История высшего образования в России

Иванова Екатерина Андреевна

Что представляла собой сфера образования в своих основных, главных чертах примерно до середины нашего века?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_vysshego_obrazovaniya_v_rossii.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История высшего образования в России

Слайд 2

Русское царство Говорить об истории высшего образования в России, как и в других странах, можно со времени создания первых университетов и академий. Их создание в России задержалось по сравнению с Европой на несколько веков. Так, в 1687 году в Москве по инициативе Симеона Полоцкого была основана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в России. Академия работала на основании «Привилегии на Академию» и создавалась по образцу западных университетов с доступом к обучению из всех сословий

Слайд 3

Обучение в славяно – греко – латинской Академии

Слайд 4

Российская империя Следующим этапом в развитии высшего образования в России следует считать период правления Петра I. В связи с активным проведением реформ и развитием промышленности возникла острая необходимость в собственных кадрах, поэтому государство стало организовывать светские государственные учебные заведения — навигацкие , математические, медицинские, горные и другие училища. Так были открыты Школа математических и навигацких наук (1701) Артиллерийско-инженерная (Пушкарская) школа медицинская школа (1707) Морская академия (1715) медицинская школа (1716) инженерная школа (1719) разноязычные школы для обучения иностранным языкам .

Слайд 5

В 1724 году распоряжением Петра I в Санкт-Петербурге была создана Академия наук и работающий во взаимодействии с ней Академический университет, просуществовавший с перебоями до середины XVIII века .

Слайд 6

Первыми классическими университетами в России были: Академический университет (1724) — ныне официально признан предшественником Санкт-Петербургского государственного университета, Московский университет (1755), Харьковский университет (1804), Варшавский университет (1816), Киевский университет (1834) и др.

Слайд 7

Московский университет (1820 г.)

Слайд 8

Харьковский университет ( конец 19 века)

Слайд 9

Варшавский университет (2007 год)

Слайд 10

Киевский университет (19 век)

Слайд 11

Почти через полвека после первого классического университета начали создаваться технические высшие учебные заведения : Санкт-Петербургский государственный горный университет — первое в России высшее техническое учебное заведение, был основан в 1773 году указом императрицы Екатерины II как воплощение идей Петра I и М. В. Ломоносова о подготовке собственных специалистов для развития горнозаводского дела — основополагающей государственной отрасли; Главное инженерное училище с 1810 года; Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана основан в 1830 году и т. д.

Слайд 12

В начале XIX века система российского государственного образования включала приходские училища, уездные училища, губернские гимназии и университеты, преемственные между собой. Все образовательные учреждения были разделены на учебные округа во главе с попечителями. Центрами учебных округов становились университеты.

Слайд 13

В связи с быстрым развитием собственной промышленности, науки и инженерного дела в 1892 году в России насчитывалось 48 вузов, в 1899 — 56, а в 1917 — 65. В 1914/1915 учебном году насчитывалось 105 высших учебных заведений, 127 тысяч студентов. Большинство вузов располагалось в Петрограде, Москве, Киеве и некоторых других городах Европейской части страны, в Средней Азии, Белоруссии, на Кавказе высших учебных заведений не было

Слайд 14

Высшее женское образование в 1869 году было решено «открыть различного рода курсы для женщин (главным образом педагогические и врачебные)». Первыми высшими женскими курсами были Аларчинские курсы в Петербурге и Лубянские курсы в Москве. Другим шагом в этом направлении стало открытие в Санкт-Петербурге в 1870 году регулярных публичных лекций, доступных как для мужчин, так и женщин. Эти лекции по имени Владимирского училища, в котором они проходили, стали именоваться «Владимирскими курсами»

Слайд 15

Высшее женское образование В 1872 году были открыты: Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге, Московские высшие женские курсы профессора Московского университета В. Н. Герье в Москве С 1915/1916 учебного года высшим женским курсам было предоставлено право проведения выпускных экзаменов и выдачи дипломов о высшем образовании

Слайд 16

Накануне первой мировой войны в России было более ста вузов. В них обучалось 123 000 студентов. Для сопоставления и сравнения: во Франции тогда насчитывалось около 40 000 студентов. Многие вузы в России создавались соответствующими министерствами или ведомствами (военным, промышленно-торговым, духовным и т.п.). Обучение было относительно недорогим. К примеру, на престижных юридических факультетах в России оно стоило в 20 раз меньше, чем в США или Англии, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии [388, с. 105]. В 1913 году в высшей школе России работали около 4,5 тыс. профессоров и преподавателей. За период царствования Николая II было подготовлено для страны более 150 тыс. специалистов.

Слайд 17

Период активного создания вузов нового, « пролетарского » типа (приоритет в обучении — детям из несостоятельных, рабоче-крестьянских слоёв) приходится на период выхода в проекты срочной индустриализации страны и начало этого приходится на 1930-й год. В региональных центрах и крупных городах страны на основе выводимых (и вывозимых в другие регионы) факультетов дореволюционных технологических институтов и губернских университетов вновь создаются сотни новых советских вузов. Принимается правило иметь в каждом областном (краевом) центре по университету.

Слайд 18

Декретом от 1 октября 1918 года были отменены ученые степени и звания и связанные с ними права и преимущества. Из всех профессорско-преподавательских должностей сохранялись должности профессора и преподавателя. Профессорами могли быть избраны по конкурсу лица, известные своими научными трудами или иными работами по своей специальности либо своей научно-педагогической деятельностью. Ученые степени были восстановлены постановлением Совета народных комиссаров СССР от 13 января 1934 года № 79 «Об ученых степенях и званиях». Были установлены ученые степени кандидата наук и доктора и следующие ученые звания: ассистента (в высших учебных заведениях) или младшего научного сотрудника (в научно-исследовательских учреждениях); доцента (в высших учебных заведениях) или старшего научного сотрудника (в научно-исследовательских учреждениях); профессора (в высших учебных заведениях) или действительного члена научно-исследовательского учреждения.

Слайд 19

Реализация программ высшего образования была связана с запросами производства и народного хозяйства, что отразилось в постановлении Совнаркома от 4 июня 1920 года «О высших технических заведениях». Обучение во втузах продолжалось 3 года и велось на основе практического изучения производственных процессов на предприятиях. Высшие технические учебные заведения подчинялись Главному комитету профессионально-технического образования .

Слайд 20

Во всех вузах вводился общий научный минимум по следующим предметам: по общественным наукам — «Развитие общественных форм», «Исторический материализм», «Пролетарская революция» (исторические предпосылки переворота, включая империализм; его формы и история в связи с историей XIX—XX вв. вообще и рабочего движения в частности), «Политический строй РСФСР», «Организация производства и распределения в РСФСР», «План электрификации РСФСР, его экономические основы, экономическая география России, значение и условия осуществления плана»; по естественным наукам — «Физика и космическая физика», включая геофизику, «Химия», «Биология»

Слайд 21

В 1923 году в вузах была введена плата за обучение. От платы освобождались военные, работники образования, крестьяне, инвалиды, безработные, пенсионеры, стипендиаты, Герои СССР (в том числе полные кавалеры ордена Славы) и Герои Социалистического Труда. Устанавливался предел бесплатных мест в вузах. Плата за учение не взималась в коммунистических высших учебных заведениях, рабочих факультетах и педагогических техникумах. Плата за обучение в вузах сохранялась до 1950-х годов.

Слайд 22

В конце 1920-х — начале 1930-х годов в вузах СССР вместо традиционных лекций и семинаров широко применялся лабораторно-бригадный метод обучения. В течение обучения оценки не ставили, а контрольные мероприятия сдавались не поодиночке, а группой (бригадой обычно из четырёх-пяти студентов). Отвечать на зачетах и экзаменах мог любой, и после того, как бригада давала правильные ответы на все вопросы, каждый студент бригады получал зачет. Бригады могли формировались по успеваемости, по месту жительства или смешанно. Практика бригадно-лабораторного метода как основного метода была осуждена Постановлением ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 года.

Слайд 23

В 1929 году Наркомпрос РСФСР разрешил студентам технических специальностей, которые по уважительной причине не могли постоянно посещать занятия, учиться по заочной форме в отраслевых втузах. А 29 августа 1938 года Постановлением Совета народных комиссаров СССР «О высшем заочном обучении» были определен перечень специальностей, по которым было возможно заочного образования, а также создавалась сеть самостоятельных заочных вузов. Также для заочников вводились дополнительные оплачиваемые отпуска по месту работы

Слайд 24

В начале Великой Отечественной войны вузам СССР был нанесен значительный ущерб. Многие вузы были разрушены, часть вузов переведена в тыл. Учебный процесс продолжался и в эвакуации. Для продолжения подготовки специалистов с 1943 года в тылу, в основном в восточных районах СССР, открылось более 50 вузов. В послевоенное время многие из вузов пришлось восстанавливать практически заново.

Слайд 25

В 1960—1980-е годы высшее образование в СССР было бесплатным. В вузы по единым правилам приёма на дневную форму обучения принимались имеющие законченное среднее образование лица в возрасте до 35 лет. На вечернюю и заочную формы обучения ограничений в приеме по возрасту не было. При зачислении в вузы преимущественное право предоставлялось лицам, имеющим стаж практической работы. Иностранные граждане, постоянно проживавшие на территории СССР, поступали в вузы на общих основаниях

Слайд 26

Одной из основных целей высшего образования в СССР наряду с подготовкой студентов к высококвалифицированному труду провозглашалось овладение ими марксистско-ленинской теорией, современным экономическим мышлением. Студент, прошедший обучение в вузе, должен был быть идейно убежденным, активным строителем коммунистического общества с высокими гражданскими и нравственными качествами, коллективистом, патриотом и интернационалистом, готовым к защите социалистического Отечества.

Слайд 27

Согласно законодательству о народном образовании в вузах большое внимание должно было уделяться развитию ответственности, эстетическому развитию, воспитанию самоорганизации, нравственному, экологическому, правовому воспитанию. Лицам, окончившим высшие учебные заведения, присваивалась квалификация в соответствии с полученной специальностью, выдавались диплом и нагрудный знак установленного образца .

Слайд 28

Система высшего образования была введена в России в 1992 году, когда система высшего образования была дополнена различными по характеру и объёму образовательно-профессиональными программами разного уровня. Она должна была обеспечивать права россиян на выбор содержания и уровня своего образования и создать условия для гибкого реагирования высшей школы на запросы общества в условиях рыночной экономики, гуманизации образовательной системы.

Слайд 29

В 2003 году на берлинской встрече министров образования европейских стран Россия присоединилась к Болонскому процессу , подписав Болонскую декларацию. С 2007 года шло ещё более существенное изменение структуры высшего образования. В 2009 году были приняты изменения в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Ступени высшего профессионального образования заменялись его уровнями. Было введено два уровня высшего образования: бакалавриат ; подготовка специалиста, магистратура. Тем самым бакалавриат , подготовка специалиста и магистратура стали формально самостоятельными видами высшего профессионального образования (срок обучения в магистратуре, например, в связи с этим положением стал 2 года, а не 6). Но при этом (поскольку подготовка специалиста и магистратура стали одним уровнем образования) по получении диплома специалиста поступление на программу магистратуры стало рассматриваться как получение второго высшего образования.

Слайд 30

Соответственно, потребовалось изменение системы государственных образовательных стандартов, которые стали федеральными (третьего поколения). Основой для них стал компетентностный подход, согласно которому высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. 29 декабря 2012 года был принят Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 года. Система высшего профессионального образования объединилась с послевузовским профессиональным образованием и стала именоваться высшим образованием (по соответствующим уровням)