Проект познавательной направленности для детей подготовительной к школе группы на тему: «Красная книга»

Коротина Анастасия Андреевна

Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов растений и животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Гибелью животных и растений отмечен путь развития человечества.

Природа величава и богата, но в тоже время хрупка и ранима. Все любят природу, но, к сожалению, не все ее берегут. Человек наносит природе большие и малые раны. Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных. Причем, более половины из них уничтожены за последние 50 лет!

Изучая природу, человек познает ее законы и гармонию. Задача педагога научить с детства любить и ценить окружающий мир. Ведь, от грамотного воздействия человека на природу, во многом зависит, как долго нас будут окружать свежий воздух, чистые реки, радовать своей красотой и разнообразием растительный и животный мир.

Как рассказать детям о животных и растениях, которые находятся под угрозой исчезновения? Чтобы этот сложный материал не показался дошкольникам скучным и непонятным, нужно правильно его преподнести. Лучший способ – организовать проектную деятельность, участниками которой станут дети и родители.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №40 комбинированного вида»

Проект

познавательной направленности

для детей подготовительной

к школе группы

на тему:

«Красная книга»

Разработали:

воспитатель

Коротина Анастасия Андреевна

г. Гатчина

Актуальность.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

(В. Берестов).

       Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов растений и животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Гибелью животных и растений отмечен путь развития человечества.

    Загрязнение атмосферы, почвы, воды, шумовые загрязнители. Огромные мусорные свалки! Переизбыток удобрений, химических пестицидов, которые используют для борьбы с вредителями! Кислотные дожди! Главные виновники этого – промышленность, электростанции, автомобили. Вырубка больших лесных массивов! Осушение болот, непрерывное расширение автодорог! Лесные пожары! Кто-то хочет получить  больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие. Кто-то, не думая,  вырывает с корнем цветы, убивает палкой игрушки, бросает камнем в птицу – развлекается.

      Природа величава и богата, но в тоже время хрупка и ранима. Все любят природу, но, к сожалению, не все ее берегут. Человек наносит природе большие и малые раны. Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных. Причем, более половины из них уничтожены за последние 50 лет!

Наш мир сложен и уязвим, как паутина. Коснитесь одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы, не просто касаемся паутины, мы оставляем в ней зияющие дыры. Природа уникальна. Исчезнувшие виды флоры и фауны неповторимы, и будущие поколения никогда не увидят их воочию. Что оставим мы своим потомкам? Некоторые экосистемы находятся на грани исчезновения. Пока мы их еще можем видеть в зоопарках, заповедниках и национальных парках. Хочется верить, что усилиями сознательных, активных участников борьбы за спасение нашей планеты, мы сохраним уникальный и своеобразный природный мир . Все любят природу, но, к сожалению, не все ее берегут. Нанесение вреда природе не проходит бесследно. Земля все более теряет свою жизнеспособность. Главную ответственность за это несет человек.

Изучая природу, человек познает ее законы и гармонию. Задача педагога научить с детства любить и ценить окружающий мир. Ведь, от грамотного воздействия человека на природу, во многом зависит, как долго нас будут окружать свежий воздух, чистые реки, радовать своей красотой и разнообразием растительный и животный мир.

Когда загрязняют окружающую среду, разоряют птичьи гнезда, оставляют в лесу не затушенный костер, что приводит к быстрому сокращению численности многих видов растений и животных . Гибелью животных и растений отмечен путь развития человечества.

     Нанесение вреда природе не проходит бесследно. В результате исчезновения растений и животных, выпадения кислотных дождей, увеличения числа токсических свалок и т.д. Земля все более теряет свою жизнеспособность. Главную ответственность за это несет человек. Он же является и главной жертвой этого процесса. Вот почему тысячи организаций в мире пытаются улучшить среду обитания.

      В 1966 году по решению Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП)  была впервые издана Красная книга.

Как рассказать детям о животных и растениях, которые находятся под угрозой исчезновения? Чтобы этот сложный материал не показался дошкольникам скучным и непонятным, нужно правильно его преподнести. Лучший способ – организовать проектную деятельность, участниками которой станут дети и родители.

Цель: формировать познавательные, творческие интересы детей к окружающей среде, воспитание эмоционально-положительного отношения к природе.

Задачи:

•        познакомить детей с содержанием Красной книги;

•        разъяснить, для чего ее создали;

•        закрепить знания о среде обитания животных, птиц, растений, занесенных в Красную книгу;

•        сформировать представления о том, как можно спасти животных и растения от исчезновения;

•        закрепить техники предметного рисования.

Тип проекта: групповой, познавательно – игровой, творческий.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (4 недели)

Возраст детей: 6 – 7 лет.

Участники проекта:

- воспитатели;

- дети подготовительной к школе группы;

- родители и другие члены семьи.

Предполагаемый результат:

-        формировать представления о жизни животных и растений из «Красной книги».

-        формировать основы экологической культуры, экологической воспитанности дошкольников.

-        вовлечение родителей в совместную с ДО экологически-ориентированную деятельность.

-        создание атмосферы общности интересов, партнерских отношений.

Этапы проекта

Содержание работы

Подготовительный этап

- определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

- изучение методической литературы по данной теме;

- подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации;

- оставление перспективного плана реализации проекта.

Основной этап реализации проекта

• НОД:

— «Всемирный день животных»

—«По страницам Красной книги»

— Лепка «Уголок живой природы»

• Беседы:

- знакомство с грибами, занесенными в Красную книгу;

- беседа о рыбах, птицах, насекомых, занесенных в Красную книгу.

• Чтение книг, энциклопедий о животных

— Е.Чарушин «Бобры и бобрята», «Рысь и рысенок»

— Г. Снегирев «Про зверят»

— В. Малеев «Живая природа России»

— «В мире животных с Николаем Дроздовым»

— «Тайны живой природы. Медведи» (энциклопедия)

— «Я познаю мир. Животные» (энциклопедия)

— «Самые известные птицы»

- Чтение «Рассказы о природе» Н.И. Сладкова,

- «Лесная газета» В.Бианки,

- «Рассказы о животных» Б.С.Житкова.

• Рассматривание иллюстраций «Животные России»

• Отгадывание загадок о животных (создание картотеки)

• Проведение дидактических игр

— Лото «Животные тайги»,

— Лото «Кто где живет?»,

— Игра – задание «Подбери клюв»,

— «Найди животное, занесенное в Красную книгу»,

— «Кто лишний»,

— «Узнай силуэт»,

- «С какого дерева листик»

• Словесные игры:

— «Кто лишний»,

— «Цепочка слов».

- «Назови детёныша»

• Подвижные игры:

— «Кто где живет?»

— Лото «Угадай какой зверь»,

— «Медведь и пчелы»,

— «На пенёчке я сижу»,

- «Пчелка и медведи»;

- «Рыбки»;

- «На пенечке я сижу»;

— «На лесной опушке собрались зверюшки».

• Сюжетно-ролевые игры:

- «Мы спасатели»,

- «Зоопарк»,

- «Ветеринарная лечебница».

• Просмотр презентаций:

— «Их больше нет»,

— «Красная книга России»,

— «Амурский тигр».

• Продуктивная деятельность:

— «Обведи контур».

— Раскрашивание раскрасок животных (карандаши, мелки, гуашь)

-аппликация, с использованием нетрадиционной техники, в поддержку исчезающих видов растений; «Подснежники», «Белая береза».

Работа с родителями

- Оформление информации в родительский уголок на тему: «Красная книга»:

- памятки «Знаете ли вы, что…»;

- рекомендации «Человек и природа».

Заключительный этап

Викторина «По страницам Красной книги».

Выводы по проекту:

В заключении хочется сказать, что мы достигли цели проекта:

- узнали много интересного и нового из жизни животных;

- знаем, что в Красную книгу заносятся животные, которые находятся на грани исчезновения;

- понимаем, что забота о природе необходима человеку для сохранения его жизни и здоровья.

На первом этапе я выявила уровень знаний по данной теме. Всего три ребёнка из двадцати опрошенных дали правильную формулировку «Красной книги», они понимали, что в красную книгу занесены животные и растения находятся на грани вымирания. Двенадцать сказали, что эта книга о вымерших животных: динозаврах. Четверо ответили: «не знаю» Один ребёнок ответил, что это книга с красной обложкой.

После проведения опроса, я спросила у детей: хотят ли они увидеть эту книгу. Дети проявили интерес. Сразу возник вопрос: «Где можно увидеть «Красную книгу»?» Детям было поручено спросить у родителей, есть ли у них дома или у родственников такая книга. Я так же провела опрос родителей и объяснила, с какой целью ведётся эта работа.

Следующим действием было проведение круглого стола с детьми и родителями. Дети поделились знаниями, полученными на первом этапе данного проекта, прочитали стихи о бережном отношении к природе.

Совместно наметили следующие шаги в работе.

Первым шагом было посещение городской библиотеки. Сотрудники библиотеки рассказали о том, как возникла «Красная книга», кто её автор, о множестве разнообразных экземплярах, об условных обозначениях в книге. Показали экземпляры «красной книги», различные книги о животных и растениях. Мы с детьми посмотрели видеофильм. Сотрудники библиотеки разрешили взять «Красную книгу» для дальнейшего изучения.

Можно было завершить наш проект, ведь основная цель бала достигнута. Но полученные знания, не подкреплённые продуктивной деятельностью, не останутся в памяти детей надолго. Мы с родителями и сотрудниками детского сада, создали в центре книги: выставку книг, посвященную жизни животных и растениях. Организовали торжественное открытие выставки.  

Дети самостоятельно рассматривали книги, мы познакомились с новыми литературными произведениями.  

Провела серию занятий, на которых закрепила знания о растениях и животных, об основных причинах вымирания животных и способах сохранения природы.

На протяжении всего проекта дети и родители были активными участниками. Во время итогового мероприятия дети и родители показали хорошие знания по данной теме.

Список использованной литературы:

1. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия для детей 6-7 лет».

2. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова - М., Просвещение, 1980 - 268 с.

3. Гордеева В.Ф., Салимуллина Л.Ф., Мини программа «Мир вокругнас ».

4. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников».

5. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещение, 1981.

6. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л. И. Егоренков - М., Аркти, 1999 - 128 с.

7. Как знакомить дошкольников с природой /под ред. П. Г. Саморуковой. - М., Просвещение, 1983 - 207 с.

8. Лопатина А., Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников - М.: Амрита – Русь, 2008.

9. Масленникова О.М., А.А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду» -Волгоград, 2009.

10. Николаева С.Н., Комарова И.А. «Сюжетные игры в экологическом воспитании».

11. Рунова М.А., Бутилова  А.В. «Ознакомление с природой через движение».

12. Рыжова Н.А. «Наш дом природа».

13. Тихонов В. «Животные России. Красная книга». 2009 год.