Нарушение речи детей
Представлена презентация по основным понятиям Нарушения речи детей. Рассмотрены причины, возрастные особенности, факторы, коррекция и другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нарушение речи детей | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нарушение речи – обобщающий термин, использующийся для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Под нормой речи понимаю общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности при сохранных психофизических механизмах речи.
Причины речевых нарушений Социальная ситуация развития определяется Л.С. Выготским как сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющихся специфичными для каждого возрастного этапа развития психики, а соответственно и речи, как одной из форм психической деятельности.
Причины нарушений речи Органические нарушения Органические центральные: Наследственные факторы Травмы головного мозга Инфекции, в т.ч . н ейроинфекции Интоксикации – воздействие на мозг ядов (лекарственного, промышленного, бытового происхождения) Органические периферические: Короткая уздечка языка Неправильное строение или отсутствие зубов Нарушения в строении челюстей
Функциональные нарушения Возрастные особенности детей: Несформированность фонематического восприятия Слабость и недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата Социальные факторы: Ограничение общения Искаженная форма общения Двуязычие в семье Дефектное речевое окружение
Фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) Нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков. Выделяю несколько групп детей с данным диагнозом: Дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков Дети, у которых нарушено различие большого количества звуков из разных фонематических групп Дети, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава и определить их последовательность
Коррекция ФФНР Логопедическая работа включает: Формирование произносительных навыков Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза Упражнения, направленные на формирование готовности к обучению грамоте, закрепление знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе
Упражнения на развитие речи при ФФНР Задание: «Недовольный Саша» Цель: развитие фонематического слуха, восприятия. Ход упражнения: детям предлагается прослушать ряд слогов (слов). В случае, если они услышат направленное произношение звуков – поднимают картинку с изображением недовольного Саша. Задание: «Будь внимателен» Цель: развитие фонематического слуха, восприятия. Ход игрового упражнения: перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом клетка) и предлагают внимательно слушать педагога: если педагог правильно называет картинку – ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Задание: «Поймай звук» Цель: развитие фонематического слуха, восприятия. Инструкция: Хлопни в ладоши, если услышишь звук [ м ] . Ряд звуков: м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, р, л, м, н, п, м, б, мь , м, бь , мь , мь , м. Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуков «м». Ряд слогов: ам , ах, от, ом, ус, ум, уф, ам , ал, ан, ум, уи , уп , мо , хо, но, пы , мы, бы, но, мо , мя , амь , ам , ом, омь , ня , ма , ми. И т.д.
Общее недоразвитие речи (ОНР) Сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте. Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико – фонематического и лексико – грамматического недоразвития. Принято выделять четыре уровня речевого развития при ОНР:
Коррекция ОНР Первый этап – изучение импрессивной речи (понимания речи) Задание 1. Понимание названий предметов и действий. Предложите малышу выполнить поручения с игрушками: «Покажи куклу», «Возьми мяч», «Покатай машинку»... Если ребенок выполняет поручения, следует перейти к узнаванию предметов на картинках: «Покажи шкаф, яблоко, чашку, мяч…». Задание 2. Понимание обобщающих слов. Составьте перед ребенком предметы по классам, например, овощи, фрукты, посуда, игрушки и т.д. Предложите ребенку отыскать те или иные предметы: «Покажи посуду…». Задание 4. Соотнесение предметов с их функциональным назначением. Расположите перед ребенком знакомые ему предметы, например, ложку, мяч, зубную щетку и т.д. Задайте вопросы типа «Чем ты ешь?», «Чем ты чистишь зубы?», «Во что ты играешь?». Задание 5. Понимание значений глаголов. Перед ребенком расположите сюжетные картинки, на которых изображен, например, мальчик, которые совершает различные действия. Предоставьте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинки, после чего задайте ему вопросы типа «Где мальчик бежит?», «Где мальчик пьет?» и т.д.
Второй этап - изучение неречевой функции ребенка. Он предполагает определение особенностей сенсомоторного развития ребенка, его способности к целенаправленной деятельности, свойств внимания. Вместе с этим мы определяем понимание ребенком обращенной к нему речи и самостоятельное говорение (насколько это возможно). Задание 1. Ориентировка в пространстве комнаты и на плоскости листа бумаги. Предложите ребенка показать пространственные направления: верх, низ, слева, справа. Для этого попросите показать место расположения предметов в комнате. Например, «Где потолок?», «Где стол?», «Где окно?» и т.д. Кроме этого предложите ребенку определить пространство на листе бумаги. С этой целью нарисуйте на листах бумаги в разных пространственных точках какой-либо объект, например, яблоко и попросите ребенка определить место нахождения фрукта. Задание 2. Праксис позы. Определение уровня развития вестибулярного аппарата и крупной моторики. Предложите ребенку повторять за вами различные действия: присесть, встать, расставить руки в стороны, топнуть, подпрыгнуть на двух и на одной ноге и т.д. Задание 3. Праксис мелкой моторики. Задание способствует определению уровня развития мелкой моторики пальцев рук, точности и скоординированности мелких движений. С этой целью попросите ребенка повторить за вами различные действия руками, кистями рук и пальцами: «кулачок», «лодочка», «домик», «колечко» и др., а также их сочетания.
Заикание Нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием речевого аппарата. Для преодоления заикания принимается комплексный метод, включающий в себя: Терапевтическое лечение (медикаментозное и немедикаментозное), направленное на оздоровление нервной системы Психотерапевтическое воздействие Коррекционные занятия с логопедом Обеспечение благоприятного социального окружения и создание нормальных бытовых условий
Коррекция заикания Принципы комплексного метода реабилитации заикающихся: до начала коррекционной работы необходимо проведение тщательного медико-психолого-педагогического обследования коррекционные воздействия должны направляться на весь организм и личность заикающегося логопедической работе по развитию навыка плавной речи должен предшествовать «охранительный речевой режим » развитие навыка плавной речи включает постепенное усложнение «степени самостоятельности речи»: сопряженная, отраженная речь краткие ответы на вопросы по знакомой картинке, самостоятельное описание знакомой картинки, пересказ прослушанного не большого рассказа, рассказ по знакомой картинке и речь в беседе (спонтанная )
Игры и упражнения для исправления заикания Группы игровых упражнений : 1.Игровые упражнения по снятию мышечного напряжения . 2.Игровые упражнения для развития речевого дыхания . 3.Игровые упражнения по развитию голоса . 4.Подвижные игры для развития координации движений и слова. 5.Стихотворения для отраженного (повторение за взрослым) и самостоятельного чтения наизусть . 6.Упражнения в вопросно-ответной форме речи.7.Рассказы, сказки для отраженного чтения и пересказа . 8.Материал игр-инсценировок, развивающих диалогическую речь
Игровые упражнения по снятию мышечного упражнения : 1.Помахать руками, как птичка крылышками . 2.Помахать руками, как бабочка крылышками . 3.Помахать руками над головой, как при прощании . 4.Помахать расслабленными кистями рук у пола, имитируя полоскание белья . 5.Уронить расслабленные руки из положения рук в стороны . 6.Встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды . Игровые упражнения для развития речевого дыхания : 1.Задуть свечу. Ребенок спокойно вдыхает через нос и так же спокойно выдыхает (через рот) на «свечу», произнося шепотом ф-ф-ф (свечой служит указательный палец правой руки ). 2.При вдохе понюхать цветок. Развивать навыки естественного вдоха. Дать понюхать ребенку цветок, духи, фрукты . 3 .Подуть на ушибленное место руки. Вдохнуть через нос, на выдох дуть на «ушибленное» место руки -на палец, ладонь и т. д
Игровые упражнения по развитию голоса: Игровые упражнения для развития голоса проводятся на звукоподражаниях: паровозному гудку -у-у-у ; ауканью в лесу -ау-ау-ау; упражнение проводится по типу игры «Эхо»: взрослый произносит громко ау, ребенок тише и наоборот ; плачу ребенка - уа-уа ; шипению гуся -ш-ш-ш; при произношении этого звука зубы стиснуты , губы вытянуты чашечкой ; жужжанию пчелы, жука -ж-ж-ж; положение зубов, губ то же, что и припроизношении звука ш, только с участием голоса ; для произношения этого звука надо предложить детям растянуть губы, как при улыбке, и произносить длительно и громко-з-з-з ; песне водички -с-с-с; артикуляция этого звука та же, что и звука з, только без голоса ; вою ветра -в-в-в ; крику гусей - га-га-га;мычанию коровы - му-му-му и т. д.
Вопросы и задания для развития плавной речи: ИГРУШКИ 1.Какие у тебя есть игрушки?(Плясать.) 2.Какие ты еще знаешь детские игрушки ? 3.Какая твоя любимая игрушка? 4.Какую игрушку тебе хотелось бы иметь ? Рассказы, сказки для отраженного чтения и пересказа: ЗАЙЧАТА Сидите в траве, зайчатки , не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите ! Никто вас, сереньких, здесь и не увидит. А бегать вам пока нельзя.Кто на месте сидит, у того и следу нет. А следу нет, -кто вас найдет ? ВОРОБЕЙ Зимой воробей живет около дома. Он ест там крошки, корки, зерна . Голодно ему зимой. Голодно и галке, и вороне, и сороке . Сделай им кормушки. Насыпь в кормушку крошек и зерен. Корми зимой птичек. Они летом берегут наши сады и огороды.
Неговорящие дети Очень важно, чтобы каждый этап речевого становления, от гуления до связной речи, проходил своевременно. Запуск речи у неговорящих детей – это необходимость, если в два года и более ребенок не говорит вообще, либо произносит лепетные цепочки или несколько отдельных слов .
И гры и упражнения для стимуляции речевого развития «Игры с мячом» Взрослый садится на полу напротив ребенка, широко расставив ноги, кидает мячик ребенку. «Давай поиграем в мячик . Лови мячик!». Взрослый должен интонационно выделять слово «Лови», стимулируя ребенка к последующему его произнесению в тот момент, когда ребенок будет бросать мяч взрослому. Когда ребенок будет катить мяч взрослому, взрослый говорит: « Кати мячик !». Важно сопровождать игру различными звуковыми жестами, типа «Оп ! Апля !» и другие; все игры с неговорящими детьми должны проводиться очень эмоционально для того, чтобы ребенку хотелось повторить за взрослым. «Дед или баба ?» Для игры необходимы отцветшие одуванчики. Ребенок дует на одуванчик – если все пушинки слетели, «голова лысая», то это дед (взрослый спрашивает ребенка «Кто это ?», ребенок отвечает – «дед»), если пушинки остались , то это – баба . ( взрослый спрашивает ребенка «Кто это?», ребенок отвечает – «баба»). «Поезд » Взрослый и ребенок становятся друг за другом и изображают поезд. Взрослый объясняет, что каждый из них – это вагон. В этой игре могут участвовать все члены семьи. Взрослые побуждают ребенка к произнесению звукоподражаний : «ту-ту, чух-чух , тууу !». В этой игре интересно устраивать экскурсию по дому для ребенка. Ваш «паровозик», «проезжая» по дому рассказывает ребенку, где кроватка, где шкаф, где чайник, где стиральная машина .