Авторская технология подготовки к овладению связной монологической речью детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи с использованием мультипликации
Предварительный просмотр:
Реферат магистерской диссертации
Структура магистерской работы: Магистерская диссертация состоит из: введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений (109 страниц); содержит 13 рисунков, 7 таблиц, 10 приложений.
Цель исследования: подготовка к овладению связной монологической речью у детей с общим недоразвитием речи.
Объект: логопедическая работа по подготовке к овладению связной монологической речью детей дошкольного возраста 4–5 лет.
Методы исследования использовались теоретические и практические. Методы соответствовали гипотезе, цели и задачам исследования. Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами: - теоретические – анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по теме исследования; - экспериментальные – изучение медицинской и педагогической документации, беседы с родителями и педагогами, констатирующий и формирующий эксперименты, количественный и качественный анализ данных.
Теоретической основой явились: положение о развивающей роли обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), концепция об ориентированности обучения на зону ближайшего развития (Л.С. Выготский); положение о понимании речи как сложной функциональной системы (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, О.В. Грибова и др.); учение об общих закономерностях развития нормальных и аномальных детей (Л. С. Выготский, Е. И. Грачева, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова, и др.); положение о развитии речи в процессе ручной деятельности и возможности использовать опору на недавно пережитый опыт при составлении связных высказываний (Н.А. Чевелева).
Новизна исследования: Предложена и описана технология по подготовке к овладению связной монологической речью детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Разработаны направления, 3 задачи, методы и приемы дифференцированной логопедической работы по подготовке к овладению связной монологической речью детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Предложен алгоритм логопедической работы в рамках каждого направления.
Теоретическая значимость исследования: описаны содержательные характеристики уровней развития связной монологической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: Составлен и предложен комплекс диагностических заданий для выявления особенностей связной монологической речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Разработаны направления, задачи, методы и приемы логопедической технологии по подготовке к овладению связной монологической речью детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Предложен алгоритм логопедической работы в рамках каждого направления. Данная технология эффективна при реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с общим недоразвитием речи. По теме диссертации опубликованы статьи в сборниках:
- Сборник статей Наука России: Цели и задачи «Возможности развития связной монологической речи с использованием метода мультипликации».
- Молодежь и наука XXI века «Особенности связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи».
Апробация результатов исследования была представлена на конференциях разного уровня:
- Всероссийская научно-практическая конференция "Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья" в рамках XXII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века».
- XXVI Международная научно-практической конференции «Наука России: Цели и задачи».
Abstract of the master's thesis
Structure of the master's thesis: The Master's thesis consists of: introduction, three chapters, conclusion, bibliography, appendices (109 pages); contains 13 figures, 7 tables, 10 appendices.
The purpose of the study: preparation for mastering coherent monological speech in children with general speech underdevelopment.
Object: speech therapy work on preparation for mastering coherent monological speech of preschool children 4-5 years old.
The research methods used were theoretical and practical. The methods corresponded to the hypothesis, goals and objectives of the study. The research methods were determined in accordance with the purpose and objectives: - theoretical – analysis of psychological, pedagogical and speech therapy literature on the research topic; - experimental - study of medical and pedagogical documentation, conversations with parents and teachers, ascertaining and forming experiments, quantitative and qualitative data analysis.
The theoretical basis was: the position on the developmental role of learning ( Vygotsky, Elkonin, Davydov), the concept of orientation of learning to the zone of proximal development ( Vygotsky); the position on the understanding of speech as a complex functional system ( Levina, Chirkina, Gribova, etc.); the doctrine of the general laws of the development of normal and abnormal children (L. S. Vygotsky, E. I. Gracheva, R. E. Levina, E. M. Mastyukova, etc.); the provision on the development of speech in the process of manual activity and the possibility of using the support of recently experienced experience in the compilation of coherent statements ( Cheveleva).
The novelty of the study: A technology for preparing children 4-5 years old with general speech underdevelopment to master coherent monological speech is proposed and described. The directions, 3 tasks, methods and techniques of differentiated speech therapy work have been developed to prepare for the mastery of coherent monological speech of children 4-5 years old with general speech underdevelopment. The algorithm of speech therapy work within each direction is proposed.
Theoretical significance of the study: the content characteristics of the levels of development of coherent monological speech in children of middle preschool age are described.
Practical significance of the study: A set of diagnostic tasks has been compiled and proposed to identify the features of coherent monological speech in 4-5-year-old children with general speech underdevelopment. Directions, tasks, methods and techniques of speech therapy technology have been developed to prepare children 4-5 years old with general speech underdevelopment for mastering coherent monological speech. The algorithm of speech therapy work within each direction is proposed. This technology is effective in the implementation of adapted educational programs of preschool education for children with general speech underdevelopment. Articles on the topic of the dissertation have been published in collections:
1. Collection of articles Science of Russia: Goals and objectives "Opportunities for the development of coherent monologue speech using the method of animation".
2. Youth and science of the XXI century "Features of coherent speech in children 4-5 years old with general underdevelopment of speech".
Approbation of the results of the study was presented at conferences of various levels:
1. All-Russian scientific and practical conference "Modern technologies of correctional and developmental work with children with limited health opportunities" within the framework of the XXII International Scientific and Practical Forum of Students, postgraduates and young scientists "Youth and science of the XXI century".
2. XXVI International Scientific and practical conference "Science of Russia: Goals and objectives".