Особенности словаря имен прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье обозначена актуальная тема – состояние словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи; представлен анализ лексической стороны речи с позиции междисциплинарности, анализируются научные исследования словарного запаса у детей с ОНР в области логопедии. Особое внимание уделено словарю признаков, выделены его характерные особенности на основе анализа отечественных исследований.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности словаря имен прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В нашей стране с каждым годом растет количество детей с теми или иными нарушениями в развитии. К сожалению, в большей части случае логопед имеет дело с системными нарушениями речи – общим недоразвитием речи. Данная патология требует от логопедов наличие огромного объема как теоретических знаний, так и практических навыков для эффективной коррекции такого сложного нарушения.

Существует общепринятое определение понятия «общее недоразвитие речи» (далее ОНР). Основная его мысль такова, что это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. При этом интеллект и слух сохранны [2, с. 44].

Изучением особенностей речевого развития детей с ОНР занимались такие известные ученые как   Левина Р.Е., Мастюкова Е.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Антипова Ж.В. и мн. др.  В исследованиях многих авторов указывается на то, что у детей с ОНР нарушается формирование всех сторон речи: лексико-грамматической и фонетико-фонематической.

Словарный запас ребенка представляет собой совокупность слов, которая характеризуется объемом и пониманием их значений. Анализируя многочисленные исследования данной проблемы, можно выделить некоторые особенности формирования словаря у всех детей с ОНР. Так, отечественные авторы отмечают, что у дошкольников с данным нарушением объем активного и пассивного словаря значительно уже, нежели у детей с нормой речевого развития; отмечается расхождение в объеме пассивного и активного словаря [4, с. 140]. Понимание значений многих слов, их дифференциация затруднены, из-за чего ребенок испытывает трудности в подборе наиболее подходящих слов в процессе разговора с окружающими. Речь детей состоит из простых предложений, состоящих, в основном, из имен существительных и глаголов. Слова-признаки также присутствуют в речи детей, но в небольшом количестве, и это, чаще всего, качественные имена прилагательные.

Левина Р.Е. отмечала, что дети с ОНР стараются не использовать в речи те слова, в значении которых не уверены. Часто они заменяют слова, близкие по значению или звучанию [1, с. 6].

Лопатина Л.В. ограниченность словарного запаса объясняет недостаточной дифференциацией внутри формирующихся семантических полей [3, с. 64].

Антипова Ж.В. подробно в своих работах описала особенности лексического запаса у детей с ОНР. Автор подчеркивает, что дошкольники владеют, в основном, словами, связанными с их деятельностью, не используют многие наименования в собственной речи, так как не различают близкие по значению слова. Словарь имен прилагательных не наполнен, так как дети обладают бедным запасом представлений, не могут выделять основные признаки предметов, не понимают значения многих слов. У детей возникают сложности с пониманием и употреблением в речи слов, близких и противоположных по значению [1, с. 8-10].

Все авторы, занимающиеся изучением проблемы развития словарного запаса детей с ОНР, к основным особенностям лексического строя речи относят:

  • ограниченность словарного запаса;
  • вербальные замены, схожих по значению слов;
  • маленькое количество слов-признаков в лексиконе;
  • непонимание значений слов;
  • недостаточная актуализация словаря;
  • неумение выделять основные дифференциальные признаки значения слова.

Проблема изучения словарного запаса детей затрагивается во многих смежных с логопедией науках. В лингвистике и психологии, при исследовании состояния лексического строя речи, большое внимание уделяется языковому знаку, под которым понимается продукт умственной деятельности человека, закрепленный в его сознании, и имеет две стороны (означаемое и означающее), которые хранятся в виде чувственных образов и значений. Языковой знак является центральным элементом в формировании сознания ребенка. Большое количество знаков связаны между собой и образуют, таким образом, семантические поля, внутри которых происходит постоянная дифференциация значений. При этом каждое слово включает в себя три аспекта. Это деннотативный компонент, то есть соотнесение слова с конкретным предметом или явлением. Также сигнификативное значение, которое образует ядро лексического значения и коннотативный компонент – индивидуальные эмоциональные добавки к значению. Все эти аспекты позволяют логопедам глубже понимать проблему развития словарного запаса детей и находить наиболее эффективные приемы работы при нарушениях речи.

В философии еще с древних времен различные мыслители, риторы обращались к изучению лексической стороны речи человека. Изначально существовала семантическая модель, которая включала в себя два элемента: предмет и его наименование. Позднее в 19 веке вводится новый элемент – смысл или значение слова, так как не все наименования имеют относящийся к нему предмет. Однако рассуждения о том, что слово несет в себе и смысл, существовали еще при жизни Конфуция и Сократа. И в Древнем Риме философы и риторы утверждали, что в разговоре с маленькими детьми необходимо использовать исключительно правильную, чистую речь, чтобы в будущем вырастали люди, способные грамотно и красиво доносить свои мысли до окружающих.

В целом, обогащение словаря происходит постепенно и параллельно с развитием других сторон речи: грамматической и фонетико-фонематической. Также важную роль играет формирование высших психических функций (далее ВПФ). Расширение словарного запаса, усвоение новых слов происходит в процессе знакомства с окружающим миром, общения со взрослыми, изучения незнакомых для ребенка предметов, явлений, действий, признаков. То есть формирование лексического строя речи происходит в тесной связи с развитием мыслительных операций, чувственного восприятия предметов. Именно эти ВПФ способствуют накоплению в словаре ребенка новых слов-признаков. Поэтому в процесс логопедической работы необходимо использовать те задания, которые включают в себя взаимодействие с реальными предметами.

Многие ученые (Жукова Н.С., Спирова Л.Ф., Никашина Н.А. Серебрякова Н.В., Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Шаховская С.Н.) занимались изучением уровня владения детьми с ОНР словами-признаками и создавали методики, позволяющие обогатить словарный запас дошкольников. Обобщив имеющиеся научные по проблеме исследования словарного запаса детей с ОНР, можно выделить основные особенности словаря имен прилагательных у данной категории:

1. Ограниченный объем словаря имен прилагательных;

2. Расхождение в объеме пассивного и активного словаря;

3. Редкое использование в речи слов-признаков;

4. Неумение выделить основные признаки предметов;

5. Непонимание слов, схожих по значению и противоположных.

6. Неумение подобрать подходящее слово-признак для выражения своих мыслей.

Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность лексической стороны речи, а именно запаса слов-признаков. Все описанные особенности не позволяют детям грамотно выражать свои мысли, использовать сложные синтаксические конструкции, что может осложнить их общение со взрослыми и сверстниками, а также негативно сказаться на дальнейшем овладении учебной программой.

Следовательно, проблема и сегодня не теряет своей актуальности и диктует необходимость разрабатывать новые методы, приемы работы, которые помогут расширить словарь детей с ОНР, обогатив его новыми словами-признаками.

Литература

1. Антипова Ж.В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1998. 16 с.

2. Крылова Е.В., Зеленова А.С. Особенности лексико-семантической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи // Colloquium-journal. 2020. № 9-5 (61). С. 44 – 46.

3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. СПб.: СОЮЗ, 2000. 192 с.

4. Мохова Ю.С., Шешукова Н.Н. К проблеме развития словаря прилагательных дошкольников с общим недоразвитием речи // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. №2 (46).

5. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. 3-е изд., перераб. М.: Альянс, 2020. 176 с.