Конспект занятия по теме: "Компьютер и мое здоровье"
Цель: информирование о негативном влиянии компьютерных игр на личность человека; формирование ответственного отношения к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kompyuter_i_moe_zdorove.docx | 112.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по теме:
«Компьютер и мое здоровье»
Цель: информирование о негативном влиянии компьютерных игр на личность человека; формирование ответственного отношения к своему здоровью.
Задачи:
1) информирование подростков о явлении зависимости от компьютерных игр, её причинах и последствиях;
2) создание условий для анализа участниками собственного опыта общения с компьютером и компьютерными играми;
3) обучение приёмам контроля времени, проведённого за компьютером и ответственного отношения к собственному здоровью.
Ход занятия.
Приветствие. (2 минуты)
Беседа «Компьютерная зависимость. Введение.» (10 минут)
«Ребята, внимательно рассмотрите эту картинку (Рисунок 1.) .Глядя на неё, что вы можете сказать?
Рисунок 1.
(Родные оттаскивают мальчика от компьютера, как в сказке «Репка»)
Как вы думаете, почему? (Потому что он много времени проводит за компьютером, за интернетом, родителям самим хочется сесть за компьютер и т.д.)
Интернет прочно вошел в жизнь практически каждого человека. Очень многие уже не представляют свою жизнь без этого достижения техники. Возможности интернета безграничны. Назовите возможности интернета (смотреть можно, на что угодно и на кого угодно, можно увидеть любой уголок мира; качать — в интернете можно найти и переписать к себе на компьютер любую информацию, в том числе и любимую музыку, возможно любимый фильм; играть; общаться; учиться.)
Однако это достижение рождает множество проблем, которые требуют незамедлительного решения.
Как называют людей, которые бесконечно сидят в интернете, в поисках чего-то? Они уже свою жизнь не представляют без интернета, они зависимы от интернета. (Это интернет - зависимые люди.)
Все мы от чего-то зависимы. Как минимум, в качестве существ, живущих на земле, мы зависимы от силы гравитации, от наличия кислорода, от определенного климата, от воды, еды, от различных факторов, обеспечивающих наше физическое выживание. В определенной мере человек зависит от социума, в котором живет. Он вынужден учитывать и его наличие, потому что «жить в обществе и быть полностью свободным от общества нельзя».
Но это все зависимости, естественные. А есть зависимости, которые часто называют патологическими. Это – зависимости, ограничивающие нашу свободу и негативно влияющие на здоровье. И вот тут проходит очень тонкая грань – где заканчивается, к примеру, привязанность к кому-то или к чему-то, увлечение кем-то или чем-то и начинается болезненная, патологическая зависимость.
О зависимости можно говорить тогда, когда человек ничем другим заниматься не может и не хочет, несмотря на то, что от излишних доз самого занятия тоже испытывает определенный дискомфорт. Основное отличие зависимости от увлечения – она мешает жить, и, в первую очередь, самому человеку, а не только его окружению.
Сегодня интернет зависимостью страдают 1,5% от общего числа пользователей интернета. Они впадают в истерику, депрессию, если не побывали на просторах интернета.
Многие люди уже зависимы от интернета и просто не понимают этого.
Ребята, как вы думаете, почему ваши сверстники проводят много времени за компьютером и уже не представляют своей жизни без него? (Ответ аудитории)
Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:
- Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.
- Недостаток внимания со стороны родителей.
- Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.
- Склонность к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
- Желание быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.
- Отсутствие увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.
- Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером.
А как вы думаете, какой вред может принести зависимость от компьютера человек (Ответ аудитории)
Опасности компьютерной зависимости:
- Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения.
- На первых порах компьютер может компенсировать ребенку дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе.
- В процессе игр, или нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем.
- Ребенок может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к компьютерным играм.
- Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру.
- Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов.
- Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, сухость в глазах, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу.
- Могут наблюдаться проблемы с осанкой.
- Дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.
- Часто подросток может пренебрегать своим внешним видом и личной гигиеной. Могут возникать депрессии, при долгом нахождении без компьютера. Дом и семья уходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.
- Синдром карпального канала (туннельного поражения нервных стволов руки, связанное с длительным напряжением мышц).
По мнению экспертов Американской медицинской ассоциации, опасность стать зависимым грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более 2-х часов в день. Это же касается тех, кто ночи напролёт «сидит» в Интернете.
Зависимость – это особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Однако, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь. Вначале – удовольствие и наслаждение, но через некоторое время требуется всё больше сил, времени и оно поглощает всю жизнь человека.
Противоположностью зависимости является независимость – понятие, тождественное свободе. Свобода для человека – это свобода выбора между самовыражением и рабством зависимости. Свобода выбора присутствует только в случае самовыражения».
Упражнение №1. Психологическая игра «Театр кукол» (10 минут)
Инструкция: «Предлагаю вам разбиться на тройки. В каждой тройке выберите “марионетку” и двух “кукловодов”. Вам предстоит разыграть маленькую сценку кукольного представления, где кукловоды управляют всеми движениями “марионетки”. Сценарий сценки придумаете самостоятельно, не ограничивая свое воображение».
После репетиции тройки представляют по очереди свой вариант остальным участникам, которые выступают в роли зрителей. После выступления всех подростков психолог приглашает всех сесть в круг.
«Поделитесь своими впечатлениями. Какие чувства испытывали “марионетки”, а какие чувства испытывали “кукловоды”? Какие желания появились у вас в ходе работы? Также, как кукловоды в нашем упражнении управляли марионетками, также и привязанность к компьютерным играм управляет зависимым человеком».
Участники говорят о разных чувствах: неудобстве, напряжении, бессилии, а также о чувстве ответственности, комфорта, удовлетворения.
«Можно ли сделать вывод, что состояние зависимости и гиперопека делают отношения между людьми искаженными, неполноценными»
Упражнение №2. «Рисунки» (10 минут)
Материалы для упражнения: бумага, цветные карандаши.
Инструкция: первой подгруппе подростков предлагается нарисовать человека зависимого от компьютера, а второй — не зависимого. Затем идет обсуждение, какими свойствами они обладают, описание его обыкновенного дня, в чем между рисунками разница.
Упражнение №3. Мозговой щтурм «Формула безопасности» (10 минут)
Материалы для упражнения: бумага, ручки.
Инструкция: тренер предлагает каждому подростку составить собственные правила безопасного поведения в интернете. В ходе мозгового штурма подростков, каждый делится своими результатами, совместно с тренером обсуждают их и выводят общие составляющие «формулы» безопасного поведения в интернете.
Составляющие формулы безопасного пользования интернетом
Рефлексия (3 минуты).