Программа по дополнительному образованию, направленная на физическое воспитание и формирование культуры здоровья школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Занятия танцевальной деятельностью в условиях школьного хореографического кружка - это вид деятельности, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в физическом, интеллектуальном, духовно-нравственном совершенствовании. Движение - одно из любимейших занятий ребёнка в любом возрасте, поэтому занятия танцами становятся для них интересными и актуальными, но как показывают наблюдения, дети испытывают проблемы в коммуникации и умению работать в команде.
Отличительной особенностью образовательной программы заключается в комплексности, где решение задач физического воспитания и формирования культуры здоровья организуется при одновременном развитии и укреплении эстетического, морального и психического здоровья школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель программы по физическому воспитанию и формированию культуры здоровья направлена на приобщение детей к здоровому образу жизни с помощью внедрения методики адаптивного твирлинга в условиях хореографического кружка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка»
Программа по дополнительному образованию, направленная на физическое воспитание и формирование культуры здоровья школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
«Разностороннее развитие школьника с ОВЗ в условиях хореографической деятельности»
Разработчики программы:
педагог дополнительного образования Соломенцева Елена Николаевна
педагог-дополнительного образования Киселева Элисо Раминовна
2022 год
Занятия танцевальной деятельностью в условиях школьного хореографического кружка - это вид деятельности, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в физическом, интеллектуальном, духовно-нравственном совершенствовании. Движение - одно из любимейших занятий ребёнка в любом возрасте, поэтому занятия танцами становятся для них интересными и актуальными, но как показывают наблюдения, дети испытывают проблемы в коммуникации и умению работать в команде.
Отличительной особенностью образовательной программы заключается в комплексности, где решение задач физического воспитания и формирования культуры здоровья организуется при одновременном развитии и укреплении эстетического, морального и психического здоровья школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель программы по физическому воспитанию и формированию культуры здоровья направлена на приобщение детей к здоровому образу жизни с помощью внедрения методики адаптивного твирлинга в условиях хореографического кружка.
Задачи:
Образовательные: развитие двигательных умений и навыков, повышение мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой через формирование творческих способностей на основе изучение базовых движений по строевой подготовке, хореографических и гимнастических упражнений; обучения навыкам работы с батоном;
Развивающие: развитие музыкально-исполнительских способностей средствами упражнений на формирование сенсомоторной координации, мелкой и крупной моторики, пространственного мышления; формирование коммуникативных навыков обучающихся и «потребность в творческой самореализации» в условиях коллективной деятельности.
Воспитательные: формирование культуры здоровья средствами решения проблем социальной адаптации и интеграции детей в среде сверстников; приобщение обучающихся к концертной деятельности; популяризация Адаптивного твирлинга в образовательном учреждении.
Содержание программы направлено на:
- «создание необходимых условий для личностного развития обучающихся, удовлетворения индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии»;
- решение проблем социальной адаптации и интеграции детей в среде сверстников, воспитание личности ребенка, умение взаимодействовать в коллективе, культурное и творческое развитие школьников с ОВЗ;
- реализацию мероприятий участия всех детей, независимо от степени выраженности нарушений развития в воспитательных, культурно-развлекательных мероприятиях, конкурсах, выступлениях, концертах, фестивалях и т.п.: https://youtu.be/jKXTsOEyfPQ
Основа программы - элементы хореографии, гимнастики, акробатики, жонглирования и танца. Программа предусматривает обучение дефиле, обучение вращению батоном и флагами, танцевальным движениям. При работе с группой детей используются танцевальные движения, которые подходят всем без исключения. Выбор музыки должен стимулировать и поддерживать межличностное взаимодействие, поэтому музыкальное сопровождение используется со следующими целями: создание настроения; обращение участников к своей памяти; для подкрепления ритмов, способствующих возникновению определённых чувств и отношений; стимулирование творческой экспрессии и широкого использования пространства. Во всех случаях подчёркивается, что индивидуально-культурная значимость предлагаемой для участников музыки не должна перекрывать значимости и удовольствия собственной двигательной активности, поэтому лучше использовать и незнакомые, и знакомые группе мелодии, умеренную громкость звучания и физиологически ориентированные ритмы.
Специальные упражнения, подобранные в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся, выполняют роль подготовки к восприятию и лучшему освоению танцевальных движений, элементов вращения и помогают в устранении некоторых физических недостатков.
Прежде чем научить детей элементам вращения и танцам, необходимо их обучить несложным движениям под музыкальное сопровождение. Обучение начинается с названия элемента, показа, затем переходит к выполнению. Педагог изначально показывает движения, а затем совместно с ним обучающиеся выполняют данные движения. Систематическое повторение одного упражнения или элемента позволить достичь лучшей техники исполнения. Кроме элементов вращения и танцев, обучающиеся выполняют различные упражнения по ритму, это дает им безошибочно попасть в такт музыки.
Новизна практики состоит в том, что к основным направлениям хореографии добавлено новое танцевально-спортивное направление -адаптивный твирлинг. Твирлинг – это новое танцевально-спортивное направление с элементами хореографии, гимнастики, аккробатики, жонглирования, танца и спортивная состязательность. Основные реквизиты для твирлинга – «батон» (палочка с двумя наконечниками), которыми спортсмен активно работает в процессе выступления: крутит, кидает, вращает вокруг разных частей тела (пальцев, туловища, ног и т.д.). Многочисленными исследованиями доказано, что мелкая и крупная моторика – как основа адаптивного твирлинга благотворно влияет на мозг ребенка, активирует речевые и мыслительные функции. Внедрение методики адаптивного твирлинга в хореографии в рамках танцевального кружка – создает условия для раскрытия творческих способностей «особенных» детей и развития их социальной активности и реабилитации.
Дополнительность программы заключается в создании условий для предупреждения эмоциональной и физической перегрузки, подборе музыкального материала для занятий. Создание репертуара танцевальных композиций составляется на принципах доступности, заинтересованности восприятия и простоте исполнения для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа ориентирована на детей 10-13 лет школьного возраста, вне зависимости от пола, уровня подготовки, имеющихся знаний и умений. Общее количество учебных часов – 216 часов.
Продолжительность обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Разностороннее развитие школьника с ОВЗ в условиях хореографической деятельности»
составляет 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Продолжительность одного занятия – 45 минут.
Этапы реализации программы
- Этап: диагностика
Цель: выявление межличностных и межгрупповых отношений младших подростков.
Задачи:
1.Подобрать методики для определения уровня сформированности межличностных отношений младших подростков и выявление уровня коммуникативных навыков младших подростков.
2.Провести диагностику и проанализировать полученные результаты.
Для определения исходного уровня сформированности межличностных отношений использованы следующие методики:
Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений (социометрия) Дж. Морено. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Методика под ред. Рогова Е.И. «Оценка коммуникативных навыков». Целью данной методики является выявление коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.).
II этап: практический
В данной программе выбрана групповая (6-12 человек) и индивидуально-групповая (3-5 человек) формы организации деятельности. Обучение проходит в форме практических занятий, тренингов, мастер- классов: https://youtu.be/UYbhJ1qcXUg.
III этап: анализ результатов воспитательной практики
Цель: выявление эффективности программы, направленной на воспитание детского коллектива в танцевальной студии.
Задачи:
1.Провести повторную диагностику.
2.Сравнить результаты выявления уровня межличностных отношений экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
3.Проанализировать полученные результаты.
На данном этапе исследования проводится повторная диагностика выявления межличностных отношений экспериментальной и контрольных групп младших подростков с помощью методики диагностики межличностных и межгрупповых отношений (социометрия) Дж. Морено, с целью выявления произошедших у младших подростков изменений.
Главные принципы работы по реализации программы:
- принцип активности и сознательности определяется через участие педагогов в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса;
- принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по развитию физических качеств дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии.
- принцип доступности и индивидуализации – формирование культуры здоровья строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- принцип единства – соблюдение единых требований в воспитании здорового школьника и вовлечение в культурно-оздоровительные мероприятия и их оценка.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- пробуждение творческого воображения обучающихся к творческой и практической деятельности;
- формирование знаний обучающихся на разных психологических уровнях (конкретно-чувственные представления, понятия, обобщающие образы и т.д.);
- применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения;
- разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворенности обучающихся дополнительными образовательными услугами.
Содержание занятия
- Вводная часть: вход в спортивный зал, приветствие (ритуал приветствия), вступительное слово, приветственные движения, телесный тренинг – базовые упражнения, растяжка на коврике, танцевальные игры на координацию и перестроение (https://youtu.be/Txei5pOc7GY; https://youtu.be/KkcNXmlVvCM, https://youtu.be/ZOvM2SF36-0).
- Подготовительная часть: разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара: https://youtu.be/KkcNXmlVvCM.
- Основная часть: закрепление ранее пройденных элементов,
разучивание новых, релаксация (https://youtu.be/Jnk1zqtgXtA), психологические игры и упражнения танцевальная импровизация под заданную музыку, разучивание танцевальных композиций: https://youtu.be/0_0ujCNZ1Kk, https://youtu.be/GxxOd_VAyZw.
- Заключительная часть: упражнения на импровизацию и релаксацию: (https://youtu.be/ZOvM2SF36-0), минута расслабления релаксация, упражнения на контактность или рисование картин для снятия психоэмоционального напряжения и проработки страхов, комплексов, зажимов: https://youtu.be/_BavN-a4YPM.
Необходимо подбирать качественную воспроизводящую звук технику и грамотно записанные фонограммы.
Дети должны иметь удобную одежду и обувь, а также коврик для упражнений в положении сидя и лежа.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Форма текущего контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Знакомство. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 2 | 1 | 1 | Наблюдение. Творческая работа, выступления |
2 | Строевая подготовка | 48 | 5 | 43 | Наблюдение. Творческая работа, выступления |
3 | Элементы вращения «батона» | 42 | 5 | 37 | Наблюдение. Творческая работа, выступления |
4 | Коммуникативные танцы - игры | 30 | 2 | 28 | Наблюдение. Творческая работа, выступления |
5 | Разучивание и исполнение простых и сложных ритмических рисунков | 57 | 5 | 52 | Наблюдение. Творческая работа, выступления |
6 | Изучение различных перестроений и фигур | 20 | 2 | 18 | Наблюдение. Творческая работа, выступления |
7 | Изучение и закрепление танцевальных композиций | 13 | 1 | 12 | Наблюдение. Творческая работа, выступления |
8 | Зачетные мероприятия | 4 | 1 | 3 | |
Всего часов | 216 | 22 | 194 |
Содержание программы
1. Водное занятие (2 часа).
Сбор участников коллектива. Приветствие. Ознакомление с репертуаром. Основные правила техники безопасности, техника поведения в актовом, спортивном и танцевальном зале. Техника безопасности с инвентарем и костюмами. Решение организационных вопросов.
2. Строевая подготовка. (48 часов).
Постановка корпуса, рук, ног, осанки и головы. Основные понятия строевой подготовки. Строевые команды. Упражнения по развитию координации. Композиционные построения. Повышение выносливости. Освоение понятий музыкальности, четкости, синхронности, ритмичности, пластичности. Познакомить с основными элементами маршевого шага.
Требования к знаниям и умениям: знание строевых позиций, правильная постановка корпуса, рук и ног. Правильное и четкое выполнение строевых позиций. Опыт работы в команде.
3. Элементы вращения «батона» (42 часа).
Познакомить с элементами парадного марша. Развить синхронность, чувство ритма. Повысить выносливость.
Требования к знаниям и умениям: знание правил парадного марша. Умение работать в команде. Умение держать строй. Выполнять правильную технику остановочных элементов.
4. Коммуникативные танцы - игры (30 часов).
Требования к знаниям и умениям: разучивание танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. Здесь развивается динамическая сторона общения — легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению, развивает эмпатию и сочувствие партнеру, способствует эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Опыт работы в команде.
5. Разучивание и исполнение простых и сложных ритмических рисунков (60 часов).
Подбор музыки для номеров. Разучивание элементов показательных выступлений. Контрольное исполнение. Развить способность правильно и «музыкально» исполнять упражнения с батоном под музыкальное сопровождение, комбинации с маршевым шагом. Развить умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыкальную композицию на основе освоенных движениях, изученных на занятии. А также составлять собственные маршевые и ритмические композиции под музыкальное сопровождение. Постановка концертных номеров.
Требования к знаниям и умениям: опыт работы в команде. Развитие каждым ребенком своего личностного потенциала, познавательных интересов, способностей и возможностей.
6. Изучение различных перестроений и фигур (20 часов).
Музыкально - теоретические сведения. Базовые танцевальные и маршевые движения. Выступления на мероприятиях.
Требования к знаниям и умениям: правильное и синхронное выполнение элементов. Умение передавать характер музыки танцевальных движений. Опыт работы в команде.
7. Изучение и закрепление танцевальных композиций (12 часов).
Развить чувство ритма и такта в постановке связок для номера.
Требования к знаниям и умениям: опыт работы в команде. Знание по использованию и владению флагом.
8. Итоговое занятие (2 часа).
Раскрыть творческие способности у ребенка, эмоциональность, чувство ритма. Воспитать дисциплинированность, ответственность. Анализ работы за год.
Используемая литература
1. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов
педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.:Юрайт-М,2001.—607с.
2. Сайка Ж.Е., Фирилева Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. / Учебно-методическое пособие для педагога дошкольных и школьных учреждений., С – П, «Детство-пресс» 2006.
3. Ваганова А. Я. Основы классического танца. М.; «Искусство»,2008г.
4. Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. Москва, 2007г.
5. Доронина А., Шевченко Л. Ритмика в специальном образовании – Майкоп, 2004.
6. Зиневич В., Воронин В. Курс игры на ударных инструментах – Санкт – Петербкрг, 1980г.
7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать – Москва, 2003г.
Интернет-ресурсы: ФЕДЕРАЦИЯ БАТОН ТВИРЛИНГА И МАЖОРЕТОК:
https://youtu.be/r0UDXugR5OM, https://youtu.be/r0UDXugR5OM.