Введение в РЖЯ.

В конспекте описаны особенности общения с лицами с нарушениями слуха, особенности РЖЯ, правила его использования и дактильная азбука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1-2_vvodnoe_alfavit.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

И.Д. Гурина, учитель-дефектолог

ФГБОУ «ВДЦ «Алые паруса»

Занятие №1. Введение в русский жестовый язык. Дактильный алфавит.

Добрый день, уважаемые коллеги! Первое наше занятие будет посвящено введению в РЖЯ.

Посредством органов слуха человек воспринимает большую часть информации окружающего мира. Благодаря возможности слышать люди способны свободно общаться друг с другом, смотреть фильмы, слушать любимую музыку, да и просто комфортно себя чувствовать на улице.

К сожалению, при определенных негативных воздействиях внешней среды эту способность можно утратить. Люди с нарушением слуха не могут в полной мере воспринимать звуковые сигналы, в результате чего появляются трудности с речевой коммуникацией.

Опираясь на данные ВОЗ, каждый 20-й человек на земле страдает данной патологией.

Снижение остроты слуха – это нарушение слухового восприятия, когда люди не могут воспринимать окружающие сигналы. Такое состояние обычно разделяют на две категории: слух теряется частично, либо же человек ничего не слышит вовсе.

Причины нарушения слуха в детском возрасте

Специалисты по слуху выделяют 5 основных причин развития тугоухости у ребёнка.

  • Генетика
  • Неправильная гигиена
  • Инфекции
  • Вредные препараты
  • Шум

Степени снижения слуха

  • I степень. В обычных обстоятельствах ребенок хорошо слышит. Но, если вокруг шумно, ему тяжело различать слова.
  • II степень. Ребенок с трудом разбирает речь, произнесённую шепотом в полной тишине.
  • III степень . Ребенку с нарушениями слуха сложно разобрать даже фразы, произнесённые громко в помещении, где нет посторонних источников шума.
  • IV степень. Ребенку сложно различать звуки, кроме громких и раздающихся прямо у его уха.

Последняя стадия тугоухости – полная глухота. Важно помнить, что тугоухость не пройдёт сама. Ребёнку нужна помощь специалиста, в противном случае нарушения слуха могут отразиться на развитии его психики. Чаще всего детям с нарушением слуха можно помочь, заказав подходящие по возрасту слуховые аппараты.

Люди с нарушениями слуха сталкиваются с многообразными проблемами в коммуникации, но все же они способны взаимодействовать между собой и даже с другими людьми.

Люди с нарушениями слуха воспринимают речь окружающих тремя способами: слухо-зрительно, на слух, зрительно.

Слухо-зрительное восприятие устной речи - основное для лиц с нарушенным слухом, осуществляется, когда они видят лицо, губы говорящего и «слышат» его с помощью слуховых аппаратов. Такой способ восприятия речи позволяет глухому/слабослышащему наиболее полно принимать информацию, что необходимо учитывать при проведении занятий, уроков и внеклассных мероприятий.

Слуховое восприятие - человек воспринимает речь, не глядя на собеседника, опираясь на возможности слухового анализатора. Доступен людям с незначительной степенью снижения слуха и кохлеарно имплантированным, которые прошли курс специальных коррекционно-развивающих занятий со специалистами.

Зрительное (чтение с губ) - восприятие и понимание речи по артикуляции собеседника, без опоры на слух (без слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов), сейчас практически не используется. Такое восприятие детьми речи собеседника затруднено, так как не все звуки можно «увидеть» по губам (например, звуки М, П, Б для ребенка «выглядят» одинаково и различить их можно только при «подключении слуха»)

При коммуникации с глухим/слабослышащим человеком необходимо придерживаться некоторых правил:

1. Говорите четко и естественно.

  • Говорите с нормальной громкостью. Если Вы начнете кричать, многие слова станут трудными для понимания.
  • Не замедляйте Вашу речь. Говорите размеренно, что улучшит разборчивость, а замедление речи приведет к потере естественного ритма речи.
  • Четко артикулируйте слова.

2. Привлеките внимание слушателя прежде, чем Вы начнете говорить.

  • Прежде, чем Вы заговорите, удостоверьтесь, что слушатель знает, что Вы обращаетесь к нему.
  • Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.
  • Также можно топнуть ногой, так как люди с нарушениями слуха обладают высокой вибрационной чувствительностью.

3. Повернитесь лицом к собеседнику.

  • Когда Вы разговариваете со слабослышащим человеком, встаньте так, чтобы он ясно видел Ваши губы – особенно в шумной ситуации. Большинство людей умеет читать с губ.
  • Смотрите в глаза собеседнику.

4. Выбирайте понятные способы общения с конкретным человеком.

Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь и могут разговаривать только на жестовом языке. Другие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. (С ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости.) Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты – разговаривая с ними, нужно лишь снизить высоту голоса. С кем-то оптимален метод записок. Если вы не знаете, какой способ предпочесть, постарайтесь узнать это у самого глухого. Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ – написать, напечатать. Не говорите: «Ладно, это неважно…».

5. Встаньте ближе.

  • Стойте на расстоянии 1-2 м от собеседника.
  • Если Ваш собеседник лучше слышит с какой-то стороны, постарайтесь встать на этой стороне.

6. Используйте язык жестов и выделяйте Ваши чувства.

  • Контакт будет лучше и результативнее, если используется язык жестов.
  • Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

7. Повторяйте фразы, если Вы чувствуете, что Вас не поняли.

  • Если нужно повторить предложение, попытайтесь использовать другие, более легкие для понимания, слова.
  • Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.
  • Если слабослышащий человек подошел к вам в середине беседы, объясните ему тему разговора.

8. Вы затрудните вашему собеседнику понимание разговора, если будете переключаться с одной темы на другую и обратно.

Если вы хотите поменять тему, не делайте этого без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»

9. При построении фразы лучше использовать прямой порядок слов.

Не злоупотребляйте в речи обособлениями, оборотами, обращениями – они осложняют понимание сказанного. Например, лучше сказать: «Когда вы придете?» вместо «И когда, родной мой, вас ждать?» или «Придете-то вы когда теперь?».

10. Помните, что понимание смысла, передаваемого в речи с помощью интонационных нюансов, оттенков, почти не доступно глухим людям и людям с тяжелой тугоухостью. Поэтому не стоит удивляться, если фраза с саркастической, насмешливой, ироничной интонацией будет пониматься как нейтральная. Например, «И что это мы тут делаем?» (смысл – запрет, указание на неправильное поведение) будет понята как необходимость ответить на вопрос «Что делаем?». Частично смысловые оттенки можно передать с помощью мимики.

11. Устранение и уменьшение уровня шума.

  • Уменьшите окружающий шум, на сколько это возможно, до начала разговора. Телевизор, радио, кондиционер и даже другие беседующие люди, будут значительно ухудшать понимание речи.
  • В шумных местах говорите непосредственно в ухо собеседника (не слишком громко).
  • Не садитесь около раскрытого окна. Если Вы заходите в шумное помещение, такое, как ресторан, выбирайте себе место в тихом углу вместо шумного центра.

Для наиболее полноценной коммуникации с глухими людьми необходимо комбинировать активную речь с жестами.

В течение курса наших занятий мы изучим дактиль и русский жестовый язык.

РЖЯ и язык жестов это одно и то же? Нет, это не так. РЖЯ– это язык лиц с нарушениями слуха, а язык жестов– это обычная жестикуляция во время разговора.

Русский жестовый язык (РЖЯ) – один из естественных языков мира, основанный на кинетической визуально-пространственной модальности, в котором не используется звуковой канал. В таких языках жесты (движения рук, корпуса тела, головы), а также выражения лица используются по определенным прави-лам в рамках строгой лингвистической системы.

РЖЯ включает в себя дактилогию, РЖЯ и КЖР.

Остановимся на первом.Традиционным способом общения глухих людей является дактильный язык.

Дактилология - своеобразная форма общения, воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова.

Существует два вида дактилологии: визуальная и тактильная. Визуальная используется людьми с нарушениями слуха и рассчитана на зрительное восприятие. Тактильная применяется для коммуникации людей с нарушениями слуха и зрения. Такой подход по-другому называют «из рук в руку».

Особенности дактильной речи:

1. Дактильная речь легко воспринимается, ребенок видит каждый элемент слова.

2. Она полностью контролируется самим говорящим.

3. При дактилировании формируются пальцевые кинестезии (мышечное чувство руки), благодаря которым структура слова запоминается быстрее и прочнее.

4. Между пальцевыми кинестезиями и кинестезиямиартикуляционного аппарата устанавливаются прочные нейродинамические связи, благодаря которым дактильная речь становится опорой для устной речи.

5. Дактильная речь помогает овладевать членораздельной речью, ее грамматическим строем, словарным составом.

В русском дактильном алфавите 33 дактильных буквы — дактилемы (столько, сколько букв в алфавите русского языка). Каждой букве соответствует определенный жест.

Традиционно, при изучении дактильного письма, дактилемы поделены на 7 групп:

1. рука, сжатая в кулак, постепенно открывается последовательно образуя конфигурации дактилем: А, Е, Ё, С, В.

2. из положения «А» пальцы руки поочерёдно выпрямляются, образуя дактилемы: З, Б, К, Д, Ц, Я, причём, З, К, Д, Ц, исполняются с движением кисти.

3. из положения «В» пальцы руки поочерёдно касаются большого пальца, образуя дактилемы: О, Р, Н, Ш и, добавляя движение – Щ.

4. кисть опущена пальцами вниз. Из положения «А» поочерёдно имитируется изображение Г, П, Л, М, Т.

5. Из положения «А» кисть вверх, комбинациями: большой палец-мизинец, указательный-мизинец, безымянный-мизинец выстраиваются дактилемы: У, Ы, И, и с поворотом кисти – Й.

6. Все пальцы сложены в вытянутую конфигурацию на большом, в виде клюва, что является изображением дактилемы «Ж». последовательное изменение положения мизинца, большого пальца, мизинца и безымянного, даёт изображение Ф, Ю, Ч.

7. Из положения «А» постепенно открываются согнутый указательный – конфигурация «Х», добавляется отставленный большой палец — Э, указательный выпрямляется, имитируя латинскую «L» и поворотом кисти вправо или влево изображается Ъ и Ь знаки.

Как в звуковом языке существует понятие «дефекта речи», так и в дактилологии нечёткость исполнения дактилем, особенно схожих по конфигурации, порождает тот же эффект. Особенно это касается дактилем М-Т, Л-П, Р-Н и др.

Правила дактилирования.

1. Дактилирующая рука согнута в локте, слегка вынесена вперёд и находится на уровне груди, не перекрывая артикуляции. Кисть находится на уровне плеча. Дактилировать можно как правой, так и левой рукой, но общепринято — правой, т. к. чтение с левой руки несколько не комфортно.

2. Дактилирование сопровождается артикуляцией, что повышает степень восприятия и понимания текста. (неслышащий собеседник воспринимает зрительно не только дактиль, но и устную речь).

3. При дактилировании положение руки обращено к собеседнику либо ладонью, либо ребром ладони со стороны мизинца. Сама рука неподвижна, подвижна только кисть. Резкие движения руки вверх-вниз, или «клинопись» вперёд-назад существенно усложняют чтение, необходимостью перефокусировки зрения.

4. Дактилирование ведётся в соответствии с нормами орфографии. Знаки пунктуации не отображаются. Исключение составляет надиктовывание текста под запись.

5. Удвоенные согласные при дактилировании отображаются смещением удвоенной согласной вправо или влево.

6. Дактилирование ведётся плавно и слитно. Слова отделяются друг от друга небольшими паузами. Во время паузы кисть руки сохраняет конфигурацию последней дактилемы предыдущего слова, избегая лишних движений (ибо вы собьёте собеседника — он будет пытаться прочитать спонтанные движения). В конце предложения выдерживается более длинная пауза. По окончании сообщения рука опускается.

Остановимся на втором виде- непосредственно на РЖЯ.

Принципиальное отличие жестовых языков от словесных языков состоит в использовании трехмерного пространства; иными словами, существует возможность показать несколько жестов или выразить несколько смыслов одновременно.

Один жест представляет собой символ, выражающий определенное понятие, которое можно перевести на русский язык одним или несколькими словами. Жест представляет собой комбинацию из нескольких элементов: форма руки, место исполнения жеста, направление и характер движения, выражение лица. При изменении хотя бы одного из компонентов могут измениться смысл и значение жеста.

Первые исследования русского жестового языка глухих были сделаны в России директором Петербургского училища, педагогом Виктором Ивановичем Флёри (1800—1856). В настоящее время вклад Флёри в российскую сурдопедагогику и его отношение к жестовому языку известны достаточно хорошо, его труды оказали огромное влияние на последующих исследователей. Главный труд Флёри — книга ««Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и способам образования самым свойственным их природе» (Сочинение Виктора Флёри, Санкт-Петербург, в типографии А. Плюшара, 1835 г.,) впервые анализирует жестовое общение глухих. Выделяя три разновидности жестовой речи, В. И. Флёри считает, что в коллективе глухих складывается особая жестовая система, обладающая только ей присущими и отличными от словесного языка закономерностями. В этой системе «… существует великое разнообразие оттенков и чрезвычайно тонких изменений, коих на бумаге выразить невозможно». Большое место в книге отводится роли жестовой речи в обучении и воспитании глухого ребёнка, в частности, Флёри призывает родителей глухих детей «охотно и старательно предаться употреблению сего первоначального языка, посредством которого ум молодого несчастливца может распускаться и расти». Автор создаёт первое лексическое и лексикографическое описание русского жестового языка, помещает в книге первый словарь РЖЯ. В этот словарь он помещает жесты, собранные им «у глухонемых образованных и необразованных, постоянно употребляющих пантомиму». Интересно заметить, что ряд жестов, описанных Флёри, не изменились, или мало изменились.

Особенности РЖЯ:

1) В РЖЯ существует целый класс жестов, которые выражают некоторые значения, передавая какие-либо внешние признаки предметов, действий:

- обрисовывают контур обозначаемого предмета (рисующие жесты);

- передают характерные особенности внешнего вида и поведения (изображение животных);

- имитируют действия.

2) Многозначность жестовых знаков: часто один и тот же жест используется для обозначения разных объектов

3) В РЖЯ широко применяются указательные жесты (при упоминании частей тела, при описании пространственных отношений, цвета).

4) Словарь РЖЯ меньше, чем языка слов, поэтому глухие пользуются дактилем.

5) Для структуры высказываний характерны определенные особенности: в повествовательном предложении: на первом месте – подлежащее, на последнем – сказуемое; вопрос – в конце фразы: МАТЬ ОКНО МЫТЬ КОГДА; жест отрицания действия используется в конце предложения.

Некоторые из обозначений жестового языка мы используем в обычной жизни, даже не зная, что с их помощью в мире общаются сотни миллионов людей, причем не только из-за проблем со слухом, но и работники шумных предприятий.

Следует отличать РЖЯ от КЖР.

Третий вид русского жестового языка - КЖР - это система общения, в которой жесты сопровождают и дополняют устную речь говорящего.

Жесты в КЖР выступают как эквиваленты слов в языке, а порядок их следования (грамматика) калькирует структуру словесного языка. Если говорить по простому, то КЖР — это дубляж русского словесного языка через жесты. Артикуляция слов губами при этом обязательна.

Калькирующей жестовой речью часто пользуются позднооглохшие или слабослышащие люди, переводчики на официальных мероприятиях.

КЖР используется, главным образом, на телевидении, в сфере образования, конференциях, собраниях и т. п. КЖР применяется в официальной сфере как при общении неслышащих друг с другом, так и при обслуживании лиц с нарушениями слуха. КЖР используют для общения слабослышащие, поздно оглохшие и глухие, владеющие русской устной или письменной речью. КЖР активно применяется в сфере культуры.

И сегодня мы с Вами остановимся непосредственно на дактильном алфавите.

Давайте попробуем продактилировать свое имя.

А сейчас я предлагаю Вам разгадать загадку, зашифрованную дактильным алфавитом.

РЖЯ – это самостоятельная, уникальная языковая (знаковая) система, функционирующая по определенным лингвистическим законам (правилам).

Количество жестов в РЖЯ не знает никто, но их достаточно, чтобы успешно обеспечивать нужды неофициального общения неслышащих людей.