Проект познавательной направленности для детей подготовительной к школе группы на тему: «Мир книг»
В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. У нас, некогда самой читающей нации в мире, чтение перестаёт быть безусловной национальной ценностью. В наше время отношение к книге значительно изменилось, так как появились другие источники информации (компьютер, телефон). Также мы обратили внимание на снижение у детей культуры обращения с книгой (часто ее можно было найти на полу, по книгам могли пройтись воспитанники, могли нарисовать в книге или порвать её). Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. Значение хорошей книги в жизни человека сложно переоценить. Она помогает нам разбираться в сложных обстоятельствах жизни, учит нас уважать человека и правильно оценивать самих себя. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге, начиная с дошкольного возраста. Ведь книга способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект для детей подготовительной к школе группы на тему: «Мир книг» | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №40 комбинированного вида»
Проект
познавательной направленности
для детей подготовительной
к школе группы
на тему:
«Мир книг»
Разработал:
воспитатель
Коротина Анастасия Андреевна
Гатчина, 2024 год
Актуальность.
«Благодаря сказке
ребёнок познаёт мир
не только умом,
но и сердцем».
В.А. Сухомлинский
В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. У нас, некогда самой читающей нации в мире, чтение перестаёт быть безусловной национальной ценностью. В наше время отношение к книге значительно изменилось, так как появились другие источники информации (компьютер, телефон). Также мы обратили внимание на снижение у детей культуры обращения с книгой (часто ее можно было найти на полу, по книгам могли пройтись воспитанники, могли нарисовать в книге или порвать её). Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. Значение хорошей книги в жизни человека сложно переоценить. Она помогает нам разбираться в сложных обстоятельствах жизни, учит нас уважать человека и правильно оценивать самих себя. Чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую, образованную личность. Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге, начиная с дошкольного возраста. Ведь книга способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.
В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к книге посредством различных видов деятельности.
Задачи проекта:
- продолжать расширять представления о книге, как источнике знаний;
- расширять представления о труде взрослых, которые помогают книге появиться на свет;
- воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги;
- продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей;
- развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение;
- формировать бережное отношение к книгам;
- привлекать родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе;
- расширение и обогащение словаря новыми словами: «библиотека», «читальный зал», «абонемент», «книжный фонд», «читательский формуляр»;
- знакомство с правилами пользования библиотекой.
Тип проекта: групповой, познавательно – игровой, творческий.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (4 недели).
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Участники проекта:
- воспитатели;
- дети подготовительной к школе группы;
- родители и другие члены семьи.
Предполагаемый результат:
Дети:
- проявляют стремление к постоянному общению с книгой, испытывают явное удовольствие при слушании литературных произведений;
- называет жанр произведения;
- способны устанавливать наиболее существенные связи в произведении, проникать в его эмоциональный подтекст, верно осознавать мотивы поступков героев, видеть их переживания, мысли, чувства;
- называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.
Педагоги:
- систематизируют и конкретизируют наличие произведений авторов, затронутых в проекте;
- пополняют и обновляют картотеку портретов писателей, поэтов;
- обогащают копилку рекомендаций для родителей новыми статьями.
Родители:
- корректировали свои представления о детской литературе и детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения;
- проявили интерес к посещению детской библиотеки; узнали возможности её посещения с ребенком.
Этапы проекта | Содержание работы | |
Подготовительный этап | - определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата; - изучение методической литературы по данной теме; - подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; - оставление перспективного плана работы. | |
Основной этап реализации проекта | Работа с детьми | - Дидактические игры «Отгадай сказку по описанию», «Из какой сказки этот герой», «Из какой сказки волшебный предмет?», «Чьи слова?» - Сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Книжный магазин» - Оригами «Сделаем книгу своими руками», «Закладка для книги» - Настольная игра-пазл «Собери сказку» - Обзорная экскурсия в библиотеку - Беседы «Как я книги берегу», «Моя любимая книга», «Лучший подарок для друга», «Для чего нужны библиотеки», «Нужно ли беречь книги», «Отмечаем Международный день детской книги», «Как создается книга?» и рассказ воспитателя о книжных профессиях (писатель, корректор, наборщик, художник, печатник, переплетчик) с мультимедийной презентацией «История возникновения книги», «Из каких материалов делают бумагу». - Выставка-коллаж «Моя любимая книга» - Рассматривание портретов детских писателей: А. С Пушкин, С. Я. Маршак, Н. Некрасов, В. Бианки, С. Есенин, К. Чуковский, А.Л.Барто -Трудовая деятельность в центре книги «Книжкина больница» - Рисование «Мой любимый сказочный герой» - Подвижные игры: «Прятки с книжкой»; «Прыг — и в другой сказке!» - Пальчиковые игры: «Книжка», «Сказочные пальчики» - Гимнастика для глаз «Буратино», «Семеро козлят» - НОД по ознакомлению с окружающим миром «История появления книг», НОД на тему «Малые жанры фольклора», НОД по развитию речи «Небылицы – перевертыши». - просмотр видео ролика «Путешествие в прошлое книги» - Знакомство с пословицами: «Сказанное слово забудется, написанное в книге запомнится», «Испокон века книга растит человека», «Кто читает, тот много знает» |
Работа с родителями | Консультации для родителей: - «Библиотека - активный помощник и союзник в воспитании детей» - «Роль детской книги в формировании дошкольников». - «Если Вы решили купить своему ребёнку новую книгу…» - Десять «почему» детям необходимо читать | |
Заключительный этап | Игра-викторина «Наши сказки». Акция «Книжкина больница» |
Выводы по проекту:
Дети узнали о разнообразии книг, жанрах произведений; историю происхождения и изготовления книги; правила общения с книгой.
Дети стали бережнее относиться к книгам (не бросают их на пол, не рвут, аккуратно перелистывают страницы). В непосредственной образовательной деятельности с удовольствием придумывают и рисуют свои книги. Дети чаще стали обращаться к книге за знаниями, рассматривают энциклопедии.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями.
Список использованной литературы:
1. Арбузова В. Ф. Беседа с детьми «Какие бывают книги».
2. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003.
3. Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 3-6 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
4. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2009.
5. Гулидова Т. В. «Проектная деятельность в детском саду», Волгоград: Учитель.-
135с.
6. Ильин М. «Черным по белому: рассказы о книгах, Сто тысяч почему».- 144 с.