Коррекционная педагогика
В презентации дано разъяснение по правилам, особенностям и использованию знаний коррекционной педагогики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционная педагогика | 309 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Направления коррекционной педагогики 1 . Медико-клинический аспект - раскрывает вопросы этиологии умственного дефекта ( этиология - от греч. aitia – причина, loqos – учение - учение о причинах возникновения болезней), его анатомо-физиологические нарушения и симптомы; - исследует способы клинического диагностирования дефекта; подходы к его классификации.
Направления коррекционной педагогики 2. Психологический аспект - устанавливает картину психологических аномалий; - раскрывает своеобразие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы у детей с разнообразными психическими отклонениями; - определяет симптомы отдельных форм того или иного дефекта.
Направления коррекционной педагогики 3. Педагогический аспект рассматривает - проблемы умственной отсталости с точки зрения обучаемости и необучаемости ребенка в школе; - определяет принципы, методы и приемы педагогической коррекции дефекта.
Направления коррекционной педагогики 4. Социологический аспект анализирует проблему: - с точки зрения социальной оценки явления; - зависимости ее от социально-экономических условии; - социально педагогических причин; - влияния на нее характера и условий развития общества.
Основные понятия Норма – (от лат. n orma - правило) – руководящее начало, правило, образец; установленная мера, средняя величина чего-нибудь. Аномалия – (от греч. anomaloz- неправильный) – патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей, отклонение от общих закономерностей развития.
Основные понятия Понятие «аномалия развития» входит в круг понятий, объединяемых термином «дизонтогенез» , которым обозначают любые формы нарушений онтогенеза, т.е. развития индивида в отличие от развития вида (филогенез).
Основные понятия Депривация (от лат. deprivatio — потеря, лишение) - психическое состояние, вызванное лишением самых необходимых жизненных потребностей (таких как сон, пища, жилище, общение ребёнка с отцом или матерью, и т. п.) либо лишением благ, к которым человек был привычен долгое время.
Основные понятия Имбецильность (от лат. imbecillus - слабый, немощный) - средняя степень олигофрении, слабоумия, интеллектуального недоразвития, обусловленная задержкой развития мозга плода или ребёнка в первые годы жизни. При имбецильности дети отстают в физическом развитии, отклонения заметны внешне. Идиотия (прост. идиотизм) (от др.- греч. ἰδιωτεία (idioteia) - «невежество») - самая глубокая степень олигофрении (умственной отсталости), в тяжёлой форме характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления .
Основные понятия Эндогенные факторы (от греч. endon – внутри, genos – род, происхождение) – возникший по причинам, лежавший во внутренней среде организма. Экзогенные факторы (от греч. exo – снаружи, genos – род, происхождение) – возникший по причинам, лежавший вне организма (травмы, инфекции, нарушения питания).
Виды нарушений, их классификация Классификация детей с отклонениями в развитии представленная в работе М.А. Власовой и М.С.Певзнер «Учителю о детях с отклонениями в развитии» (1967). дети с сенсорной неполноценностью (с нарушением слуха, зрения, речи, функция опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики); дети с задержкой психического развития;
Виды нарушений, их классификация дети с астеническим и реактивным состоянием и конфликтными переживаниями; дети с психопатоподобными (психопатическими) форма поведения (эмоциональные нарушения поведения); умственно отсталые дети (олигофренные в степени дебильности, имбецильности, идиотии); дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, истерия и др.)
Виды нарушений, их классификация В монографии В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова «Основы дефектологии» (М., 1990) приводится следующая классификация: дети с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые и дети с задержкой психического развития); дети с нарушениями речи; дети сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);
Виды нарушений, их классификация дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития; дети с искаженными (или дисгармоничным) развитием.
Факторы нарушения развития По времени воздействия на организм: Пренатальное повреждение - н еблагоприятное воздействие в период внутриутробного развития: генетические отклонения; отягощенная наследственность; хронические заболевания родителей; злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками, курением;
Факторы нарушения развития физические и психические травмы женщины в период беременности; инфекционные, вирусные заболевания, токсоплазмоз; конфликт по резус-фактору; нефропатия – недостаточность деятельности почек, токсикозы и интоксикация (отравления);
Факторы нарушения развития внешнесредовые факторы – неблагоприятная экологическая ситуация, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка и многие другие неблагоприятные факторы . Постнаталъное повреждение - воздействие в период родовой деятельности: быстрые, стремительные роды, длительные роды со стимуляцией, использование щипцов,
Факторы нарушения развития обвитие ребенка пуповиной, что приводит к рождению в асфиксии (удушье), неквалифицированное оказание акушерской помощи и другие родовые травмы. Наталъное повреждение - воздействие в период после рождения . Перинатальное повреждение - с очетание внутриутробной и природовой патологии .
Виды нарушений, их классификация Прижизненные факторы: опухали мозга (менингиома), нейроинфекции (менингиты и энцефалиты), инфекционные болезни с осложнением на мозг, открытые и закрытые травмы черепа, сотрясение мозга, контузии и т.д. Органические нарушения - н арушения развития, связанные с органическим поражением центральной нервной системы
Виды нарушений, их классификация Функциональные нарушения - дефекты развития, свидетельствующие о дефицитарном развитии: социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмоционального положительного контакта ребенка со взрослым), двуязычие (или многоязычие) в семье, нарушение речи окружающих, ограниченность речевых контактов ребенка и др.