Статья «Коррекция и профилактика оптической дисграфии посредством ИТ технологий»
Инновационный педагогический опыт на тему:
«Коррекция и профилактика оптической дисграфии посредством ИТ технологий»
Проблема изучения и коррекции специфических ошибок на письме и речи (то есть дисграфия и дислексия) у младших школьников, является одной из актуальных проблем логопедии. На данном этапе развития общества проблема школьной неуспеваемости вызывает большой интерес у различных групп ученых. К одним из наиболее частых видов школьной дизадаптации на начальном этапе обучения относятся трудности обучения письму, перерастающие в дальнейшем в стойкие нарушения письма, к которым принято относить дисграфию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kulaeva.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический опыт на тему:
«Коррекция и профилактика оптической дисграфии посредством ИТ технологий»
Проблема изучения и коррекции специфических ошибок на письме и речи (то есть дисграфия и дислексия) у младших школьников, является одной из актуальных проблем логопедии. На данном этапе развития общества проблема школьной неуспеваемости вызывает большой интерес у различных групп ученых. К одним из наиболее частых видов школьной дизадаптации на начальном этапе обучения относятся трудности обучения письму, перерастающие в дальнейшем в стойкие нарушения письма, к которым принято относить дисграфию.
Процесс письма взрослого человека является автоматизированным и отличается от характера письма ребенка, овладевающего этим навыком.
Р. И. Лалаева дает следующее определение дисграфии: «Дисграфия – это частичное расстройство письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.»
Для верного методического подхода к обучению детей письменной речи необходимы следующие знания: генезис письма, психологическая сущность письма, а именно на основе каких психических формируется письмо, структура письма, его функции, роль и место в психической деятельности, так как обучение школьников письму представляет значительные трудности. Существует ряд исследований, проведенных в последнее время, которые доказали – трудности формирования и недостаточного развития навыка письма у младших школьников связаны не столько с недоразвитием речи, сколько с недостаточной сформированностью невербальных форм психических процессов, а именно слухо – и оптико-моторных координаций, зрительно-пространственных представлений, недостаточным уровнем развития процессов внимания, а так же процессов саморегуляции, самоконтроля действий, целенаправленности деятельности.
Нарушения письма связывают с наследственной предрасположенностью, а так же с влиянием целого комплекса экзогенных и эндогенных факторов пренатального, натального, раннего постнатального периодов.
Дисграфия может сопровождаться неречевой симптоматикой: нарушениями познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, неврологическими и психическими нарушениями.
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Коррекционная работа при оптической дисграфии проводится в нескольких направлениях: развитие зрительного восприятия; развитие и уточнение зрительной памяти; формирование пространственных представлений; развитие зрительного анализа и синтеза.
При устранении оптической дисграфии важно уделить внимание работе по формированию пространственных представлений и речевому обозначению пространственных отношений, так как это нарушение часто встречается у младших школьников с оптической дисграфией. Необходимо уточнение пространственного расположения букв и фигур. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием разных анализаторов.
При раннем начале коррекционной работе, при систематичности и комплексности проводимых мероприятий, при своевременном привлечении родителей к выполнению домашних заданий коррекционная работа для преодоления оптической дисграфии у младших школьников будет наиболее эффективной.
Оптическая дисграфия обуславливается неустойчивостью зрительных представлений и впечатлений. Школьник не узнает отдельные буквы, взятые отдельно, не может сопоставить с конкретным звуком. Одна и та же буква в различные моменты времени может восприниматься по-разному, буквы смешиваются при письме. Это происходит из-за неточности зрительного восприятия. В тяжелых случаях при оптической дисграфии письмо слов не осуществимо ребенком, хотя при написании отдельных букв существенных трудностей не наблюдается. В некоторых случаях имеет место зеркальное написание, то есть слово, буква или элементы букв пишутся справа налево. При оптической форме дисграфии ошибки выражаются в:
1. Недописывании некоторых элеметов буквы;
2. Замене похожих элементов букв, но по другому расположенных в пространстве. Это приводит и к замене отдельных букв.
3. Замене определенных букв, состоящих из аналогичных элементов.
4. Зеркальном изображении букв. Данное нарушение чаще наблюдается у левшей с органическим поражением мозга. При этом буквы образно переворачиваются в противоположную сторону.
Одним из современных направлений коррекции дисграфии являются компьютерные технологии. Многие авторы отмечают значительный развивающий потенциал компьютерных технологий, обеспечивающий значительно больший опыт экспериментирования с языковым материалом.
На сегодняшний день обычную школьную доску в учебных кабинетах все чаще заменяет интерактивная доска. Интерактивные доски обеспечивают различные технологии, которые нет возможности продемонстрировать традиционными способами.
Важная задача такой технологии – мотивация на улучшение результатов и заинтересованность учащихся в коррекционном процессе.
Интерактивная доска безусловно удобна и эффективна в коррекции оптической дисграфии, так как она позволяет:
- Увеличивать и уменьшать изображения;
- Изменять цвета объектов;
- Моментально привлечь внимание обучающихся;
- Выделять необходимое другим цветом или шрифтом.
Отметим основные преимущества интерактивной доски для логопедических занятий:
- возможность сохранения изображений на доске;
- активизация детей;
- экономия времени и улучшение качества материалов;
- повышение эффективности подачи материала;
- организация групповой работы;
- частая смена видов деятельности, за счет использования мультимедийных возможностей;
- мобильность использования дидактических возможностей интерактивной доски;
- повышение мотивации к логопедическим занятиям за счет наглядности материала, т.к. есть возможность
- загружать видео, музыку, картинки, различные программы и т.д;
- возможность для участия в коллективной работе за счет контроля деятельности учащихся;
- ясность, эффективность и динамичность подачи материала;
- экономия времени урока.
Таким образом, интерактивная доска, как современная инновационная технология, служит эффективным способом профилактики и коррекции оптической дисграфии так как этот вид нарушения характеризуется недоразвитием пространственных представлений, зрительного гнозиса и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв. Коррекционная и профилактическая работа по устранению оптической дисграфии посредством компьютерных технологий может проводиться по нескольким направлениям:
- Для развития зрительного гнозиса:
- называние предметов по их контурам;
- называние недорисованных предметов;
- называние перечеркнутых изображений;
- выделение предметов, наложенных друг на друга;
- выделение картинок по определённому цветовому фону.
- нахождение фигуры среди других;
- дорисовывание симметричных изображений.
2. Для формирование буквенного гнозиса:
- Нахождение буквы среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления);
- называние букв, перечеркнутые дополнительными линиями;
- выделение букв, наложенных друг на друга;
- Реконструирование букв: а) добавляя элементы (например, сделать из буквы Р букву В), б) уменьшая количество элементов (например, сделать из буквы ж букву к), в) изменяя пространственное расположение элементов (например, сделать из буквы Р букву Ь или из буквы Т— букву Г).
3. Для развития зрительно памяти:
- Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности;
- игра "Чего не стало?" На столе раскладываются 5-6 игрушек. Дети должны запомнить их. Затем логопед убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало;
- запомнить 4—5 картинок, а затем найти их среди других 8-10;
- запомнить буквы, цифры или фигуры (3—5), а затем выбрать их среди других (8—10);
- игра "Что изменилось?" Логопед раскладывает 4—5 картинок и предлагает детям запомнить их последовательность. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Дети должны определить, что изменилось, и восстановить первоначальное расположение картинок.
4. Для развития пространственных представлений:
- срисовать фигуру или букву по предложенному образцу и после кратковременной экспозиции;
- сложить из палочек фигуры (сначала по образцу, затем по памяти);
- сконструировать буквы из предъявленных элементов;
- реконструировать букву, добавляя, убавляя, заменяя элементы;
- определить различие сходных фигур.
Коррекционная работа по преодолению оптической дисграфии с использованием компьютерных технологий ведется в несколько этапов:
1. Организационный этап.
Этот этап включает в себя первичное обследование речи ребенка, оформление документации, составление плана работы и сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса для последующей совместной работы.
2. Подготовительный этап.
Работа на этом этапе должна проводиться в начале обучения. На данном этапе выполняются многие задачи, а именно:
• Формирование пространственных представлений;
• Развитие зрительного гнозиса (восприятия цвета, формы и величины.);
• Развитие зрительного анализа и синтеза;
• Расширение объема и развитие зрительной памяти (развитие запоминания цвета и формы предметов, количества и последовательности букв и предметов);
• Формирование пространственного восприятия и представлений (ориентировка в схеме собственного тела, различие правых и левых частей предмета, ориентировка в окружающем пространстве);
• Развитие зрительно-моторных координаций.
3. Основной этап.
Включает в себя следующие направления:
• Дифференция смешиваемых и взаимозаменяемых букв (гласный, гласных и согласных, изолированно согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.)
• Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
• Закрепление связи между произносимым звуком и его изображением на письме.
Работа на данном этапе проводится на протяжение всего обучения. На этом этапе работы могут проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия.
4. Заключительный этап.
Этот этап включает в себя закрепление полученных навыков и перенос полученных знаний на другие виды деятельности.
К концу коррекционной работы ребенок должен знать:
• Названия букв,
• Основные цвета,
• Артикуляцию всех звуков,
• Сходства и различия всех сходных букв по написанию,
• Направления в пространстве,
• Геометрические фигуры,
• Схему собственного тела.
Так же ученик должен уметь:
• Соотносить букву со звуком и наоборот,
• Различать основные цвета и их оттенки и геометрические фигуры,
• Сравнивать предметы по величине,
• Сравнивать сходные по написанию буквы,
• Соотносить предмет, его форму и цвет,
• Ориентироваться в схеме собственного тела и родственных связях.
• Ориентироваться во времени и пространстве.
В программе профилактики, направленной на преодоление оптической дисграфии у младших школьников могут использоваться следующие коррекционно-развивающие упражнения:
1. Недописывание некоторых элементов буквы.
- Конструирование букв из шнурков, счетных палочек, пуговиц, пластилина;
- Конструирование букв с помощью аппликационных работ, выполненных из круп: горох, греча, рис, фасоль;
- Вырезание букв из бумаги и картона;
- Изображение букв с помощью пальцев;
- Изображение букв с помощью тела;
- Нахождение букв в других буквах, фигурах;
- Дорисовка недостающих элементов букв;
- Конструирование букв с помощью добавления или удаления какого-либо элемента определенной буквы;
- Нахождение правильно написанных букв среди ряда других, отображенных зеркально;
- Нахождение правильно написанных букв среди ряда других, расположенных в перевернутом положении;
- Поиск отличий среди двух картинок;
- Конструирование букв из вырезанных из картона элементов;
- Копирование узоров, состоящих из ряда фигур и стрелок.
2. Замена похожих элементов букв, но по-другому расположенных в пространстве.
- Называние предметов по изображенным контурам;
- Называние заштрихованных предметов;
- Дорисовка незаконченных фигур;
- Дорисовка симметричных изображений;
- Конструирование букв из вырезанных из картона элементов;
- Поиск определенной буквы среди ряда других, написанных разыми шрифтами;
- Определить буквы, наложенные друг на друга;
- Найти букву в ряде похожих букв;
- Конструирование фигур из шнурков, счетных палочек, пуговиц, пластилина по образцу;
- Конструирование букв из определенных элементов;
- Определение различий между букв, отличающихся одним элементом (Р — В, 3 — В, Ь — В);
- Определение различий между букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве;
- Расположение фигур в определенном порядке (кубик в середине, справа от кубика положи карандаш, под карандашом линейку, слева от линейки – пенал, над пеналом тетрадь, положи учебник слева от карандаша и справа от кубика);
- Определение предметов, расположенных в пространстве, относительно определенной фигуры.
3. Замена определенных букв, состоящих из аналогичных элементов.
- Узнавание букв, неправильно расположенных в пространстве (в перевернутом положении, положенных на бок);
- Конструирование букв из шнурков, счетных палочек, пуговиц, пластилина;
- Конструирование букв с помощью аппликационных работ, выполненных из круп: горох, греча, рис, фасоль;
- Вырезание букв из бумаги и картона;
- Определение различий между букв, отличающихся одним элементом (Р — В, 3 — В, Ь — В);
- Узнавание серий среди сходных изображений;
- Конструирование букв из вырезанных из картона элементов;
- Найти заданную фигуру среди ряда других, расположенных зеркально;
- Поиск зеркального отображения определенной фигуры или буквы;
- Составление картинки из разрезанных частей;
- Дополнение рисунка по словесному образцу (нарисуй домик, слева от домика дерево, над деревом солнце…).
4. Зеркальное изображении букв.
- Конструирование букв из шнурков, счетных палочек, пуговиц, пластилина;
- Конструирование букв с помощью аппликационных работ, выполненных из круп: горох, греча, рис, фасоль;
- Вырезание букв из бумаги и картона;
- Конструирование букв из вырезанных из картона элементов;
- Чтение направлений при помощи схематических изображений стрелками, графические диктанты и определение расположения предметов в пространстве (на 6-9 предметах расположенных по строкам и столбикам в равном количестве). [12]
- рисование узоров и геометрических фигур по клеткам по словесной инструкции;
- Поиск зеркального отображения определенной фигуры или буквы;
- Узнавание серий среди сходных изображений;
- Найти заданную фигуру среди ряда других, расположенных зеркально.
Таким образом, наиболее эффективным методом при коррекции и профилактики оптической дисграфии являются компьютерные технологии. Именно с помощью компьютерных технологий решается ряд проблем: развитие пространственных представлений, зрительного гнозиса и синтеза.