Практика наставничества "Учитель-учитель"

Данная практика представляет опыт сопровождения  начинающего учителя с использованием ролевой модели наставничества  «опытный педагог- молодой специалист».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika.docx40.02 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт методической практики

Направление практики Реализация целевой модели наставничества по форме «педагог-педагог»

Название практики (полностью): «Работа с молодым педагогом: от классических форм к инновационным» Сопровождение  молодого специалиста как  ……

От начала к мастерству

Автор: Умарова Гульнара Кайроллаевна, учитель математики БОУ «Лицей» им. К.Д. Ушинского г. Калачинска Омской области

Название муниципального района: Калачинский муниципальный район

Период реализации: 2020-2023 годы

Раздел

Содержание

Резюме практики

   Процесс адаптации начинающего педагога сопряжен с преодолением им профессиональных затруднений  в силу наличия дефицитов компетентности, отсутствия опыта работы, незнания специфики образовательной организации. В связи с этим особенно значимым становится индивидуальная поддержка  вступающего в профессию  учителя.

    Данная практика представляет опыт сопровождения  начинающего учителя с использованием ролевой модели наставничества  «опытный педагог- молодой специалист».

   Отличительной особенностью практики является ее  дозированная конкретизация от общего к частному:  первый год вхождения в должность молодого учителя  организован на основании программы наставничества «Адаптация на все 100», разработанной региональным наставническим центром  «Вместе к успеху». Второй и третий годы планирование осуществляется  персонально под выявленные конкретные  профессиональные затруднения  начинающего учителя.

Описание практики

Цель: содействие начинающему  педагогу в его профессиональном становлении.

Задачи:

  1. Привить интерес  к педагогической деятельности.
  2. Устранить компетентностные дефициты, раскрыть

профессиональный потенциал молодого  специалиста.

  1. Развивать способности самостоятельно и качественно

          выполнять возложенные на него обязанности.

  1. Содействовать закреплению педагога в данной образовательной организации.

Участники наставнической практики:

- наставник – опытный учитель математики

- наставляемый – начинающий  учитель математики.

    Данная практика реализуется на базе БОУ «Лицей» им. К.Д. Ушинского г. Калачинска Омской области  с сентября 2020 года.

   Деятельность наставнической пары  осуществляется  в несколько этапов:

1. Адаптационный этап (знакомство, собеседование, входная диагностика, мотивация).

2. Проектировочный этап (совместное целеполагание, планирование индивидуального профессионального маршрута (ИПМ)).

3. Основной этап (координационная деятельность в процессе реализации плана ИПМ начинающего педагога).

4. Контрольно-оценочный этап (совместный анализ результативности реализации плана ИПМ  молодого специалиста, представление результатов на заседании педагогического совета).

    Действия наставнической пары определяются возникающими профессиональными затруднениями молодого специалиста в течение второго и третьего  года его профессионального становления по следующему алгоритму:

- составление плана деятельности наставнической пары  на учебный год с использованием  элементов техники планирования действий;

- проектирование плана индивидуального профессионального  маршрута  наставляемого на учебный год;

-  анализ и представление  результатов  на уровне образовательной организации.

   Сотрудничество педагогов реализуется  в разных  форматах: тренинговые занятия, консультации, совместная разработка сценариев урока, посещение и взаимопосещение уроков, парное  проведение  уроков и внеклассных мероприятий, практикумы  по решению различных педагогических ситуаций, еженедельные квик-настройки,  беседы и др.

    В зависимости от причин и ситуации, наставник периодически выступает в качестве тьютора, таким образом, технология открытого пространства общения  предусматривает активное участие каждого учителя, открытость и  профессиональное взаимообогащение обоих педагогов.

Описание результатов

Результаты сопровождения  начинающего учителя:  

- участие в Областном профессиональном конкурсе «Дебют– 2022»;

- диплом победителя V Всероссийском конкурсе «Моё лучшее мероприятие» (2023год);

 - аттестация молодого учителя на первую квалификационную категорию по должности «учитель» (2023год);

- наставническая пара - лауреаты муниципального фестиваля лучших практик наставничества «Я+МЫ».

Эффекты внедрения

  Настоящая практика  обеспечила профессиональное становление начинающего учителя, преодоление им профессиональных затруднений, развитие у него необходимых навыков и компетенций для успешного вхождения в должность. Следствием чего являются

-  положительная динамика образовательных  результатов обучающихся, подтверждаемая внутренним (ВСОКО) и внешним (ВПР) мониторингами;

-  высокий профессиональный рейтинг  учителя в родительской среде;

- закрепляемость в данной образовательной организации.

Приложения

 В качестве приложений прилагаются отдельные материалы, свидетельствующие об эффективности данной практики:

- План работы наставнической пары на 2022-2023 учебный год

https://disk.yandex.ru/i/WJCemF3TpgvduQ

- План  ИПМ молодого специалиста

https://disk.yandex.ru/d/spxA2YMBdx8NGA

- Презентация практики на муниципальном фестивале практик наставничества «Я+МЫ»

https://disk.yandex.ru/i/EhD3-pg4UpzK4Q