МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО НАПРАВЛЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ НА ТЕМУ «КНЯЗЬЯ ЗАЛЕССКИЕ БОРИС И ГЛЕБ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО НАПРАВЛЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ
НА ТЕМУ «КНЯЗЬЯ ЗАЛЕССКИЕ БОРИС И ГЛЕБ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_po_napravlennosti_istoricheskogo_kraevedeniya.docx | 15.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО НАПРАВЛЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ
НА ТЕМУ «КНЯЗЬЯ ЗАЛЕССКИЕ БОРИС И ГЛЕБ»
Экскурсия является одной из форм изучения краеведческого материала. В данной методической разработке мною представлено мероприятие по программе внеурочной деятельности, целью которого является формирование устойчивого интереса к историческому прошлому нашего края.
В пояснительной записке я объясняю актуальность изучения истории памятников духовной культуры (православных церквей) и сельских поселений в их взаимосвязи.
Недалеко от нашей школы есть храм, построенный в начале XIX века в честь Бориса и Глеба в Борисоглебском Погосте. Сейчас здесь только церковь и дома священнослужителей. Более чем сто лет назад поселение Борисоглебское выгорело, и не было восстановлено, так как сначала была Первая мировая война, а затем гражданская и те исторические процессы, которые не способствовали восстановлению поселения.
. Мне хотелось рассказать историю этого утраченного поселения под углом зрения истории князей Бориса и Глеба и той братоубийственной войны, которая разразилась в Древнерусском государстве после смерти князя Владимира.
Целью своего занятия, которое проводилось в форме экскурсии, я поставила формирование интереса к памятникам православной архитектуры и сельских поселений.
Задачами данного занятия было определено ретроспективное ландшафтное наблюдение, которое является свидетельство выбора строительства храма в самом высоком и открытом месте Мне хотелось также, чтобы ребята научились находить возможные археологические памятники, определять время появления на месте утраченных поселений леса и т.п.
1 этап. Подготовка к мероприятию.
На первом этапе я продумала план мероприятия. Я договаривалась с отцом Дмитрием об экскурсии, о его помощи в поиске сведений о храме и утраченном поселении. Отец Дмитрий предложил также побывать внутри храма, и свой рассказ о гибели святых Бориса и Глеба.
Таким образом, у нас возникли три объекта - храм, местность, которая окружает храм, наконец, река, которая протекает под крутым берегом, где в настоящее время организовано место отдыха для паломников.
2 этап. Ход мероприятия
Слово ведущего: - Дорогие ребята! Уважаемые родители! Уважаемый отец протоиерей! Сегодня необычный день. Это день памяти первых русских святых Бориса и Глеба.
-А кто из вас знает, какой у нас сегодня праздник.
Ребята: - День семьи!
Ведущий: Совершенно верно. И неслучайно нас сегодня встречает отец Дмитрий. Он – глава семьи, в которой четверо деток.
В программу экскурсии включается отец Дмитрий, который своим рассказом о семье подводит детей к мысли том, что у семьи много счастливых моментов. Но бывает такое, что семья перестает быть единым ковчегом.
Мы осматриваем храм, который посвящен Борису и Глебу. Отец Дмитрий рассказывает об истории этих князей, используя Житие святых мучеников Бориса и Глеба.
Рассказ священника: После смерти князя Владимира, которого ребята запомнили по прозванию Красное Солнышко, разразилась усобица, в которой сыновья Владимира боролись за киевский престол.
Князья Борис и Глеб княжили в Залесье. Так называли киевляне города, которые располагались за непроходимыми лесами на Востоке земель, которые к тому времени уже были приближены киевским князем. Суздаль и Ростов - самые крупные города того времени в Залесье. Муром и Рязань в Залесье были княжескими столами Бориса и Глеба.
Святополк – брат Бориса и Глеба - заманил братьев в Киев, пообещав метать жребий на киевский престол. Ночью, когда князья почивали, их предательски убили подосланные братом люди.
Ведущий: Ребята! А как вы думаете, почему наши предки построили храм в честь Бориса и Глеба?
Рефлексия.
Дети высказывают предположения. Одно из них – чтобы мы все помнили о том, что нужно сохранять ценности семьи, даже если не станет родителей.
Рассказ педагога о строительстве храма. Он построен в начале XIX века. Однако еще во времена, когда наши земли вошли в состав Московского княжества, здесь был центр т.н. Борисоглебского стана, который включал не только наш город Киржач, но простирался до Переславля Залесского.
Никаких построек Борисоглебского погоста не сохранилось. Возможно, что они были деревянными. Как и более поздние постройки сельского поселения, которое было вокруг погоста - оно сгорело в начале XX века.
2 этап. Мы поднимаемся на колокольню, чтобы определить по ландшафту, почему именно здесь был построен храм. С колокольни виден наш микрорайон, который находится в трех километрах. Ребята вспоминают о том, что из окон школы с «директорской» стороны видны золотые купола храма, и бывает слышен звон колокола. Наконец, среди веток деревьев мы увидели нашу колу.
3 этап. Мы спускаемся с колокольни и идем к реке. Здесь стоит поминальный крест с иконкой в честь Бориса и Глеба. Летом люди купаются в реке. Из-под берега течет родничок, в котором набирают воду, которую считают святой.
Дети и их родители могут также набрать воды, сфотографироваться в излюбленном месте отдыха паломников.
В заключение экскурсии мы подводим итог: дети отвечают на вопросы священника по его рассказу о Житии святых и по рассказу педагога о Борисоглебском погосте и стане.
В качестве рефлексии я предложила ребятам взять у меня из коробочки камешки, раскрашенные в четыре цвета по Люшеру, из которых они могли выложить слово семья на песчаной части высокого берега, на котором мы находились.