СТАТЬЯ. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ КВИЛЛИНГ
Челябинская область город Златоуст
МАДОУ «Детский сад №58 «Радужка»
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ
ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ КВИЛЛИНГ
ПЕДАГОГ ВЫСШИЙ КАТЕГОРИИ
САБУРОВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ
ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ КВИЛЛИНГ
По наблюдениям педагогов в настоящее время у многих детей наблюдается нарушения речевого развития. Российскими и зарубежными учёными доказано, что развитие речи напрямую зависит от степени развитости мелкой моторики рук. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Также механическое развитие руки находится в тесной связи с мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
К наиболее часто встречающимся отклонениям в эмоционально-волевой сфере у детей с ограниченными возможностями здоровья относятся: эмоциональная вялость, апатичность, зависимость от опекающих лиц, низкая мотивация к самостоятельной деятельности, а также невысокий адаптивный потенциал. В жизненной ситуации для них характерны отчужденность, отгороженность от жизни общества, неудовлетворённость своим положением. Для таких детей в будущем затруднено трудоустройство, участие в общественной жизни, создание собственной семьи.
Следствием этого является задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируются недостаточно адекватное представление об окружающем мире у такого ребенка.
В процессе социализации личность ребенка приобретает положительные качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом ребенок сам активно будет участвовать в освоении норм социального поведения и межличностных отношений.
Одним из видов творческой деятельности, используемой для развития детей, является квиллинг. В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Квиллинг – это простой и очень красивый вид художественного творчества, не требующий больших затрат. Приемы работы в данной технике очень просты и детям доступны для понимания. Техника экономична во времени, не дорогая в материальном плане, высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера. Техника квиллинга заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (карандаш, ушные палочки, линейка с отверстиями разного диаметра…), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров, а затем, при помощи полученных форм, создавать самые различные композиции. Квиллинг – увлекательное творчество для детей и взрослых с эффектным результатом работы. К тому же она развивает мелкую моторику, глазомер, концентрацию, внимательность, усидчивость, воображение, помогает выработать художественный вкус. Творческие мероприятия формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе этой деятельности у воспитанников развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками.
Через свое творчество они пытаются достучаться до нас. Главная проблема, с которой они сталкиваются – это непонимание, отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, нежелание людей замечать их. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и другим детям необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность решить через занятия в учреждениях дополнительного образования детей, так как зачастую это является единственной возможностью для детей с ограниченными возможностями, для их продуктивной творческой деятельности и социального общения. Поэтому педагогической целью является создание таких условий для детей с ограниченными возможностями, где бы они чувствовали себя в безопасности, где бы могли раскрыться творчески.
Для детей данная техника бумагокручения даёт большие возможности для развития мозга, речи, творческого воображения.
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию малыша. Простые упражнения помогают снять напряжение мышц всего тела, способствуют улучшению звукопроизношения. Развитие мышц кистей и пальцев рук ведут к взаимосвязи между правым и левым полушариям головного мозга ребёнка и синхронизации их работы. Чем теснее эта связь, тем активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
Таким образом, техника квиллинг – эффективное средство для развития мелкой моторики рук дошкольников с интеллектуальными нарушениями.
В результате освоения данной техники рука воспитанников приобретает уверенность, гибкость, точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения.
У воспитанников формируются первоначальные навыки поисковой деятельности, а также умение работать осознанно и целенаправленно.
Список использованной литературы
1. Алехина, С.В. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации [Текст] / С.В. Алехина. – М.: МГППУ, 2012. – 92 с.
2. Анищенкова, Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст] / Е.С. Анищенкова.- М.: «АСТ Астель», 2007. – 223 с.
3. Божович Л.И. Речь и практическая интеллектуальность ребенка (экспериментально теоретическое исследование) Культурно – историческая психология [Текст] / Л.И. Божович. – «ПЕРСПЕКТИВА» 2006. – 246 с.
4. Букина, С. Квиллинг: практикум для начинающих [Текст] / С. Букина, М. Букин. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2011. – 111 с.
5. Кожекина, Т.В., Степанова О.А., Рогачева М.В. Инклюзивное образование: Учебное-методическое пособие [Текст] / Т.В. Кожекина, О.А. Степанова, М.В. Рогачева. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. – 220 с.
6. Рудь, Н.Н. Инклюзивное образование: проблемы поиски, решения. Методическое пособие [Текст] / Н.Н. Рудь. – М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011. – 28 с.
7. Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / И. Светлова. - М.: «Олма-Пресс», 2011. – 45 с.
8. Староверова, М.С. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие [Текст] / М.С. Староверова. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 167 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Челябинская область город Златоуст
МАДОУ «Детский сад №58 «Радужка»
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ
ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ КВИЛЛИНГ
ПЕДАГОГ ВЫСШИЙ КАТЕГОРИИ
САБУРОВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ
ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ КВИЛЛИНГ
По наблюдениям педагогов в настоящее время у многих детей наблюдается нарушения речевого развития. Российскими и зарубежными учёными доказано, что развитие речи напрямую зависит от степени развитости мелкой моторики рук. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Также механическое развитие руки находится в тесной связи с мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
К наиболее часто встречающимся отклонениям в эмоционально-волевой сфере у детей с ограниченными возможностями здоровья относятся: эмоциональная вялость, апатичность, зависимость от опекающих лиц, низкая мотивация к самостоятельной деятельности, а также невысокий адаптивный потенциал. В жизненной ситуации для них характерны отчужденность, отгороженность от жизни общества, неудовлетворённость своим положением. Для таких детей в будущем затруднено трудоустройство, участие в общественной жизни, создание собственной семьи.
Следствием этого является задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируются недостаточно адекватное представление об окружающем мире у такого ребенка.
В процессе социализации личность ребенка приобретает положительные качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом ребенок сам активно будет участвовать в освоении норм социального поведения и межличностных отношений.
Одним из видов творческой деятельности, используемой для развития детей, является квиллинг. В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Квиллинг – это простой и очень красивый вид художественного творчества, не требующий больших затрат. Приемы работы в данной технике очень просты и детям доступны для понимания. Техника экономична во времени, не дорогая в материальном плане, высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера. Техника квиллинга заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (карандаш, ушные палочки, линейка с отверстиями разного диаметра…), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров, а затем, при помощи полученных форм, создавать самые различные композиции. Квиллинг – увлекательное творчество для детей и взрослых с эффектным результатом работы. К тому же она развивает мелкую моторику, глазомер, концентрацию, внимательность, усидчивость, воображение, помогает выработать художественный вкус. Творческие мероприятия формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе этой деятельности у воспитанников развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками.
Через свое творчество они пытаются достучаться до нас. Главная проблема, с которой они сталкиваются – это непонимание, отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, нежелание людей замечать их. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и другим детям необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность решить через занятия в учреждениях дополнительного образования детей, так как зачастую это является единственной возможностью для детей с ограниченными возможностями, для их продуктивной творческой деятельности и социального общения. Поэтому педагогической целью является создание таких условий для детей с ограниченными возможностями, где бы они чувствовали себя в безопасности, где бы могли раскрыться творчески.
Для детей данная техника бумагокручения даёт большие возможности для развития мозга, речи, творческого воображения.
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию малыша. Простые упражнения помогают снять напряжение мышц всего тела, способствуют улучшению звукопроизношения. Развитие мышц кистей и пальцев рук ведут к взаимосвязи между правым и левым полушариям головного мозга ребёнка и синхронизации их работы. Чем теснее эта связь, тем активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
Таким образом, техника квиллинг – эффективное средство для развития мелкой моторики рук дошкольников с интеллектуальными нарушениями.
В результате освоения данной техники рука воспитанников приобретает уверенность, гибкость, точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения.
У воспитанников формируются первоначальные навыки поисковой деятельности, а также умение работать осознанно и целенаправленно.
Список использованной литературы
1. Алехина, С.В. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации [Текст] / С.В. Алехина. – М.: МГППУ, 2012. – 92 с.
2. Анищенкова, Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст] / Е.С. Анищенкова.- М.: «АСТ Астель», 2007. – 223 с.
3. Божович Л.И. Речь и практическая интеллектуальность ребенка (экспериментально теоретическое исследование) Культурно – историческая психология [Текст] / Л.И. Божович. – «ПЕРСПЕКТИВА» 2006. – 246 с.
4. Букина, С. Квиллинг: практикум для начинающих [Текст] / С. Букина, М. Букин. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2011. – 111 с.
5. Кожекина, Т.В., Степанова О.А., Рогачева М.В. Инклюзивное образование: Учебное-методическое пособие [Текст] / Т.В. Кожекина, О.А. Степанова, М.В. Рогачева. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. – 220 с.
6. Рудь, Н.Н. Инклюзивное образование: проблемы поиски, решения. Методическое пособие [Текст] / Н.Н. Рудь. – М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011. – 28 с.
7. Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / И. Светлова. - М.: «Олма-Пресс», 2011. – 45 с.
8. Староверова, М.С. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие [Текст] / М.С. Староверова. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 167 с.