Конспекты по развитию речи
В статье представлены конспекты по развитию речи для младшего, среднего и старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_zanyatiy_po_razvitiyu_rechi_v_gruppe_svetlyachok.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Светлячок»
Воспитатель Кормильцева И. А.
Тема: «Ежик»
Цели:
-учить детей воспринимать языковые и художественные особенности поэтического и прозаического текста;
- развитие связной речи, пополнение словарного запаса;
- развитие внимания;
- воспитание бережного отношения к природе;
- воспитывать желание помогать, дружелюбие.
Оборудование: иллюстрации и картинки с изображением ежа и его среды обитания, штриховки, рассказы и стихи на заданную тему.
Ход занятия
Организационный момент, объявление темы занятия.
Рассматриваем иллюстрации и картинки с изображением ежа.
Ответы на вопросы воспитателя:
- Кто изображен на картинках? (ежи)
- Где живет еж? (в лесу)
- Как называется детёныш ежа? (ежонок)
- Отличительные особенности животного? (колючки, сворачивается в клубок во время опасности)
- В каких произведениях говорится о еже? (загадки, стихи, сказки, рассказы)
ЗАГАДКА
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
Отгадываем загадку; спрашиваем, чем питается ежик?
«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Шубка – иголки.
Свернется – он колкий.
Рукой не возьмешь.
Кто это? (ёж)
Воспитатель предлагает послушать рассказ Е. И. Чарушина «Страшная история» (предварительно воспитатель делает акцент на том, что это рассказ).
Ответы на вопросы воспитателя:
- Было ли вам страшно?
- Почему рассказ называется «Страшная история?»
- Кого испугались мальчики?
-Боитесь ли вы ёжиков?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ёжики шли, шли, шли
На лужайку пришли.
Дети гуляют по группе и становятся в круг
Все в круг стали,
Разминаться стали.
Делают вращения кистями рук, изображая клубок
Воспитатель говорит: лиса! Дети растопыривают пальцы, изображая колючки
Воспитатель читает рассказ в стихах Алексея Крылова «Неприятный случай»
- Почему вы думаете, что это стихотворение?
- А может это рассказ? (это рассказ в стихах)
- О чем говорится в первом рассказе?
- О чем рассказывается во втором?
- Вспомните, какими словами говорилось о еже в первом и во втором рассказах.
- Какой вам показался более интересным?
ШТРИХОВКА
Детям предлагается изображение ежика, в котором нужно нарисовать его отличительную особенность: иголки.
Подведение итогов занятия, повторение новых слов, оценка работы детей.
В благодарность за работу детям предлагаются для игры ежики из различных материалов: деревянные, папье-маше, стекло, керамика, разные по размеру плюшевые игрушки.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Светлячок»
Тема: «Рассказ по картине «В зимнем парке».
Цели: обучение составления рассказа по картине. Развитие связной речи, пополнение словарного запаса по теме «Приметы зимы», развитие зрительного внимания, воспитание бережного отношения к природе.
Предварительная работа: прогулка на участке, наблюдение за птицами.
Ход занятия
Организационный момент, объявление темы занятия, отгадывание загадок по теме.
ЗАГАДКИ
У детишек много шишек
От падений и ударов.
А ее большие шишки –
Птицам всем лесным подарок.
(Шишки ели)
В зимнем парке над дорожкой
Ягод красные сережки.
Что за дерево стоит,
Будто солнышко горит?
(Рябина)
«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
На рябине, посмотри,
Веселятся… (снегири)
Эти птички-невелички
В майках желтеньких - … (синички)
Предварительная беседа о приметах зимы. Чтение педагогом стихотворения «В зимнем парке».
- Вы отгадали мои загадки о птичках. А где мы их видели? (На участке, на картинках в группе)
- Что делали синички? (сидели на кустиках, летали, клевали зернышки в кормушках)
- Послушайте стихотворения о прогулке детей в зимнем парке. Там говорится и о птичках.
В ЗИМНЕМ ПАРКЕ
В парке зимнем, в парке сонном
Под периной снежной склоны,
Елки в шишках, как в сережках.
Мы несемся по дорожкам –
Кто на лыжах, кто на санках, Лепим бабу на полянке.
Удивляются пичуги:
«Что слепили тут подруги?
Вот так баба! Как картина!
Вся украшена рябиной!»
Высунул язык щенок,
Удивленья скрыть не смог.
В парке зимнем нагулялись,
По сугробам навалялись.
А теперь домой пора.
До свиданья! До утра!
Рассматривание картины М. Пишвановой «В зимнем парке» и беседа по ней.
- Давайте рассмотрим эту картину. Кого вы там видите? (детей)
- Куда они пришли? (в парк, в лес)
- Какое время года изображено на картине? (зима)
- Как вы догадались? (снег, дети тепло одеты)
- Какие деревья вы можете назвать? (Рябина, елка)
- Как вы узнали деревья? (красные ягодки, шишки)
- Что делает мальчик около рябины? (катается на лыжах)
- Какого цвета у него комбинезон? (голубой)
- А какого цвета комбинезон у девочки с санками? (красный)
- Что делает девочка в середине картины и ее щенок? (девочка лепит снежную бабу, а щенок хочет ее лизнуть)
- Какое настроение у детей? (хорошее, веселое)
- Как вы поняли (они играют, улыбаются)
- А давайте тоже отдохнем и представим, что мы в зимнем парке.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Зимушка-зима
Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
- А давайте рассмотрим снежную бабу, какая она? (большая, красивая)
- Что у нее на голове? (шляпа)
- А чем украшена шляпа (ягодами рябины)
- Из чего сделан нос снежной бабы? (морковка)
- Что у нее на шее? (шарф)
- Какие на картине птички? (снегири, синицы)
- Как нужно помогать птицам зимой? (вешать кормушки, подкармливать)
- Понравилась вам картина? Какое у нее настроение? (радостное, веселое)
Подведение итогов занятия, повторение новых слов, оценка работы детей.
Конспект занятия в старшей группе «Светлячок»
Тема: «Поздняя осень»
Цель: учить детей составлять описательный рассказ по плану, предложенному воспитателем, развивать умение употреблять в речи слова – признаки, слова – действия, образные выражения, развивать умение пользоваться интонационными средствами выразительности; образовывать однокоренные слова.
Дидактическое обеспечение: демонстрационный материал – картинки осени, дорожки (узкая и широкая), компьютерная игра «Слова родственники», «Чей дом?».
Путешествие в страну Осень.
- Сейчас мы отправимся в чудесную страну, страну загадочную, полную тайн. Мы пойдем искать Осень.
Но в эту страну не идут поезда,
И самолет не летает туда,
Как же страну эту назвать?
Страну, до которой рукою подать!
-А здесь простой секрет. Смотри, все замечай и ничего не пропускай!
Идем по дорожке, но будьте внимательны. Дорожки нужно менять.
Маленькие ножки идут по дорожке,
А большие ноги идут по дороге.
Маленькие ножки бегут по дорожке,
А большие ноги бегут по дороге.
Послушные у вас ножки, а пальчики?
Пальчиковая гимнастика.
1, 2, 3. 4, 5 – мы пойдем в лесок гулять,
Этот пальчик – по дорожке, этот пальчик – по тропинке,
Этот пальчик – шел пешком, этот вот - бежал бегом,
Ну, а этот – заблудился, в лесу быстро очутился.
Вот мы и в лесу! Посмотрите, как красиво в лесу. Подышите лесным воздухом.
Дыхательная гимнастика.
1 – глубокий вдох, 2 – выдох.
- дети свободно двигаются, рассматривают картины.
Воспитатель
- Нравится вам в лесу? Устали? Давайте присядем и отдохнем.
Зашумела листьями
Осень золотистая
Вьется над рябинкой
Тонкой паутинкой.
Артикуляционная разминка:
Ина – ина – ина – а в лесу растет рябина.
Ине – ине – ине – красны гроздья на рябине.
Ину – ину – ину – сели птицы на рябину.
Ине – ине – ине – нет уж ягод на рябине.
Воспитатель:
- Какое сейчас время года? (Осень)
- Какой месяц на дворе? (Ноябрь)
- Это начало или середина осени? (Это конец осени)
- А как можно сказать по-другому? (Поздняя осень)
- Какая погода осенью?
(холодная, морозная, дождливая, солнечная, ясная и т.д.)
- Что надевают люди осенью, когда идут на прогулку?
(теплую одежду…)
Игра с мячом.
Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч, задает вопросы детям.
- Наступила… (поздняя осень)
- Октябрь, ноябрь, сентябрь… (осенние месяцы)
- Мы идем в лес… (искать следы осени)
- Осень дарит… (овощи, фрукты и т.д.)
д/и «Слова – родственники» (умение образовывать однокоренные слова)
Физкультминутка:
Хорошо, что солнце светит, хорошо,
Хорошо, что дует ветер, хорошо,
Хорошо идти с друзьями, хорошо,
Хорошо прижаться к маме, хорошо.
Воспитатель прикрепляет на доску картинки: солнце, дерево, трава, дикие животные.
- Что это?
(это солнце)
- Расскажите, как греет осеннее солнце?
(греет слабо, лениво, неярко, скупо, реже, прячется за тучи)
- Что происходит с деревьями и кустарниками?
(облетают, осыпаются и т.д.)
- А что происходит с травой?
(вянет, чахнет, сохнет, отмирает)
- Кто живет в лесу?
- Как готовятся к зиме животные?
Чтение, ответы на вопросы, пересказ: «Лес осенью» по Г.Скребицкому и В.Чаплиной
Вопросы:
-О каком времени года говорится в рассказе?
-Какого цвета лес был летом?
-Какого цвета стали березки и клены осенью?
-Какого цвета стали осины осенью?
-Какие деревья не изменили своего цвета?
-Как кружатся листья в воздухе?
Д/ ИГРА «Кто, что делает?»
Медведь – залег в берлогу, еж – …, белочка- …., и.т. д.
Компьютерная игра «Чей дом?»
Образовывать слова, обозначающие наименование жилищ.
Д/ Игра «Кто кого боится?
Заяц - волка, и.т.д.
Воспитатель:
В лесу тишина и покой, а нам пора домой!
Дети, давайте закроем глаза! Вот мы и опять в саду.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природой,
Давайте же всегда ее беречь!
- Понравилось вам в осеннем лесу?
- Что запомнилось больше всего?
Релаксация.
Дети удобно устраиваются, расслабляются и слушают с закрытыми глазами тихую, спокойную музыку. Затем открывают глаза и тихо встают.