – второй мой дом»

Ноябрь,

2022 г.

Воспитатели, дети и родители

Проектная деятельность на тему: «Растительный и животный мир»

Декабрь,

2022 г.

Воспитатели, дети и родители

Проектная деятельность на тему: «Что такое снег?»

Январь,

2023 г.

Воспитатели, дети и родители

Проектная деятельность на тему: «Здравствуй, сказка»

Апрель,

2023 г.

Воспитатели, дети и родители

Проектная деятельность на тему: «Разноцветная неделя»

Май,

2023г.

Воспитатели, дети и родители

Проектная деятельность на тему: «Занимательная сенсорика»

В течение года

Воспитатели, дети и родители


Перспективный план работы по теме самообразования

Сроки проведения

Содержание работы

Цель

Сентябрь-октябрь

информационно-аналитическая и методическая работа

- сбор и анализ информации по данной проблеме,

- изучение методической литературы,

- анализ исследования ученых по познавательно-речевому развитию дошкольников,

- подборка тем проектной деятельности

В течение учебного года

Практическая (основная) работа

- создание развивающей предметно-пространственной среды по познавательно-речевому развитию ребенка,

- создание компьютерных презентаций

Работа с детьми

Расширение знаний детей посредством познания окружающего мира

Работа с родителями

Повышение педагогической культуры

Заключительный

Подготовка отчета

- представление опыта работы по теме «Наш проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей» (ноябрь, 2022 г.)

- презентация опыта работы «Кружковая деятельность в ДОУ» (в рамках проектной деятельности на тему «Занимательная сенсорика») (апрель, 2023 г.)

- анализ проведенной работы за учебный год, презентация «Познавательно-речевое развитие детей в группе раннего возраста посредством проектной деятельности» и выступление на итоговом педагогическом совете с темой: «Проектная деятельность как средство познавательно – речевого развития детей раннего возраста» (май, 2023 г.)

Перспективный план по самообразованию по работе с родителями

Формы работы

Сроки

Участники

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала (компьютерных презентаций).

В течение года

Воспитатели и родители

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

В течение года

Воспитатели и родители

Подготовить консультации для родителей:

- «Роль книги в развитии детей»,

- «Домашняя игротека по развитию речи»,

- «Игры на знакомство с эталонами»,

- «Какие книжки читать на ночь?»,

- «Сказкотерапия и ребенок»,

- «День книги»

Разработка буклетов:

- «Су-Джок терапия»,

- «Развитие мелкой моторики»

В течение года

Воспитатели и родители

Анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

Апрель, 2023 г.

Воспитатели и родители

Фотовыставка «Читаем дома»

Апрель, 2023 г.

Воспитатели, дети  и родители

Проведение итогового родительского собрания с показом презентации «Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста»

Апрель 2023 г.

Протокол собрания

Фотовыставка «Разноцветная неделя»

Май, 2023 г.

Воспитатели, дети  и родители

Литература по теме самообразования:

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности.2000.№ 1
  3. Белая, К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.
  4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988.
  5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008.
  6. Ветрова В. В. Во что играть с ребёнком до 3 лет. - ТЦ М. 2011.
  7. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).

8. Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Педагогика детей раннего возраста. - М.: Владос, 2007.

9. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

10. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. - ТЦ Сфера. 2005.

11. Дыбина О.В., Еник О.А. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007.

12. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ «Сфера», 2006.

13. Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.

14. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru.

15. Киселёва Л. С., Данилова Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2005.

16. Левшина Н. И. Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников. // Дошкольная педагогика. — 2014 — № 10.

17. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

18. Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. Раннее детство: познавательное развитие. - М. «Мозаика – Синтез», 2003.

19. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – Москва. Мозаика-Синтез, 2003.

20. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

21. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.