отчет по практике
Вид практики: Учебная практика
Научно-исследовательская работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika.docx | 41.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по практике
Вид практики: Учебная практика
Научно-исследовательская работа
Рабочий график (план) практики
Содержание практики (содержание работ) | Срок выполнения | Планируемые результаты |
1. Присутствие на установочной конференции. | Умеет осуществлять педагогическое целеполагание и решать задачи профессиональной педагогической деятельности на основе специальных научных знаний. Умеет использовать современные информационно-коммуникационные технологии для реализации научно-исследовательских работ; - осуществлять поиск информации для решения поставленных задач. Владеет методами решения учебно-исследовательских и научно-исследовательских задач в профессиональной области; Умеет: - преобразовать проектную идею в цель, задачи проекта, программы деятельности и в поэтапное планирование достижения цели; - выполнять задачи в зоне своей ответственности и корректировать способы решения задач при необходимости; - использовать результаты проектной работы в совершенствовании деятельности; - определять имеющиеся ресурсы, осуществлять отбор информационных источников для достижения результатов проекта; Владеет - методами разработки и реализации программ, проектов; - методами анализа и оценки качества и результативности проектной работы. Владеет: - методами разработки и реализации программ, проектов; - методами анализа и оценки качества и результативности проектной работы. Умеет проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно обоснованных закономерностей организации образовательного процесса. Имеет практический опыт использования систематизированных теоретических и практических знаний для постановки и решения исследовательских задач в области профессиональных задач Умеет оценивать результативность собственной педагогической деятельности; Владеет методами и технологиями осуществления профессиональной педагогической деятельности на основе специальных научных знаний, в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями | |
2. Знакомство с программой практики, перечнем отчетной документации | ||
3. Уточнение плана ВКР. | Сентябрь 2020 | |
4. Подготовка введения ВКР | Октябрь – ноябрь 2020 | |
5. Составление списка использованных источников | Декабрь 2020 | |
6. Подготовка отчета практики, выступление с докладом на итоговой конференции по практике. | Декабрь 2020 |
Отчет о прохождении
Учебной практики. Научно-исследовательской работы
Сроки и место прохождения практики
Виды работ, выполненные в период практики
1. Присутствие на установочной конференции.
2. Знакомство с программой практики, перечнем отчетной документации
3. Уточнение плана ВКР.
4. Подготовка введения ВКР.
5. Составление списка использованных источников
6. Подготовка отчета о практике, выступление с докладом на итоговой конференции по практике
Тематикой научно-исследовательской практики стало название выпускной квалификационной работы «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием компьютерных технологий».
В период прохождения научно-исследовательской практики мною выполнен следующий объем работы:
Работа над научно-исследовательской работой была разделена на 3 этапа:
№/п | Разделы (этапы практики) | Содержание | Формируемые компетенции и результаты освоения | Виды деятельности и их трудоёмкость (час.) |
1. | Организационно - подготовительный | Установочное собрание, на котором осуществляется определение цели и задач практики применительно к тематике будущей выпускной квалификационной работы, обозначение основных требований, составление рабочего плана (графика) прохождения практики вместе с научным руководителем выпускной квалификационной работы. | ОПК-8 Уметь: - осуществлять педагогическое целеполагание и решать задачи профессиональной педагогической деятельности на основе специальных научных знаний. | Участие в установочной конференции составление рабочего графика практики (вместе с руководителем) 4 час |
2. | Основной | Исследовательский этап. Сбор теоретического и фактического материала для написания выпускной квалификационной работы. В ходе практики необходимо собрать требуемую информацию, провести ее анализ и представить руководителю следующие документы: Введение. Обоснование актуальности исследования, формулировка ее целей, объекта, предмета и задач исследования, определение методологической базы работы, структуры выпускной квалификационной работы. Материалы, собранные и структурированные для написания теоретической и практической глав выпускной квалификационной работы. Предварительные выводы по исследованию. Обработка и анализ собранных материалов по теме ВКР. | УК-1 Уметь:
исследовательских и научно- исследовательских задач в профессиональной области. УК-2 Уметь:
- выполнять задачи в зоне своей ответственности и корректировать способы решения задач при необходимости; использовать результаты проектной работы в совершенствовании деятельности; Владеть:
ОПК-8 Уметь: - проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса. |
238 час. |
3. | Заключительный | Подготовка и оформление отчета по практике | УК-1 Иметь практический опыт:
- оценивать результативность собственной педагогической деятельности. Владеть: - методами и технологиями осуществления профессиональной педагогической деятельности на основе специальных научных знаний, в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными
| Написание отчета по практике. Выступление на итоговой конференции. 10 час. |
На первом этапе мною была проделана следующая работа:
- во время участия в установочной конференции мною были расширены и закреплены теоретические и практические знания, полученные в процессе обучения;
- выбрана тема ВКР;
- изучены материалы библиографических источников по теме ВКР;
- составлен список литературы по теме ВКР.
Во время проведения экспериментального этапа мною проведены следующие действия:
- изучены материалы методик отечественных и зарубежных ученых;
- подобраны и описаны методики для проведения экспериментального исследования;
- разработана методика диагностики формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников картотека дидактических игр и упражнений;
- собраны и описаны диагностика знаний воспитанников - участников эксперимента.
На заключительном этапе мною:
• составлены результаты экспериментальной работы по теме ВКР;
• написан отчет о проделанной работе по теме ВКР;
• разработаны карты индивидуального развития детей дошкольного возраста.
Так в ходе научно-исследовательской практики проводилось обобщение и систематизация полученных результатов опытно-экспериментального исследования, осуществлялась разработка программы формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием компьютерных технологий. Проводилась диагностика дошкольников Выработаны рекомендации по совершенствованию применения дидактических игр в сфере ИК-технологий в образовательном процессе ДОО. По окончанию практики была достигнута главная цель, а именно:
- совершенствование профессиональных умений и навыков в процессе самостоятельной организации работы;
- подготовка и осуществление исследования в соответствии с планом выпускной квалификационной работы.
Считаю, что научно-исследовательская работа по теме ВКР в рамках научно-исследовательской практики выполнена и полностью соответствует заявленной теме ВКР.
ОГЛАВЛЕНИЕ | ||
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |
ГЛАВА 1. | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ | 8 |
Проблемы формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе | 8 | |
Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста | 12 | |
Влияние компьютерных технологий как средства формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников | 17 | |
Выводы по первой главе | 23 | |
ГЛАВА 2. | ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ | |
Диагностика уровня форсированности элементарных математических представлений у старших дошкольников | ||
Разработка и реализация комплекта конспектов занятий, направленного на формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников | ||
Результаты экспериментальной работы по формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников | ||
Выводы по второй главе | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. В соответствии с концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды.
В наше время применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и в игровой форме. Наглядное обучение, по словам К. Д. Ушинского, «строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком». Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление и непосредственно коррелирует с психофизиологическими особенностями возраста, так как у дошкольника преобладает наглядно-образный вид мышления.
Использование компьютерных игр в качестве средства подготовки дошкольника к обучению в школе, как показывают исследования, способствует повышению интереса к учебе, ее эффективности и развивает ребенка всесторонне.
Одним из важных моментов применения компьютера в работе со старшими дошкольниками является то, что ребенок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Как могло показаться на первый взгляд в этом нет ничего особенного, однако, это очень важный аспект, связанный с дальнейшим обучением в школе.
По мнению, ученых именно в дошкольном детстве должно быть положено естественное начало непрерывности процесса информатизации и компьютеризации образования. Экспериментальные данные о применении новых информационных технологий в детских дошкольных учреждениях свидетельствуют о положительной эмоциональной реакции детей, о благотворном влиянии компьютера на процесс воспитания и обучения дошкольников, о роли компьютерных средств деятельности в развитии познавательных процессов (мышления, внимания, воображения) [9].
«Можно выделить два основных направления компьютеризации. Первое – обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, в этом случае компьютер является объектом изучения. Второе – использовать компьютер в качестве средства, повышающего эффективность обучения» [6].
Компьютер рассматривается педагогами не как отдельное обучающее игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить и пополнить развивающую среду детского сада в целом.
В настоящее время создается множество простых и сложных компьютерных программ по формированию у детей математических представлений.
Но всегда следует помнить о том, что внедрение компьютера в дошкольное учреждение требует особых условий. Взрослые должны ответственно отнестись к этому процессу, потому что главный принцип при обучении дошкольников с помощью компьютерных программ это «Не навреди!».
В формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста компьютер и в частности компьютерные образовательные программы, имеют большую роль.
Актуальность исследования определила нами выбор темы исследования: «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием компьютерных технологий».
- теоретическими: мало разработано литературы и методик по использованию новых информационных технологий в дошкольных учреждениях;
- практическими: нехватка оборудования для успешного обучения детей с помощью компьютера.
Проблемой нашего исследования является процесс оптимизации формирования математических представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий.
Актуальность проблемы нашего исследования связана с разрешением противоречий между современными подходами, т. е. использованием информационных технологий в формировании математических представлений и недостаточным уровнем их реализации в работе дошкольного учреждения.
Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.
Предмет исследования: комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием компьютерных технологий (на примере количественных представлений).
Цель исследования: определить комплекс педагогических условий, способствующих оптимальному формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием компьютерных технологий.
Гипотеза исследования: эффективность формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием компьютерных технологий повысится, если реализовать комплекс педагогических условий:
- учитываются интересы;
- учитываются возраст и индивидуальные особенности детей;
- учет интеллектуального развития детей;
- использовать различные формы и методы работы.
Для достижения цели и проверки гипотезы в работе определены задачи исследования.
Задачи исследования:
- Рассмотреть теоретические аспекты проблемы развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий.
- Выявить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
- Анализ литературы и практики по проблеме исследования;
- Изучить влияние компьютерных технологий как средства развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
- Осуществить и учесть диагностику формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий.
Методологической основой исследования явились: теория педагогической интеграции, отразившаяся в трудах Безруковой, М.Н. Берулавы, Т.С. Комаровой; теория и методика математического развития детей дошкольного возраста в работах А.В. Белошистой, Ф.Н. Блехер. Л.B. Глаголевой, Леушиной, Е.И. Тихеевой, Т.В. Тарунтаевой.
Методы исследования: в соответствии с поставленной целью и определившимися задачами научного исследования в работе был подобран комплекс методов, отвечающий научным подходам отечественной педагогике:
- организационная группа методов (сравнительного анализа);
- эмпирическая группа методов (наблюдение, тестирование);
- методы количественной и качественной обработки данных;
- методы математической обработки фактических данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в исследовании методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности воспитателей для повышения эффективности процесса формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием компьютерных технологий
База исследования:
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из сорока девяти источников. Основной текст изложен на пятидесяти страницах, содержит две таблице и два рисунка. Общий объем работы составил пятьдесят три страницы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Атемаскина Ю. В., Современные педагогические технологии в ДОУ : учебно-методическое пособие. / Атемаскина Ю. В., Богословец Л. Г. - СПб. : ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2015. - 112с.
- Будько Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических способностей у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т. С. ; Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина. – Брест : Издательство БрГУ, 2016 - 46 с.
- Габова М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений : учеб. пособие для СПО / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 151 с.
- Гогоберидзе А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности «Педагогика» [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2007 – 316 с. – Библиограф. : 310 – 313 с.
- Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с.
Оценка результатов прохождения практики
ОТЗЫВ
руководителя Учебной практики. Научно-исследовательской работы
(наименование учебной практики)
За время прохождения производственной практики
Студент Института образования
Оцениваемые результаты | |||
Код компетенции | Наименование индикатора достижения компетенций | перечень сформированных результатов | Оценка (критерии и шкала используется установленная в программе практики) |
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач | УК. Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения УК. Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения УК. Определяет рациональные идеи для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения | Уметь: УК - использовать современные информационно-коммуникационные технологии для реализации научно-исследовательских работ; УК - осуществлять поиск информации для решения поставленных задач Владеть: УК - методами решения учебно-исследовательских и научно-исследовательских задач в профессиональной области; Иметь практический опыт: УК - использования систематизированных теоретических и практических знаний для постановки и решения исследовательских задач в области профессиональных задач | отлично |
УК -2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений | УК Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов; соотносить главное и второстепенное, решать поставленные задачи в рамках избранных видов профессиональной деятельности УК Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности | Уметь УК - преобразовать проектную идею в цель, задачи проекта, программы деятельности и в поэтапное планирование достижения цели; -выполнять задачи в зоне своей ответственности и корректировать способы решения задач при необходимости; - использовать результаты проектной работы в совершенствовании деятельности; - определять имеющиеся ресурсы, осуществлять отбор информационных источников для достижения результатов проекта; Владеть УК - методами разработки и реализации программ, проектов; - методами анализа и оценки качества и результативности проектной работы. | отлично |
ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний | ОПК Демонстрирует специальные научные знания, в т.ч. в предметной области ОПК Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями | Уметь: ОПК - осуществлять педагогическое целеполагание и решать задачи профессиональной педагогической деятельности на основе специальных научных знаний; - оценивать результативность собственной педагогической деятельности; ОПК - проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса Владеть: ОПК - методами и технологиями осуществления профессиональной педагогической деятельности на основе специальных научных знаний, в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями | отлично |
Итоговая оценка (практики): __________________
Руководитель практики от организации (вуза)
Подпись __________Дата «___» _________20___г.