Статья «Коррекция и профилактика оптической дисграфии посредством ИТ технологий»

Данилова Ксения Дмитриевна

Инновационный педагогический опыт на тему:

«Коррекция и профилактика оптической дисграфии посредством ИТ технологий»

Проблема изучения и коррекции специфических ошибок на письме и речи (то есть дисграфия и дислексия) у младших школьников, является одной из актуальных проблем логопедии. На данном этапе развития общества проблема школьной неуспеваемости вызывает большой интерес у различных групп ученых. К одним из наиболее частых видов школьной дизадаптации на начальном этапе обучения относятся трудности обучения письму, перерастающие в дальнейшем в стойкие нарушения письма, к которым принято относить дисграфию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kulaeva.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт на тему:

«Коррекция и профилактика оптической дисграфии посредством ИТ технологий»

Проблема изучения и коррекции специфических ошибок на письме и речи (то есть дисграфия и дислексия) у младших школьников, является одной из актуальных проблем логопедии. На данном этапе развития общества проблема школьной неуспеваемости вызывает большой интерес у различных групп ученых. К одним из наиболее частых видов школьной дизадаптации на начальном этапе обучения относятся трудности обучения письму, перерастающие в дальнейшем в стойкие нарушения письма, к которым принято относить дисграфию.

Процесс письма взрослого человека является автоматизированным и отличается от характера письма ребенка, овладевающего этим навыком.

Р. И. Лалаева дает следующее определение дисграфии: «Дисграфия – это частичное расстройство письма, проявляющееся в  стойких повторяющихся ошибках и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.»

Для верного методического подхода к обучению детей письменной речи необходимы следующие знания: генезис письма, психологическая сущность письма, а именно на основе каких психических формируется письмо, структура письма, его функции, роль и место в психической деятельности, так как обучение школьников письму представляет значительные трудности. Существует ряд исследований, проведенных в последнее время, которые доказали – трудности формирования и недостаточного развития навыка письма у младших школьников связаны не столько с недоразвитием речи, сколько с недостаточной сформированностью невербальных форм психических процессов, а именно слухо – и оптико-моторных координаций, зрительно-пространственных представлений, недостаточным уровнем развития процессов внимания, а так же процессов саморегуляции, самоконтроля действий, целенаправленности деятельности.

Нарушения письма связывают с наследственной предрасположенностью, а так же с  влиянием целого комплекса экзогенных и эндогенных факторов пренатального, натального, раннего постнатального периодов.

Дисграфия может сопровождаться неречевой симптоматикой: нарушениями познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, неврологическими и психическими нарушениями.

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Коррекционная работа при оптической дисграфии проводится в нескольких направлениях: развитие зрительного восприятия; развитие и уточнение зрительной памяти; формирование пространственных представлений; развитие зрительного анализа и синтеза.

При устранении оптической дисграфии важно уделить внимание работе по формированию пространственных представлений и речевому обозначению пространственных отношений, так как это нарушение часто встречается у младших школьников с оптической дисграфией. Необходимо уточнение пространственного расположения букв и фигур. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием разных анализаторов.

При раннем начале коррекционной работе, при систематичности и комплексности проводимых мероприятий, при своевременном привлечении родителей к выполнению  домашних заданий коррекционная работа для преодоления оптической дисграфии у младших школьников будет наиболее эффективной.

Оптическая  дисграфия обуславливается неустойчивостью зрительных представлений и впечатлений. Школьник не узнает отдельные буквы, взятые отдельно, не может сопоставить с конкретным звуком. Одна и та же буква в различные моменты времени может восприниматься по-разному, буквы смешиваются при письме. Это происходит из-за неточности зрительного восприятия. В тяжелых случаях при оптической дисграфии письмо слов не осуществимо ребенком, хотя при написании отдельных букв существенных трудностей не наблюдается. В некоторых случаях имеет место зеркальное написание, то есть слово, буква или элементы букв пишутся справа налево. При оптической форме дисграфии ошибки выражаются в:

1.        Недописывании некоторых элеметов буквы;

2.        Замене похожих элементов букв, но по другому расположенных в пространстве. Это приводит и к замене отдельных букв.

3.        Замене определенных букв, состоящих из аналогичных элементов.

4.        Зеркальном изображении букв. Данное нарушение чаще наблюдается у левшей с органическим поражением мозга. При этом буквы образно переворачиваются в противоположную сторону.

Одним из современных направлений коррекции дисграфии являются компьютерные технологии.  Многие авторы отмечают значительный развивающий потенциал компьютерных технологий, обеспечивающий значительно больший опыт экспериментирования с языковым материалом.

На сегодняшний день обычную школьную доску в учебных кабинетах все чаще заменяет интерактивная доска. Интерактивные доски обеспечивают различные технологии, которые нет возможности продемонстрировать традиционными способами.

Важная задача такой технологии – мотивация на улучшение результатов и заинтересованность учащихся в коррекционном процессе.

Интерактивная доска безусловно удобна и эффективна в коррекции оптической дисграфии, так как она позволяет:

  • Увеличивать и уменьшать изображения;
  • Изменять цвета объектов;
  • Моментально привлечь внимание обучающихся;
  • Выделять необходимое другим цветом или шрифтом.

Отметим основные преимущества интерактивной доски для логопедических занятий:

  • возможность сохранения изображений на доске;
  • активизация детей;
  • экономия времени и улучшение качества материалов;
  • повышение эффективности подачи материала;
  • организация групповой работы;
  • частая смена видов деятельности, за счет использования мультимедийных возможностей;
  • мобильность использования дидактических возможностей интерактивной доски;
  • повышение мотивации к логопедическим занятиям за счет наглядности материала, т.к. есть возможность
  • загружать видео, музыку, картинки, различные программы и т.д;
  • возможность для участия в коллективной работе за счет контроля деятельности учащихся;
  • ясность, эффективность и динамичность подачи материала;
  • экономия времени урока.

Таким образом, интерактивная доска, как современная инновационная технология, служит эффективным способом профилактики и коррекции оптической дисграфии так как этот вид нарушения характеризуется недоразвитием пространственных представлений, зрительного гнозиса и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв.  Коррекционная и профилактическая работа по устранению оптической дисграфии посредством компьютерных технологий может проводиться по нескольким направлениям:

  1. Для развития зрительного гнозиса:

- называние предметов по их контурам;

- называние недорисованных предметов;

- называние перечеркнутых изображений;

- выделение предметов, наложенных друг на друга;

- выделение картинок по определённому цветовому фону.

- нахождение фигуры среди других;

- дорисовывание симметричных изображений.

2. Для формирование буквенного гнозиса:

- Нахождение буквы среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления);

- называние букв, перечеркнутые дополнительными линиями;

- выделение букв, наложенных друг на друга;

- Реконструирование букв: а) добавляя элементы (например, сделать из буквы Р букву В), б) уменьшая количество элементов (например, сделать из буквы ж букву к), в) изменяя пространственное расположение элементов (например, сделать из буквы Р букву Ь или из буквы Т— букву Г).

3. Для развития зрительно памяти:

- Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности;

- игра "Чего не стало?" На столе раскладываются 5-6 игрушек. Дети должны запомнить их. Затем логопед убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало;

- запомнить 4—5 картинок, а затем найти их среди других 8-10;

 - запомнить буквы, цифры или фигуры (3—5), а затем выбрать их среди других (8—10);

- игра "Что изменилось?" Логопед раскладывает 4—5 картинок и предлагает детям запомнить их последовательность. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Дети должны определить, что изменилось, и восстановить первоначальное расположение картинок.

4. Для развития пространственных представлений:

 - срисовать фигуру или букву по предложенному образцу и после кратковременной экспозиции;

-  сложить из палочек фигуры (сначала по образцу, затем по памяти);

- сконструировать буквы из предъявленных элементов;

-  реконструировать букву, добавляя, убавляя, заменяя элементы;

-  определить различие сходных фигур.

Коррекционная работа по преодолению оптической дисграфии с  использованием компьютерных технологий ведется в несколько этапов:

1.  Организационный этап.

Этот этап включает в себя первичное обследование речи ребенка, оформление документации,  составление плана работы и сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса для последующей совместной работы.

2. Подготовительный этап.

Работа на этом этапе должна проводиться в начале обучения. На данном этапе выполняются многие задачи, а именно:

•        Формирование пространственных представлений;

•        Развитие зрительного гнозиса (восприятия цвета, формы и величины.);

•        Развитие зрительного анализа и синтеза;

•        Расширение объема и развитие зрительной памяти (развитие запоминания цвета и формы предметов, количества и последовательности букв и предметов);

•        Формирование пространственного восприятия и представлений (ориентировка в схеме собственного тела, различие правых и левых частей предмета, ориентировка в окружающем пространстве);

•        Развитие зрительно-моторных координаций.

3.  Основной этап.

Включает в себя следующие направления:

•        Дифференция смешиваемых и взаимозаменяемых букв (гласный, гласных и согласных, изолированно согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.)

•        Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

•        Закрепление связи между произносимым звуком и его изображением на письме.

Работа на данном этапе проводится на протяжение всего обучения. На этом этапе работы могут проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия.

4. Заключительный этап.

Этот этап включает в себя закрепление полученных навыков и перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

К концу коррекционной работы ребенок должен знать:

•        Названия букв,

•        Основные цвета,

•        Артикуляцию всех звуков,

•        Сходства и различия всех сходных букв по написанию,

•        Направления в пространстве,

•        Геометрические фигуры,

•        Схему собственного тела.

Так же ученик должен уметь:

•        Соотносить букву со звуком и наоборот,

•        Различать основные цвета и их оттенки и геометрические фигуры,

•        Сравнивать предметы по величине,

•        Сравнивать сходные по написанию буквы,

•        Соотносить предмет, его форму и цвет,

•        Ориентироваться в схеме собственного тела и родственных связях.

•        Ориентироваться во времени и пространстве.

В программе профилактики, направленной на преодоление оптической дисграфии у младших школьников могут использоваться следующие коррекционно-развивающие упражнения:

1. Недописывание некоторых элементов буквы.

  • Конструирование букв из шнурков, счетных палочек, пуговиц, пластилина;
  • Конструирование букв с помощью аппликационных работ, выполненных из круп: горох, греча, рис, фасоль;
  • Вырезание букв из бумаги и картона;
  • Изображение букв с помощью пальцев;
  • Изображение букв с помощью тела;
  • Нахождение букв в других буквах, фигурах;
  • Дорисовка недостающих элементов букв;
  • Конструирование букв с помощью добавления или удаления какого-либо элемента определенной буквы;
  • Нахождение правильно написанных букв среди ряда других, отображенных зеркально;
  • Нахождение правильно написанных букв среди ряда других, расположенных в перевернутом положении;
  • Поиск отличий среди двух картинок;
  • Конструирование букв из вырезанных из картона элементов;
  • Копирование узоров, состоящих из ряда фигур и стрелок.

2. Замена похожих элементов букв, но по-другому расположенных в пространстве.

  • Называние предметов по изображенным контурам;
  • Называние заштрихованных предметов;
  • Дорисовка незаконченных фигур;
  • Дорисовка симметричных изображений;
  • Конструирование букв из вырезанных из картона элементов;
  • Поиск определенной буквы среди ряда других, написанных разыми шрифтами;
  • Определить буквы, наложенные друг на друга;
  • Найти букву в ряде похожих букв;
  • Конструирование фигур из шнурков, счетных палочек, пуговиц, пластилина по образцу;
  • Конструирование букв из определенных элементов;
  • Определение различий между букв, отличающихся одним элементом  (Р — В, 3 — В, Ь — В);
  • Определение различий между букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве;
  • Расположение фигур в определенном порядке (кубик в середине, справа от кубика положи карандаш, под карандашом линейку, слева от линейки – пенал, над пеналом тетрадь, положи учебник слева от карандаша  и справа от кубика);
  • Определение предметов, расположенных в пространстве, относительно определенной фигуры.

3. Замена определенных букв, состоящих из аналогичных элементов.

  • Узнавание букв, неправильно расположенных в пространстве (в перевернутом положении, положенных на бок);
  • Конструирование букв из шнурков, счетных палочек, пуговиц, пластилина;
  • Конструирование букв с помощью аппликационных работ, выполненных из круп: горох, греча, рис, фасоль;
  • Вырезание букв из бумаги и картона;
  • Определение различий между букв, отличающихся одним элементом  (Р — В, 3 — В, Ь — В);
  • Узнавание серий среди сходных изображений;
  • Конструирование букв из вырезанных из картона элементов;
  • Найти заданную фигуру среди ряда других, расположенных зеркально;
  • Поиск  зеркального отображения определенной фигуры или буквы;
  • Составление картинки из разрезанных частей;
  • Дополнение рисунка по словесному образцу (нарисуй домик, слева от домика дерево, над деревом солнце…).

4. Зеркальное изображении букв. 

  • Конструирование букв из шнурков, счетных палочек, пуговиц, пластилина;
  • Конструирование букв с помощью аппликационных работ, выполненных из круп: горох, греча, рис, фасоль;
  • Вырезание букв из бумаги и картона;
  • Конструирование букв из вырезанных из картона элементов;
  • Чтение направлений при помощи схематических изображений стрелками, графические диктанты и определение расположения предметов в пространстве (на 6-9 предметах расположенных по строкам и столбикам в равном количестве). [12]
  • рисование узоров и геометрических фигур по клеткам по словесной инструкции;
  • Поиск зеркального отображения определенной фигуры или буквы;
  • Узнавание серий среди сходных изображений;
  • Найти заданную фигуру среди ряда других, расположенных зеркально.

Таким образом, наиболее эффективным методом при коррекции и профилактики оптической дисграфии являются компьютерные технологии. Именно с помощью компьютерных технологий решается ряд проблем: развитие  пространственных представлений, зрительного гнозиса и синтеза.