Конспект логопедического фронтального занятия по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии

Старенькая Алена Александровна

Для детей 9 лет, ФФНР

Тема: Звуки [ш]-[ж]. Буквы Ш-Ж

Цель: Формирование навыков дифференциации звуков [ш]-[ж] и букв Ш-Ж в устной и письменной речи.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- Закреплять связи между звуком [Ш] и буквой Ш; между звуком [Ж] и буквой Ж;

- Закреплять зрительный образ букв Ш и Ж;

- Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звуков [ш]-[ж];

- Формировать умение дифференцировать звуки Ш и Ж;

- Уточнить характеристики звуков.

коррекционно-развивающие:

- Развивать зрительное восприятие;

- Развивать фонематический слух;

- Развивать память и внимание.

коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать познавательный интерес, интерес к занятию;

Оборудование:

- для учителя-логопеда: презентация, доска.

- для обучающихся: презентация с картинками, тетради, элементы букв в конвертах, синие и красные кружки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_frontalnogo_zanyatia.docx42.13 КБ

Предварительный просмотр:

Старенькая Алена Александровна, ЛГП-1931

Конспект логопедического занятия
по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии

(продолжительность: 35 – 40 минут)

Данные о классе – 9 лет, ФФНР, псевдобульбарная дизартрия, артикуляторно-акустическая дисграфия.

Тема: Звуки [ш]-[ж]. Буквы Ш-Ж

Цель: Формирование навыков дифференциации звуков [ш]-[ж] и букв Ш-Ж в устной и письменной речи.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- Закреплять связи между звуком [Ш] и буквой Ш; между звуком [Ж] и буквой Ж;

- Закреплять зрительный образ букв Ш и Ж;

- Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звуков [ш]-[ж];

- Формировать умение дифференцировать звуки Ш и Ж;

- Уточнить характеристики звуков.

коррекционно-развивающие:

- Развивать зрительное восприятие;

- Развивать фонематический слух;

- Развивать память и внимание.

коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать познавательный интерес, интерес к занятию;

Оборудование:

- для учителя-логопеда: презентация, доска.

- для обучающихся: презентация с картинками, тетради, элементы букв в конвертах, синие и красные кружки.

Ход занятия

№ п/п

Этапы занятия

Содержание этапов занятия

1

Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, присаживайтесь на свои места. Прежде чем приступить к работе, мы с вами сыграем в небольшую игру. Я буду произносить утверждение, если вы считаете утверждение верным, поднимаете карточку синего цвета, если считаете утверждение не верным, поднимаете карточку красного цвета.

Утверждения:

- Я утверждаю, что звук можно написать и увидеть. (нет)

- Я утверждаю, что звук «О» гласный. (да)

- Я утверждаю, что звук «К» гласный. (нет)

- Я утверждаю, что в слове «НОС» два слога. (нет)

- Я утверждаю, что в слове «МАШИНА» три слога. (да)

- Я утверждаю, что звуки «Ж» и «Р» - парные согласные. (нет)

- Хорошо, теперь мы с вами готовы начать наше занятие.

2

Объявление темы занятия.

- Ребята, посмотрите на картинки. Что вы видите?

(Уши и ужи)

-Какой звук в середине находится в слове УШИ? (Ш)

- А какой звук находится в середине в слове УЖИ? (Ж)

- Вот ребята посмотрите, это два разных слова УШИ И УЖИ, но их можно спутать если не уметь различать звуки Ж и Ш.

- как вы думаете, что мы будет делать сегодня на руке?

(различать ш и ж)

Да, сегодня мы с вами будет учится различать звуки [ш]-[ж] и буквы Ш и Ж

3

Анализ артикуляционного уклада, характеристика звука

- Давайте сначала вспомним, как правильно нужно произносить звуки. Произнесем все вместе:

- Ш-ш-ш-ш. Губы округлены и немного вытянуты вперёд. А где язычок? (наверху)

- Молодцы! Скажем все вместе:

- Ж-ж-ж-ж. Губы также округлены, трубочкой вытянуты вперёд. Где язычок? (наверху)

- Да, и при про произнесение звука Ш и звука Ж губы округлены и вытянуты вперед, язычок наверху, но чем отличаются звуки ш и ж в произношении?

(Когда произносим звук [Ж], горлышко дрожит, а когда произносим [Ш] горлышко не дрожит)

- Правильно. Но если горлышко дрожит, звук значит какой? (звонкий).

- Хорошо, какой звук звонкий Ш или Ж? (Ж)

- Почему Ж? (горлышко дрожит)

- А звук Ш какой? (глухой, потому что горлышко спит)

- Вспомните, ребята, что вы знаете ещё о звуках [Ш] и [Ж]?

(они согласные)

- Да. Оба звука согласные, но почему? (есть преграда, язык и зубы)

- Хорошо, еще какие они? (твердые)

- Молодцы! Давайте повторим и запомним:

Звуки Ш и Ж – парные согласные, твердые, [Ш] – глухой, [Ж] –звонкий.

4

Связь звука с буквой. Развитие фонематического слуха

-Звук Ш, а какой буквой обозначают этот звук? (ша)

- Посмотрите пожалуйста на экран, на что похожа буква Ш? (на вилы, ковш, перевернутый табурет)

- Сейчас я вам раздам конвертики. Откройте их, достаньте элементы прописной буквы Ш и составьте букву. Из скольких элементов состоит прописная буква Ш? (из трех)

-Хорошо, давайте в воздухе пальчиками ее напишем.

- Скажите, чем отличается прописная буква Ш и строчная? (хвостиком сверху)

- Откройте тетради. Запишите пожалуйста в своих тетрадках прописную и строчную букву Ш.

- У всех получилось? Пройти и посмотреть.

-Звук Ж, а какой буквой обозначают этот звук? (жэ)

- Посмотрите пожалуйста на экран, на что похожа буква Ж? (на жука)

- Сейчас я вам раздам конвертики. Откройте их, достаньте элементы прописной буквы Ж и составьте букву. Из скольких элементов состоит прописная буква Ж? (из трех) Хорошо, давайте в воздухе ее напишем.

- Запишите пожалуйста в своих тетрадках прописную и строчную букву Ш. Прежде обратите внимание на образец на доске. Пройти и посмотреть.

- Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».

Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ш, поднимите голубой кружок, если услышите в слове звонкий звук Ж, поднимите красный кружок.

Слова: школа, жаба, лыжи, шуба, флажок, кошка, крыжовник, дружба, ландыш, ножницы.

- Теперь посмотрите на доску. Что изображено на первой картинке? (шляпа) какой звук слышим первым ж или ш? (ш). Хорошо, дальше. (пружина, звук ж). Правильно, следующее (мишка, ш),

Молодцы справились!

5

Письменные упражнения на закрепление связи звука и буквы

- Посмотрите на слайд. Вам необходимо будет заменить букву Ш на Ж и записать слова.

шила -

шаль - …

крушить - …

машет - …

- Какое первое слово? (шила). Да, только теперь замени звук ш на ж, что получится? (жила). Хорошо, запишите. Дальше (шаль-жаль), (крушить-кружить), (машет-мажет)

Хорошо, с этим заданием справились

- Сейчас я раздам вам карточки с предложениями, необходимо вставить пропущенные буквы.

Ты бе…ать мне не ме…ай.

Лё…а, читать лё…а вредно.

Летит сне…ок, лёгкий, как пу…ок.

Малы…и встали на лы…и.

ПРОВЕРКА

6

Итог занятия. Рефлексия

- Какие звуки мы учились различать на занятии?

Ж и Ш

- Чем они отличаются друг от друга?

Звук Ж звонкий, звук Ш глухой

7

Оценивание работы детей.

Молодцы, все старались быть внимательными, хорошо работали на уроке. За это я принесла вам наклейки.

8

Задания для закрепления дома

Раздаются индивидуальные карточки детям.

Задание в карточках:

Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж. Подчеркните их.

...уба, ...ук, ви...ня, лу...а, лягу...ка, ко...ка, мы...ка, ...кола, ё..., ...уравли, ло...ка, око...ко.