отчет по практике

Вид практики:  Учебная практика

Научно-исследовательская работа   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika.docx41.55 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по практике

Вид практики: Учебная практика

Научно-исследовательская работа

Рабочий график (план) практики

Содержание практики (содержание работ)

Срок выполнения

Планируемые результаты

1. Присутствие на установочной конференции.

Умеет осуществлять педагогическое целеполагание и решать задачи профессиональной педагогической деятельности на основе специальных научных знаний.

Умеет использовать современные информационно-коммуникационные технологии для реализации научно-исследовательских работ;

- осуществлять поиск информации для решения поставленных задач.

Владеет методами решения учебно-исследовательских и научно-исследовательских задач в профессиональной области;

Умеет:

- преобразовать проектную идею в цель, задачи проекта, программы деятельности и в поэтапное планирование достижения цели;

- выполнять задачи в зоне своей ответственности и корректировать способы решения задач при необходимости;

- использовать результаты проектной работы в совершенствовании деятельности;

- определять имеющиеся ресурсы, осуществлять отбор информационных источников для достижения результатов проекта;

Владеет

- методами разработки и реализации программ, проектов;

- методами анализа и оценки качества и результативности проектной работы.

Владеет:

- методами разработки и реализации программ, проектов;

- методами анализа и оценки качества и результативности проектной работы.

Умеет проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно обоснованных закономерностей организации образовательного процесса.

Имеет практический опыт использования систематизированных теоретических и практических знаний для постановки и решения исследовательских задач в области профессиональных задач

Умеет оценивать результативность собственной педагогической деятельности;

Владеет методами и технологиями осуществления профессиональной педагогической деятельности на основе специальных научных знаний, в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями

2. Знакомство с программой практики, перечнем отчетной документации

3. Уточнение плана ВКР.

Сентябрь 2020

4. Подготовка введения ВКР

Октябрь – ноябрь 2020

5. Составление списка использованных источников

Декабрь 2020

6. Подготовка отчета практики, выступление с докладом на итоговой конференции по практике.

Декабрь 2020



Отчет о прохождении

Учебной практики. Научно-исследовательской работы

Сроки и место прохождения практики

Виды работ, выполненные в период практики

1. Присутствие на установочной конференции.

2. Знакомство с программой практики, перечнем отчетной документации

3. Уточнение плана ВКР.

4. Подготовка введения ВКР.

5. Составление списка использованных источников

6. Подготовка отчета о практике, выступление с докладом на итоговой конференции по практике

Тематикой научно-исследовательской практики стало название выпускной квалификационной работы «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием компьютерных технологий».

В период прохождения научно-исследовательской практики мною выполнен следующий объем работы:

Работа над научно-исследовательской работой была разделена на 3 этапа:

№/п

Разделы

(этапы практики)

Содержание

Формируемые

компетенции

и результаты освоения

Виды деятельности

и их трудоёмкость (час.)

1.

Организационно - подготовительный

Установочное собрание, на котором осуществляется

определение цели и задач практики применительно к тематике будущей выпускной квалификационной работы, обозначение основных требований, составление рабочего плана (графика) прохождения практики вместе с научным руководителем выпускной квалификационной работы.

ОПК-8

Уметь:

- осуществлять педагогическое целеполагание и решать задачи профессиональной педагогической деятельности на основе специальных научных знаний.

Участие в

установочной конференции составление рабочего графика

практики (вместе с

руководителем)

4 час

2.

Основной

Исследовательский этап. Сбор теоретического и

фактического материала для написания выпускной квалификационной работы.

В ходе практики необходимо собрать требуемую информацию, провести ее анализ и представить руководителю следующие документы:

Введение. Обоснование актуальности исследования,

формулировка ее целей, объекта, предмета и задач исследования, определение методологической базы работы, структуры выпускной квалификационной работы.

Материалы, собранные и структурированные для написания теоретической и практической глав выпускной квалификационной работы.

Предварительные выводы по исследованию.

Обработка и анализ собранных материалов по теме ВКР.

УК-1

Уметь:

  • - использовать современные информационно-коммуникационные технологии для реализации научно-исследовательских работ;
  • - осуществлять поиск информации для решения поставленных задач.
  • Владеть:
  • - методами решения учебно-

исследовательских и научно-

исследовательских задач в профессиональной области.

УК-2

Уметь:

  • - преобразовать проектную идею в цель, задачи проекта, программы деятельности и в поэтапное планирование достижения цели;

- выполнять задачи в зоне своей ответственности и корректировать способы решения задач при необходимости; использовать результаты проектной работы в совершенствовании деятельности;

Владеть:

  • - методами разработки и реализации программ, проектов;
  • - методами анализа и оценки качества и результативности проектной работы.

ОПК-8

Уметь:

- проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса.

  1. Уточнение плана ВКР.
  2. Обработка результатов экспериментальных данных.
  3. Оформление материалов теоретического и практического этапов исследования. Формулировка выводов по теме ВКР.

238 час.

3.

Заключительный

Подготовка и оформление отчета по практике

УК-1

Иметь практический опыт:

  • - использования систематизированных теоретических и практических знаний для постановки и решения исследовательских задач в области профессиональных задач.
  • ОПК-8
  • Уметь:

- оценивать результативность собственной педагогической деятельности.

Владеть:

- методами и технологиями осуществления профессиональной педагогической деятельности на основе специальных научных знаний, в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными

  • потребностями.

Написание отчета по практике. Выступление на итоговой конференции.

10 час.

На первом этапе мною была проделана следующая работа:

  • во время участия в установочной конференции мною были расширены и закреплены теоретические и практические знания, полученные в процессе обучения;
  • выбрана тема ВКР;
  • изучены материалы библиографических источников по теме ВКР;
  • составлен список литературы по теме ВКР.

Во время проведения экспериментального этапа мною проведены следующие действия:

  • изучены материалы методик отечественных и зарубежных ученых;
  • подобраны и описаны методики для проведения экспериментального исследования;
  • разработана методика диагностики формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников картотека дидактических игр и упражнений;
  • собраны и описаны диагностика знаний воспитанников - участников эксперимента.

На заключительном этапе мною:

• составлены результаты экспериментальной работы по теме ВКР;

• написан отчет о проделанной работе по теме ВКР;

• разработаны карты индивидуального развития детей дошкольного возраста.

Так в ходе научно-исследовательской практики проводилось обобщение и систематизация полученных результатов опытно-экспериментального исследования, осуществлялась разработка программы формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием компьютерных технологий. Проводилась диагностика дошкольников Выработаны рекомендации по совершенствованию применения дидактических игр в сфере ИК-технологий в образовательном процессе ДОО. По окончанию практики была достигнута главная цель, а именно:

  • совершенствование профессиональных умений и навыков в процессе самостоятельной организации работы;
  • подготовка и осуществление исследования в соответствии с планом выпускной квалификационной работы.

Считаю, что научно-исследовательская работа по теме ВКР в рамках научно-исследовательской практики выполнена и полностью соответствует заявленной теме ВКР.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

8

Проблемы формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе

8

Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

12

Влияние компьютерных технологий как средства формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников

17

Выводы по первой главе

23

ГЛАВА 2.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Диагностика уровня форсированности элементарных математических представлений у старших дошкольников

Разработка и реализация комплекта конспектов занятий, направленного на формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников

Результаты экспериментальной работы по формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. В соответствии с концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды.

В наше время применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и в игровой форме. Наглядное обучение, по словам К. Д. Ушинского, «строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком». Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление и непосредственно коррелирует с психофизиологическими особенностями возраста, так как у дошкольника преобладает наглядно-образный вид мышления.

Использование компьютерных игр в качестве средства подготовки дошкольника к обучению в школе, как показывают исследования, способствует повышению интереса к учебе, ее эффективности и развивает ребенка всесторонне.

Одним из важных моментов применения компьютера в работе со старшими дошкольниками является то, что ребенок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Как могло показаться на первый взгляд в этом нет ничего особенного, однако, это очень важный аспект, связанный с дальнейшим обучением в школе.

По мнению, ученых именно в дошкольном детстве должно быть положено естественное начало непрерывности процесса информатизации и компьютеризации образования. Экспериментальные данные о применении новых информационных технологий в детских дошкольных учреждениях свидетельствуют о положительной эмоциональной реакции детей, о благотворном влиянии компьютера на процесс воспитания и обучения дошкольников, о роли компьютерных средств деятельности в развитии познавательных процессов (мышления, внимания, воображения) [9].

«Можно выделить два основных направления компьютеризации. Первое – обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, в этом случае компьютер является объектом изучения. Второе – использовать компьютер в качестве средства, повышающего эффективность обучения» [6].

Компьютер рассматривается педагогами не как отдельное обучающее игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить и пополнить развивающую среду детского сада в целом.

В настоящее время создается множество простых и сложных компьютерных программ по формированию у детей математических представлений.

Но всегда следует помнить о том, что внедрение компьютера в дошкольное учреждение требует особых условий. Взрослые должны ответственно отнестись к этому процессу, потому что главный принцип при обучении дошкольников с помощью компьютерных программ это «Не навреди!».

В формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста компьютер и в частности компьютерные образовательные программы, имеют большую роль.

Актуальность исследования определила нами выбор темы исследования: «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием компьютерных технологий».

  • теоретическими: мало разработано литературы и методик по использованию новых информационных технологий в дошкольных учреждениях;
  • практическими: нехватка оборудования для успешного обучения детей с помощью компьютера.

Проблемой нашего исследования является процесс оптимизации формирования математических представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий.

Актуальность проблемы нашего исследования связана с разрешением противоречий между современными подходами, т. е. использованием информационных технологий в формировании математических представлений и недостаточным уровнем их реализации в работе дошкольного учреждения.

Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников.

Предмет исследования: комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием компьютерных технологий (на примере количественных представлений).

Цель исследования: определить комплекс педагогических условий, способствующих оптимальному формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием компьютерных технологий.

Гипотеза исследования: эффективность формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием компьютерных технологий повысится, если реализовать комплекс педагогических условий:

  • учитываются интересы;
  • учитываются возраст и индивидуальные особенности детей;
  • учет интеллектуального развития детей;
  • использовать различные формы и методы работы.

Для достижения цели и проверки гипотезы в работе определены задачи исследования.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий.
  2. Выявить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
  3. Анализ литературы и практики по проблеме исследования;
  4. Изучить влияние компьютерных технологий как средства развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  5. Осуществить и учесть диагностику формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных технологий.

Методологической основой исследования явились: теория педагогической интеграции, отразившаяся в трудах Безруковой, М.Н. Берулавы, Т.С. Комаровой; теория и методика математического развития детей дошкольного возраста в работах А.В. Белошистой, Ф.Н. Блехер. Л.B. Глаголевой, Леушиной, Е.И. Тихеевой, Т.В. Тарунтаевой.

Методы исследования: в соответствии с поставленной целью и определившимися задачами научного исследования в работе был подобран комплекс методов, отвечающий научным подходам отечественной педагогике:

  • организационная группа методов (сравнительного анализа);
  • эмпирическая группа методов (наблюдение, тестирование);
  • методы количественной и качественной обработки данных;
  • методы математической обработки фактических данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в исследовании методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности воспитателей для повышения эффективности процесса формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием компьютерных технологий

База исследования:

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из сорока девяти источников. Основной текст изложен на пятидесяти страницах, содержит две таблице и два рисунка. Общий объем работы составил пятьдесят три страницы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Атемаскина Ю. В., Современные педагогические технологии в ДОУ : учебно-методическое пособие. / Атемаскина Ю. В., Богословец Л. Г. - СПб. : ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2015. - 112с.
  2. Будько Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических способностей у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т. С. ; Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина. – Брест : Издательство БрГУ, 2016 - 46 с.
  3. Габова М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений : учеб. пособие для СПО / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 151 с.
  4. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности «Педагогика» [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2007 – 316 с. – Библиограф. : 310 – 313 с.
  5. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с.

Оценка результатов прохождения практики

ОТЗЫВ

руководителя Учебной практики. Научно-исследовательской работы

(наименование учебной практики)

За время прохождения производственной практики

Студент Института образования

Оцениваемые результаты

Код компетенции

Наименование индикатора достижения компетенций

перечень сформированных результатов

Оценка (критерии и шкала используется установленная в программе практики)

УК-1

Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

УК. Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения

УК. Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения

УК. Определяет рациональные идеи для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения

Уметь:

УК

- использовать современные информационно-коммуникационные технологии для реализации научно-исследовательских работ;

УК

- осуществлять поиск информации для решения поставленных задач

Владеть:

УК

- методами решения учебно-исследовательских и научно-исследовательских задач в профессиональной области;

Иметь практический опыт:

УК

- использования систематизированных теоретических и практических знаний для постановки и решения исследовательских задач в области профессиональных задач

отлично

УК -2

Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя

из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

УК Умеет определять круг задач в рамках избранных видов профессиональной

деятельности, планировать собственную деятельность исходя из имеющихся ресурсов;

соотносить главное и второстепенное, решать поставленные задачи в рамках избранных видов

профессиональной деятельности

УК Имеет практический опыт применения нормативной базы и решения задач в области избранных видов профессиональной деятельности

Уметь

УК

- преобразовать проектную идею в цель, задачи проекта, программы деятельности и в поэтапное планирование достижения цели;

-выполнять задачи в зоне своей ответственности и корректировать способы решения задач при необходимости;

- использовать результаты проектной работы в совершенствовании деятельности;

- определять имеющиеся ресурсы, осуществлять отбор информационных источников для достижения результатов проекта;

Владеть

УК

- методами разработки и реализации программ, проектов;

- методами анализа и оценки качества и результативности проектной работы.

отлично

ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний

ОПК Демонстрирует специальные научные знания, в т.ч. в предметной области

ОПК Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями

Уметь:

ОПК

- осуществлять педагогическое целеполагание и решать задачи профессиональной педагогической деятельности на основе специальных научных знаний;

- оценивать результативность собственной педагогической деятельности;

ОПК

- проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса

Владеть:

ОПК

- методами и технологиями осуществления профессиональной педагогической деятельности на основе специальных научных знаний, в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями

отлично

Итоговая оценка (практики): __________________

Руководитель практики от организации (вуза)

Подпись __________Дата «___» _________20___г.