Проект познавательной направленности для детей подготовительной к школе группы на тему: «Мир книг»

Коротина Анастасия Андреевна

В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. У нас, некогда самой читающей нации в мире, чтение перестаёт быть безусловной национальной ценностью. В наше время отношение к книге значительно изменилось, так как появились другие источники информации (компьютер, телефон). Также мы обратили внимание на снижение у детей культуры обращения с книгой (часто ее можно было найти на полу, по книгам могли пройтись воспитанники, могли нарисовать в книге или порвать её). Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. Значение хорошей книги в жизни человека сложно переоценить. Она помогает нам разбираться в сложных обстоятельствах жизни, учит нас уважать человека и правильно оценивать самих себя. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге, начиная с дошкольного возраста. Ведь книга способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №40 комбинированного вида»

Проект

познавательной направленности

для детей подготовительной

к школе группы

на тему:

«Мир книг»

Разработал:

воспитатель

Коротина Анастасия Андреевна

Гатчина, 2024 год

Актуальность.

«Благодаря сказке

ребёнок познаёт мир

не только умом,

но и сердцем».    

В.А. Сухомлинский

В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. У нас, некогда самой читающей нации в мире, чтение перестаёт быть безусловной национальной ценностью. В наше время отношение к книге значительно изменилось, так как появились другие источники информации (компьютер, телефон). Также мы обратили внимание на снижение у детей культуры обращения с книгой (часто ее можно было найти на полу, по книгам могли пройтись воспитанники, могли нарисовать в книге или порвать её). Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. Значение хорошей книги в жизни человека сложно переоценить. Она помогает нам разбираться в сложных обстоятельствах жизни, учит нас уважать человека и правильно оценивать самих себя. Чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую, образованную личность. Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге, начиная с дошкольного возраста. Ведь книга способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.

В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к книге посредством различных видов деятельности.

Задачи проекта:

- продолжать расширять представления о книге, как источнике знаний;

- расширять представления о труде взрослых, которые помогают книге появиться на свет;

- воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги;

- продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей;

- развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение;

- формировать бережное отношение к книгам;

- привлекать родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе;

- расширение и обогащение словаря новыми словами: «библиотека», «читальный зал», «абонемент», «книжный фонд», «читательский формуляр»;

- знакомство с правилами пользования библиотекой.

Тип проекта: групповой, познавательно – игровой, творческий.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (4 недели).

Возраст детей: 6 – 7 лет.

Участники проекта:

- воспитатели;

- дети подготовительной к школе группы;

- родители и другие члены семьи.

Предполагаемый результат:

Дети:

- проявляют стремление к постоянному общению с книгой, испытывают явное удовольствие при слушании литературных произведений;

- называет жанр произведения;

- способны устанавливать наиболее существенные связи в произведении, проникать в его эмоциональный подтекст, верно осознавать мотивы поступков героев, видеть их переживания, мысли, чувства;

-  называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.

        Педагоги:

- систематизируют и конкретизируют наличие произведений авторов, затронутых в проекте;

- пополняют и обновляют картотеку портретов писателей, поэтов;

- обогащают копилку рекомендаций для родителей новыми статьями.

Родители:

- корректировали свои представления о детской литературе и детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения;

- проявили интерес к посещению детской библиотеки; узнали возможности её посещения с ребенком.

Этапы проекта

Содержание работы

Подготовительный этап

- определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

- изучение методической литературы по данной теме;

- подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации;

- оставление перспективного плана работы.

Основной этап реализации проекта

Работа с детьми

- Дидактические игры «Отгадай сказку по описанию», «Из какой сказки этот герой», «Из какой сказки волшебный предмет?», «Чьи слова?»

- Сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Книжный магазин»

- Оригами «Сделаем книгу своими руками», «Закладка для книги»

- Настольная игра-пазл «Собери сказку»

- Обзорная экскурсия в библиотеку

- Беседы «Как я книги берегу», «Моя любимая книга», «Лучший подарок для друга», «Для чего нужны библиотеки», «Нужно ли беречь книги», «Отмечаем Международный день детской книги», «Как создается книга?» и рассказ воспитателя о книжных профессиях (писатель, корректор, наборщик, художник, печатник, переплетчик) с мультимедийной презентацией «История возникновения книги», «Из каких материалов делают бумагу».

- Выставка-коллаж «Моя любимая книга»

- Рассматривание портретов детских писателей: А. С Пушкин, С. Я. Маршак, Н. Некрасов, В. Бианки, С. Есенин, К. Чуковский, А.Л.Барто

-Трудовая деятельность в центре книги «Книжкина больница»

- Рисование «Мой любимый сказочный герой»

- Подвижные игры: «Прятки с книжкой»; «Прыг — и в другой сказке!»

- Пальчиковые игры: «Книжка», «Сказочные пальчики»

- Гимнастика для глаз «Буратино», «Семеро козлят»

- НОД по ознакомлению с окружающим миром «История появления книг», НОД на тему «Малые жанры фольклора», НОД по развитию речи «Небылицы – перевертыши».

- просмотр видео ролика «Путешествие в прошлое книги»

- Знакомство с пословицами: «Сказанное слово забудется, написанное в книге запомнится», «Испокон века книга растит человека», «Кто читает, тот много знает»

Работа с родителями

Консультации для родителей:

- «Библиотека - активный помощник и союзник в воспитании детей»

- «Роль детской книги в формировании дошкольников».

- «Если Вы решили купить своему ребёнку новую книгу…»

- Десять «почему» детям необходимо читать

Заключительный этап

Игра-викторина «Наши сказки».

Акция «Книжкина больница»

Выводы по проекту:

Дети узнали о разнообразии книг, жанрах произведений; историю происхождения и изготовления книги; правила общения с книгой.

Дети стали бережнее относиться к книгам (не бросают их на пол, не рвут, аккуратно перелистывают страницы). В непосредственной образовательной деятельности с удовольствием придумывают и рисуют свои книги. Дети чаще стали обращаться к книге за знаниями, рассматривают энциклопедии.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями.

Список использованной литературы:

1. Арбузова В. Ф. Беседа с детьми «Какие бывают книги».

2. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003.

3. Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 3-6 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.

4. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2009.

5. Гулидова Т. В. «Проектная деятельность в детском саду», Волгоград: Учитель.-

135с.

6. Ильин М. «Черным по белому: рассказы о книгах, Сто тысяч почему».- 144 с.