Презентация на тему: "Компоненты содержания образования в сфере физической культуры и спорта"
Презентация на тему: "Компоненты содержания образования в сфере физической культуры и спорта".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komponenty_sodezhaniya_fk.pptx | 546.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принципы формирования содержания образования принципы централизации (подчинения всех программ основным ведущим задачам, обусловленным социальным заказом), унификации учебного материала (придания программам определенного единообразия независимо от типа учебного заведения с учетом возрастных особенностей, сроков обучения, получаемой профессии), оптимизации (развивающего обучения), учет зоны ближайшего социального и биологического окружения школьников.
Блок системы знаний состоит из теоретических положений о физической культуре как элементе общей культуры личности: В данном случае блок - структурная единица теоретической модели содержания образования, характеризующая системно упорядоченную совокупность близких по их функциональному назначению элементов. значение физической культуры для нормального роста и развития организма; виды деятельности, характеризующие физическую культуру школьника; место этих видов в двигательном режиме учащегося в учебном году, на каникулах, в выходные и праздничные дни, на местах отдыха детей; знания об использовании физических упражнений в оздоровительно-реабилитационном, морфофункциональном развитии и закаливании организма, профилактике отрицательного воздействия учебной деятельности, малоподвижного образа жизни на формирование и развитие детей, подростков, молодежи; использование физической культуры в рекреации (организации здорового досуга), повышении физической и умственной работоспособности, воспитании морально-волевых качеств, обеспечении социальной самозащиты, самоутверждения и в других аспектах.
А также: Блок двигательных навыков и умений, как компонент содержания образования по предмету «Физическая культура», представляет собой совокупность двигательных действий, ориентированных на обогащение двигательной подготовленности учащихся, на базе которой формируется их физкультурная деятельность. Блок инструктивных навыков и умений – это совокупность навыков и умений, обусловливающих способы, формы, правила и физкультурную деятельность школьника. Это навыки и умения самоорганизации, самоконтроля, саморегуляции, самостоятельные (индивидуальные, парные, групповые) и коллективные занятия физической культурой и спортом, цели и задачи которых определяются на несколько лет, учебный год, сезон (лето, осень, зима, весна), месяц, неделю, отдельное занятие. В блоке определены содержание, продолжительность, структура, объем и интенсивность физической нагрузки, умение страховать, оказать помощь на занятиях, первую медицинскую помощь при травмах, судить соревнования. Блок двигательных и волевых качеств, формируемых и развивающихся в процессе занятий физической культурой и спортом, – совокупность социально значимых качеств личности, связанных с преодолением трудностей, развитием выдержки, выносливости, мужества, решительности, воли и самообладания в сочетании с морально-нравственными качествами, принятыми в обществе. В этот блок входят двигательные действия в виде общеразвивающих и подготовительных физических упражнений, способствующих развитию быстроты, выносливости, силы, ловкости, гибкости, а также социально значимых моральных и волевых качеств личности. Блок норм и требований. Вначале объясняются термины «норма», «норматив» и «требования» . В сфере физического воспитания норма – это конкретные и объективизированные показатели физической подготовленности. Норматив – это показатель, характеризующий относительную величину (степень) использования орудий и предметов труда, “живого” труда, денежных средств и др., их расходов на единицу площади, веса, объема.
Учебным предметом физической культуры выступает: область культуры, в основании которой лежит деятельность по преобразованию (совершенствованию) человеком собственной физической природы. Как и любая деятельность, физкультурная (двигательная) деятельность кроме преобразования того объекта, на который она, обеспечивает развитие самого человека, его мышления и творчества, своеобразия индивидуальных качеств и способностей .
Физкультурная деятельность имеет сложную системно-структурную организацию своего основания, включающего информационный, операциональный и мотивационно-деятельностный компоненты: информационный компонент объединяет в себе знания о физической природе человека (медико-биологические основы деятельности), о психической природе человека (психолого-педагогические основы деятельности) и социальной природе человека (историко-социологические основы деятельности); операциональный компонент представляется средствами, методами и формами организации деятельности, методами и формами планирования, контроля и регулирования ее преобразовательного процесса; мотивационно-деятельностный компонент включает в себя образцы движений и двигательных действий, виды и разновидности физкультурной деятельности.
Каждый из этих компонентов деятельности оформляется структурными компонентами учебного предмета физической культуры и конкретизируется существом учебного содержания: Знания о физической культуре - содержание отбирается и группируется по трем основаниям познавательной деятельности: природознание , человекознание , обществознание. Способы организации деятельности - содержание отбирается и группируется по трем основаниям предметной деятельности: средствам, способам (методам), видам и разновидностям деятельности. Физическое совершенствование - представляется содержанием трех видов физкультурной деятельности: физкультурно-оздоровительной, спортивно -оздоровительной и прикладно ориентированной. В каждый вид физкультурной деятельности включаются физические упражнения, двигательные навыки и умения, отобранные по трем признакам ценностных ориентаций: предметно -родовые, личностно значимые, общественно значимые.
Концептуальные основания структуры и содержания образования школьников в области физической культуры Основания Начальная школа Основная школа Старшая школа Формирование личности Идентификация в физкультурной деятельности Индивидуализация в физкультурной деятельности Персонализация в физкультурной деятельности Педагогический процесс Обучение Воспитание Образование Цели педагогического процесса Введение в физкультурную деятельность Самоопределение в физкультурной деятельности Самореализация в физкультурной деятельности Принципы взаимодействия в педагогическом процессе Учись у учителя Учись вместе с другими Учись быть учителем Учебный предмет и его ценностные ориентации: - знания о физической культуре Физическая культура как средство физического развития и укрепления здоровья Физическая культура как способ воспитания качеств личности и физического совершенствования Физическая культура как способ жизнедеятельности человека - способы самостоятельной деятельности Планирование, контроль и регулирование в простейших формах занятий Планирование, контроль и регулирование в системе целенаправленных форм занятий Планирование,контроль и регулирование в различных видах и формах физкультурной деятельности - физическое совершенствование Физкультурная деятельность с общеразвивающей прикладно ориентированной направленностью Физкультурная деятельность с оздоровительной и спортивно ориентированной направленностью Физкультурная деятельность с индивидуальной и прикладно ориентированной направленностью