Математика

Юсова Ольга Владимировна

Конспект НОД по математическому развитию "Космическое конструкторское бюро" в старшей и подгоовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_n_kosmicheskoe_konstruktorskoe_byuro.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в старше-подготовительной группе.

« Космическое конструкторское бюро»

Место проведения: МКДОУ д/с №5 «Ёлочка» г. Инза

Педагоги: Прохорова Н.Н., Мельникова Т.В.

Цель: Развитие интереса к предмету математика, на основе познавательной активности и любознательности.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания о солнечной системе, о последовательности расположения планет солнечной системы на своих орбитах.

Познакомить со свойствами магнита.

Закрепить навыки порядкового  и количественного счета в пределах 10 и обратно, сравнивать числа.

Познакомить с интерактивной игрой и научить правильно играть в неё.

Закрепить пространственные представления, умение ориентироваться на плоскости.

Закрепить знания о геометрических фигурах.

Закрепить и активизировать новые слова  по теме «Космос»: космонавт, День космонавтики, космодром, скафандр, космическое питание, планеты Солнечной системы, спутник, луноход, марсоход.

Развивающие:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

Активизировать речь, умение аргументировать свои высказывания.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Развивать пространственное воображение, умение ориентироваться на плоскости;  развивать внимание, восприятие, умение анализировать и сравнивать предметы по своим свойствам, обобщать, формировать навыки самостоятельной работы.

Воспитывающие:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и  выполнить ее самостоятельно;

Воспитывать умения выслушивать вопрос воспитателя до конца и ответы детей.

Воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к  другу.

Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями;    

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Материал и оборудование: интерактивная доска, фетровые планшеты (на каждого), геометрические фигуры, комплекты цифр и знаков сравнения; магниты, комплекты черных и цветных металлов, бейджики, баннер (Солнечная система), презентация  «Космос», интерактивная игра «Космические роботы»

Ход занятия:

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Давайте за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Ведь улыбка – залог доброжелательности и хорошего настроения. А хорошее настроение нам пригодится, потому что скоро наша страна будет отмечать праздник.  А  какой, вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка.
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос).


Воспитатель: Ребята вы догадались какой  праздник мы скоро будем отмечать?
Дети: День космонавтики.
Воспитатель: Совершенно правильно. 12 апреля наша страна отмечает замечательный праздник - День космонавтики.

Показ презентации
Воспитатель: Дети посмотрите на экран (показ космического неба). Что вы там видите?
Дети:  Космос, звезды, планеты.(1 слайд)
Воспитатель: А кто из космонавтов первым полетел в космос ?
Дети: Ю.А. Гагарин. (2 слайд)
Воспитатель: Правильно ,молодцы!
Воспитатель: А на чем можно  отправиться в космос?
Дети: На ракете, на космическом корабле. (3 слайд)
Воспитатель: А вы знаете откуда отправляются космические корабли?
Дети: С космодрома. (4 слайд)

Воспитатель: Вы хотите побывать в космосе?  (да)

Воспитатель: Ребята, а вам известно, чтобы попасть на космодром нужны специальные пропуска, вот такие (показ пропуска).
Воспитатель: Вот возьмите их и при  помощи пропуска найдите свое место. (дети сравнивают количество звезд и цифру, показывающую место  ребенка на стуле)

 Воспитатель: Все молодцы! Очень хорошо справились с этим заданием.
Теперь мы  сможем отправиться в наше космическое путешествие, но без пульта управления нам не обойтись. Придется нам его самим сконструировать

Игра « Составь пульт управления» 

(У детей на столах планшеты и геометрические фигуры, воспитатель дает задание (все дети выполняют за столами индивидуально)

- прикрепите в центре планшета большой …. круг;
- в правом верхнем углу….  квадрат;                                                                                                                                        - в левом верхнем углу – …..прямоугольник;                                                                                                                            - в нижнем правом – …треугольник;                                                                                                                                                                 - в нижнем левом – ….овал.

- Теперь у вас есть пульт управления ракетой.

Ну что ж, молодцы.  Чтобы лететь в космос, нам нужно взять те предметы, которые нам будут необходимы. Давайте отсортируем, что пригодится в путешествии, а что нет.

Дидактическая игра: «Что мы возьмем в космическое путешествие?» -интерактивное

Детям предлагаются изображения 8 предметов, они выбирают только те, которые имеют отношение к Космосу.

В: Сколько предметов мы с собой взяли? Сколько оставили?

В: Молодцы, справились с заданием! Мы начитаем свое путешествие! Внимание! Приготовились к запуску ракеты.

В: Начинаем обратный отсчет: 10 - 1! Стартуем!  (звук запуска ракеты)

   

 Воспитатель подходит к банеру

- Мы с вами в космосе. Просмотрите в иллюминатор. Что вы там видите? (дети отвечают)

 

  Задание  «Назови все планеты Солнечной системы».

На Луне жил звездочет,  он планетам вел учет.

Раз- Меркурий, 2-Венера,

3- Земля,  4-Марс,

5-Юпитер, 6- Сатурн,

7- Уран, восьмой- Нептун.

И девятая планета под названием Плутон!  (дети прикрепляют цифры)

- Вы знаете, что  Плутон больше не считается планетой? Теперь его относят к карликовым планетам. Адрес нашей планеты: Галактика Млечный путь, Солнечная система,  третья планета Земля.

(презентация с музыкой полет в космос) ЗВЕЗДНЫЙ ТАНЕЦ

Голос: Вас приветствует Международная космическая станция (МКС)!  Это совместный международный проект, в котором участвуют 14 стран. Пилотируемая лаборатория находится на орбите Земли и создана для проведения научных исследований в состоянии невесомости.

Выходит воспитатель- научный сотрудник

- Здравствуйте, космические путешественники! Я работаю на Международной космической станции научным сотрудником. У нас беда! На планете Железяка космические пираты  подсыпали алмазную пыль и вывели из строя всех роботов.

Вы поможете их спасти?

(отрывок из фильма «Тайна третьей планеты»)

Проблемная ситуация (презентация) : все роботы распались на части, нам нужно создать новый образец робота.

  1. Определить, какие роботы необходимы в космосе?
  2. Из каких металлов будем создавать роботов .
  3. Сделать модель робота

Задание 1  «Какие  роботы нужны в космосе?» (интерактивное)

- Какого робота ты выбрал для космоса? Почему?

-Это искусственный спутник, он вращается вокруг планеты и может исследовать ее. С Земли запускают много спутников. Спутники наблюдают за природой,   охраняют  наши границы из Космоса, спутники связи помогают работать телевизорам и телефонам.

- Это луноход. Этот робот может самостоятельно передвигаться по Луне и изучать ее особенности.

- Это марсоход. Он тоже самостоятельно передвигается по Марсу и изучает его особенности.

Задание 2  ( в парах)  Определение  черных металлов с помощью магнита

- Из каких материалов мы сможем сделать космических роботов? (Из металла) Почему? (он прочный)

В. Металлы бывают разные. Есть цветные и черные  металлы. Цветные металлы не очень прочные, они нам не пригодятся.  Черный металл намного прочнее и меньше подвержен деформации (это сплав из чугуна и  стали).

- Перед вами коробочка с образцами различных металлов. Вам нужно при помощи магнита рассортировать металлы на цветные и черные  и разложить на тарелочки.  К магниту притягиваются только черные  металлы. Все черные металлы- на черную тарелочку, а цветные – на красную . (работаем в парах)

А)В красную коробочку положите цветные металлы, а в черную коробочку- черные металлы.

Б) Посчитайте количество предметов в каждой тарелочке  и обозначьте цифрой.  Сравните числа и поставьте знаки < или  >.

- Чего больше? Чего меньше?

 Задание 3. Создание робота из геометрических фигур на планшете (из деталей по схеме)  -коллективная работа

Затем дети     пишут, сколько использовали      треугольников -  

Кругов-        Квадратов-          Прямоугольников –

В: Молодцы! Мы справились с заданием и сейчас вашего смоделированного робота можно сделать и помочь планете Железяка!

 Итог занятия.  

Ребята, пора возвращаться домой.

- За чудесами мы стремимся, но нет чудесней ничего,

Чем полетать и возвратиться Под крышу дома своего!

На какую планету? (Земля)

 - Чем она отличается от остальных планет? 

Д: Есть жизнь, воздух, реки, моря, растения, животные.

Внимание! Ведем обратный отсчет от 10. Полетели домой.( снова музыка)

 Релаксация:

Где мы с вами сегодня побывали?

А вам понравилось наше путешествие?

Какие задания с вами выполняли?

Какие задания вам понравились?

Какие задания были трудные?

Что нового вы узнали на занятии?

Молодцы, дети! Я рада, что всё у вас получилось .

Наше занятие закончилось. Спасибо.

Список  литературы.

  1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. ФОП ДО. Издательство «Гном», 2023г.
  2. Емельянова Олеся. Стихи про солнечную систему. 1999г.
  3. Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Космос». Издательство «Гном», 2017г.
  4. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 6 – 7 лет.  Сценарии занятий по развитию математических представлений. Москва: Издательство «Сфера», 2001.
  5. Лободина Н. В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Старшая группа. Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.
  6. А.А. Плешаков «Мир вокруг нас». М.: изд-во «Просвещение», 2006г.
  7. А.А. Плешаков «Атлас - определитель от Земли до неба». М.: изд-во «Просвещение», 2008г.
  8. Паникова Е.А. Беседы о космосе. М., 2013г.
  9. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя)
  10. Интернет-ресурсы.