Статья на тему "Формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр"

Коротина Анастасия Андреевна

«Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

ФГОС дошкольного образования диктует ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей. В связи с этим меня заинтересовала проблема: использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_femp_posredstvom_di.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

Коротина А.А., воспитатель,

МБДОУ «Д с№40 комбинированного вида»,

Ленинградская область, г.Гатчина

«Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

ФГОС дошкольного образования диктует ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей. В связи с этим меня заинтересовала проблема: использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место.

Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Особая роль математики – это в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления в процессе обучения детей дошкольного возраста.

Проблема: дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, цвет, величина, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их с друг другом, способствуют формированию понятий, поэтому знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, дети просто заучивают весь материал. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей начиная со раннего возраста (2-3 лет) и до подготовительной группы (6-7 лет), заинтересовать их внимание, отвечающее современным требованиям.

Цель моей работы с детьми дошкольного возраста: формирование познавательного у детей интереса к математике посредством интересных заданий и настольных дидактических игр, создание условий для развития у детей когнитивных навыков.

Работу над этой темой я начала с детьми с раннего возраста и продолжила в старших группах. Проводя образовательную деятельность по ФЭМП, я заметила, что не все дети ясно и чётко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты.

Как педагога меня это очень насторожило, и я решила провести срез знаний, с помощью которого смогла выявить детей, особо нуждающихся в моей помощи. Дети допускали ошибки в восприятии цвета, величин, формах предметов, в счете, не могли ориентироваться во времени. Изучая педагогическую литературу, я пришла к выводу, что, используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей. Я стала углубленно работать над темой: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр».

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

Гипотеза - если применять дидактическую игру в образовательной деятельности в ДОУ, то активизируется познавательная деятельность дошкольников.

Исследования психологов и педагогов (Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский , В.В. Данилова , А.В. Запорожец , Г.А. Корнеева , А.М. Леушина , Т.А. Мусейибова , Е.И. Щербакова и др.) показывают, что в дошкольном возрасте имеются особенности в восприятии и генезисе математических представлений. Математическое образование сосредоточено на освоении детьми дошкольного возраста представлений, являющихся предпосылкой формирования таких математических понятий как величина, число, геометрические фигуры. Математические представления – это представления о числе, множестве, счете, простейших вычислениях, геометрических фигурах и форме предметов, величинах и их измерении, которые ребенок постигает на чувственном, эмпирическом уровне, называют элементарными.

Осуществляется развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста при поддержке научно обоснованной методической системы, в компоненты которой входят цель, содержание, методы, формы и средства организации работы, тесно связанные между собой и взаимообусловленные друг другом.

Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития.

Математика относится к абстрактным наукам, поэтому, чтобы ее понимать необходимо развитое логическое мышление. У детей дошкольного возраста преобладающим является наглядно-образное мышление, т. е. основанное на уровне представлений. Математические представления, как и представления вообще – это объективно существующие субъективные образы, которые воссоздаются памятью или создаются воображением, которые возникают тогда, когда нечто материальное, которое породило эти образы, не воздействует прямо на субъекта и его органы чувств.

Поэтому основным приемом по ФМЭП являются дидактические игры логического содержания, которые развивают у ребенка сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывают усидчивость, конструктивные умения.

В ΧVΙΙ – ΧΙΧ вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель, чьи идеи я и использую в своей работе с детьми. М. Монтессори создала дидактический материал, построенный по принципу автодидактизма, который служил основой самовоспитания и самообучения детей непосредственной образовательной деятельностью в детском саду с использованием специального дидактического материала («даров Фребеля»), систему дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию в продуктивной деятельности (лепка, рисование, складывание и вырезание из бумаги, плетение, вышивание).

Соловьева Н. заключила, что максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока.

Вопросы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста разрабатывались А. М. Леушиной начиная с 40-х годов. Благодаря ее работам методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду. А. М. Леушина заложила основы современной дидактической системы формирования математических представлений, разработав программу, содержание, методы и приемы работы с детьми 3-, 4-, 5- и 6-летнего возраста. Методическая концепция автора сложилась в результате многолетней экспериментальной и научно-теоретической работы.

Н.А. Виноградова отметила, что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры, настольно-печатные игры, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценирования), словесные и игровые приемы, дидактический материал.

По замечанию А.К. Бондаренко: «…требование дидактики помогают отделить от общего хода воспитательного процесса то, что в образовательной работе связано с обучением». По классификации А.К. Бондаренко дидактические средства образовательной работы делятся на две группы: первая группа характеризуется тем, что обучение ведет взрослый, во второй группе обучающее воздействие передается дидактическому материалу, дидактической игре, построенной с учетом образовательных задач.

Д.В. Менджерицкая выделила следующие требования к дидактическим играм:

- каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания,

- в дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: «Игра без усилий, игра без активной деятельности - всегда плохая игра»,

- дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

Дидактическая игра - актуальный компонент интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста.

Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, стимулирует развитие речи.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет: «Задачи математического развития в дошкольном детстве определены с учетом закономерностей развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка в дошкольном детстве». Выполнение данных задач предусматривает обеспечение реализации принципа преемственности в воспитании и развитии ребенка на дошкольной и начальной школьной ступени образования.

К основным задачам математического развития детей дошкольного возраста относятся:

1. Развитие логико-математических представлений (представлений о конкретных величинах, о математических свойствах и отношениях предметов, геометрических фигурах, числах, закономерностях и зависимостях).

2. Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: сопоставление, обследование, упорядочение, группировка, разбиение.

3. Развитие логических способов изучения математических свойств и отношений (абстрагирование, анализ, отрицание, обобщение, сравнение, сериация, классификация).

4. Овладение экспериментально-исследовательскими способами познания математического содержания (моделирование, экспериментирование, воссоздание, трансформация).

5. Освоение математических способов познания действительности: измерение, счет, простейшие вычисления.

6. Развитие точной, доказательной и аргументированной речи, обогащение словаря.

7. Развитие интеллектуально-творческих проявлений у детей: сообразительности, смекалки, находчивости, догадки, стремление найти нестандартное решение задач.

8. Развитие инициативности и активности детей.

9. Воспитание готовности обучаться в школе: развитие ответственности, самостоятельности, настойчивости при преодолении трудностей, мелкой моторики и координации движений глаз, умений самооценки и самоконтроля.

Таким образом, можно сделать вывод: развитие элементарных математических представлений должно быть целенаправленным и организованным процессом усвоения и передачи знаний, способов и приемов умственной деятельности, которые предусмотрены программными требованиями.

В своей работе с детьми все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:

  1. Игры на развитие сенсорных эталонов (форма, цвет, величина).
  2. Игры на развитие ориентировки в пространстве.
  3. Игры с цифрами и числами (формирование понятия «количество» и навыка счёта).
  4. Игры на развитие логического мышления и устойчивости внимания.

Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей  среды в возрастных группах: с целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша, полочки Кюизенера, простейшие варианты игр «Танграм», «Колумбово яйцо» , «Кубики и цвет» и т.д.

Регулярно выступаю на педсоветах и семинарах, открытые мероприятия, провела мастер класс по данной тематике «Познавательно-речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр».

И все же невозможно только на базе ДОУ дать полный объем знаний. Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Использую разные формы работы с родителями:

  • общие и групповые родительские собрания - выступление «Занимательная математика для малышей»,
  • консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка», «Яркие и интересные игры», «Использование дидактических игр в обучении детей элементарным математическим представлениям» и др.
  • мастер-класс для родителей «Играем дома», «Домашняя сенсорная лаборатория»,
  • консультирую родителей на тему «Какую игрушку купить ребенку?»,
  • анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?», «Математика для развития Вашего ребенка», «Математические представления детей».

Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду — родители у детей закрепляли дома. Родители тоже очень серьезно относятся к выполнению домашнего задания с детьми. В уголке для родителей выставляю папку с дидактическими играми, объясняя цель и ход игры. Работаю в тесном контакте с родителями с целью повышения их педагогической грамотности.

Систематически изучаю новинки методической литературы, выбираю из нее интересный материал и консультирую родителей.

Таким образом, применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Вывод: регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Благодаря использованию продуманной системы игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.