методическая разработка
Урок Мужества «Бессмертный подвиг»,
посвященный Памятным датам России и Дням воинской славы России «Славься, Отечество!»
Для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_orion.doc | 733.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№ 94»
Урок Мужества «Бессмертный подвиг»,
посвященный Памятным датам России и Дням воинской славы России «Славься, Отечество!»
Для детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Алехина Елена Николаевна
Киселева Ирина Андреевна
2024 год
Урок мужества в ДОУ «Бессмертный подвиг».
Цель: Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы;
• Расширять кругозор детей и способность сопереживать другим людям;
• Побуждать уважительно относиться к подвигу наших солдат.
Развивающие:
• Развивать у детей воображение, наблюдательность, любознательность, стремление узнать больше нового, полезного, интересного;
• Развитие памяти, внимания, речь, мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В.О.В., желание заботиться о них;
• Воспитание толерантности.
Оборудование: Сюжетные картинки, альбом с изображением памятников, мемориалов, посвященных героям Великой Отечественной войны, набор демонстрационного материала «День Победы», Аудио записи музыкальных произведений о войне, песня Д. Тухманова на стихи В. Харитонова - «День Победы», рассказ Л.Кассиля «Никто не знает, но помнят все».
Организационный момент. Вводное слово.
(читает стихотворение)
Немало праздников у нас,
Хороших праздников немало,
Но повторяю каждый раз,
Что этот день- всему начало,
Что без него, что без него
И счастья мира мир не ведал
И не было бы ничего,
Когда бы не было Победы!
2.Оснавная часть. Введение в тему. Беседа о Дне Победы.
Ребята, а кто мне ответит, какой праздник мы отмечаем 9 мая?
Верно, а почему он так называется «День Победы»?
Молодцы! А сейчас я вам расскажу, как начиналась война.
Россия – страна красивая, богатая, и очень многие иноземцы хотели бы
владеть её сокровищами. Нашей стране не раз приходилось отражать нападение врагов. Война пришла неожиданно на русские земли, когда, люди радовались
наступлению лета, строили планы на будущее. В один миг эту гармонию оборвал голос
диктора Левитана и все люди услышали по радио ужасную весть.
Звучит запись голоса Левитана.
Летом 1941года,22 июня, на рассвете гитлеровские войска без
предупреждения напали на нашу Родину. Они сбросили бомбы на спящие города и
деревни. Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города. Они хотели захватить и Москву – столицу нашей Родины. Так началась Великая Отечественная война.
Как вы думаете, почему она так называется?
Потому что весь народ от мала до велика встал на защиту своего Отечества, своей Родины.
Шли трудные бои, много людей погибло, но враг в Москву не прошел. Долгих 4года длилась эта война.
Слайд с рисунком «Родина- мать зовет!»
Посмотрите на этот рисунок, его нарисовал Иракли Моисеевич Тоидзе и
назвал «Родина – мать зовет!»
Эта женщина - мать зовет всех своих сыновей и дочерей вступить в ряды армии. Она призывает всех защищать Родину от врагов – мужественно, умело, с достоинством и честью, не жалея своей крови и жизни.
И все жители нашей многомиллионной страны как один поднялись на защиту Родины
и свободы.
Звучит песня «Священная война» муз. А.Александрова.
(прослушивают дети )
Эта песня была призывом к борьбе с врагом.
Фашистские самолёты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома.В этой войне погибло много людей.
Не только на фронте воевали наши солдаты. Мирные люди в тылу врага пытались нанести как можно больший ущерб захватчикам. Они поджигали склады с вражеской военной техникой, нападали на их штабы, чтобы узнать информацию о действиях противника. Таких людей называли партизанами.
Великая Отечественная война закончилась 9 мая 1945 года. Мы победили.
9 Мая стал всенародным Днём Победы. День Победы – самый торжественный, грустный и радостный праздник для нашего народа, он посвящен Великой Победе над фашизмом. Мы благодарностью вспоминаем наших славных воинов-защитников, отстоявших мир в жестокой битве.
Звучит песня «День Победы» в записи.
- О каком празднике поется в песне? (Ответы детей)
Физминутка.
"На старт! Внимание! Марш!"
Ровным строем мы идём-раз, два, три (Марш на месте. Махи руками, согнутыми в локте)
В барабаны звонко бьём- раз, два, три (Продолжаем марш, имитируем стук в барабаны)
Мы летим, как самолёт-раз, два, три (руки в стороны, раскачивание)
Ускоряется полёт-раз, два, три (ускоряем движение)
Пересели в вертолёт-раз, два, три (руки перед собой, изображаем пропеллер)
Поднимает в верх пилот - раз, два, три (медленно поднимаем руки над головой, продолжая изображать пропеллер)
На ракете полетим - раз, два, три (руки вытягиваем над головой, соединяем ладони)
И всех-всех опередим- раз, два, три (не меняя положения рук приседаем и выпрыгиваем в верх)
Поплывем на корабле - раз, два, три (руки перед собой под прямым углом, ладони соединены)
Нас качает на волне - раз, два, три (руки в прежнем положении, раскачивание из стороны в сторону)
Наши пушки метко бьют- раз, два, три (боксирующие движения руками)
Нашей Армии салют! Раз, два три! (Подпрыгиваем, вскидывая вверх руки с раскрытыми ладонями)
Ребята, а кого мы поздравляем в День Победы?(Ответы детей). А как люди помнят тех, кто защищал Родину от врагов?( ставят памятники, посвящают стихи, песни, рассказы, называю улицы в их честь.)
Да, ребята. Имена солдат, которые защищали нашу Родину, отдали за нее свою жизнь, не должны забываться.
Я хочу вам рассказать об одном памятном месте – могиле Неизвестного солдата, которая находится в Кремле, в Александровском саду. Никто не знает его имени, но все знают, что он храбро сражался и за что погиб неизвестный солдат. Вот и горит теперь, не потухая, Вечный огонь! (Показ иллюстрации «Вечный огонь»)
(Чтение стиховорения рассказ Л.Кассиля «Никто не знает, но помнят все».)
- Что вы узнали из этого рассказа? (Ответы детей)
- О чём задумываются люди, когда стоят возле могилы Неизвестного солдата? (Ответы детей)
«И задумываются здесь над тем, как надо жить, учиться, работать, чтобы сделать жизнь нашу, отвоёванную её героями-защитниками, ещё лучше и краше, ещё честнее и радостнее.
И загадывают, чтобы ещё крепче и сильнее стала страна наша, чтобы никогда не посмели напасть на неё враги и чтобы всегда был на земле мир»(цитата из рассказа)
Народ не забывает своих героев. В их честь поставили много памятников. Один из них «Вечный огонь». Вечный огонь — постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о подвигах наших отважных солдат.
Давайте и мы, почтим память павших минутой молчания.(Звучит запись метронома)
3.Заключение.
В цветы все улицы одеты,
И песни звонкие слышны:
Сегодня праздник - День Победы,
Счастливый, светлый день весны!
Ребята! Через несколько дней будет великий праздник – День Победы! Кто-то из вас проведёт его в кругу семьи, вспоминая своих родных и близких, которым довелось встретиться с Войной. Кто-то из вас вместе с родителями пойдут на парад. Если вы 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «Спасибо!» за то, что он защитил нашу страну, нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о той трудной замечательной победе.
А сейчас наше занятие заканчивается. Что было интересно? Что нового узнали?
Урок мужества "Никто не знает, но помнят все"
Цель: Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы;
• Расширять кругозор детей и способность сопереживать другим людям;
• Побуждать уважительно относиться к подвигу наших солдат.
Развивающие:
• Развивать у детей воображение, наблюдательность, любознательность, стремление узнать больше нового, полезного, интересного;
• Развитие памяти, внимания, речь, мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них;
• Воспитание толерантности.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая; познавательная; продуктивная; социально - коммуникативная; двигательная.
Предварительная работа: Рассматривание фотоальбомов «Сталинградская битва», «Взятие Берлина», иллюстраций о Великой Отечественной войне, рассматривание памятников погибшим героям. Беседы о воинах, разучивание стихов, песен и прослушивание музыкальных произведений о Великой Отечественной войне. Встреча с ветеранами – участниками ВОВ.
Оборудование: Сюжетные картинки, открытки с изображением памятников, мемориалов, посвященных героям Великой Отечественной войны, набор демонстрационного материала «День Победы», Аудио записи музыкальных произведений о войне, песня Д. Тухманова на стихи В. Харитонова - «День Победы», рассказ Л.Кассиля «Никто не знает, но помнят все».
Методы и приемы:
Словесный метод.
Наглядный метод.
Игровой метод.
Ход ООД
- Организационный момент. Вводное слово воспитателя.
Воспитатель(читает стихотворение)
Немало праздников у нас,
Хороших праздников немало,
Но повторяю каждый раз,
Что этот день- всему начало,
Что без него, что без него
И счастья мира мир не ведал
И не было бы ничего,
Когда бы не было Победы!
2.Оснавная часть. Введение в тему. Беседа о Дне Победы.
Воспитатель:
Ребята, а кто мне ответит, какой праздник мы отмечаем 9 мая?
Воспитатель:
Верно, а почему он так называется «День Победы»?
Молодцы! А сейчас я вам расскажу, как начиналась война.
Звучит песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. Лебедева- Кумача)
Прослушиваем первый куплет, дальше воспитатель рассказывает под чуть слышное продолжение песни.
Воспитатель:
Когда-то, давным-давно, когда ваши прабабушки и прадедушки были еще маленькими, на нашу страну рано утром 22 июня 1941 года напали злые враги – немецко-фашистские захватчики.
Их главный руководитель – Гитлер собрал свою армию, вооружил её танками, самолётами, пулемётами и напал на нашу страну.
Фашисты хотели сделать наших людей рабами. Они хотели захватить и Москву – столицу нашей Родины.
Весь народ встал на защиту страны. Так началась Великая Отечественная война.
Почему её так называют? Потому что весь народ от мала до велика встал на защиту своего Отечества, своей Родины.
Шли трудные бои, много людей погибло, но враг в Москву не прошел.
1418 дней длилась Великая Отечественная война.
Фашистские варвары разрушали и жгли города, деревни, школы нашей Родины. Фашистские самолёты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома.
Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей.
В этой страшной войне погибли очень много людей.
Не только на фронте воевали наши солдаты. Мирные люди в тылу врага пытались нанести как можно больший ущерб захватчикам. Они поджигали склады с вражеской военной техникой, нападали на их штабы, чтобы узнать информацию о действиях противника. Таких людей называли партизанами.
И вот наконец настал тот долгожданный день, когда наша армия очистила землю от фашистов и захватила главный город Германии Берлин. (Показ иллюстрации «Взятие Берлина»)
9 мая 1945 года война закончилась нашей победой
День Победы – самый торжественный, грустный и радостный праздник для нашего народа, он посвящен Великой Победе над фашизмом. Мы благодарностью вспоминаем наших славных воинов-защитников, отстоявших мир в жестокой битве.
Солдатам, матросам, лейтенантам, капитанам, генералам мы обязаны тем, что живем сейчас под чистым, мирным небом. Вечная им слава!
Звучит песня «День Победы» в записи.
- О каком празднике поется в песне? (Ответы детей)
Воспитатель.
А кто из вас может прочитать стихи о Дне Победы?
Ребенок.
Майский праздник – День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
Ребенок.
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Воспитатель:
Уже много лет прошло с того времени, как прогремел последний выстрел Великой Отечественной войны, но в нашей памяти остаются образы дорогих нам людей. Тех, кто отдал свою жизнь за будущее, в котором нет войны. В этот светлый праздник мы отдаем глубокую дань уважения тем, кто прошел трудными дорогами войны, кто вернулся с фронта, восстанавливал страну, израненную, разрушенную. Память об этих людях должна жить не только в обелисках и негасимом огне Великой Победы, но и в наших сердцах. С печалью и благодарностью мы вспоминаем героев, всех их, отдавших юность, сердце, помыслы великому подвигу и победивших фашизм.
Физминутка:
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой-раз, правой-раз,
Посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладошки - Дружно, веселей.
Застучали наши ножки - Громче и быстрей!
По коленочкам ударим - Тише, тише, тише!
Ручки, ручки поднимаем - Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки , Снова опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
Воспитатель:
Ребята, а кого мы поздравляем в День Победы? (Ответы детей)
Воспитатель:
Верно ветеранов Великой отечественной войны, тех людей, которые воевали, работали в тылу – на заводах, строили железную дорогу, танки, самолеты, делали оружие.
-А как люди помнят тех, кто защищал свою страну? (Ответы детей)
Воспитатель:
Да, им ставят памятники, посвящают стихи, песни, рассказы. Имена солдат, защитивших нашу Родину не должны забываться.
Воспитатель:
Я хочу вам рассказать об одном памятном месте – могиле Неизвестного солдата, которая находится в Кремле, в Александровском саду. Никто не знает его имени, но все знают, что он храбро сражался и за что погиб неизвестный солдат. Вот и горит теперь, не потухая, Вечный огонь! (Показ иллюстрации «Вечный огонь»)
(Воспитатель читает рассказ Л.Кассиля «Никто не знает, но помнят все».)
- Что вы узнали из этого рассказа? (Ответы детей)
- О чём задумываются люди, когда стоят возле могилы Неизвестного солдата? (Ответы детей)
Воспитатель:
Вот послушайте ещё раз, как это звучит:
«Задумываются здесь над тем, как надо жить, учиться, работать, чтобы сделать жизнь нашу еще лучше и краше, чтобы ещё крепче и сильнее стала страна наша, чтобы никогда не посмели напасть на неё враги, и чтобы всегда на земле был мир!»
Мир – это главное слово на свете,
Мир очень нужен нашей планете.
Мир нужен взрослым,
Мир нужен детям,
Мир нужен всем!
Воспитатель:
Не все солдаты вернулись домой. Многие погибли, защищая землю от врагов.
Народ не забывает своих героев. О них поют песни, им посвящают стихи. В их честь поставили много памятников. Один из них находится у Кремлевской стены. Это «Вечный огонь» - памятник всем солдатам, которые сражались с фашистами. Вечный огонь — постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о подвигах наших отважных солдат.
Кто из вас знает и может прочитать стихотворение про памятники и обелиски?
Ребенок:
«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
Ребенок:
Над могилой, в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.
Мы склонились низко-низко
У подножья обелиска,
Наш венок расцвёл на нём
Жарким, пламенным огнём.
3. Игра «Наш парад»
Предложить детям маршировать под музыку «День Победы» с цветами. После парада возложить эти цветы к иллюстрации памятника воину- победителю. (Показ иллюстрации памятника воину- победителю.)
Воспитатель:
Ребята! Через пару дней будет великий праздник – День Победы! Кто-то проведёт его в кругу семьи, вспоминая своих родных и близких, которым довелось встретиться с Войной. Многие из вас вместе с родителями пойдут на парад. Если вы 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «Спасибо!» за то, что он защитил нашу страну, нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о той трудной замечательной победе.
В конце занятия ребята изготовили открытки для ветеранов и тружеников тыла.
Квест для детей старшего дошкольного возраста посвященный 80 -ой годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Цель: Обогащение знаний детей о героическом прошлом нашего города - о блокаде Ленинграда.
Задачи:
Познавательные:
- Расширять знания детей старшего дошкольного возраста об исторических событиях родного города.
- Обогащать знания дошкольников старшего возраста о блокаде и о героизме людей, переживших блокаду.
Развивающие:
- Активизировать словарь детей по теме занятия (осада, блокада, бомбоубежище, эвакуация).
- Развивать зрительное внимание и умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Посредством музыки и фотографий вызывать чувство сопереживания и образы героических событий.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родному городу и гордость за его героическое прошлое.
- Воспитывать чувство сопереживания, любви и уважения к людям, пережившим блокаду и защитникам города.
- Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к старшему поколению.
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, желание в будущем охранять и защищать свой город и свою страну.
Предварительная работа: создание экспозиции «Мы помним!». Чтение художественной литературы (Н.Ходза «Дорога жизни», В.Воскобойников «Оружие для Победы», И.Миксон «Жила, была»), стихотворений о блокаде Ленинграда и песни«Ладога» (автор текста Богданов П.,), тематические беседы по картинам о блокаде, рассматривание фотоальбомов, создание выставки рисунков.
Интеграция образовательных областей в условиях ФГОС по образовательным областям:
- Познавательное развитие - развивать представление об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны, расширять знания детей об истории города-героя Ленинграде, о героизме людей, детей переживших блокаду, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать, способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношений между фактами и событиями военного времени, содействовать развитию слухового и зрительного восприятия через видео фильмы и музыкальные композиции.
- Речевое развитие - активизировать словарный запас детей по лексической теме «Блокада Ленинграда», развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;
- Социально-коммуникативное развитие - воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени, воспитывать любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ;
- Художественно-эстетическое развитие - закрепить умение собирать целое изображение из частей, учиться выражать полученные эмоции через рисунок.
Источники, используемые в ходе прохождения квест-заданий:
- Г.Т.Алифанова «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет»
- Е.Благинина «Шинель»
- В.Воскобойников «Оружие для Победы»,
- И.Миксон «Жила, была»
- Л.Кассиль «Твои защитники»
- А.Адамович «Блокадная книга»
- Д.Гранин, «Был город герой, была блокада»
- Н.Ходза «Дорога жизни»
- Музыкальное сопровождение с сайтов my-hit, x-minus
- симфония Д.Шостаковича «Ленинградской симфонии».
Задания для прохождения квеста
1.
Воспитатель: Давным-давно, жил на Руси царь Петр I. Решил он на пустынных берегах Невы построить город и назвал его Санкт-Петер-Бурх. Ещё не раз потом менялось название города: Петроград, Ленинград, снова Санкт-Петербург. Много трудностей выпало на наш город и пожары и наводнения, но самым страшным испытанием оказалась война с фашистами.
Воспитатель предлагает детям встать в круг и взяться за руки, в центр круга ставят макет дома или Исаакиевский собор (макет).
Воспитатель: Представьте, что этот домик - город Ленинград. Представили? А мы с вами возьмемся за руки и встанем в круг вокруг нашего города. Видите, что у нас получилось: город в кольце. Пусть (Назвать детей: Алена, Даша, Ева, Костя будут жителями города). Вы согласны?
Дети: (встают в круг).
Воспитатель: А теперь жители города пусть попробуют выбраться из нашего кольца, а мы их отпускать не будем. (Поиграть). Ребята получилось выбраться?
Дети: нет!
Воспитатель: Вот такая ситуация и называется блокадой: когда город окружен вражескими войсками, и никто не может выбраться из него и попасть в город. А вот здесь мы расцепим руки и сделаем проход, но пройти по этому проходу нельзя, потому что здесь озеро. Оно называется Ладожское. Запомните это очень важно!
Воспитатель: Теперь вам понятно, в какую ситуацию попал город Ленинград во время Великой Отечественной Войны? Спасибо за помощь, занимайте свои места.
Открываем конверт 1
Воспитатель читает задание. Как называется ситуация, в которую попал наш город во время Великой отечественной войны? - БЛОКАДА.
Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 1.
2.
Воспитатель: В нашем городе было очень много жителей, в том числе и детей. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Конечно, наши солдаты пытались, как могли спасти детей, вывезти их. Но кольцо блокады сомкнулось так стремительно, что многие дети остались в осажденном городе. Ребята, вы представляете там каждый день взрывались снаряды, не было тепла, не было света, не было еды, как вы думаете, детям было страшно?
Из-за того, что в город не могли привезти продукты, люди голодали. Они стояли в огромных очередях, чтобы в специально оборудованных местах по карточкам получить свою долю хлеба (Показать пайку хлеба). Это была вся еда на целый день. Как вы думаете, возможно, ли этим наесться?
Дети: (Выслушать ответы детей.)
Воспитатель: Спросить у детей, что они делают, когда им страшно?
Дети: (Выслушать ответы детей.)
Воспитатель: А вы представляете, дети в блокадном Ленинграде вели себя как настоящие герои, они не плакали и не прятались, они наравне с взрослыми принимали участие в уничтожении зажигательных бомб, тушили пожары, пытались приблизить победу. Они шли на заводы к станкам, дети были настолько малы, что не доставали до этих станков и поэтому им делали специальные подставочки из дерева, чтобы они могли, как взрослые, работать над изготовлением деталей для пулеметов, артиллерийских снарядов и автоматов, видите вот на этой фотографии. Весной и осенью дети активно собирали ягоды и грибы, работали на огородах и совхозных полях юные герои блокадного Ленинграда собирали рекордный урожай.
Воспитатель: А ещё чтобы не пасть духом, они давали концерты. Представляете, они были сами худые голодные, но они своими концертами поднимали боевой дух взрослым, давали надежду на победу. Несмотря на то, что немцы всеми силами пытались уничтожить Ленинград, город жил. Жил и выстоял. После снятия блокады 15 тысяч детей получили медаль «За оборону Ленинграда».
Открываем конверт 2
Воспитатель читает задание. Какой продукт выдавали жителям Ленинграда по продуктовым карточкам? - ХЛЕБ.
Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 2.
3. Медаль «За оборону Ленинграда»
Медалью «За оборону Ленинграда» награждались все участники обороны Ленинграда:
- военнослужащие частей, соединений и учреждений Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, фактически участвовавшие в обороне города;
- рабочие, служащие и другие лица из гражданского населения, которые участвовали в боевых действиях по защите города, содействовали обороне города своей самоотверженной работой на предприятиях, в учреждениях, участвовали в строительстве оборонительных сооружений, в ПВО, в охране коммунального хозяйства, в борьбе с пожарами от налётов вражеской авиации, в организации и обслуживании транспорта и связи, в организации общественного питания, снабжения и культурно-бытового обслуживания населения, в уходе за больными и ранеными, в организации ухода за детьми и проведении других мероприятий по обороне города.
Как вы думаете, за что воин мог получить орден или медаль? Впервые годы войны бойцы и командиры награждались орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».
Первое награждение медалью состоялось 3 июня 1943 года на торжественном собрании в Смольном. До 1945 года было награждено около 600 000 участников обороны Ленинграда. Сведения об этих людях по состоянию на 1945 год хранились в музее блокады Ленинграда, было 6 томов с фамилиями награждённых. Позже эти документы были утеряны.
Ребята, а как вы думаете, награды вручались только на фронте? А те люди, которые работали в тылу, тоже совершали подвиги?
На 1985 год медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1 470 000 человек. Среди них - 15 тысяч блокадных детей и подростков.
Медаль изготавливалась из латуни, и имеет форму правильного круга диаметром 32 мм. На лицевой стороне на фоне виднеющегося очертания здания Адмиралтейства изображена группа красноармейцев, краснофлотцев, рабочих и работниц с винтовками наперевес. В верхней части знака отличия - пятиконечная звездочка и надпись по краю «ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА». Лицевая сторона окаймлена выпуклым бортиком.
На оборотной стороне - надпись «ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ», а над ней изображены серп и молот. Все надписи и изображения на медали выпуклые. Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодкой, обтянутой шелковой муаровой лентой оливкового цвета с продольной зеленой полоской посередине шириной 2 мм. Ширина ленты 24 мм. Носится на левой стороне груди.
Открываем конверт 3
Воспитатель читает задание.
Зори блещут в орденских лучах,
Солнышками светятся медали.
Нет, нельзя, чтоб в письменных столах
Свет победы на год запирали!
Не для личной славы вам страна
Выдала награды, не жалея;
Доставайте чаще ОРДЕНА,
Мир от них становится светлее.
Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 3 - ОРДЕН!
4. СЛОЖИ ПИЛОТКУ
Открываем конверт 4
Воспитатель читает задание. Как называется летний головной убор солдата? - ПИЛОТКА! (собери пилотку)
Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 4.
5. До войны Ленинград был одним из крупнейших промышленных центров СССР. Здесь работали более тысячи предприятий. С началом гитлеровского нашествия вглубь страны удалось эвакуировать 90 крупных заводов. В блокаду многие фабрики остановились. Но оборонные предприятия продолжали работать. Большая часть вооружения, необходимого для защиты города на Неве, производилось именно в Ленинграде. Несмотря на обстрелы и бомбежки, голод и нехватку электроэнергии.
КВ-1 («Климент Ворошилов») носящий имя "Ленинградец". Эту боевую машину можно назвать "Ленинградцем" в самом прямом смысле этого слова: танк КВ был разработан и выпускался именно в Ленинграде, на Кировском заводе.
До войны и впервые месяцы блокады «Кировский» выпустил сотни КВ. И все же, когда фронт подступил к Ленинграду, решили эвакуировать танковое производство. Оборудование вывезли еще до того, как захлопнулось блокадное кольцо. На базе Челябинского тракторного завода создали знаменитый Танкоград, который с маркой «Кировского» всю войну выпускал боевые машины, сначала КВ, а затем и знаменитый Т-34.
Т-34 - самый массовый танк времен второй Мировой Войны и послевоенного времени. Он начал выпускаться в 1940 году и являлся самым главным танком Красной Армии аж до 1944 года. После (во второй половине 44 года) его сменила модификация Т-34-85.
Этот танк - мощная, боевая машина, способная двигаться на довольной большой скорости и преодолевать любые препятствия. Т-34 объединяет в себе хорошую маневренность, скорость, проходимой и убойную силу (благодаря длинноствольной пушке).
Открываем конверт 5
Воспитатель читает задание. Какое самое массовое оружие во время второй Мировой Войны и послевоенного времени? - ТАНК!
(Раскрась танк Т-3). Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 5
6. Давайте рассмотрим изображение Знамени Победы (показ фото или слайда на экране).
Какого цвета знамя Победы? Что изображено на знамени?
В те времена наша страна Россия была частью государства, которое называлось Союз Советских Социалистических Республик. Государственный флаг Советского Союза был красного цвета с золотой звездой и золотыми серпом и молотом. Серп и молот - это символы труда и трудящихся, тех, кто работает на фабриках и заводах, выращивает хлеб, звезда - символ защитников Отечества. Эти символы изображены и на Знамени Победы, только нанесены они на полотнище белой краской. Надписи на Знамени Победы говорят о том, какому военному подразделению принадлежало это знамя.
События, связанные со Знаменем Победы, происходили в самом конце Великой Отечественной войны. А до этого в тяжелых сражениях советские войска освободили свою Родину от жестоких захватчиков. Освободили они и многие другие страны: Польшу, Чехословакию, Венгрию, Австрию, - и, наконец, штурмом взяли столицу фашистской Германии - город Берлин.
В центре города бои развернулись за каждый дом, за каждую улицу. Особенно тяжелым был штурм здания фашистского правительства - Рейхстага. Чтобы преодолеть упорное сопротивление фашистов, приходилось сражаться за каждый этаж, за каждую комнату. И вот, наконец, штурмовые группы советских солдат поднялись на крышу. Знамя Победы развевалось над Берлином - это означало, что война окончена, завоевана долгожданная победа. Затем Знамя Победы перевезли в Москву для участия в Параде Победы.
Открываем конверт 6
Воспитатель читает задание. Какого цвета знамя Победы?
(Когда пошли мы на парад,
Его в руке нёс старший брат.
Нам без него нельзя никак,
Ведь это наш российский… ФЛАГ!)
Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 6
7. Где проходила Дорога жизни?
- Найди на карте Ладожское озеро. Проведи на нём Дорогу жизни.
- Нарисуй разрыв кольца блокады.
(задание можно поменять!)
Открываем конверт 7
Воспитатель читает задание. Как называется схема, где изображены города, реки и озёра? - КАРТА!
Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 7
8. 14 июля 1941 года недалеко от железнодорожной станции города Орши знаменитая батарея капитана Ивана Флёрова впервые атаковала противника. На вооружении батареи находились совсем новые, неизвестные немцам боевые машины БМ-13, которые бойцы ласково назовут «катюшами». Тогда еще мало кто знал, что эти машины будут участвовать в самых важных боях Великой Отечественной и наряду с легендарными танками Т-34 станут символом победы в этой страшной войне. Однако их мощь и русские, и немецкие солдаты и офицеры смогли оценить уже после первых выстрелов.
Первая батарея Флёрова принимала участие в сражениях за Смоленск, Духовщину, Рославль, Спас-Деменск. Другие батареи, их было около пяти, находились в районе города Рудни. И первая версия о происхождении прозвища этих машин - «катюша» - действительно связана с песней. Батареи сделали залп по площади Рудни, где в тот момент находились немцы, кто-то из свидетелей происходящего якобы сказал: «Да, это песня!» - а кто-то другой подтвердил: «Да, как «Катюша». И вот эта кличка сначала перекочевала в штаб 20-й армии, при которой находилась батарея, а потом распространилась по всей стране.
Вторая версия о «катюше» связана с заводом «Коммунар»: на машинах ставилась литера «К». В пользу этой теории говорит то, что гаубицу М-20 с литерой «М» бойцы прозвали «матушкой». Есть много других предположений по поводу происхождения прозвища «катюша»: кто-то считает, что в момент залпа машины протяжно «пели» - в одноименной песне тоже есть длинный распев; кто-то говорит, что на одной из машин было написано имя реальной женщины, и так далее. Но, кстати говоря, были и другие названия. Когда появилась установка М-31, кто-то стал называть ее «андрюша», а немецкий миномет Nebelwerfer прозвали «ванюша».
Ходит легенда: советские бойцы настолько полюбили «Катюши», что во время боя вместо команд «пли», «огонь» и «залп» командиры использовали более мелодичные «пой» или «играй». Настолько созвучны были эти приказы со знаменитой песней Матвея Блантера, ставшей хитом во время Великой Отечественной войны. А вот немецких солдат вой реактивных снарядов сводил с ума. Кстати говоря, одним из названий БМ-13 среди немецких солдат была кличка «сталинский орга́н», потому что направляющие машины были похожи на трубы. И сам звук, когда «катюша» «пела», тоже походил на органную музыку.
У ленинградских «Катюш» был свой, блокадный шарм
Легендарные «Катюши», которые вызывали панический страх у немцев, изготавливались на Выборгской стороне, в цехах соседствующих заводов имени Климова и имени Карла Маркса.
- Производство «Катюш» поставили на конвейер уже в начале 42-го года, - рассказывает сотрудник музейной экспозиции акционерного общества «Климов» Лариса Янушанец. - В строжайшей секретности здесь делали снаряды, подъемные и управляющие механизмы и устанавливали все это на грузовые машины.
Но неожиданно возникла проблема - очень скоро закончились автомашины ЗИС-6 (трехосные, повышенной грузоподъемности). Тогда местные инженеры приняли оригинальное решение: использовать обычные грузовики ЗИС-5 («двухоски»), находившиеся в частях фронта в достаточном количестве.
Получались уникальные, немного «истощенные», а потому воистину блокадные «Катюши», - вспоминают ветераны. - Такие машины на протяжении всей войны не выпускались нигде, кроме Ленинграда. Но немцев били по полной программе.
Скоро из газет рабочие заводов узнали: фашистов буквально ошеломило «ужасное оружие русских». Гитлеровцы пытались разгадать его тайну, но так и не смогли этого сделать до самого конца войны.
Подготовка реактивной установки М-13 на шасси грузовика ЗИС-6 к ведению огня
Открываем конверт 8
Воспитатель читает задание. Как «ласково» называлась машина М-13? - КАТЮША.
Имя девичье носила
И врага огнем косила,
Вражьи замыслы поруша,
Легендарная … Катюша
Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 8.
9. Звезда символ победы красной армии. Какого она цвета?
Где, на чем вы видели звезды? (на башнях Кремля, на головных уборах, на боевой техники, на погонах, орден Красной звезды)
Ребята, сколько лучей у звезды? Правильно, пять. Можно сказать, что пять сил, пять богатырей преградили путь фашисткой орде. Кто эти богатыри? Это пехотинец, моряк, летчик, партизан и труженик тыла.
Открываем конверт 9
Воспитатель читает задание. Соедините точки по порядку, и раскрась нужным цветом.
Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 9.
10.
Блокадное кольцо в тисках сжимало город,
Но не сдавался храбрый арестант,
Он с болью выстоял, стерпел нужду и голод,
Зовется гордый город…
Какое слово получилось? Город - герой - ЛЕНИНГРАД!
КРОССВОРД
По горизонтали:
1. Как называется ситуация, в которую попал наш город Ленинград во время Великой отечественной войны? - БЛОКАДА.
2. Какой продукт выдавали жителям Ленинграда по продуктовым карточкам? - ХЛЕБ.
3. Читают стихотворение! - ОРДЕН!
4. Как называется летний головной убор солдата? - ПИЛОТКА!
5. Какое самое массовое оружие во время второй Мировой Войны и послевоенного времени? - ТАНК!
6. Отгадай загадку - ФЛАГ!
7. Как называется схема, где изображены города, реки и озёра? - КАРТА!
8. Как «ласково» называлась машина М-13? - КАТЮША
9. Ребята, сколько лучей у ЗВЕЗДЫ?
По вертикали:
10. Какое слово получилось? Город-герой – ЛЕНИНГРАД.
Используемая литература.
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издание 2 – е, исправленное и дополненное. Москва «Москва – Синтез», 2011.
2. Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова, Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. Москва Издательство «Скрипторий 2003» 2011.
3.Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева, Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. В помощь педагогу. Волгоград 2013.
4. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жингаль Е.Н., Краснощёкова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
5. Стихи советских поэтов, посвящённые войне: портал для родителей «Ладушки – ладушки», «Русская поэзия»-rupoem.ru.